В-третьих, русская идея рассматривается в качестве основного порождающего фактора для всей русской
философской традиции.
Основной фигурой европейской
философской традиции с момента её зарождения было доверие к непосредственной очевидности, включая очевидность истинного философского слова.
Невозможно изложить все существующие взгляды на философию в рамках одной книги, и я решил ограничиться западной
философской традицией.
Античная
философская традиция, русская философская мысль и современная европейская философия сохраняют свои ясные контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.
Если мы попробуем посмотреть на предмет формы и содержания в искусстве с точки зрения отечественной
философской традиции, мы обнаружим, что форму разделяют на внутреннюю и внешнюю.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перемежёвываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Все основные китайские
философские традиции зародились на востоке, который остался центром книжного обучения.
Он исследовал главные мировые
философские традиции за 2500 лет, опираясь на составленные им несколько десятков сетевых карт, охвативших в общей сложности 2670 мыслителей.
Судя по всему, на всю его деятельность наложила сильный отпечаток средневековая эзотерическая
философская традиция.
Применительно к проблеме единства мира это означает, что придётся не просто коллекционировать те или иные позиции или концепции, сформулированные по этому поводу прежде всего в западноевропейской
философской традиции, но отслеживать прежде всего работу тех приёмов и операций, которые для этого применяются, а также потенциальные способы использования уже самих этих концепций, взятых в качестве некоторых регулятивных принципов или моделей.
Авторы не стремятся найти «среднее арифметическое» – дают возможность мыслителям различных эпох, представителям различных
философских традиций говорить своим собственным языком.
Например, представитель какой-нибудь
философской традиции может заявить, что философы другой традиции занимаются не «настоящей философией», а всего лишь «эмпирической психологией» или «историей идей».
Существуют две
философские традиции, два методологических подхода, разделяющие это двуединство: герменевтический, апеллирующий к «внутреннему действию», пониманию, и позитивистский, опирающийся на «внешнее действие» – интерпретацию.
Следует учесть, что современная
философская традиция относит понятие «массы» более к физике, чем к философии.
Такой подход согласуется с немецкой
философской традицией, в рамках которой феномен понимания становится основной герменевтической проблемой.
Поэтому, излагая вопрос об индийской
философской традиции, мы прежде всего должны понять, в чём заключаются её глубина, её притягательная сила, её мудрость, какие вопросы она ставит и как их решает.
Данная парадигма естественным образом вытекает из общей эволюции представлений о человеке в XX веке, основной вектор которой состоит в преодолении характерного для классической
философской традиции телесно-духовного дуализма и в осознании человека как целостности, встроенной в природное и социокультурное окружение.
И вот что интересно: оказалось, что подобным закономерностям выброса ярких идей из котла общих энергий подчиняются процессы возникновения и развития
философских традиций.
Понимание истины как чего-то противоположного видимому является преобладающим и в дальнейшей
философской традиции.
Он считается признанным предшественником современной конфликтологии, а его идеи если и не всегда разделялись последующими поколениями социологов, интересовавшихся темой конфликта, то, по крайней мере, стали основой принципиальных изменений в
философской традиции понимания конфликтов.
Античная
философская традиция сохранила сократический подход вплоть до поздних стоиков.
Тут ключевая мысль – отсутствие в наших научных и
философских традициях истории бытия власти (не государства, не политики, управления, не права, а именно власти).
Однако же это учение дало начало всей философии познания, оно продолжает древнюю
философскую традицию и существует без особых коррективов с того времени до сих пор.
В зависимости от
философской традиции обычно это были две разные птицы – павлин или лебедь.
Я уже много лет ищу ответ на этот вопрос, идя по следу, оставленному сотни лет назад художниками, писателями, мыслителями и в целом
философской традицией в разных частях света.
Мне кажется, сейчас самое время обратиться к проверенным временем
философским традициям, концепциям и практикам.
Что же касается пифагорейской философии, то для этого времени нет оснований говорить о существовании научной школы или живой
философской традиции.
Во французской
философской традиции сложились две точки зрения на этот вопрос.
Импликация и экспликация-развертывание, свёртывание и развитие – вот термины, унаследованные у долгой
философской традиции, всегда обвиняемой в пантеизме.
Сенека продолжает древнейшую греческую
философскую традицию, согласно которой добродетельная жизнь и добрая воля не связаны с наслаждением, но сопутствуют ей.
Этим и озабочено современное философское богословие, которое в рамках
философской традиции осмеливается содержательно указывать, как то, что находится за пределами выражения и конституирования сознанием, проявляет себя.
Национальная
философская традиция и школа могут защищать философа от нападений, укрывать его.
Суть русской самобытной
философской традиции оказывается скрытой подобными сопоставлениями.
Добавим, что одной из знаковых современных
философских традиций является познание бытия, как многомерного текста.
Большинство восточных
философских традиций соглашаются, что природа ума – это пустота (пустотность), полное отсутствие чего-либо .
Отказавшись, с одной стороны, от цельных метафизических систем и вместе с тем единого общего взгляда на мироздание, который был свойственен предшествующей
философской традиции, прежде всего классической немецкой философия, наука, в то же время, не выработала ещё нового целостного представления об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями.
Поэтому, анализ собственно
философской традиции осмысления оснований государственности, основополагающих принципов социально-политической организации общественной жизни, может быть завершён.
Космополитическая форма
философской традиции ориентируется на включённость (на ранних этапах – пристяжь) в некую условность "всемирного историко-философского процесса".
Пять инстанций личности соответствуют пяти стихиям природы западноевропейской
философской традиции следующим образом: Эфир– 5-Душа, Вода– 4-Сердце, Огонь– 3-Иррацио, Земля– 2-Рацио, Воздух– 1-Рассудок.
Необходимо подчеркнуть, что в отечественной
философской традиции понятие «русской идеи» имеет два основных значения: широкое и узкое.
Кроме того, в структуре этой комплексной проблемы, а также в истории её возникновения и развития наиболее сильны
философские традиции разработки, а абстрактно-философский подход к её изучению всё ещё доминирует над конкретно-научными исследованиями 1.
Правда, такова уже
философская традиция: все философы старались превозносить как можно выше своё дело.
Поэтому сложившиеся в
философской традиции пары оппозиций «вера – разум», «религиозность – творчество», «традиция – социальная новация» не могут в полной мере выявить специфику процесса рождения индивидуальной свободы из коллективного социального порядка при переходе от религиозной культуре к светской.
Это популярное в античную и средневековую эпоху учение о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской, платонической, аристотелевской
философской традиции.
Мы считаем, что это упущение может быть восполнено путём обращения к континентальной
философской традиции.
В ранних
философских традициях к языку именно так и относились, не находя в нём никаких сложностей с идентичностью говоримого тому, что должно быть понятым.
Вывод о наличии негативной стороны проявлений толерантности духа к отсутствию в его онтологическом континууме программы по взаимодействию с феноменологией души в рамках древнегреческой
философской традиции нами ранее уже был представлен.
Подведём промежуточный вывод по рассмотренным
философским традициям.