Предсказание

  • Предсказа́ние (прорицание) — сообщение о некотором событии, которое с большой долей вероятности произойдёт в будущем.

    В зависимости от оснований предсказания делятся на рациональные и иррациональные. Рациональные предсказания основываются на определенных знаниях закономерностей (бытовых или научных) и способах их практической реализации. Иррациональные предсказания «основываются» на необычных, уникальных способностях предсказателя («озарение», «откровение», «ясновидение», «провидческий дар», «сверхрациональная интуиция» и пр.).

    Предсказание существенно отличается от понятий: гадание, ясновидение, пророчество, прогнозирование и других понятий, являющихся, по сути, попытками заглянуть в будущее с целью подтверждения благоприятного или неблагоприятного исхода некоторых, вполне определённых, действий.

    Предсказа́тель — человек, имеющий (или симулирующий) дар предвидения, предсказывающий грядущие события.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Пророчество — сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий. Чаще всего, под пророчествами подразумеваются высказывания, которые упоминаются пророками, ясновидящими до момента наступления события. В отличие от футурологических прогнозов, которые предсказывают будущее с помощью логики, анализа событий и фактов и выводов на основании научных методов...
Яснови́дение — магическая способность получать информацию о событиях прошлого, настоящего и будущего, недоступную для получения рациональными способами. В отличие от гаданий, спиритизма и т.д., ясновидение предполагает привязку к личности ясновидящего, а не к используемым им методам. Вера в существование ясновидящих в реальном мире достаточно распространена, хотя подтверждённых научно случаев ясновидения не зафиксировано.
Астроло́гия (др.-греч. ἀστρολογία от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») — группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
«Эффе́кт Эди́па» («самосбывающийся прогноз») — термин, использующийся в прогнозировании и указывающий на то, что целенаправленные действия (управление) и решениям способны «самоосуществить» или же «саморазрушить» прогноз. Эффект Эдипа заключается в том, что во время ожидания исполнения прогноза, люди усиленно стараются воплотить в жизнь свои положительные ожидания или наоборот пытаются предотвратить возможные отрицательные события.
Аргумент от чудес (англ. argument from miracles) — это теологический аргумент в пользу существования Бога. Наличие чудес утверждается как доказательство существования Бога или иной сверхъестественной силы. Примеры известных защитников аргумента: К. С. Льюис, Г. К. Честертон и Уильям из Оккама.

Упоминания в литературе

Прежде всего, что значит предсказывать будущее? Это значит точно определять наступление будущих событий, в определенном пункте пространства и времени (как и предсказывает астрономия). Всякие иные предсказания суть просто общие места, из приличия называемые иногда в общественной науке латинским словом «тенденция» развития{6}. Так, если кто-нибудь сообщит мне, что тенденция моего развития состоит в том, чтобы некогда умереть, я едва ли сочту это предсказанием, в котором я ожидал бы найти обозначение времени и места моей смерти. Предсказание в этом смысле вполне совпадает с пророчеством, как оно понималось в ветхозаветной истории, или волхованием и гаданием. Способна ли социальная наука к пророчеству или, что то же, к предсказанию?
Длительность существования пророчеств и гаданий в человеческом обществе и неугасающий интерес к ним можно объяснить только тем, что данные практики эффективны и отвечают потребностям общества. В противном случае они давно исчезли бы. Данную проблему в современном обществе рассматривают с двух точек зрения. Согласно одной теории только страх перед неизвестным будущим заставляет людей обращаться к гадателям и прорицателям. Причем, при позитивном раскладе человек обретает уверенность, а при негативном надеется на ошибку гадальщика. Что касается эффективности, то приверженцы данной концепции считают, что она создается путем отбора только положительных прогнозов. Они утверждают, что восприятие такого рода информации обусловлено ожиданием и опытом человека, и в доказательство приводят предсказания, имеющие расплывчатые вербальные формулировки, которые можно толковать произвольно, то есть так, как того хочет субъект. Наглядным примером могут служить современные гороскопы, специфической чертой которых является бросающаяся в глаза многозначность, которую нетрудно подогнать под желаемый результат или подходящую ситуацию.
В современном мире завеса тайны над некоторыми оккультными науками приоткрыта для большинства, и мысль об опасностях, таящихся в полученных предсказаниях, стала расхожей. Бытует мнение, что программирование и предсказание разделены очень тонкой гранью, невидимой перепонкой, нарушить которую можно одним неосторожным словом гадателя. И в этом, безусловно, есть доля истины. Человеку восприимчивому, нисколько не сомневающемуся в словах предсказателя, в первый момент даже удобно будет символически переложить ответственность за принятие решений на того, кто так наглядно (разложив карты и сделав прогноз) предрёк ему будущее.
Еще в древности люди открыли много разных способов предсказания будущего, и некоторые из них практикуются до сих пор. Говорят, что все проверяется временем, и тем, кто не признает разные формы предсказаний, следует принять во внимание, что такие мистические практики, как гадание при помощи магического кристалла, астрология, нумерология, предсказания оракулов, существовали еще в древности.
Прозревать будущее означает обнаруживать нити судьбы или волю богов – в той мере, в какой они влияют на нашу жизнь. Системы предсказания, такие как Руны, основаны на наборе значимых символов, знаков, которые мы выбираем «случайно» и истолковываем их смысл. Но как и почему все это действует? Согласно северной традиции, все события, все происходящее обладает собственным энергетическим звучанием, а Руны, когда мы к ним обращаемся, считывают колебания энергий, пробегающие по нитям нашей судьбы в это мгновение. Научный рационалистический подход, свойственный западной культуре, считает, что если между событиями нет причинно-следственной связи, то ее нет вовсе. Тем не менее даже в научных кругах постепенно начинают сомневаться в правильности этого подхода. В 1950-х годах К. Г. Юнг представил концепцию синхроничности – «осмысленного совпадения». Некоторые теоретики квантовой физики согласны с положением, которое гласит, что «случайные» события, не связанные физическим принципом причинности, могут происходить из одного, более глубокого источника. Наконец-то настает время, когда современная наука и древняя магия могут встретиться и вступить в диалог.

Связанные понятия (продолжение)

Астроло́гия (др.-греч. ἀστρολογία от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») — группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга. В прошлом астрология сыграла определённую роль в становлении наук о небесных телах и о человеке...

