Связанные понятия
Пророчество — сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий. Чаще всего, под пророчествами подразумеваются высказывания, которые упоминаются пророками, ясновидящими до момента наступления события. В отличие от футурологических прогнозов, которые предсказывают будущее с помощью логики, анализа событий и фактов и выводов на основании научных методов...
Гада́ния — ритуал, направленный на установление контакта с потусторонними силами с целью получения знаний о будущем. Разновидность магии. Включают оккультные методики, приёмы и обряды, существующие в культурах многих народов и якобы позволяющие узнать будущие или просто неизвестные факты.
Воскрешение мёртвых — распространённый в мифологиях различных народов и религиях сюжет воскрешения (оживления) умершего существа (человека, в частности), зачастую совершаемого божеством или святым. Является частью представлений о жизни после смерти.
Жизнь после смерти , или загробная жизнь, — религиозно-философское представление о продолжении сознательной жизни человека после смерти. В большинстве случаев подобные представления обусловлены верой в бессмертие души, характерной для большинства религиозных и религиозно-философских мировоззрений.
Симпатическая магия — форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия) либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта) якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.
Упоминания в литературе
Прежде всего, что значит предсказывать будущее? Это значит точно определять наступление будущих событий, в определенном пункте пространства и времени (как и предсказывает астрономия). Всякие иные
предсказания суть просто общие места, из приличия называемые иногда в общественной науке латинским словом «тенденция» развития{6}. Так, если кто-нибудь сообщит мне, что тенденция моего развития состоит в том, чтобы некогда умереть, я едва ли сочту это предсказанием, в котором я ожидал бы найти обозначение времени и места моей смерти. Предсказание в этом смысле вполне совпадает с пророчеством, как оно понималось в ветхозаветной истории, или волхованием и гаданием. Способна ли социальная наука к пророчеству или, что то же, к предсказанию?
Длительность существования пророчеств и гаданий в человеческом обществе и неугасающий интерес к ним можно объяснить только тем, что данные практики эффективны и отвечают потребностям общества. В противном случае они давно исчезли бы. Данную проблему в современном обществе рассматривают с двух точек зрения. Согласно одной теории только страх перед неизвестным будущим заставляет людей обращаться к гадателям и прорицателям. Причем, при позитивном раскладе человек обретает уверенность, а при негативном надеется на ошибку гадальщика. Что касается эффективности, то приверженцы данной концепции считают, что она создается путем отбора только положительных прогнозов. Они утверждают, что восприятие такого рода информации обусловлено ожиданием и опытом человека, и в доказательство приводят
предсказания , имеющие расплывчатые вербальные формулировки, которые можно толковать произвольно, то есть так, как того хочет субъект. Наглядным примером могут служить современные гороскопы, специфической чертой которых является бросающаяся в глаза многозначность, которую нетрудно подогнать под желаемый результат или подходящую ситуацию.
В современном мире завеса тайны над некоторыми оккультными науками приоткрыта для большинства, и мысль об опасностях, таящихся в полученных
предсказаниях , стала расхожей. Бытует мнение, что программирование и предсказание разделены очень тонкой гранью, невидимой перепонкой, нарушить которую можно одним неосторожным словом гадателя. И в этом, безусловно, есть доля истины. Человеку восприимчивому, нисколько не сомневающемуся в словах предсказателя, в первый момент даже удобно будет символически переложить ответственность за принятие решений на того, кто так наглядно (разложив карты и сделав прогноз) предрёк ему будущее.
Прозревать будущее означает обнаруживать нити судьбы или волю богов – в той мере, в какой они влияют на нашу жизнь. Системы
предсказания , такие как Руны, основаны на наборе значимых символов, знаков, которые мы выбираем «случайно» и истолковываем их смысл. Но как и почему все это действует? Согласно северной традиции, все события, все происходящее обладает собственным энергетическим звучанием, а Руны, когда мы к ним обращаемся, считывают колебания энергий, пробегающие по нитям нашей судьбы в это мгновение. Научный рационалистический подход, свойственный западной культуре, считает, что если между событиями нет причинно-следственной связи, то ее нет вовсе. Тем не менее даже в научных кругах постепенно начинают сомневаться в правильности этого подхода. В 1950-х годах К. Г. Юнг представил концепцию синхроничности – «осмысленного совпадения». Некоторые теоретики квантовой физики согласны с положением, которое гласит, что «случайные» события, не связанные физическим принципом причинности, могут происходить из одного, более глубокого источника. Наконец-то настает время, когда современная наука и древняя магия могут встретиться и вступить в диалог.
