Философия. Современная западная философия

Е. Ф. Мороз, 2021

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения по дисциплине «Философия» направления подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» и содержит материал для подготовки к семинарским занятиям и экзаменам по философии, тематику рефератов и литературы к ним, вопросы для самопроверки, тесты и словарь терминов. Текст приводится в авторской редакции.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Современная западная философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Иррационалистическая философия

Философская реальность 2-й половины XIX в. отмечена двумя тенденциями: позитивистской и иррационалистической.

Позитивизм — это отказ от содержательного анализа объективных оснований человеческого знания, проблемы истины и переход на изучение методов конструирования формализованного знания.

Иррационализм — это делогизация центральной философской проблемы: отношение субъекта и объекта постулируется как отношение человеческого индивида к миру и рассматривается как жизненное отношение. При этом логика, категории разума выступают частным случаем человеческого отношения к миру, частным моментом человеческой жизни. Это течение западной философской мысли, для которой характерен «субъективный метод». Этому течению обычно дается отрицательное определение; иррационализм рассматривается в его негативном аспекте как «разрушение разума», критика науки и интеллекта. Хотя такой подход совершенно закономерен и справедлив, но все же недостаточен уже по той причине, что логика запрещает нам давать отрицательные определения понятий, а диалектика учит, что каждое отрицание имманентно связано с утверждением, конкретизирующим само это отрицание. Во имя какого же утверждения иррационализм покушается на права разума и оспаривает познавательную ценность науки?

Иррационализм есть утверждение радикальной автономии философии, ее независимости от науки. Наперекор давней традиции Аристотеля, Декарта и Гегеля, видевших в философии первую и высшую из наук, представители иррационализма от А. Шопенгауэра и позднего Шеллинга до Бергсона и Хайдеггера считали своей миссией освобождение философии от «тирании науки».

Мы говорим о том, как от философии отпочковывались специальные науки, но тот же самый процесс имел и другую сторону, на которую не так уж часто обращают внимание: философия в свою очередь отделяется от науки, сознательно обособляется и противопоставляет себя положительному знанию. Иррационализм и есть выражение этой исторической тенденции.

По отношению к общему направлению культурно-исторической эволюции человечества иррационализм — попятное движение, потому что предполагает восстановление религиозно-мистической ориентации на мир — той, что предшествовала оформлению философии в качестве самостоятельной области рационального исследования Вселенной.

С точки зрения иррационализма наука не приближает к реальности, а отдаляет от нее и более того — искажает последнюю, и потому возвращение к реальности (что составляет главную задачу философии) означает обратное, по сравнению с ходом научного познания, движение мысли, обличающей несостоятельность всех понятийных конструкций, всех отвлеченных схем объяснения и успокаивающейся только тогда, когда погружается в стихию непосредственно переживаемого «изнутри» «жизненного мира». Это движение мысли и обозначается термином «субъективный метод», противопоставляемый объективному методу науки.

Новая философия, представленная в XIX в. именами А. Шопенгауэра (1788–1860 гг.) и Ф. Ницше (1844–1900 гг.), с трудом пробивала дорогу к читателю. Датский философ С. Кьеркегер (1813–1855 гг.) умер в неизвестности. Между тем эти три человека определили характер и дух всей философии XX века, в особенности тех ее направлений, которые впоследствии получили название экзистенциализма и «философии жизни».

А. Шопенгауэр

Один из первых философов-иррационалистов. Родился в г. Данциге (г. Гданьск) в семье зажиточного купца. Получил философское образование в Геттингене, откуда в 1811 г. перебрался в г. Берлин.

Шопенгауэр — представитель свободной профессии философов, не занимался политической деятельностью, но взгляды его были крайне реакционны. Был ценителем искусства и музыки. Революция 1848 г. представлялась ему «нашествием сволочей». В. И. Ленин восхищался его афоризмом «кто ясно мыслит, тот ясно излагает» и говорил, что лучшего за свою жизнь он не сказал ничего.