Подробнее: Разделы астрологии
Термин «планета» в астрологии отличается от астрономического (см. планета) — астрологи рассматривают семь планет, среди которых есть не только планеты называемые так в астрономии, но также Солнце и Луна, а также фиктивные планеты, чьё существование сейчас не признаётся. Такое применение термина связано с историей введения этого понятия в употребление. Слово «планета» греческого происхождения (от др.-греч. πλάνης — «странник»), применявшееся первоначально для отличия подвижных объектов ночного неба...
Совпадение — примечательное совмещение событий или обстоятельств, которые не имеют никакой очевидной причинно-следственной связи друг с другом. Наблюдение замечательных совпадений может вести к заявлениям о сверхъестественном, оккультном или паранормальном, или же к вере в фатализм — учение о том, что события будут происходить в точном соответствии с предопределением.
Прозорли́вость — способность предвидеть будущее, проницательность. Прозорливец — название, прилагаемое к некоторым из ветхозаветных пророков и данное им вследствие их чудесных видений.
Экстрасенсорное восприятие, ЭСВ, экстрасенсо́рика (от лат. extra «сверх, вне» + sensus «чувство») — термин, использующийся для многих, якобы существующих, паранормальных форм восприятия или способностей человека. Существование подобных форм восприятия и способностей не имеет под собой научных доказательств, Национальный научный фонд (США) относит экстрасенсорное восприятие к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений.
Ната́льная астроло́гия (от. лат. natalis — относящийся к рождению, связанный с моментом рождения), астрология рождения (в античных источниках — генетлиалогия) — раздел астрологии, описывающий характер и предсказывающий возможные события в судьбе человека по его натальному гороскопу (натальной карте, карте рождения), то есть гороскопу, составленному исходя из места и времени рождения. Натальная астрология не отвечает, когда именно произойдут те или иные события; для составления прогнозов такого рода...
Прекогни́ция (лат. praecognitio, из prae- — пред- и cognitio — представление, знание; то же, что проскопи́я) — форма экстрасенсорного восприятия; гипотетическая паранормальная способность получать знание о будущих событиях (прекогнитивное ясновидение) или будущих мыслях другого лица (прекогнитивная телепатия), не тождественная способности к логическим выводам и предсказаниям на основе актуального знания.
Самоисполня́ющееся проро́чество (англ. self-fulfilling prophecy) — предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным.
Ми́стика (от греч. μυστικός «скрытый, тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом якобы связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями). Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом.
Фатали́зм или Фатáльность (от лат. fatalis «определённый судьбой») — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.
Ма́гия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ) — символические действия (обряды) или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём.
Ошибка хайндсайта (англ. hindsight bias; в русскоязычной литературе распространено написание «хиндсайт») (другие названия: феномен «я знал это с самого начала» / «я так и знал» / «Так я и знал!» (англ. I-knew-it-all-along), суждение задним числом, ретроспективный детерминизм, ретроспективное искажение) — это склонность воспринимать события, которые уже произошли, или факты, которые уже были установлены, как очевидные и предсказуемые, несмотря на отсутствие достаточной первоначальной информации для...
Телеологи́ческий аргуме́нт (греч. teleo — оканчивать, доводить до совершенства, до конца; logos — слово, суждение, разум, смысл) — аргумент в пользу существования Бога или какого-либо другого разумного творящего существа, основывающийся на явлении существования сложности или осмысленности в природе, к примеру, на существовании таких сложных существ как человек.
Аргументы за и против существования богов, и в частности, Бога авраамических религий предлагались философами, теологами и учёными на протяжении нескольких тысячелетий. В настоящее время в философской терминологии эти вопросы рассматриваются в рамках гносеологии и онтологии.

Подробнее: Вопрос существования Бога
Футуроло́гия (от лат. Futurum — будущее и греч. Λόγος — учение) — прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или предсказания будущих тенденций. Методы изучения тесно роднят футурологию с историей и прогнозированием, а интерес к будущему — с научной фантастикой.
Нумино́зность (лат. numen — божество, воля богов) — понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия.
Иллюзиони́зм - в широком смысле, это название для философской позиции в отношении некоторых явлений; для способа рассмотрения таких явлений; в узком смысле - это название для нескольких конкретных философских теорий.
Предсказание в иудаизме — в ранний период истории иудаизма, её догматы допускали возможность предсказания будущего. Более того, предсказывание являлось одной из обязанностей первосвященников (Кохэним Гадолим) в эпоху Иерусалимских храмов (X веком до н. э. — I веком н. э.).
Синхроничность (синхронистичность) — термин, введённый швейцарским психологом и мыслителем К. Г. Юнгом в одноименной статье. Юнг противопоставляет синхронистичность фундаментальному физическому принципу причинности и описывает синхронистичность как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события «нефизическим» (непричинным) путём, только на основании их смысла.
Интуи́ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, единомоментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность.
«Боинг-747» к полёту готов — подзаголовок главы 4 («Почему бога почти наверняка нет») книги Ричарда Докинза «Бог как иллюзия». В этом месте Докинз показывает, почему, по его мнению, дарвиновский естественный отбор является единственным логически удовлетворительным решением проблемы возникновения сложного из простого.
Предвидение в науке — футурологический метод определения, описания объектов, явлений физической реальности, социальных процессов, несуществующих на момент исследования, которые могут появиться и быть обнаружены и изучены в будущем.
Случа́йность — проявление внешних неустойчивых связей в действительности, проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов или событий; проявление неотъемлемого дополнения к законам необходимости.
Инса́йт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) или озарение — многозначный термин из области зоопсихологии, психологии, психоанализа и психиатрии, описывающий сложное умственное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.
Бикамерализм (англ. Bicameralism, философия "двухкамерности") — это гипотеза в психологии, утверждающая, что человеческий разум однажды принял состояние, в котором познавательные функции были разделены между одной частью мозга, которая выступает "говорящей", и второй частью, что слушает и повинуется — бикамеральный разум. Этот термин был придуман Джулианом Джейнсом, который представил эту идею в своей книге 1976 г. "Происхождение сознания в процессе краха бикамерального разума", где он предположил...
Парадо́кс Нью́кома был придуман физиком Уильямом Ньюкомом (внук Саймона Ньюкома) в 1960 году. Парадокс предполагает мысленный эксперимент, игру с двумя участниками — предсказателем и собственно игроком.
Телепа́тия (от др.-греч. τῆλε — «далеко, вдали» и πάθος — «чувство») — не имеющая надёжных экспериментальных доказательств гипотетическая способность мозга передавать мысли, образы, чувства и неосознаваемое состояние другому мозгу или организму на расстоянии, либо принимать их от него, без использования каких бы то ни было известных средств коммуникации или манипуляции.
Контринтуитивное высказывание — такое высказывание, которое не кажется истинным при его оценке на основе интуиции, здравого смысла или эмоций.