В результате осмысления механизма системных расстановок становится ясно: то, что считается «сверхъестественным» – ясновидение,
предсказание будущего, чудесные исцеления, «прозорливость» старцев, происходит не просто так, а в соответствии с определенными закономерностями и порядком Вселенной. Понимая и осознавая их, рассматривая их максимально системно – как с позиции науки, так и мистики, религии, – мы сможем не только эффективно развивать свои (сверх)способности, но и отыскивать корни, глубинные истоки наших проблем и, целенаправленно воздействуя на них, делать нашу жизнь более гармоничной.
Связанные понятия (продолжение)
Судьба ́ — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум, доля; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества; древние греки персонифицировали судьбу в виде: Мойр (Клото, Лахезис, Атропос), Тиха, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке; древние римляне — в виде Парки (Нона, Децима, Морта); слово, часто встречающееся в биографических текстах.
Душа ́ (от старослав. доуша) (греч. ψυχή, лат. anima) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.
Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование) — предрассудок, представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, не обоснованных в религии и не объяснимых законами природы.
Ма́гия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ) — символические действия (обряды) или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём.
Божество ́ — постулированная сверхъестественная или бессмертная личность, которая может рассматриваться как святая, божественная или священная. В более широком смысле — предмет почитания и поклонения.
Фа́тум (лат. fatum) — в Древнем Риме олицетворение судьбы. Фатами назывались также божества, подобные греческим мойрам, и определявшие судьбу человека при его рождении; у стоиков — сила, управляющая миром.
Добро́ и зло ́ — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое.
Яснови́дение — магическая способность получать информацию о событиях прошлого, настоящего и будущего, недоступную для получения рациональными способами. В отличие от гаданий, спиритизма и т.д., ясновидение предполагает привязку к личности ясновидящего, а не к используемым им методам. Вера в существование ясновидящих в реальном мире достаточно распространена, хотя подтверждённых научно случаев ясновидения не зафиксировано.
Вездесу́щность (лат. omnipraesentia) — свойство присутствовать везде. Понятие обычно используется в религиозном контексте, и большинство доктрин приписывают это свойство высшему существу, называемому монотеистами Богом. Вездесущность следует отличать от пантеизма.
Мифологе́ма (от др.-греч. μῦθος — сказание, предание и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира. Примеры: мифологема первочеловека, мифологема Мирового дерева, и т. д. Употребляется также термин «мифологический архетип».
Хирома́нтия (от др.-греч. χείρ — рука и μαντεία — гадание, пророчество) — одна из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях и его грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней — папиллярным и особенно флексорным линиям, а также холмам на ладони и по внешнему виду руки.
Димиу́рг или Демиу́рг (др.-греч. δημι-ουργός — «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др.-греч. δῆμος — «земля, народ» + др.-греч. ἔργον — «дело, труд, работа») —
Подробнее: Демиург
Предвидение в науке — футурологический метод определения, описания объектов, явлений физической реальности, социальных процессов, несуществующих на момент исследования, которые могут появиться и быть обнаружены и изучены в будущем.
Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов.
Астроло́гия (др.-греч. ἀστρολογία от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») — группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
Пне́вма (греч. πνεῦμα «дыхание; дуновение; дух») — термин древнегреческой медицины и философии.
Персонифика́ция (от лат. persona «лицо» + facio «делаю»; олицетворе́ние), прозопопея (от др.-греч. πρόσωπον «лицо; личность» + ποιέω «делать»), антропопати́зм (др.-греч. ἄνθρωπος «человек» + πάθος «чувство») — представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц, в том числе человека, или признание за ними человеческих свойств; приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы...
Халдейские оракулы (греч. Τα των Χαλδαίων λόγια: от халдеи и оракул) — восстанавливаемый по цитатам более поздних авторов текст последней четверти II века, сакрализировавший платонизм в его среднеплатонической традиции. Представляет собой собрание гекзаметров (ок. 350 строк по современным изданиям, разделенные на 190 фрагментов).
Гно́зис (гно́сис) (от греч. γνώσις — «знание») — высшее, эзотерическое, откровенное, мистическое знание. Центральное понятие гностицизма. В раннем христианстве эзотерическому знанию гностиков противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса — высшего проникновенного богопознания. Заметное распространение понятие получает в оккультно-мистических учениях Нового времени и XX века.