Первый его труд «О четверояком корне закона достаточного основания» (1815 г.) был представлен в качестве магистерской диссертации и содержал основу его взглядов. В 1819 г. появилась работа «Мир как воля и представление». Шопенгауэр предлагает свои услуги Берлинскому университету и первый семестр читает лекции по этому предмету книги. Во втором семестре лекции были отменены, поскольку не имели успеха. Шопенгауэр же приписал свой неуспех интригам Гегеля, хотя последний был очень плохим лектором. Работа Шопенгауэра почти не была замечена. Шопенгауэр был огорчен и выпустил в 1833 г. второй том. Затем вышли остальные его работы — в 1836 г. «О воле в природе» (натурфилософия) и в 1842 г. «Две основные проблемы этики».

На философию Шопенгауэра оказали влияние идеи И. Канта, Платона и писания индийских буддистов.

По Шопенгауэру, прогресса быть не может. Сущность жизни неизменна. Меняются только декорации. Общество представляет собой борьбу эгоистических интересов, «войну всех против всех», попрание слабого сильным. «Кантовская императивная идея в этом обществе поможет не больше, чем клистирная трубка на пожаре», — говорит Шопенгауэр. Социальная жизнь проникнута скудоумием и пошлостью, завистью и лицемерием. Забота о ближних и борьба за счастье угнетенных то и дело оказываются на поверку поисками собственной выгоды, патриотические призывы — маской национализма, парламентская болтовня — прикрытием самого беззастенчивого группового и личного эгоизма, выспоренная демонстрация религиозных чувств — маскировкой ханжеской бессовестности и т. д.

Если жизнь человека — страдание, если она — маятник между страданием и скукой, то единственным выходом из этого положения является отречение от собственной воли, уход в сферу нирваны, самосозерцания, недеяния.

Целый ряд положений философии Шопенгауэра воспроизводится в постклассической философии:

а) пессимизм, космические масштабы его распространения. Мотивы пессимизма видны у экзистенциалистов, у О. Шпенглера, А. Тойнби и др.;

б) противопоставление философии науке. Мировоззрение не может быть научным, оно всегда содержит иррациональный элемент. Мотивы эти обнаруживаются в феноменологии, философии жизни и т. д.;

в) энергетизм. В работе «О воле в природе» Шопенгауэр наметил основные линии философии энергетизма. Идею материи Шопенгауэр стремился удалить от философии и заменить принципом воли, идеалистически истолкованной энергией. Воля как энергия суть психическая сила;

г) мистицизм. Философия, по Шопенгауэру, не доказывает, а указывает, т. е. основывается на интуиции, а не на логическом анализе.

Рационалистическая философия Гегеля утверждала веру в смысл истории, справедливость, разум. Не об объективном Разуме нужно говорить в философии, по словам Шопенгауэра. В истории преобладает воля к власти, своих целей добиваются не самые умные и справедливые. Попробуйте победить современных политиков, борясь с ними посредством опоры на идеалы разума, добра и справедливости, — вы не имеете ни одного шанса на успех.

Всякий объект подчинен «четвероякому закону достаточного основания»: чтобы существовать, объект должен быть (находиться в пространстве и времени), подлежать закону причинности (быть следствием или причиной чего-либо), должен быть познаваемым, наконец, если это живое существо, должен подчиняться закону мотивации. По Шопенгауэру, всем руководит Мировая Воля. Она не нуждается ни в каком законе достаточного основания. Последний объясняет структуру феноменального мира. Воля — это ноуменальный мир; она ничем не обусловлена и не обоснована. Она сама — условие и основа бытия, вернее, она и есть бытие. Мировая Воля не знает ни времени, ни пространства, она беспричинна, неуправляема и всегда равна самой себе.

Шопенгауэр под волей понимает некий непрерывный психический процесс, непосредственно связанный с человеческим телом и интуитивно ощущаемый нашим Я. Она характерна и для любого другого существующего в мире телесного образования. В неживой природе воля обнаруживается в силе тяжести, магнетизма, электричества и т. п. Она способна объективироваться в различные формы. А. Шопенгауэр заимствовал у И. Канта различие между явлением (представление — по Шопенгауэру) и «вещью в Себе» (воля).

