Античная философская традиция,
русская философская мысль и современная европейская философия сохраняют свои ясные контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.
Движение
русской философской мысли с 1870 г. не исчерпывалось позитивизмом, и не позитивизму в нём принадлежит первое место.
Завершить этот переход и создать первую полноценную универсальную теорию организации выпало на долю
русской философской мысли.
Особенно ярко критическая позиция по отношению к прошлым достижениям человеческой культуры и безудержный утопизм по отношению к будущему проявились в
русской философской мысли.
Совершая философский экскурс, мы ограничимся представлением
русской философской мысли, так как идеи именно русских философов кажутся нам наиболее интересными.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: квасящийся — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Темы моей небольшой книги близко перекликаются с темами русской литературы и
русской философской мысли.
По существу, это было главным содержанием
русской философской мысли на протяжении последних двух с лишним веков.
Одним из направлений в
русской философской мысли конца XIX – начала XX века является философия русского космизма.
Дорогие читатели, предлагаю вашему вниманию сборник, который можно определить как своеобразную мини-антологию
русской философской мысли XIX и XX столетий.
Профессионально занимаясь вопросами «онтологии», я всегда боковым зрением отслеживал анализ проблемы «существования» в
русской философской мысли.
Этот парадокс дал начало мощному направлению современной
русской философской мысли, разделяющему системы на неживые, подчиняющиеся второму закону термодинамики и живые, каким-то образом действующие вопреки этому закону и, соответственно, подчиняющиеся другим законам развития.
Роль и значение историософии для становления и развития
русской философской мысли отмечали многие исследователи.
Неслучайно именно
русская философская мысль изрекла столь ёмкое понятие – «сверхвременное».
Очень соблазнительно было бы остановиться на некоторых аналогиях в развитии американской и
русской философской мысли.
Линия противостояния протянется через всю
русскую философскую мысль, демонстрируя её самобытную избирательность, её творческое восприятие западных влияний и характерное неприятие уклона в рационализм, проявившегося в новоевропейской философии.
По-прежнему актуальным представляется стремление провести историко-философский анализ, устраняющий произвольные упрощения, позволяющий вскрыть глубинные течения в
русской философской мысли.
Особый интерес на нынешнем повороте истории вызывает
русская философская мысль – третий геосоциокультурный тип философии.
Говоря о возможности русской философии, прежде всего необходимо ответить на вопрос: существует ли такое отличие русского мироотношения от западноевропейского, которое было бы основанием особого типа философствования и которое позволило бы установить специфику
русской философской мысли?
Для нашего последующего анализа оказывается существенным то, что
русская философская мысль никогда не являлась «чистым познанием», но всегда – поиском пути улучшения мира, поиском мирового блага.
Интересному анализу
русская философская мысль была подвергнута отечественными мыслителями-метафизиками начала XX века.
Ведь сама она всегда утверждает самобытность
русской философской мысли.
Религиозная онтологизация идеи ценности оказала воздействие на всё дальнейшее развитие
русской философской мысли.
Образ античности всегда волновал
русскую философскую мысль.
Но и весь XIX век
русская философская мысль была немало занята войной, и как событием в духовно-интеллектуальной области, и как конкретным событием в политической жизни общества.
Начиная с 1840-х годов
русская философская мысль заявляет о своей самостоятельности, хотя продолжает развиваться неизолированно.
Русская философская мысль оказалась связанной со своей религиозной почвой, что в значительной степени и определило её своеобразие как явления национального духа, определило способ её мировидения, её картину мира.
Но если
русская философская мысль может быть выделена в её самобытности по отношению к иному, то только благодаря особенностям нашего мироотношения.
С. С. Хоружий абсолютно прав, говоря о своеобразии
русской философской мысли как явлении, созданном на пересечении собственно философского и религиозного суждения (православие как доктрина).
Ценные идеи в этой области он ищет в
русской философской мысли.
Данная концепция во многом стала основой для
русской философской мысли как допетровской, так и петровской эпохи.
Ещё одной заслугой
русской философской мысли является глубокое и точное определение предмета философии истории.
Эти установки нашли своё отражение и в
русской философской мысли.
Этому требованию лучше всего отвечает антиномический подход, специфичный для традиционной
русской философской мысли.
В второй главе было проведено исследование пространства западной философской мысли (первая половина XX века), а в третьей и четвёртой – пространства
русской философской мысли (XX век – начало XXI века).
Но помимо структурного сходства, есть главное, содержательное родство между этими ветвями русской культуры, обеспеченное уже тем фактом, что
русская философская мысль по своим, непосредственно гуманитарным интересам близка человеческому миру литературы; она занята не столько методологическими и отвлечёнными проблемами безличной субстанции, сколько смыслом личной и сверхличной экзистенции; не столько тем, «что есть вервие», сколько тем, что есть житие, истина жизни.
Государь и двор с подозрением отнеслись к славянофилам – могучему течению
русской философской мысли.
Отметим также представителей двух противоположных течений
русской философской мысли: славянофилов и западников.
Русская философская мысль, обращаясь к теме творчества, рассматривает её в проблемном поле онтологии культуры.
Русский космизм – течение
русской философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, представляющее собой один из оригинальных вариантов мирового космизма.
Сложившись по преимуществу вокруг проблем философско-исторических,
русская философская мысль включила в поле своего творческого исследования многие вопросы.
Осмысление проблематики имени, слова, языка стало одним из магистральных направлений развития
русской философской мысли.
Такая постановка вопроса отвечает традициям
русской философской мысли, для которой тема «русскости» – это не тема исключительности, особого предназначения или избранности русского народа, а тема его самобытности, исторических корней и духовных оснований развития.
Получается, что
русская философская мысль не содержит в себе своего внутреннего обоснования, а всегда находит себе обоснование только вне себя, только в соотнесении с иной мыслью, прежде всего с западноевропейской философской мыслью.
В авангардизме она развивается в параллельном движении не только с символизмом (теория жизнетворчества), но и с аналогичными исканиями в
русской философской мысли.
Даже вполне компетентные представители
русской философской мысли, не говоря уже о сонме некомпетентных, одни и те же термины передают нередко различным образом.