Загробный мир (Потусторонний мир, Грядущий мир, Царство мёртвых, Тот свет, Мир иной, Царство небесное, Ирий) — мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ. Представления о загробном мире являются типологически общими практически для всех религий, а также культур и цивилизаций с религиозной основой мировоззрения. В славянской мифологии — это место обитания душ умерших, а также вообще мир мёртвых, противопоставленный жизни и земному миру людей. Обычно Загробный мир помещался...
Боги смерти — божества различных религий, связанные со смертью: проводников душ, подземных божеств и богов загробных миров. Этот термин относится к божествам, которые либо собирают души умерших, либо господствуют над мёртвыми, а не тех богов, которые определяют момент смерти. Тем не менее, все эти виды будут включены в эту статью.
Подзе́мный мир (подземное царство) — термин, различающийся в мифологиях разных народов. В большинстве случаев под «подземным миром» понимают загробный мир, хотя это не всегда так. Например, общими чертами некоторых мифов о подземном мире являются рассказы о живых людях, совершающих походы в подземный мир, часто с целью совершить подвиг.
Зло — антагонизм добра, нормативно-оценочная категория нравственного сознания, противоположная понятию «добро», обобщённо обозначает нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей и в явлениях действительности. Используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба, страданий..
Астральное тело — понятие в оккультизме, эзотерике и практике осознанных сновидений, обозначающее тонкое тело, которое иногда определяется как промежуточное между разумной душой и физическим телом. Понятие проистекает из философии Платона и связано с астральным планом, миром планетарных сфер. В девятнадцатом веке термин стал использоваться теософами и нео-розенкрейцерами.
Моло́х , также Мо́лох (лат. Moloch, греч. Μολόχ ← ивр. מולך «царственный»), Милхом — упоминающееся в Библии божество моавитян и аммонитян (3Цар. 11:5, 11:7), которому приносили в жертву детей (Иер. 7:31); по-видимому, мог обозначать эпитет верховного божества, также как и Баал (соб. «владыка»).
Пе́рвый челове́к — прародитель человечества. Понятие, близкое различным областям знаний, но имеющее разный смысл и значение в зависимости от выбранного подхода.
Заклинание (заклятие) — вид ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме — требования, приказа, побуждения, просьбы, мольбы, предупреждения, запрещения, угрозы. Может быть самостоятельным вербальным ритуалом (таковы, например, приветствия типа «здравствуй!», пожелания вреда — проклятия или отсылки типа «иди ты к чёрту!»), приговором при обрядовом или практическом действии, а также составной частью более сложных вербальных форм — колдовских заговоров...
Демонология (от др.-греч. δαίμων, то есть божество, дух, гений, и от др.-греч. λόγος, то есть слово, рассуждение, наука) — общее название разнородных мифов о демонах. Название используется по аналогии с современными научными направлениями. Основными направлениями в демонологии обычно являются изучение демонов, описание поведения демонов, описание обрядов по вызову демонов, борьбе с ними, подчинению и контролированию их сил и т. п. Демонология сопровождает многие религиозные и мистические традиции...
Ве́чная жизнь — во многих религиях это неограниченное временем существование личности или души после смерти; слияние души с Богом или с «мировым духом».
Бессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколько угодно) долгое время.
Ля́рва (лат. larvæ — привидение, изначально маска, личина, ср. с современным итал. larva — личинка или латинским же mascus — призрак) — в древнеримской мифологии душа (дух) умершего злого (по другим сведениям — молодого) человека, приносящая живым несчастья и смерть. Возможно, имеют отношение к ларам.
Космого́ния (греч. κοσμογονία; от κόσμος «мир», «Вселенная» + γονή «рождение») — наука, изучающая происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы, включая Солнце, планет со спутниками, астероидов, комет, метеоритов.
Космогонические мифы — мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Разновидность мифов о происхождении. Родственные им мифы о происхождении (перво)человека называются антропогоническими.
Небесная магия или математическая магия — оккультно-эзотерический термин, используемый в контексте воззрений на магию, получивших распространение в Европе среди гуманистов эпохи Возрождения в XV-XVI веках. Вид магии, где занимающийся может достигать результатов, аналогичных плодам естественной магии, но с использованием математики (понимаемой как «законы числа, веса и меры»).
Пуп земли ́ — космологическое понятие центра мира в различных религиозно-мифологических традициях.
Нумероло́гия — система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, процессами и жизнью людей и их сознанием, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Всемогущество — неисчерпаемая сила, не имеющая никаких мыслимых ограничений, другими словами, сила, имеющая безграничные возможности. Монотеистические религии обычно приписывают всемогущество только Богу.