Почему Воля по-разному объективируется? Потому что Воля не может быть множественной, она одна и та же. Шопенгауэр здесь подключает платоновское представление об Идеях как посредниках между эмпирической множественностью и метафизическим единством Мировой Воли. В отличие от Идеи, которая является прообразом (архетипом) чувственно воспринимаемых вещей, Мировая Воля иррациональна, слепа. В человеческой жизни иррациональность проявляется как трагизм бытия. Трагизм определяется тем, что человек не может рационально устроить свой мир, так как им правит иррациональная Воля. Зло коренится в самом Мировом начале. И если в уме человека эта воля достигла самосознания, то лишь для того, чтобы втолковать ему, что он безделка в ее руках, что его существование бессмысленно, безрадостно, безнадежно. Жизнь — смена страдания и скуки, скуки и страдания.

Чтобы освободиться от зла и связанных с ним страданий, необходимо самоубийство Мировой Воли. Это могут осуществить люди как составные звенья мира явлений. Необходим выход за пределы Мировой Воли — полное отречение от нее, отсутствие всякого действия и погружение только в один интеллект, созерцающий эту Волю, но не участвующий в ней. Есть другой вариант. Человек обретает утешение и спасение в эстетическом наслаждении, получаемом от музыки.

Музыка, как и Мировая Воля, есть чистая иррациональность. Но когда эту Мировую Волю созерцает интеллект, отрешенный от нее, он испытывает эстетическое наслаждение и обретает духовное успокоение. В своих высших достижениях музыка снимает с жизни пестрый покров явлений, сплетенный из нитей игры страстей, их столкновений. Шопенгауэр говорит о художественных гениях как одиноких аристократах духа, от которых зависит спасение человека и которые тем более близки к осуществлению этой цели, чем более удаляются от разума и приближаются к интуициям и озарениям исступленного сознания.

Таким образом, не рабы воли, безвольные субъекты — это гении в искусстве и святые в земной жизни, победившие желания и стремления.

Когда человек, поднятый силой духа, перестанет рассматривать мир как представление, связанное законами причинности, в пространстве и во времени, когда он всей мощью этого духа отдается созерцанию, наполняя свое сознание спокойным видением окружающего мира, его вещей и предметов, тогда он теряется в них, забывая свою индивидуальность, свою волю. Погруженная в такое созерцание личность — это уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной субъект познания. Сущность гения состоит в способности к такому созерцанию, а так как последнее требует полного забвения своей личности, то гениальность — это полнейшая объективность.

Библиографический список

1. Грязнов, А. Ф. Дискуссия о философии А. Шопенгауэра: (К 200-летию со дня рождения) / А. Ф. Грязнов // Философские науки. 1988. № 11. С. 3–5.

2. Коробейников, М. Читая Шопенгауэра (Новый взгляд на учение немецкого философа) / М. Коробейников // Наука и жизнь. 1993. № 4. С. 5–8.

3. Лессинг, Т. Шопенгауэр, Вагнер, Ницше / Т. Лессинг // Культурология XX века. М., 1995. 300 с.

4. Мееровский, Б. В. Шопенгауэр: человек и миф / Б. В. Мееровский // Свободная мысль. 1995. № 7. С. 8–10.

5. Мудрагей, Н. С. Рациональное и иррациональное — философская проблема (читая Шопенгауэра) / Н. С. Мудрагей // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 10–12.

6. Орлов, Ю. Я. К значению философии Шопенгауэра, Ницше и Шпенглера для методологии немецко-фашистской пропаганды / Ю. Я. Орлов // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1993. № 1. С. 13–18.

7. Хазанов, Б. Черное солнце философии: Шопенгауэр / Б. Хазанов // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 10–13.

8. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр; Пер. с нем. М.: Наука, 1993. 500 с.

9. Шопенгауэр, А. Под завесой истины / А. Шопенгауэр. Сб. произведений. Симферополь, 1998. 340 с.

10. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М.: Просвещение, 1992. С. 350.

Ф. Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 г. в местечке Реккен в Тюрингии, входившей в то время в состав Пруссии. Отец Ницше был протестантским священником, мать — дочерью пастора. Он с детства хорошо знал Библию, хорошо играл на фортепиано и знал немецкую музыку от Баха и Генделя до Гайдна и Моцарта.

Творчество Ницше обычно подразделяют на три периода. В первый период он совмещает занятия классической филологией и историей античной философии с увлечением философией Шопенгауэра и музыкой Рихарда Вагнера. Первое произведение — «Рождение трагедии из духа музыки» уже содержит в себе ряд основополагающих для творчества мыслителя идей, хотя в главном он следует за Шопенгауэром. Эта работа до сих пор сохранила известное значение, поскольку произведенное Ницше противопоставление «дионисийского» и «аполлоновского» начал в искусстве до сих пор не раз воспроизводилось в европейской философии.