Подробнее: Контринтуитивность
Сверхъесте́ственное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится «над» физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё.
Наде́жда — положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения; философский, религиозный и культурный концепт, связанный с осмыслением состояния человека, переживающего этот эмоциональный процесс.
Ме́диум (лат. medium «средний»; здесь «посредник») — чувствительное физическое лицо, которое, как считают последователи спиритуализма, служит связующим звеном между двумя мирами: материальным и духовным. Практика медиумизма также используется в вуду, кандомбле, умбанде и других эзотерических традициях.
Свобо́да во́ли (греч. τὸ αὐτεξούσιον или τὸ ἐφ᾽ ἡμῖν; лат. liberum arbitrium) — это возможность человека делать выбор вне зависимости от обстоятельств. Под обстоятельствами здесь могут пониматься как чисто внешние обстоятельства (насилие, принуждение, вознаграждение и т. д.), так и внутренние (инстинкты, симпатии и антипатии, предубеждения и т. п.)
Основоположники современной теософии с момента образования в 1875 году Теософского общества стремились показать, что их идеи могут быть подтверждены наукой. По мнению профессора Олафа Хаммера, в конце 19-го века теософская доктрина приобрела в Европе и Америке широкую известность, благодаря многочисленным публикациям, содержащим её упрощенное изложение и, в частности, утверждающим, что теософия «включает в себя» и науку, и религию, выступая, таким образом, как «научная религия», или «религиозная...

Подробнее: Теософия и наука
Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование) — предрассудок, представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, не обоснованных в религии и не объяснимых законами природы.
Экстрасенс — человек, предположительно обладающий способностями к экстрасенсорному восприятию. Поскольку нет научно подтверждённых случаев существования таких людей, то обычно словом «экстрасенс» называют людей, которые заявляют, что обладают экстрасенсорными способностями.
Бу́дущее — гипотетическая часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но могут произойти.
Всемогущество — неисчерпаемая сила, не имеющая никаких мыслимых ограничений, другими словами, сила, имеющая безграничные возможности. Монотеистические религии обычно приписывают всемогущество только Богу.
В древнегреческой философии было две концепции случая, суть обеих — эффекты, которые возникают случайно, однако они дифференцированы во второй книге Аристотеля «Физика» следующим образом...

Подробнее: Случай (древнегреческая философия)
Оши́бка — непреднамеренное, забывчивое отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной.
Пари́ Паска́ля — предложенный математиком и философом Блезом Паскалем аргумент для демонстрации рациональности религиозной веры. Текст аргументации является фрагментом размышлений, содержащихся в разделе VIII «Разумнее верить, чем не верить в то, чему учит христианская религия» посмертно изданной работы «Мысли о религии и других предметах» (фр. Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets, в переводах на русский язык название часто сокращают до «Мысли»), написанной в 1657—1658 годах.
Маги́ческое мышле́ние — убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей.
Регрессия прошлой жизни (англ. past life regression, PLR) — техника использования гипноза для обнаружения того, что практикующие эту технику считают воспоминаниями людей о прошлых жизнях или реинкарнациях. Используется в парапсихологии в связи с попытками подтвердить гипотезу существования феномена реинкарнации.
Исследования реинкарнаций — исследования в области парапсихологии, цель которых состоит в выявлении проверяемых фактов, свидетельствующих в пользу существования феномена реинкарнации, то есть перевоплощения после смерти в новое тело некоей бессмертной сущности человека.
Учение о сигнатурах — учение о взаимосвязях в живой и неживой природе, проявляющееся во внешнем подобии и отмеченное особыми знаками (сигнатурами). Присутствует у Галена и Диоскорида, позже было развито Парацельсом и Якобом Бёме. Учение утратило научную актуальность в XVII веке.
Последний Мессия (норв. Den sidste Messias) — эссе, опубликованное в 1933 Петером Цапффе. Считается одним из самых значимых его сочинений, также является обобщением выводов его книги «О трагическом» и теоретическим переосмыслением идей Фридриха Ницше о сверхчеловеке.

Упоминания в литературе (продолжение)