Сверхъесте́ственное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится «над» физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё.
Проклятие — словесная формула, содержащая пожелание зла в адрес кого- или чего-либо, ругательства. Крайнее, бесповоротное осуждение, знаменующее полный разрыв отношений и отторжение. Встречается в древней литературе, в частности в Библии, как крайнее осуждение каких-либо грешных поступков.
Гороскоп (от др.-греч. ὥρα, промежуток времени, период и др.-греч. σκοπός, наблюдатель) — упорядоченное отображение взаимного расположения планет на звёздном небе в определенный промежуток времени по знакам зодиака. Используется в астрологии с целью предсказания судьбы.
Ко́смос (др.-греч. κόσμος «порядок») — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставлялся хаосу. Греки соединяли в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую.
«Окку́льтная филосо́фия » (лат. De Occulta Philosophia Libri III, также переводится как «О сокровенной философии», «О тайной философии», «Три книги сокрытой философии») — сочинение мистико-натурфилософского характера, главный трактат Корнелия Агриппы, опубликованный в 1531 году. Состоит из трёх книг, каждая из которых посвящена отдельному виду магии.
Экстрасенсорное восприятие , ЭСВ, экстрасенсо́рика (от лат. extra «сверх, вне» + sensus «чувство») — термин, использующийся для многих, якобы существующих, паранормальных форм восприятия или способностей человека. Существование подобных форм восприятия и способностей не имеет под собой научных доказательств, Национальный научный фонд (США) относит экстрасенсорное восприятие к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений.
Упоминания в литературе (продолжение)
Предсказание будущего всегда было прерогативой жреческого клана. Однако в нашем быстро меняющемся мире способность к предсказанию может открыться у каждого. Стоит только уловить алгоритм происходящего. Природные катаклизмы, экстраординарные общественные и социальные события не просто намекают, а явственно указывают на то, что ждет человечество впереди. В результате будущее предстает перед нами, как открытая книга, которую можно с увлечением читать. Тайное становится явным и доступным для нашего осмысления.
Считается, что
предсказания , которые имеются в сиксенах, относятся к XVII веку, точнее, к 1605–1653 годам. Определить время описываемых в трудах Нострадамуса событий можно, если сравнить информацию, имеющуюся в сиксенах, с уже произошедшими историческими событиями. Тщательный анализ сведений, содержащихся в шестистишиях, позволяет утверждать, что многие описываемые пророком эпизоды в действительности в это время не происходили. Только несколько сиксенов можно отнести к прошлому. Остальные же предсказания, несомненно, относятся к грядущему. К сожалению, а может, к счастью, будущее нам неизвестно и скрыто «за семью печатями». Установить подробности, что же произойдет в грядущем, согласно пророчествам Нострадамуса, можно только одним способом – сравнивая его предвидения с предсказаниями других пророков и с пророчествами, которые имеются в его катренах, сиксенах и письмах.
Отношение к искусству
предсказания всегда было двояким. С одной стороны, человечество суеверно верило всевозможным оракулам, сивиллам и гадателям, с другой же стороны, дело осложнялось тем, что против самой возможности гадания восставало чувство реальности: как можно предсказать то, что еще не произошло? Дело осложнялось тем, что уже во времена античности на одного искусного гадателя (учтите, что мы не называем их волхвами или чародеями, ибо полагаем, что способность прорицания доступна самому обычному человеку) приходилось по меньшей мере с десяток шарлатанов (тенденция эта сохранилась до наших дней).
Однако некоторые философы, и даже ученые, недооценивают роль объяснения в науке. Для них основная цель научной теории заключается не в объяснении чего-либо, а в
предсказании результатов экспериментов: все содержание теории заключено в формуле предсказания. Они считают, что годится любое непротиворечивое объяснение, которое теория может дать своим предсказаниям, равно как и отсутствие объяснения, – до тех пор, пока ее предсказания верны. Такой взгляд называется инструментализмом (поскольку в этом случае теория – всего лишь «инструмент» для предсказаний). Саму мысль о том, что наука может позволить нам понять скрытую реальность, лежащую в основе наших наблюдений, инструменталисты считают ложной и тщеславной. Они не понимают, каким образом то, о чем говорит научная теория помимо предсказания результатов экспериментов, может быть чем-то бо́льшим, чем пустые слова. В частности, объяснения они считают вспомогательными психологическими приспособлениями – чем-то вроде художественных элементов, включаемых в теории, чтобы сделать их занимательнее и облегчить запоминание. Лауреат Нобелевской премии, физик Стивен Вайнберг[1], явно говорил с позиций инструментализма, сделав следующий невероятный комментарий к объяснению гравитации Эйнштейном:
Наследие, оставленное человечеству мудрецами минувших веков, поражает не только знаниями ушедших цивилизаций, но и достижениями, которые невозможно повторить, используя современные технические возможности. Мало вероятно, что существующая символика, равно как и
предсказания ясновидящих, появились вдруг и ниоткуда или придуманы. Скорее всего, такие люди как Иоанн Богослов, Нострадамус, Леонардо да Винчи и другие Посвященные, знали и понимали законы мироздания, пространственно-временные циклы, системные взаимосвязи во Вселенной, что позволяло прогнозировать и управлять процессами на планете Земля.
