Здесь уже явно выражена идея активности
субъекта познания по отношению к объекту.
Иными словами, здесь возрастает роль
субъекта познания, перед которым усложнившийся мир ставит всё больше вызовов.
Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, становится
субъектом познания.
Влияние
субъекта познания на качество исследования предмета познания, в данном случае тоже субъекта, может оказаться и чрезмерным, патологическим.
Вместе с тем современные методологические представления о процессе познания предполагают наличие в нём нерефлексируемых установок, которые определяются мировосприятием и способом мышления
субъекта познания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: влитие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Учёные постепенно пришли к пониманию, что
субъект познания влияет на результат научного исследования.
Не отрицая значения исследования отдельных элементов события преступления, отметим, что в сознании
субъектов познания, в процессуальных документах и, особенно, в том документе, который содержит окончательные процессуальные выводы, должна содержаться, по возможности, целостная модель происшествия.
Это и происходит, когда познающий индивид возвышается ‹…› до чистого
субъекта познания и тем самым возвышает рассматриваемый объект до идеи (см. § 34).
Можно сказать, обнаруживается конкретный
субъект познания.
Будучи
субъектами познания, общения и деятельности, люди соотносят свои намерения и цели с теми нравственными ориентирами, нормами и пределами допустимости, которые они сочли для себя приемлемыми в процессе своего личностного развития.
Но здесь именно и раскрывается подлинный смысл подмены в философской проблеме действительности
субъектом познания.
Определив содержание объекта и особенности
субъектов познания, специфику условий, в которых процесс познания протекает в уголовном судопроизводстве, опираясь на уже достаточно хорошо разработанные в криминалистике теорию криминалистической идентификации, учения о версиях, об организации и планировании расследования, а также на другие частные теории и учения, теория познания в криминалистике может эффективно исследовать природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), пути достижения истины, её критерии в специфической области человеческой деятельности – познании в ходе уголовного преследования.
Тем не менее и на этом этапе
субъект познания должен определять направления своей криминалистической деятельности, выполнять свои функции в части познания события преступления.
Человек как
субъект познания воспринимает мир через свои органы чувств, он понимает и осмысливает его с помощью своих эволюционно выработанных способностей ума.
Некоторое исключение представляет отношение «наука – философия», так как и в обоих случаях
субъект познания сосредоточен на выявлении и изучении закономерностей.
Теория познания события преступления в криминалистике призвана на основе теоретического осмысления результатов судебно-следственной практики, а также научно обоснованных суждений о возможных направлениях изменений в содержании и структуре преступлений предлагать
субъектам познания, в том числе и субъектам уголовного преследования, уже обобщённый опыт, который может быть ими использован в практической деятельности.
Субъект познания определяет, строит самого себя.
Это значит, что если объектом познания является материальный мир, то
субъектом познания является человеческое общество в целом.
Тело существует в мире наряду с другими предметами в качестве противостоящего
субъекту познания, но при этом является для него своим собственным.
Именно в рамках этой линии рассуждения я пытаюсь продемонстрировать, что исследовательская надежда даёт возможность проявиться всем остальным эпистемическим добродетелям, стабилизирует коллективный
субъект познания и, наконец, позволяет работать с изменчивыми объектами вроде вирусов-бактериофагов.
Погруженная в такое созерцание личность – это уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной
субъект познания.
Простейшим способом взаимодействия
субъекта познания с объектом является непосредственное наблюдение.
БЫТИЙСТВЕННЫЙ аспект истины связан с фиксацией в ней материального и духовного бытия, являющегося для
субъекта познания объектом исследования, находящегося вне его сознания.
При этом сохраненное явление не может представляться
субъекту познания частью природного мира или знанием о нем и сознается субъектом не иначе, как возникшее благодаря его собственной деятельности.
Дело в том, что к моменту производства по делу событие преступления, как правило, находится в прошлом и непосредственное его восприятие
субъектом познания невозможно.
Истинный
субъект познания есть мировая жизнь.
При этом, вопреки очевидности, игнорировался характер этих божеств, какой восприняло политеистическое духопознание, и им произвольно приписывались снижающие и опорочивающие черты либо же нарочито подчеркивался слишком антропоморфный элемент, привнесённый в эти представления
субъектом познания – политеистическим человечеством и к тому времени сохранившийся уже только в их низших, простонародных вариантах.