В результате осмысления механизма системных расстановок становится ясно: то, что считается «сверхъестественным» – ясновидение, предсказание будущего, чудесные исцеления, «прозорливость» старцев, происходит не просто так, а в соответствии с определенными закономерностями и порядком Вселенной. Понимая и осознавая их, рассматривая их максимально системно – как с позиции науки, так и мистики, религии, – мы сможем не только эффективно развивать свои (сверх)способности, но и отыскивать корни, глубинные истоки наших проблем и, целенаправленно воздействуя на них, делать нашу жизнь более гармоничной.
Предсказание будущего всегда было прерогативой жреческого клана. Однако в нашем быстро меняющемся мире способность к предсказанию может открыться у каждого. Стоит только уловить алгоритм происходящего. Природные катаклизмы, экстраординарные общественные и социальные события не просто намекают, а явственно указывают на то, что ждет человечество впереди. В результате будущее предстает перед нами, как открытая книга, которую можно с увлечением читать. Тайное становится явным и доступным для нашего осмысления.
Считается, что предсказания, которые имеются в сиксенах, относятся к XVII веку, точнее, к 1605–1653 годам. Определить время описываемых в трудах Нострадамуса событий можно, если сравнить информацию, имеющуюся в сиксенах, с уже произошедшими историческими событиями. Тщательный анализ сведений, содержащихся в шестистишиях, позволяет утверждать, что многие описываемые пророком эпизоды в действительности в это время не происходили. Только несколько сиксенов можно отнести к прошлому. Остальные же предсказания, несомненно, относятся к грядущему. К сожалению, а может, к счастью, будущее нам неизвестно и скрыто «за семью печатями». Установить подробности, что же произойдет в грядущем, согласно пророчествам Нострадамуса, можно только одним способом – сравнивая его предвидения с предсказаниями других пророков и с пророчествами, которые имеются в его катренах, сиксенах и письмах.
Отношение к искусству предсказания всегда было двояким. С одной стороны, человечество суеверно верило всевозможным оракулам, сивиллам и гадателям, с другой же стороны, дело осложнялось тем, что против самой возможности гадания восставало чувство реальности: как можно предсказать то, что еще не произошло? Дело осложнялось тем, что уже во времена античности на одного искусного гадателя (учтите, что мы не называем их волхвами или чародеями, ибо полагаем, что способность прорицания доступна самому обычному человеку) приходилось по меньшей мере с десяток шарлатанов (тенденция эта сохранилась до наших дней).
Однако некоторые философы, и даже ученые, недооценивают роль объяснения в науке. Для них основная цель научной теории заключается не в объяснении чего-либо, а в предсказании результатов экспериментов: все содержание теории заключено в формуле предсказания. Они считают, что годится любое непротиворечивое объяснение, которое теория может дать своим предсказаниям, равно как и отсутствие объяснения, – до тех пор, пока ее предсказания верны. Такой взгляд называется инструментализмом (поскольку в этом случае теория – всего лишь «инструмент» для предсказаний). Саму мысль о том, что наука может позволить нам понять скрытую реальность, лежащую в основе наших наблюдений, инструменталисты считают ложной и тщеславной. Они не понимают, каким образом то, о чем говорит научная теория помимо предсказания результатов экспериментов, может быть чем-то бо́льшим, чем пустые слова. В частности, объяснения они считают вспомогательными психологическими приспособлениями – чем-то вроде художественных элементов, включаемых в теории, чтобы сделать их занимательнее и облегчить запоминание. Лауреат Нобелевской премии, физик Стивен Вайнберг[1], явно говорил с позиций инструментализма, сделав следующий невероятный комментарий к объяснению гравитации Эйнштейном:
Наследие, оставленное человечеству мудрецами минувших веков, поражает не только знаниями ушедших цивилизаций, но и достижениями, которые невозможно повторить, используя современные технические возможности. Мало вероятно, что существующая символика, равно как и предсказания ясновидящих, появились вдруг и ниоткуда или придуманы. Скорее всего, такие люди как Иоанн Богослов, Нострадамус, Леонардо да Винчи и другие Посвященные, знали и понимали законы мироздания, пространственно-временные циклы, системные взаимосвязи во Вселенной, что позволяло прогнозировать и управлять процессами на планете Земля.
Одной из важнейших отраслей герметических наук по праву считается гадание. Оно является верным способом изменить неблагоприятное течение предстоящих событий. Некоторые люди ошибочно полагают, что гадание является предсказанием. Это не так, ибо ответ на вопросы начертан в подсознании, а гадательные символы выводят его на сознательный уровень. Гадая, человек получает информацию о наиболее вероятных событиях, следовательно, зная, чего ждать, может изменить ход этих событий. Иногда бывает трудно сразу понять изложенную информацию и систематизировать ее в единое целое. Но дорогу осилит идущий и со временем гадающий осваивает все тонкости интерпретации гаданий. Правильно пользуясь полученной информацией, можно избежать многих ошибок и неприятностей, предотвратить возможные трудности, отыскать наиболее верные пути выхода из создавшихся ситуаций.
Из-за того, что объяснения играют в науке такую центральную роль, и потому, что возможность экспериментальной проверки в случае неразумных объяснений оказывается мало полезной, лично я предпочитаю называть мифы, суеверия и тому подобные теории ненаучными, даже если их предсказания можно проверить на опыте. Но не важно, какую именно терминологию вы используете, если только она не заставляет заключить, что в мифе о Персефоне, в апокалипсической теории предсказателя или в иллюзиях игрока есть что-то стоящее лишь потому, что их можно проверить на практике. Равным образом человек не сможет добиться прогресса одним желанием отбросить опровергнутую теорию: помимо этого, нужно искать более удачное объяснение соответствующего явления. Таков научный образ мыслей.
Человек, жаждущий гадания, которого я буду называть далее «субъект», часто хочет точно знать, какие события с ним произойдут, и пытается спровоцировать мастера на некие стандартные предсказания. Адепты дивинации, которые действительно владеют этим методом, не должны уступать такому давлению. Они знают, что верить в какой-либо вид фатализма или предопределения отнюдь не в долговременных интересах субъекта, но при этом должны уметь определять некоторые конкретные тенденции в жизни этого человека.