Одной из важнейших отраслей герметических наук по праву считается гадание. Оно является верным способом изменить неблагоприятное течение предстоящих событий. Некоторые люди ошибочно полагают, что гадание является
предсказанием . Это не так, ибо ответ на вопросы начертан в подсознании, а гадательные символы выводят его на сознательный уровень. Гадая, человек получает информацию о наиболее вероятных событиях, следовательно, зная, чего ждать, может изменить ход этих событий. Иногда бывает трудно сразу понять изложенную информацию и систематизировать ее в единое целое. Но дорогу осилит идущий и со временем гадающий осваивает все тонкости интерпретации гаданий. Правильно пользуясь полученной информацией, можно избежать многих ошибок и неприятностей, предотвратить возможные трудности, отыскать наиболее верные пути выхода из создавшихся ситуаций.
Из-за того, что объяснения играют в науке такую центральную роль, и потому, что возможность экспериментальной проверки в случае неразумных объяснений оказывается мало полезной, лично я предпочитаю называть мифы, суеверия и тому подобные теории ненаучными, даже если их
предсказания можно проверить на опыте. Но не важно, какую именно терминологию вы используете, если только она не заставляет заключить, что в мифе о Персефоне, в апокалипсической теории предсказателя или в иллюзиях игрока есть что-то стоящее лишь потому, что их можно проверить на практике. Равным образом человек не сможет добиться прогресса одним желанием отбросить опровергнутую теорию: помимо этого, нужно искать более удачное объяснение соответствующего явления. Таков научный образ мыслей.
Человек, жаждущий гадания, которого я буду называть далее «субъект», часто хочет точно знать, какие события с ним произойдут, и пытается спровоцировать мастера на некие стандартные
предсказания . Адепты дивинации, которые действительно владеют этим методом, не должны уступать такому давлению. Они знают, что верить в какой-либо вид фатализма или предопределения отнюдь не в долговременных интересах субъекта, но при этом должны уметь определять некоторые конкретные тенденции в жизни этого человека.
Из рассмотренных выше теорий критерию фальсифицируемости отвечает лишь теория относительности: даже если в период ее выдвижения существующие измерительные инструменты не позволяли осуществить проверку, принципиальная возможность опровержения этой теории существовала уже тогда. Случай с астрологией – обратный; астрологи попросту игнорируют неблагоприятные для них свидетельства, а в своих прогнозах прибегают к обычному трюку всех прорицателей: предсказывают события неопределенно, чтобы
предсказания всегда сбывались, т. е. чтобы они были неопровергаемыми. Вспомним истории о Ходже Насреддине. «Буду ли я счастлива в своем новом браке?» – трепетно спрашивала какая-нибудь почтенных лет вдова и замирала в ожидании ответа. «Да, будешь счастлива, если на рассвете не влетит в твое окно черный орел, – гласил ответ гадальщика. – Остерегайся также посуды, оскверненной мышами, никогда не пей и не ешь из нее». И вдова удалялась, полная смутного страха перед черным орлом, тягостно поразившим ее воображение, и вовсе не думая о каких-то презренных мышах; между тем в них-то именно и крылась угроза ее семейному благополучию, что с готовностью растолковал бы ей гадальщик, если бы она пришла к нему с жалобами на неправильность его предсказания.
И еще: я ничего не говорю об использовании Таро для гадания не потому, что согласен с теми, кто осуждает его применение в искусстве гадания; скорее, потому, что по моему убеждению, наилучших результатов в
предсказании будущего при помощи Таро не достичь без досконального усвоения философии карт. Знакомство с их астрологическими значениями практически неотделимо от точного предсказания. Я надеюсь со временем опубликовать работу, посвященную исключительно астрологическому и гадательному применению этого замечательного алфавита символов.