Отход от традиций немецкого романтизма, интерес к естествознанию характерны для второго периода творчества Ницше. Начиная с работы «Человеческое, слишком человеческое» (1878 г.), он ведет критику оснований западноевропейской культуры. В таких работах, как «Странник и его тень», «Утренняя звезда», «Веселая наука», он сводит счеты с кумирами XIX в., пытаясь установить психологические корни моральных ценностей. В связи с этими исследованиями появляется центральное понятие его доктрины — «воля к власти».

С 1881 г. начинается разработка собственного философского учения. Ницше пишет работы «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали» и др.

Умер Ницше в Веймаре в 1900 г.

Основные идеи философии Ф. Ницше:

1. Идея жизни как воли к власти.

2. Идея переоценки ценностей.

3. Идея вечного возвращения.

Воля к власти (то, что двигает мировой процесс) — центральное понятие ницшеанства. Отсюда дефиниция жизни как воли к власти. Власть рассматривается как феномен космический. Весь космос — непрерывная борьба «квантов воли», каждый из которых стремится к господству над всеми остальными. Таким образом, социальные по сути отношения господства и подчинения переносятся Ницше на весь мир.

Воля рассматривается как стремление, влечение, энергия. Характер воли агрессивный. Цель жизни — создание исключительных индивидов.

Идея воли к власти перекрещивается у Ницше с концепцией переоценки ценностей. Современная жизнь клонится к упадку. Необходима переоценка ценностей. Необходимо противостоять нигилизму, который означает потерю всех ценностей, ведущую к декадансу, вырождению человечества.

В западной философии кризис гуманизма осмысливается главным образом в понятиях теологических как «обезбоживание мира». Отсюда — призыв к религиозному обновлению как некой панацее. Возрождение человека требует якобы возвращения к живительным истокам религиозности. Это умонастроение выражено у немецкого экзистенциалиста К. Ясперса (см. «Смысл и назначение истории»), у представителя русского экзистенциализма Н. Бердяева и др. Ницше, ставя диагноз современной эпохи («Бог умер»), так называемому «пассивному нигилизму», противопоставляет собственный «активный нигилизм», т. е. деятельное отрицание всех прежних ценностей и утверждение новых, «жизненных ценностей» — «воли к власти», «вечного возвращения», «сверхчеловека».

«Воля к власти» является у Ницше основной из жизненных и необходимых человеческих побуждений. Сверхчеловек Ницше есть, прежде всего, могущественный и господствующий над окружающим миром человек. Однако это господство отнюдь не должно быть понимаемо как господство политическое или вообще правовое и менее всего экономическое, как материальная власть над людьми. Все вопросы материального порядка лежат за пределами мыслей и стремлений Ницше. Проповедуемое им господство означает духовное влияние, власть, приобретаемую над людьми силою выдающихся духовных качеств.

Ницше критикует христианскую мораль, отвергает всякую форму морального сознания вообще и в связи с этим критикует Канта, его категорический императив. И здесь проходит реальная связь философии Ницше с фашизмом. Хотя существует точка зрения, что необходимо было основательно исказить его учение, чтобы сделать из него «предтечу» нацизма. Недопонимание Ницше можно сравнить лишь с недопониманием идей христианства и Евангелия со стороны самого Ницше. Представитель немецкого экзистенциализма М. Хайдеггер говорит:

«Ницше — последний великий мыслитель западной метафизики. Он поставил основной вопрос современной эпохи, вопрошая о сверхчеловеке. Он разглядел приход времен, когда человек готовится распространить свое господство на всей земле и он спрашивал себя, достоин ли человек такой миссии, и не должна ли сама его сущность быть преобразована. На этот вопрос Ницше ответил: Человек должен преодолеть себя, стать сверхчеловеком» [8, с. 149].