Из рассмотренных выше теорий критерию фальсифицируемости отвечает лишь теория относительности: даже если в период ее выдвижения существующие измерительные инструменты не позволяли осуществить проверку, принципиальная возможность опровержения этой теории существовала уже тогда. Случай с астрологией – обратный; астрологи попросту игнорируют неблагоприятные для них свидетельства, а в своих прогнозах прибегают к обычному трюку всех прорицателей: предсказывают события неопределенно, чтобы предсказания всегда сбывались, т. е. чтобы они были неопровергаемыми. Вспомним истории о Ходже Насреддине. «Буду ли я счастлива в своем новом браке?» – трепетно спрашивала какая-нибудь почтенных лет вдова и замирала в ожидании ответа. «Да, будешь счастлива, если на рассвете не влетит в твое окно черный орел, – гласил ответ гадальщика. – Остерегайся также посуды, оскверненной мышами, никогда не пей и не ешь из нее». И вдова удалялась, полная смутного страха перед черным орлом, тягостно поразившим ее воображение, и вовсе не думая о каких-то презренных мышах; между тем в них-то именно и крылась угроза ее семейному благополучию, что с готовностью растолковал бы ей гадальщик, если бы она пришла к нему с жалобами на неправильность его предсказания.
И еще: я ничего не говорю об использовании Таро для гадания не потому, что согласен с теми, кто осуждает его применение в искусстве гадания; скорее, потому, что по моему убеждению, наилучших результатов в предсказании будущего при помощи Таро не достичь без досконального усвоения философии карт. Знакомство с их астрологическими значениями практически неотделимо от точного предсказания. Я надеюсь со временем опубликовать работу, посвященную исключительно астрологическому и гадательному применению этого замечательного алфавита символов.
Правда, нельзя игнорировать и тот факт, что зачастую лицо, пророчество о котором полностью сбылось, вообще не подозревало о том, что предсказание было. Например, когда мать гадает о будущем ребенка или когда пытаются узнать о судьбе человека, который вообще находится неизвестно где. Так что в последнее время даже естественные науки (очень осторожно) стали высказываться о наличии проскопии (видение будущего) и возможности информационной связи как с прошлым, так и с будущим. Все чаще говорят о многовариантности будущего, то есть о существовании бесконечного числа вариантов будущего. И вот этот-то факт кажется мне особенно интересным, несмотря на то, что он как бы ставит под сомнение саму возможность точных предсказаний. Однако именно это объясняет, почему христианские иерархи всегда так яростно боролись с любыми видами гаданий.
Личность астролога, составляющего гороскоп, безусловно, накладывает отпечаток на трактовку будущего. В этом деле как ни в каком другом важен элемент творческой интуиции. Даже гороскопы известных и опытных астрологов в разной степени подходят разным людям. Одни утверждают, что им больше подходят гороскопы Глобы, другие предпочитают прогнозы Михаила и Ирины Кош, а третьи считают самыми точными предсказания и трактовки Юрия Лонго. Это объясняется тем, что ВИДЕНИЕ автором гороскопа картины будущего может в разной степени совпадать с вашими ощущениями. Хорошо, если астролог ближе вам как личность духовно. Возможно, имеет значение и место рождения астролога. Возможно, это более сложная зависимость. Поэтому, если вы хотите пользоваться лучшим гороскопом, познакомьтесь с прогнозами разных авторов и сделайте свой выбор.
Почему этого нельзя предсказать? Все предсказания основаны на тех объяснениях и причинно-следственных связях, которые сформированы в предыдущей системе (матрице). Предсказания направлены из настоящего в будущее. Объяснения, наоборот, из настоящего в прошлое. Поэтому все, что уже произошло, можно так или иначе объяснить в рамках новой системы понятий, а предсказать будущее исходя из старой системы нельзя.
Великий Ньютон, совершивший множество открытий в математике, физике и астрономии, под конец жизни, как известно, взялся за Библию. Как истинный учёный, он досконально её исследовал. В результате пришел к выводу, что почти всё в ней – истинная правда, хотя часто аллегорическая. Используя Библию в сравнении с другими древними текстами, Ньютон попытался определить некоторые исторические даты, в частности – годы рождения и смерти Христа и т. д. Сделанный Ньютоном анализ весьма убедителен. Однако в толковании текстов пророка Даниила и «Апокалипсиса» Иоанна Богослова великий аналитик, как мне кажется, ошибся. Ньютон воспринял «зверей» и «ангелов», описанных в этих текстах, не столько как реальных живых существ (средневековый ученый даже помыслить не мог о нечеловекоподобных разумных существах, марсианах или иных представителях внеземных цивилизаций), сколько как символические кукольные фигуры, иллюстрирующие собой прошедшие и грядущие исторические события. Например, он отождествил каждого зверя с определённой страной в определённую эпоху. Не смотря на всю логичность ньютоновских построений, они были основаны на субъективной выборке «подходящих» исторических событий и совпадений в «подходящих» странах. Ньютон совершил примерно ту же методологическую ошибку, что и в оптике, где он проигнорировал волновую теорию Гюйгенса, произвольно отбросив все факты, свидетельствующие в её пользу, но основал свою корпускулярную гипотезу – исключительно на основе собственных опытов. Ньютон гордо заявлял: «Гипотез не изобретаю». Но это, увы, не соответствует действительности. Предсказания, сделанные Ньютоном в «Замечаниях на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна», носят смутный характер, без точных имён, дат и стран, включая предполагаемый всемирный Апокалипсис. Гипотеза Ньютона на эту тему представляет собой псевдонаучную спекуляцию.
Все вещи и явления в мире заключают в себе информацию и являются проводниками ее. Наука установила, что даже вода имеет память. Значит, мы запоминаемся миром, запечатлеваемся в атомах – «генах» природы. В них определенно закодирована как вся история мира, так и отдельного человека. В древности была и такая наука генефлиалогия (предсказания по гороскопу), «по сравнению с которой, – писал Э.Шюре, – средневековая астрология лишь плохо понятый отрывок». Попытки предсказаний и пророчеств имеет древнюю историю. Первые люди рисовали на скалах мамонтов и бизонов и метали в них копья – выполняя магический ритуал, они как бы заранее делали счастливой охоту. Маги древней Халдеи обладали такими страшными и сильными знаниями, что сами боги решили спрятать их от людей. Магические свитки прятались в подземельях в горах. Многое у европейского человечества связано с греко-римской провидческой магией, особенно с Дельфами, с особым видом пророчества – через Пифию.
Хотя общее количество прокомментированных нами катренов составляет только около половины от их полного числа, следует обратить внимание, что по-видимому около трети катренов должно быть отнесено к событиям будущего (до 2243 года), и соответственно поиск их объяснения является пока преждевременным. Тем не менее, на основе возникшей системы истолкования мы делаем ряд предсказаний на будущее, подчеркивая однако, что в силу неоднозначности датировок, предсказания будущего по катренам носят не безусловный, а вероятностный характер.