Личность астролога, составляющего гороскоп, безусловно, накладывает отпечаток на трактовку будущего. В этом деле как ни в каком другом важен элемент творческой интуиции. Даже гороскопы известных и опытных астрологов в разной степени подходят разным людям. Одни утверждают, что им больше подходят гороскопы Глобы, другие предпочитают прогнозы Михаила и Ирины Кош, а третьи считают самыми точными
предсказания и трактовки Юрия Лонго. Это объясняется тем, что ВИДЕНИЕ автором гороскопа картины будущего может в разной степени совпадать с вашими ощущениями. Хорошо, если астролог ближе вам как личность духовно. Возможно, имеет значение и место рождения астролога. Возможно, это более сложная зависимость. Поэтому, если вы хотите пользоваться лучшим гороскопом, познакомьтесь с прогнозами разных авторов и сделайте свой выбор.
Почему этого нельзя предсказать? Все
предсказания основаны на тех объяснениях и причинно-следственных связях, которые сформированы в предыдущей системе (матрице). Предсказания направлены из настоящего в будущее. Объяснения, наоборот, из настоящего в прошлое. Поэтому все, что уже произошло, можно так или иначе объяснить в рамках новой системы понятий, а предсказать будущее исходя из старой системы нельзя.
Хотя общее количество прокомментированных нами катренов составляет только около половины от их полного числа, следует обратить внимание, что по-видимому около трети катренов должно быть отнесено к событиям будущего (до 2243 года), и соответственно поиск их объяснения является пока преждевременным. Тем не менее, на основе возникшей системы истолкования мы делаем ряд
предсказаний на будущее, подчеркивая однако, что в силу неоднозначности датировок, предсказания будущего по катренам носят не безусловный, а вероятностный характер.
При изучении античного мира, многие люди совсем не догадываются, что и в те далекие времена уже процветали магические обряды, ритуалы и гадания, что мифы Древней Эллады повествуют не только о власти богов над смертными, но и о методах «задабривания» сил природы, слияния с ними в одно целое. Кстати, именно греки и римляне соединили понятия магии и философии, предположив их общую астрологическую основу возникновения. Буддистам и теософам известны секреты вхождения в состояние так называемой нирваны – полной гармонии с душой Вселенной, но что же скрывается под этим понятием, и так ли просто обычному человеку за короткий срок достичь полного блаженства и безмятежности? Здесь подробно описаны все стадии слияния с божественным началом. В буддийской практике также существует множество способов
предсказания дальнейшей судьбы, представлены различные способы влияния на подсознание и сознание человека.
О ясновидящих слышали многие, о них существует много рассказов. Люди прорицают будущее в различных состояниях организма. Классический пример – болгарская прорицательница Ванга. Она была слепой, однако хорошо видела прошлое и будущее людей, обращавшихся с просьбой о
предсказании грядущего или установлении истинности происшедших фактов, которые не дано прозреть простому человеку.
Отдельное место в истории
предсказаний принадлежит гороскопу друидов. Каждый тип человека древние мудрецы соотносили с тем или иным деревом, учитывая при этом движение нашего светила и степень влияния его энергии на формирование характера и судьбы людей.
Последнее определение бытует в официальной науке, рассматривающей астрологию как яркий пример лженауки (тут надо заметить, что и ряд точных дисциплин, таких как физика, астрономия и другие, до сих пор не могут привести достоверных доказательств тех или иных версий происхождения Вселенной, человека, некоторых растений (например, кукурузы, которая не имеет дикого предка) и так далее, что, однако, не делает их псевдонаукой) и махрового предрассудка, которая регистрирует положение небесных тел и трактует полученные сведения с целью
предсказания тех или иных событий на Земле. Интересно, что ложность астрологии никто не пытался доказать и вплоть до XVII века она считалась наукой. Только потом за ней закрепилась приставка «лже», так как нельзя объяснить влияние небесных тел, которые невероятно далеки от нашей планеты, на судьбы людей, народов и государств, опираясь на положения теории гравитации, электромагнитных полей и др. Уместно добавить, что только в западных странах не признается научный статус астрологии. На Востоке все с точностью наоборот, например в Индии ее преподают в учебных заведениях, а профессия астролога считается престижной.
К сожалению, многие из тех, кто слепо верит экстрасенсам и иже с ними, напрочь отвергают науку. Как правило, они считают научный подход либо слишком трудным для понимания, либо слишком скучным. Или, быть может, они уверены в том, что
предсказания по своей природе невозможны без содействия сверхъестественных сил.