Человек, по Ницше, в полной мере еще не возник, не вырвался из животного состояния. Только в отдельных индивидах природа достигла подлинно человеческого состояния — это философы, художники, святые, но они редко встречаются. В основном встречаются серые, посредственные людишки. Массовые люди придумали себе и массовые религии — христианство и социализм. Злобная зависть маленьких серых людей и есть главный источник зла в мире. И мораль христианская, и мораль социалистическая только ослабляют личностное начало в человеке, это слишком человеческая мораль.

Гитлер говорил: «Я освобождаю вас от химеры — совести». У Ницше в «Антихристианине» говорится: «…“добродетель”, “долг”, “благое в себе”… — все химеры, в которых находит выражение деградация, крайняя степень жизненной дистрофии…» [9, с. 25]. Что есть христианство, понимаемое Ницше как стиль мышления и жизни? Это религия слабых, униженных Рабов. Христианская религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Больше того, христианский догматизм, как и всякий другой, нуждается в слое подавленных людей, на которых он мог бы опираться. Ницше говорит о лицемерии христианской морали. Что предлагает Ницше? Не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и свободной личности — идеала античности и Возрождения, отказ от культа слабости и униженности, от покаяния, жертвы и самопожертвования, навязанного религией лицемерия.

Сверхчеловек Ницше — это тип человека, воплощающий в себе новую систему ценностей. Место христианского бога заняла «воля к власти».

Земным проводником религии, своеобразным двойником Христа предстал Сверхчеловек, суть которого люди понимали по-разному. Для Гете — это гений, к которому неприменимы обычные мерки. В обывательском смысле — «супермен». Для Ницше вполне определенное — это «надчеловек», способный преодолеть слабости «последнего человека». Путь к сверхчеловеку видел Ницше ясно: «Познай самого себя и сделай из себя то, что ты есть; все, что в тебе есть самого лучшего, развивай до высшего совершенства, живя для осуществления этой твоей правды, будь верным себе, будь во всем самим собой».

В чем состоит идея «вечного возвращения» Ницше? В том, чтобы заменить христианскую концепцию бога мифом «вечного возвращения». Христианская концепция дает надежду на будущую лучшую потустороннюю жизнь. Ницше в качестве идеальной модели культуры рассматривает античный мир. Грек в античности не надеялся на будущую лучшую потустороннюю жизнь. Согласно античному миросозерцанию, будущее — несовершившееся прошлое. Будущее — результат циклической жизни. Сознание истории было чуждо грекам. Сверхчеловек Ницше — это человек, в котором интериоризирована эта циклическая концепция бытия.

Ницше пытается понять кризисное состояние культуры своего времени. Он говорит о болезни западноевропейской культуры. Признаки ее нездоровья: утрачено чувство стиля, отсутствует тяга к величию и подлинной красоте; повсюду — усреднение людей, оскуднение их духовного потенциала; торжествует посредственность. Культура, по Ницше, составляет душу общества и ее болезнь свидетельствует о нездоровье всего организма. Где искать опору? В досократовской Греции.

Главное различие между «достославными» греками и «бесславными» современниками Ницше видел в отношении к жизни. Если первые принимали ее безоговорочно и более всего ценили в ней естественность и простоту, радость ощущения силы и здоровья, то вторые увидели в естественном греховное начало, разделили единое на части и стали определять грехи и добродетели, зло и добро. Там же, где начинается анализ, там кончается жизнь. Древние греки не занимались самоедством.

Жизнеутверждающий пафос и внешний веселый нрав греков ввели в заблуждение последующих исследователей, привели к тому, что их история обычно изображалась в лучезарно-оптимистических тонах. Все принимали видимость за сущность, глубину. Никто не увидел трагической сущности древнегреческого мироощущения. «Это я открыл трагическое», — сказал Ницше.

Греки, как ни один другой народ, понимали, что страдания и ужасы являются неотъемлемой частью жизни. Поэтому, чтобы как-то смягчить трагедию жизни, сублимировать связанные с нею страдания, они и создали высокое искусство трагического. В древнегреческих трагедиях, в основе которых часто лежали мифологические сюжеты, боги жили жизнью людей, и люди часто совершали поступки при прямом покровительстве или подстрекательстве богов и тем самым человеческая жизнь получала их оправдание.

По Ницше, чувство жизни выше любой рациональной рефлексии над ней, ибо над жизнью нет судьи.