Материал адаптирован для восприятия современным читателем. Многочисленные примеры возможного использования этих знаний убеждают в универсальности применения к событиям и формам жизни философской символики древних мудрецов. Это позволяет заново переосмысливать привычные взгляды, более реально оценить свои возможности в достижении задуманного, и в определенной мере объясняет реальность свершения предсказаний.
При изучении античного мира, многие люди совсем не догадываются, что и в те далекие времена уже процветали магические обряды, ритуалы и гадания, что мифы Древней Эллады повествуют не только о власти богов над смертными, но и о методах «задабривания» сил природы, слияния с ними в одно целое. Кстати, именно греки и римляне соединили понятия магии и философии, предположив их общую астрологическую основу возникновения. Буддистам и теософам известны секреты вхождения в состояние так называемой нирваны – полной гармонии с душой Вселенной, но что же скрывается под этим понятием, и так ли просто обычному человеку за короткий срок достичь полного блаженства и безмятежности? Здесь подробно описаны все стадии слияния с божественным началом. В буддийской практике также существует множество способов предсказания дальнейшей судьбы, представлены различные способы влияния на подсознание и сознание человека.
Часть III, «“Жуткая” физика», знакомит читателя с еще одним важным элементом, необходимым для понимания сейчас, – таинственной квантовой физикой. Эта часть науки – пожалуй, наиболее успешная теория всех времен: в ней соотношение между предсказаниями ученых и наблюдениями составляет 10:10. Тем не менее квантовая теория одновременно и сбивает с толку, и внушает беспокойство. Неуловимые квантовые волны и попытки их измерения грубо противоречат теории относительности Эйнштейна. Их нельзя обнаружить или каким-то образом использовать. Поведение квантовых волн бросает вызов нашему ощущению реальности и расширяет его, что очень пригодится в толковании сейчас. Наиболее интригующим (а возможно, и освобождающим наше мышление) следствием квантовой физики становится то, что прошлое больше не определяет будущее или определяет не полностью. Некоторые аспекты квантовой физики, в особенности такое странное явление, как квантовая запутанность[3], были подтверждены экспериментально, и эти (удивительные!) результаты экспериментов дают основание полагать, что ограниченная способность предсказывать будущие события навечно останется одним из фундаментальных слабых мест физики как науки.
О ясновидящих слышали многие, о них существует много рассказов. Люди прорицают будущее в различных состояниях организма. Классический пример – болгарская прорицательница Ванга. Она была слепой, однако хорошо видела прошлое и будущее людей, обращавшихся с просьбой о предсказании грядущего или установлении истинности происшедших фактов, которые не дано прозреть простому человеку.
Отдельное место в истории предсказаний принадлежит гороскопу друидов. Каждый тип человека древние мудрецы соотносили с тем или иным деревом, учитывая при этом движение нашего светила и степень влияния его энергии на формирование характера и судьбы людей.
Вот паранормальные способности – это совсем другое дело. Это и левитация, и предсказания будущего, и ясновидение, и телепатия, и многое другое. То есть то, что мы называем обычно колдовством и магией. То, что не имеет в настоящее время научного объяснения. Более того, даже не имеет научных доказательств.
Последнее определение бытует в официальной науке, рассматривающей астрологию как яркий пример лженауки (тут надо заметить, что и ряд точных дисциплин, таких как физика, астрономия и другие, до сих пор не могут привести достоверных доказательств тех или иных версий происхождения Вселенной, человека, некоторых растений (например, кукурузы, которая не имеет дикого предка) и так далее, что, однако, не делает их псевдонаукой) и махрового предрассудка, которая регистрирует положение небесных тел и трактует полученные сведения с целью предсказания тех или иных событий на Земле. Интересно, что ложность астрологии никто не пытался доказать и вплоть до XVII века она считалась наукой. Только потом за ней закрепилась приставка «лже», так как нельзя объяснить влияние небесных тел, которые невероятно далеки от нашей планеты, на судьбы людей, народов и государств, опираясь на положения теории гравитации, электромагнитных полей и др. Уместно добавить, что только в западных странах не признается научный статус астрологии. На Востоке все с точностью наоборот, например в Индии ее преподают в учебных заведениях, а профессия астролога считается престижной.
Честно говоря, большинству астрологов выгодно такое положение вещей. Во-первых, чем меньше объясняешь, тем более вольными могут быть толкования, а значит, к точным знаниям привязываться не обязательно и даже позволительно искажать суть предсказаний. Во-вторых, тайна, покрытая мраком, всегда манит, вызывая у людей живой интерес, следовательно, астрологическая информация может служить своеобразным инструментом для привлечения внимания к ее хранителю.
К сожалению, многие из тех, кто слепо верит экстрасенсам и иже с ними, напрочь отвергают науку. Как правило, они считают научный подход либо слишком трудным для понимания, либо слишком скучным. Или, быть может, они уверены в том, что предсказания по своей природе невозможны без содействия сверхъестественных сил.
Астрология необходима не только для предсказания судьбы тем, кто хочет ее узнать, но и для предотвращения возможных бед.
Можно определить суеверие как предрассудок, состоящий в том, что человек принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Суеверие допускает, часто неосознанно, что от потусторонних сил можно найти защиту или договоренность. Поэтому суеверие, как правило, проявляет себя в обрядовых формах: ношении талисманов, татуировке, магических жестах. Особое место среди суеверий занимают приметы, которым приписывается предсказание.
Конечно, в такую эпоху люди не могли не обратиться к тайным знаниям, забытым ценностям, духовным практикам и постижению мистической сущности бытия. Даже Церковь, власть которой оставалась абсолютной и беспредельной, не могла остановить провидцев. Да, их последователей было не так много, но они были, и вскоре в древнейшей науке предсказаний совершился настоящий переворот.
Онейромантика – это искусство прорицания по снам. Уже говорилось о роли снов в Древнем Египте. Античный мир также придавал сновидениям существенное значение. Не случайно возникла целая наука гадания по снам. Сон воспринимался как божественная одержимость, отнимающая у души самообладание. Взамен оставались лишь пассивные свойства. Душа во время сна смотрит на образы, которые раскрывает некая высшая сила. Поэтому онейромантика была чуть ли не превыше всех остальных видов гадания. Предсказаниями занимались как мужчины, так и женщины.