Социологическая рефлексия позволяет
субъекту познания преодолевать свои непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших содержательно-смысловых зависимостей, опосредованных многими практическими и духовными факторами.
Принцип активноститребует учёта деятельности
субъекта познания, который должен не только быть наблюдателем, но и активно воздействовать на объект исследования для раскрытия свойств и связей между элементами, раскрытия его сущности.
Человек как
субъект познания исторически ограничен в своих достижениях и возможностях, в средствах и формах познания.
Если произведение искусства, как считается, – это возможность реинкарнации, то в произведении познания, внутри бесконечности которого всегда пребывает
субъект познания, очевиден евангельский смысл причин, в силу которых мы вообще что-то знаем.
В системе «активный
субъект познания – мир» существует только два мнения: мнение системы сформированного нового и хаос мнений мира, противостоящий данной системе.
Формы познавательного общения задают
субъекту познания схемы, нормы и идеалы деятельности и «делают невозможным их существование вне традиции» [Касавин, 1990, с. 117].
Итак, если существует ограниченное количество информационных составляющих (знаков, понятий, предложений, букв и т. п.), а также возможность эти составляющие воспроизводить, накапливать и использовать
субъектом познания, значит, можно сказать, что потенциально любой субъект в состоянии воспроизвести какие угодно доступные комбинации данных информационных точек с таким же процентом успеха, как и другой субъект, обладающий такого рода способностями и обладающий ими.
Поскольку осознание обладающей рациональным мышлением личностью себя в качестве
субъекта познания предполагает установление ею своих границ, то она не в состоянии ни мыслить себя будто бы бесконечной основой мира (напр., всемогущим богом), ни мыслить себя в качестве якобы проявления бесконечной основы мира (напр., богочеловеком), будто бы несущей в себе её черты.
Избранный метод исследования, применение которого предполагает активную позицию исследователя, вовлечённость в процесс дискуссий, принятие роли испытуемого, которое происходило при проведении фокус-групп, во многом совпадает с тем, как в психотехнической практике понимается
субъект познания.
Под объектом познания в любой науке понимается противостоящая
субъекту познания реальность, на которую направлена деятельность исследователя.
А физическое устройство
субъекта познания зависит от его наследственности и от жизненного опыта.
Частная истина – это неискажённое отражение
субъектом познания частного (отдельного) объекта познания за счёт слияния субъекта с объектом.
Последняя рассматривается при этом как фундаментальная характеристика познания, обусловленная сложностью и развитием социального
субъекта познания, и неисчерпаемостью познаваемого объекта.
Метод познания – это творческая лаборатория
субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания.
Человек как
субъект познания входит тем самым в физике в сам процесс анализа объективной реальности.
Напомним, что в психиатрии такое познание или мышление называется кататимным,т. е. в той или иной мере искажённым вследствие влияния эмоций и чувств
субъекта познания.
Оптимальное сочетание гуманитарного и естественно-научного подходов в познании требует от
субъекта познания соответствующей направленности.
Достоверным является вывод, в отношении которого не возникает разумных сомнений, т. е. отсутствуют какие бы то ни было исключения из практического опыта, находящегося в распоряжении
субъекта познания.
Действенное познание активно, для него характерен отбор со стороны
субъекта познания.
При этом используемые методы и средства должны обеспечивать адекватность информации, получаемой
субъектами познания.
Кроме объекта и
субъекта познания законодательно определены также условия, в которых может проходить процесс познания.
Для того чтобы обеспечить достижение стоящих перед ней общих целей, теория познания в криминалистике должна учитывать и общие закономерности познания человеком того или иного объекта, и специфические черты, которыми обладает процесс познания в уголовном судопроизводстве в целом, а также в зависимости от стадии уголовного процесса, особенностей процессуального положения
субъектов познания и иных факторов.
Однако, как уже подчёркивалось, цели, преследуемые
субъектом познания в уголовном судопроизводстве, а также его полномочия по исследованию обстоятельств дела всегда обусловлены процессуальным положением этого субъекта.