Астрология необходима не только для
предсказания судьбы тем, кто хочет ее узнать, но и для предотвращения возможных бед.
Можно определить суеверие как предрассудок, состоящий в том, что человек принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Суеверие допускает, часто неосознанно, что от потусторонних сил можно найти защиту или договоренность. Поэтому суеверие, как правило, проявляет себя в обрядовых формах: ношении талисманов, татуировке, магических жестах. Особое место среди суеверий занимают приметы, которым приписывается
предсказание .
Онейромантика – это искусство прорицания по снам. Уже говорилось о роли снов в Древнем Египте. Античный мир также придавал сновидениям существенное значение. Не случайно возникла целая наука гадания по снам. Сон воспринимался как божественная одержимость, отнимающая у души самообладание. Взамен оставались лишь пассивные свойства. Душа во время сна смотрит на образы, которые раскрывает некая высшая сила. Поэтому онейромантика была чуть ли не превыше всех остальных видов гадания.
Предсказаниями занимались как мужчины, так и женщины.
Порой изощренная математическая техника даже обгоняла практические запросы, превращаясь в своего рода искусство для искусства, поскольку практические потребности, связанные с астрономией, в Древнем Вавилоне и Египте не простирались дальше «позитивистских», без претензий на проникновение в сущность небесных явлений, вычислений с единственной целью –
предсказания позиций небесных тел, необходимого для земледелия. Вместе с тем, к основным текущим проблемам вавилонской вычислительной астрономии относилось, например, предсказание, в какие вечера новая Луна должна впервые появляться на западном горизонте91. Столь значительный интерес к такого рода вопросам объясняется тем, что задачи вавилонской астрономии охватывали, помимо контроля над календарем, также прорицания астрологического характера (что делало астрономические наблюдения особенно почетной деятельностью).
Шаманы должны были поддерживать связь с божественными прапредками, чтобы получать от них знания и советы. Подобным могли заниматься как мужчины, так и женщины. Шаманами в настоящее время, как и в древности, становятся те, на кого указали сновидения или болезнь. Признаком шамана зачастую являются физические дефекты: искривления скелета, лишние кости, карликовость, а еще лучше – горб. В случае отказа от исполнения предначертанных обязанностей этим людям угрожает смерть или, в лучшем случае, психическое заболевание. «Сновидение» достигается посредством введения психоделиков. Курс инициации и обучения у современных колдунов майя длится примерно 180 дней, то есть охватывает именно лунный полугод. Курс включает такие дисциплины, как календарь, целительство, символизм, астрологию,
предсказания и т. д. В завершение этого периода новому шаману вручается «священный узел» и инструкции, как его беречь и как им пользоваться.
Иоганн Кеплер (XVI–XVII века) – великий астроном, чьи законы лежат в основе расчета орбит космических кораблей. В своем первом астрологическом альманахе предсказал исключительно холодную зиму и вторжение турок в Австрию. Когда оба
предсказания сбылись, за Кеплером закрепилась репутация пророка. Отвергая вульгарную астрологию, подобную нынешним газетным «гороскопам», он ввел новые элементы в теорию астрологии.
Сегодня невозможно достоверно определить, когда и где это случилось, поскольку в древности такой науки в завершенном виде не существовало, а были распространены магические толкования чисел, различные
предсказания по числам и попытки сведения всего этого в систему взглядов.
Я подчеркиваю огромную важность критерия простоты – важность, которая не всегда осознаётся. Иногда люди не замечают ее и говорят, что теорию делает вероятной всего лишь ее объяснительная сила, или, еще хуже, просто то обстоятельство, что мы можем дедуцировать из нее утверждения о явлениях, которые наблюдаются непосредственно, наши факты и данные. Проблема с этим утверждением состоит в том, что для любого конечного набора явлений всегда будет существовать бесконечный набор разных теорий одинакового диапазона, таких, что из каждой (наряду с утверждением о начальных условиях) можно будет дедуцировать утверждения о явлениях, наблюдаемых с чрезвычайной точностью (однако, возможно, что для какой-то из этих теорий эти феномены не будут вероятны). Эти теории совпадают в отношении того, что уже наблюдалось, но расходятся относительно
предсказаний будущего. Мы можем дожидаться новых результатов наблюдений явлений для того, чтобы быть в состоянии предпочесть ту или иную теорию. Но как бы много теорий мы ни отвергли на основе их несовместимости с наблюдениями, мы всегда будем оставаться с бесконечным набором теорий, из которых придется выбирать на основе иного критерия, отличного от критерия объяснительной силы. Если не существует смежных теорий, с которыми некоторые теории сочетаются лучше, чем с другими, то решающим критерием будет простота (а когда наши теории обладают очень большим диапазоном, смежных теорий будет совсем немного).