Порой изощренная математическая техника даже обгоняла практические запросы, превращаясь в своего рода искусство для искусства, поскольку практические потребности, связанные с астрономией, в Древнем Вавилоне и Египте не простирались дальше «позитивистских», без претензий на проникновение в сущность небесных явлений, вычислений с единственной целью – предсказания позиций небесных тел, необходимого для земледелия. Вместе с тем, к основным текущим проблемам вавилонской вычислительной астрономии относилось, например, предсказание, в какие вечера новая Луна должна впервые появляться на западном горизонте91. Столь значительный интерес к такого рода вопросам объясняется тем, что задачи вавилонской астрономии охватывали, помимо контроля над календарем, также прорицания астрологического характера (что делало астрономические наблюдения особенно почетной деятельностью).
Часто глашатаями ее воли становятся гадалки, отшельники, оракулы и астрологи, читающие волю провидения по картам, цифрам, рунам, полету птиц, расположению планет. Но иногда подсказки судьбы приходят в случайно оброненных фразах, повторяющихся приметах, ночных видениях. Надо лишь суметь принять и понять их. Неудивительно, что поэты, писатели, музыканты как люди, более тонко чувствующие мир, получают подсказки мироздания чаще. Но и выдающиеся ученые, казалось бы, далекие от мистики и всего, что нельзя объять разумом, также слышат Вселенную. Какую роль сыграли предсказания в судьбе Александра Македонского? Действительно ли предсказывал Нострадамус правление Наполеона Бонапарта? Какое число стало роковым для многих музыкантов? Какие ученые сделали свои открытия благодаря снам? О чем предупредила судьба артистов, наших современников? Собранные в первой части факты способны убедить даже самых упрямых скептиков в том, что не все в мире объясняется логикой.
Шаманы должны были поддерживать связь с божественными прапредками, чтобы получать от них знания и советы. Подобным могли заниматься как мужчины, так и женщины. Шаманами в настоящее время, как и в древности, становятся те, на кого указали сновидения или болезнь. Признаком шамана зачастую являются физические дефекты: искривления скелета, лишние кости, карликовость, а еще лучше – горб. В случае отказа от исполнения предначертанных обязанностей этим людям угрожает смерть или, в лучшем случае, психическое заболевание. «Сновидение» достигается посредством введения психоделиков. Курс инициации и обучения у современных колдунов майя длится примерно 180 дней, то есть охватывает именно лунный полугод. Курс включает такие дисциплины, как календарь, целительство, символизм, астрологию, предсказания и т. д. В завершение этого периода новому шаману вручается «священный узел» и инструкции, как его беречь и как им пользоваться.
Иоганн Кеплер (XVI–XVII века) – великий астроном, чьи законы лежат в основе расчета орбит космических кораблей. В своем первом астрологическом альманахе предсказал исключительно холодную зиму и вторжение турок в Австрию. Когда оба предсказания сбылись, за Кеплером закрепилась репутация пророка. Отвергая вульгарную астрологию, подобную нынешним газетным «гороскопам», он ввел новые элементы в теорию астрологии.
Сегодня невозможно достоверно определить, когда и где это случилось, поскольку в древности такой науки в завершенном виде не существовало, а были распространены магические толкования чисел, различные предсказания по числам и попытки сведения всего этого в систему взглядов.
Я подчеркиваю огромную важность критерия простоты – важность, которая не всегда осознаётся. Иногда люди не замечают ее и говорят, что теорию делает вероятной всего лишь ее объяснительная сила, или, еще хуже, просто то обстоятельство, что мы можем дедуцировать из нее утверждения о явлениях, которые наблюдаются непосредственно, наши факты и данные. Проблема с этим утверждением состоит в том, что для любого конечного набора явлений всегда будет существовать бесконечный набор разных теорий одинакового диапазона, таких, что из каждой (наряду с утверждением о начальных условиях) можно будет дедуцировать утверждения о явлениях, наблюдаемых с чрезвычайной точностью (однако, возможно, что для какой-то из этих теорий эти феномены не будут вероятны). Эти теории совпадают в отношении того, что уже наблюдалось, но расходятся относительно предсказаний будущего. Мы можем дожидаться новых результатов наблюдений явлений для того, чтобы быть в состоянии предпочесть ту или иную теорию. Но как бы много теорий мы ни отвергли на основе их несовместимости с наблюдениями, мы всегда будем оставаться с бесконечным набором теорий, из которых придется выбирать на основе иного критерия, отличного от критерия объяснительной силы. Если не существует смежных теорий, с которыми некоторые теории сочетаются лучше, чем с другими, то решающим критерием будет простота (а когда наши теории обладают очень большим диапазоном, смежных теорий будет совсем немного).
Субъектность, внутренние условия понимания как линзы, направляющие фокус внимания понимающего субъекта, проявляются в специфике интерпретации, приписывания событиям, явлениям и т. п. статуса фактов. Простая констатация существования объектов, явлений, событий, полученных в исследовании результатов, не означает признания их фактами. В науке фактами называют только те результаты, которые теоретически осмыслены и так соотнесены с другими данными, что становится очевидным существенное отличие одних от других. Любая наука строится на проинтерпретированных, понятых учеными фактах. В частности, А. Ф. Лосев полагал, что история как наука – это только понятые факты: «Факты сами по себе глухи и немы. Факты непонятые даже не суть история. История всегда есть история понятых или понимаемых фактов (причем понятых или понимаемых, конечно, с точки зрения личностного бытия)» (Лосев, 1991, с. 129). В психологии к фактам обычно относят такой вид знания, в котором фиксируются воспроизводимые феномены и явления, постоянно проявляющиеся при определенных обстоятельствах. «Кроме того, к ним принято причислять не любые относительно стабильные психологические явления, а явления, достаточно существенные для психологической науки, выражающие какие-либо психологические закономерности. Например, тот факт, что объем непосредственной памяти равен 7 ? 2 элемента, во-первых, обладает достаточной воспроизводимостью – в рамках обозначенного диапазона, во-вторых, важен для психологической науки и практики, имея большое значение как для предсказания возможностей человека, так и для познания механизмов непосредственной памяти» (Юревич, 2010, с. 27).
Под предсказанием, как правило, понимают «предположение исхода того или иного процесса с большей или меньшей вероятностью». Ключевое слово здесь – «исход»: речь идет о некоем результате, факте, который либо случится, либо нет. Традиция «цыганского гадания» ориентирована именно на такой подход к запросу. Клиент хочет узнать заранее, что в точности произойдет в его жизни: выйдет ли замуж, сколько будет детей и будут ли, будет ли муж пить и бить и пр. Гадалка с большим или меньшим остроумием дает ответ. Прелесть данного метода в том, что узнать, попала она в точку или пальцем в небо, можно лишь спустя некоторое время. Промежуток же между предсказанием и исполнением или явным неисполнением оного можно занять терпеливым, тоскливым или лихорадочным ожиданием, сдобренным изрядной долей фатализма или, напротив, защитной рационализации («я не верю в эти глупости, а погадать просто так пошла»). Именно к таким ситуациям, иссушающим силы и энергии субъекта и его реальности, относится поговорка «прогадать свое счастье».
