Оля решает устроиться работать в кофейню после того, как получила высшее образование в сфере государственного управления. Она открывает для себя мир общепита и кофе, идет туда, куда ее зовет сердце. Оля начинает свой профессиональный путь с обычного стажера, а заканчивает — менеджером кофейни. Помимо этого, героиня узнает новое о себе, принимает свои скрытые стороны, находит любовь. Книга написана от первого лица, рассказывает об устройстве заведения изнутри и повествует об интересных историях, происходящих внутри кофейни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Внутри кофейни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2.
В общепите для меня все было новым. Что-то удивляло, что-то сначала было непонятным. Зато очень интересным!
Первые дни у стажера проходят не очень увлекательно, потому что все заняты своими делами, а я пока прибираю столы, мою барную посуду и привыкаю к работе в кофейне. Пришлось учиться громко говорить «Здравствуйте» и «До свидания», отвечать на вопросы гостей, на которые еще сама не знаешь ответа, а еще наблюдать за сотрудниками и не мешаться при этом.
Ребят-бариста здесь весьма много, потому что работа построена в две смены, и сотрудникам необходимо сменяться. Хотя некоторые работают с открытия до закрытия заведения по 16,5 часов. А часы работы заведения для гостей 7:30-23:00.
Еще в «Коллективе» есть полуоткрытая кухня, соответственно, необходимо грамотно выстраивать коммуникацию с поварами.
Для того, чтобы мой читатель тоже понимал, как работает кофейня, я расскажу, как это устроено. Когда гость заходит в «Коллектив», он видит тепло освещенный зал, слышит, как с ним здороваются. Подходит на кассу и делает заказ. Называет свое имя и садится ждать. Потом его могут либо пригласить за заказом, либо бариста вынесут этот заказ сами. И вот гость сидит довольный, наслаждается своим напитком и блюдом/десертом, на фоне слышит звук кофемолки, рабочий говор сотрудников и разговоры других гостей.
За баром в этот момент происходит вот что. В «Коллективе» обычно работают по трое. Один человек стоит за кассой, принимает заказы, накладывает десерты, следит за залом. Второй человек работает за кофемашиной непосредственно, готовит эспрессо и доводит до конца необходимый напиток из тех ингредиентов, которые ему собрали в питчер. Третий человек занимает зону «бэка»: он делает заготовки для напитков, подготавливает смеси молока с различными добавками, из которых потом получаются авторские латте/рафы. Еще на третьего ложится мытье барной посуды. Если кто-то в моменте не успевает сделать что-то из своих основных обязанностей, то к нему на помощь приходит тот сотрудник, который сейчас «свободен». Так проявляется командная работа. И еще всем вместе надо прибирать столы в зале, относя на зону мойки грязную посуду.
В целом, рабочий день бариста начинается за полчаса до открытия всего заведения. За это время сотрудники подготавливают оборудование (кофемашине необходимо нагреться, например), выставляют десерты на витрину, готовят рабочие зоны к потоку гостей. Заканчивается работа бариста не сразу, как заведение закрылось. Им нужно замыть свои рабочие зоны, промыть элементы кофемашины, убрать десерты в специальные контейнеры для ночного хранения, прибрать зал. Все подобные обязанности прописаны в специальных чек-листах, но кто-то мог забыть то или иное, и на следующий день из-за этого мог возникнуть небольшой конфликт (но он больше происходит из-за излишней придирчивости сотрудников друг к другу).
Если говорить о работе кухни в «Коллективе», то будет уже излишняя подробность. Поэтому обозначу вкратце, что у них тоже есть свои процедуры открытия/закрытия смен, они готовят блюда, когда на них появляются соответствующие чеки, а бариста потом эти блюда выносят. В момент активной работы желательно не мешать друг другу: бариста ходят на кухню только по сильной необходимости, а повара, в свою очередь, не появляются в зоне бара.
Когда происходят более «тихие» часы работы, т.е. все гости обслужены, а новых пока нет, можно и немного пообщаться между собой. Или выйти к гостям в зал. В «Коллективе» много постоянных гостей, с ними связаны свои истории и общие темы, поэтому такой формат даже приветствуется: главное, чтобы это не доставляло ущерба работе.
Еще хочу отметить, что бариста в «Коллективе» проходят весьма глубокое обучение по кофе, которое совмещается с работой в кофейне. Поскольку изначально стажер ничего «не умеет», его даже не допускают к кофемашине, и он работает чисто на бэке. Через пару недель стажер сдает тест по меню и технологическим картам, таким образом, у него появляется доступ к кассе, приему заказов, и он уже может работать на двух зонах. Далее стажер-студент начинает посещать тренинги по кофе. Они проходят один раз в неделю, обычно индивидуально. Обучение состоит из двух модулей. Первый — это классика, второй — альтернатива. К классическому модулю относятся: настройка эспрессо, приготовление напитков на основе эспрессо, развитие органолептики (восприятие вкусов и ароматов). Обучение по классике длится в среднем 4 месяца. Зависит от конкретного человека и от того, как часто тренинги действительно проходили (просто иногда случалось, что тренинги отменялись, но причины обычно были объективными). Альтернативный модуль включает заваривание черного кофе альтернативными методами. В «Коллективе» сначала обучали заваривать кемекс, V-60 (воронку) и аэропресс, позднее аэропресс убрали. Альтернативу обычно сдают за пару месяцев, потому что для многих этот модуль оказывается проще.
По окончании классического модуля студенты сдают внутреннюю аттестацию, и их рабочая ставка повышается. По окончании альтернативного модуля ребята тоже сдают аттестацию, и у них появляется премиальная часть, как дополнительная оплата их работы в баре.
Меня очень вдохновила эта система, ведь я как раз хотела изучать кофе и не понимала, откуда начать. Конечно, кто-то из моих коллег отзывался плохо об этом, и сейчас эта система может показаться растянутой, но ведь критика всегда присутствует. Мне, к слову, до сих пор импонирует это обучение, но я бы его немного откорректировала. Сейчас мир более мобилен, и хочется быстрее обучать новых сотрудников, чтобы идти в ногу со временем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Внутри кофейни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других