Субъектность, внутренние условия понимания как линзы, направляющие фокус внимания понимающего субъекта, проявляются в специфике интерпретации, приписывания событиям, явлениям и т. п. статуса фактов. Простая констатация существования объектов, явлений, событий, полученных в исследовании результатов, не означает признания их фактами. В науке фактами называют только те результаты, которые теоретически осмыслены и так соотнесены с другими данными, что становится очевидным существенное отличие одних от других. Любая наука строится на проинтерпретированных, понятых учеными фактах. В частности, А. Ф. Лосев полагал, что история как наука – это только понятые факты: «Факты сами по себе глухи и немы. Факты непонятые даже не суть история. История всегда есть история понятых или понимаемых фактов (причем понятых или понимаемых, конечно, с точки зрения личностного бытия)» (Лосев, 1991, с. 129). В психологии к фактам обычно относят такой вид знания, в котором фиксируются воспроизводимые феномены и явления, постоянно проявляющиеся при определенных обстоятельствах. «Кроме того, к ним принято причислять не любые относительно стабильные психологические явления, а явления, достаточно существенные для психологической науки, выражающие какие-либо психологические закономерности. Например, тот факт, что объем непосредственной памяти равен 7 ? 2 элемента, во-первых, обладает достаточной воспроизводимостью – в рамках обозначенного диапазона, во-вторых, важен для психологической науки и практики, имея большое значение как для
предсказания возможностей человека, так и для познания механизмов непосредственной памяти» (Юревич, 2010, с. 27).
Однако ригористичные позитивисты не примут моего понимания эмпирической верификации. Некоторые скажут: все, что я имею в виду, утверждая: «Если Бог существует, то в мире есть порядок», сводится к тому, что в мире есть порядок. То есть значение исходного метафизического утверждения идентично значению предложения наблюдения, выводимому из него. Откровенно говоря, это заключение кажется просто ложным. Утверждать, что существует бытие, ответственное за существование порядка, не есть то же, что утверждать существование порядка. Другой способ огорошить метафизика заключается в том, чтобы спросить у него, какая разница в том, утверждается или отрицается его тезис. Например, если метафизик утверждает, что абсолютное Бытие существует, его могут спросить, какая разница для мира в том, существует или не существует абсолют. Мир останется тем же в обоих случаях. Здесь, как мне кажется, можно распознать влияние эмпирических наук, о котором я говорил выше. Считается, что функция научной гипотезы состоит в том, чтобы предсказывать будущий возможный опыт. Отсюда выводится заключение, что для того, чтобы быть значимыми, метафизические суждения должны выполнять сходную функцию. Перед лицом такого отношения метафизик, я думаю, может попытаться ответить на требования позитивиста. Скорее всего, он будет утверждать, что его высказывание о существовании абсолютного Бытия не подразумевает
предсказания чего-либо, а стремится объяснить что-то, а именно: существование конечных существ. Его оппонент, несомненно, спросит его, что он имеет в виду под объяснением, и будет оспаривать обоснованность метафизических «принципов» или, может быть, интуиции. Однако вопрос об обоснованности метафизических выводов перемещает нас за пределы логического позитивизма.
Современные нам «целители» тел и душ тоже не все жулики: если бы их
предсказания никогда не сбывались, а все действия были безуспешными – обман долго не продержался бы, никто не станет давать себя дурачить бесконечно. Можно предположить, что порча, сглаз, приворот, зомбирование, не объясненные наукой, но известные из многовекового опыта также, как и беснование – существуют. Для кого и почему они реальны? С чем связан категорический запрет Священного Писания и церковного Предания вступать в общение с любыми прорицателями, заклинателями и гадателями?
Известно, например, что в середине XI века арабский ученый Ширази на основании астрологических расчетов предсказал землетрясение в городе Тебризе (ныне город Тавриз в Иране). Никто ему не поверил, в результате сорок тысяч человек погибли под обломками своих домов. Иоганн Кеплер, создатель теории движения планет, в своем первом астрологическом календаре предсказал необычно холодную зиму и турецкое вторжение в Австрию.
Предсказания сбылись, и это сделало Кеплера известным. «Отец» медицины Гиппократ говорил: «Ни один врач не может успешно пользоваться медицинской наукой, если он не знаком с астрологией».