Однако ригористичные позитивисты не примут моего понимания эмпирической верификации. Некоторые скажут: все, что я имею в виду, утверждая: «Если Бог существует, то в мире есть порядок», сводится к тому, что в мире есть порядок. То есть значение исходного метафизического утверждения идентично значению предложения наблюдения, выводимому из него. Откровенно говоря, это заключение кажется просто ложным. Утверждать, что существует бытие, ответственное за существование порядка, не есть то же, что утверждать существование порядка. Другой способ огорошить метафизика заключается в том, чтобы спросить у него, какая разница в том, утверждается или отрицается его тезис. Например, если метафизик утверждает, что абсолютное Бытие существует, его могут спросить, какая разница для мира в том, существует или не существует абсолют. Мир останется тем же в обоих случаях. Здесь, как мне кажется, можно распознать влияние эмпирических наук, о котором я говорил выше. Считается, что функция научной гипотезы состоит в том, чтобы предсказывать будущий возможный опыт. Отсюда выводится заключение, что для того, чтобы быть значимыми, метафизические суждения должны выполнять сходную функцию. Перед лицом такого отношения метафизик, я думаю, может попытаться ответить на требования позитивиста. Скорее всего, он будет утверждать, что его высказывание о существовании абсолютного Бытия не подразумевает предсказания чего-либо, а стремится объяснить что-то, а именно: существование конечных существ. Его оппонент, несомненно, спросит его, что он имеет в виду под объяснением, и будет оспаривать обоснованность метафизических «принципов» или, может быть, интуиции. Однако вопрос об обоснованности метафизических выводов перемещает нас за пределы логического позитивизма.
Приведенные суждения указывают на две стороны наследия Сунь-цзы, которые придали ему канонический статус. Гениальность этой небольшой книги, столь ярко запечатлевшаяся в ее необыкновенно ясном и пластичном языке, проистекает на самом деле из непоколебимой приверженности его автора интересам дела, жизненному опыту, в широком смысле – человеческой практике «как она есть», во всем ее текучем разнообразии. Сунь-цзы, как и авторы других военных трактатов древности, считает войну событием нежелательным, но в жизни обществ неизбежным и притом из разряда тех, которые относятся к «великим делам государства». В своих рассуждениях он выступает исключительно как практик (даром что недруги называли его оторванным от жизни кабинетным ученым) и обращается к таким же, как он, хладнокровным и трезвым людям действия. Его не интересуют ни природа войн, ни их мотивы и цели, ни ритуальные условности, которыми в его эпоху сопровождались военные кампании. Ему равно чужды и политическая риторика, и моральное резонерство, хотя, как человек дела, он не отвергает нравственные ценности в той мере, в какой они полезны и необходимы на войне. Он, в частности, требует запретить в войсках разговоры о сверхъестественных силах, предсказания и слухи.[2] Его суждения неизменно конкретны и здравомысленны: сквозь них всегда просвечивают реальные обстоятельства военных действий и военного быта. Порой кажется даже, что автор мыслит слишком приземленно, увлекаясь перечислением самоочевидных правил и общепонятных истин.
Современные нам «целители» тел и душ тоже не все жулики: если бы их предсказания никогда не сбывались, а все действия были безуспешными – обман долго не продержался бы, никто не станет давать себя дурачить бесконечно. Можно предположить, что порча, сглаз, приворот, зомбирование, не объясненные наукой, но известные из многовекового опыта также, как и беснование – существуют. Для кого и почему они реальны? С чем связан категорический запрет Священного Писания и церковного Предания вступать в общение с любыми прорицателями, заклинателями и гадателями?
Как существо двоякое, относящееся к миру «физической реальности» и к миру идей, человек следует побуждениям либо извне, либо изнутри, со стороны своих интуиций. В первом случае, даже если речь идет о «неопровержимости» тех или иных законов, нравственных заповедей, человек поступает несвободно, то есть вопреки своей индивидуально человеческой природе, и основанное на этом познание имеет лишь ограниченную, если не иллюзорную, ценность. Таковы «предсказания» новейшей «теории суперструн»: не наблюдаемая «обычными» средствами так называемая «теневая материя» свидетельствует всего лишь о «едином материальном мире»[104], являясь продуктом «единого вакуума» как «целостного объекта, внутри которого в виртуальном состоянии находятся все элементарные фундаментальные объекты и их взаимодействия»[105].
Например, в массовой культуре технологическая сингулярность – гипотетическое будущее, когда вычислительные возможности компьютера превысят возможности человеческого мозга. Считается, что предсказания хода истории после этого момента теряют всякий смысл: история будет твориться разумом, превосходящим человеческий.
В книге “Жизнь космоса” (1997) я описал механизм эволюции законов природы, моделью для которого послужила биологическая эволюция[13]. Я предположил, что Вселенные могут образовывать зародыши внутри черных дыр и что всякий раз, когда это происходит, законы физики слегка изменяются. В этой теории законы играют роль генов, а Вселенная отражает выбор законов при ее рождении точно так, как организм воплощает генома. Как и гены, законы природы могут подвергаться случайным мутациям. Вдохновленный достижениями теории струн, я представил, что поиск универсальной теории приведет нас не к “теории всего”, а к большому набору возможных законов природы. Я назвал это ландшафтом теорий (по аналогии с адаптивным ландшафтом в генетике). Этой теме я посвятил главу 11 данной книги (а здесь прибавлю лишь, что теория естественного космологического отбора делает несколько предсказаний, которые пока никто не опроверг, несмотря на неоднократно представлявшиеся возможности).
Известно, например, что в середине XI века арабский ученый Ширази на основании астрологических расчетов предсказал землетрясение в городе Тебризе (ныне город Тавриз в Иране). Никто ему не поверил, в результате сорок тысяч человек погибли под обломками своих домов. Иоганн Кеплер, создатель теории движения планет, в своем первом астрологическом календаре предсказал необычно холодную зиму и турецкое вторжение в Австрию. Предсказания сбылись, и это сделало Кеплера известным. «Отец» медицины Гиппократ говорил: «Ни один врач не может успешно пользоваться медицинской наукой, если он не знаком с астрологией».
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я