В результате понимания жизни как стихийной и иррациональной силы, изливающейся в инстинкте художника, Ницше пришел к выводу, что реальным является только тот мир, который создает художник и с помощью которого он отгораживается от социального мира с его насущными проблемами.

С ослаблением художественного мировосприятия, с расширением и совершенствованием рассудочно-познавательной деятельности человечество утратило непосредственное жизненное чувство, перестало испытывать радость от проявлений жизни. Таким образом, аполлоновское начало (логически — членящее, односторонне — разумное) одерживает победу над диониссийским. Плодом этой победы является культура XIX в., которую Ницше называет сократовской. (Дионис — это бог виноделия и плодородия, символизировавший в древнегреческой мифологии пробуждающиеся силы природы, их полноту. Это культ жизненной силы).

Идолами культуры сократовского типа стали образование, просвещение, наука. Сократ же был тем «теоретическим человеком», который знание поставил на место жизненных инстинктов. В результате обесценилась человеческая личность в ее разнообразии, обусловленная самой природой.

Ценность нравственного учения Ницше, думается, — идея возвышения человека. По Ницше, человечество — это целостность, проявляющаяся через различия. Ницше абсолютизировал неординарность, что привело к парадоксальным выводам.

Экзистенциализм во многом следовал философии жизни Ницше. Согласно экзистенциализму рабство, как и свобода — это определенное состояние человеческого сознания. У писателей-экзистенциалистов эта мысль иллюстрировалась художественными образами (публицистическое эссе А. Камю «Миф о Сизифе», Ж.-П. Сартр «Мухи», Симона де Бовуар «Прелестные картинки»). Главной была мысль о свободе человека, полученной от рождения. Она составляет самую сущность человека. Она не ущемляется социальными связями, а зависит от самого субъекта. Человек свободен всегда. Все зависит лишь от того, как он относится к своему положению и чувствует ли он себя свободным человеком. Важно внутреннее состояние субъекта, отношение к жизни. Такое понимание свободы схоже с ницшевским. Ницше говорит: «… владеющий собой выше завоевателя города». Рабское сознание, в понимании Ницше — сознание зависимое, подчиненное долгу, традиции, морали. Отсюда отношение к христианству тоже было отношением к определенной традиции. Принцип «не сотвори себе кумира» важен для Ницше.

Человек должен быть независим от любого авторитета. Осознание смерти Бога необходимо для формирования свободного ума, свободного духа и свободной смерти. Одна из глав произведения Ницше так и называется «О свободной смерти».

Проблема смерти не нова для философии. В смерти философы видели одно из проявлений свободы. Ницше назвал это свое учение так: «Умри вовремя!» Он иронизировал: «Конечно, как может вовремя умереть тот, кто жил не вовремя? Лучше бы ему не родиться! — Так я советую всем лишним!» Учение «Умри вовремя» не для всех. Согласно Ницше, люди слишком серьезно относятся к смерти. Смерть не стала для них праздником. «Я показываю вам смерть, — продолжал он, — в которой обретается полнота и завершенность, — смерть, которая станет для живущих жалом и священным обетом». Умирающий свободной смертью, считает Ницше, уходит победоносно.

Однако свободная жизнь и свободная смерть — не для обычного человека, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть себя, «человеческое, слишком человеческое», т. е. для Сверхчеловека.

Философию Ницше роднит с экзистенциализмом понимание кризиса ценностей, нигилистического характера современного общества. Но экзистенциализм отличается отсутствием грубых биологических аналогий, открытых антигуманистических высказываний. Экзистенциализм — более рафинированная концепция.

Библиографический список

1. Визгин, В. П. Ницше глазами Делеза. Ж. Делез. Тайна Ариадны / В. П. Визгин // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 5–6.

2. Игнатов, А. Черт и сверхчеловек. Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше / А. Игнатов // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 9–13.

3. Кантор, В. К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX — начала XX в. / В. К. Кантор // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 15–18.

4. Кутлунин, А. Г. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше / А. Г. Кутлунин, М. А. Малышев // Философские науки. 1990. № 9. С. 20–25.

5. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше; М.: Мысль. 1994. 300 с.

6. Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1–2 / Ф. Ницше; М.: Мысль. 1990. 250 с.

7. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 7–15.

8. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. Пер. с нем. / Под ред. А. Л. Доброхотова. М.: Высш. шк. 1991. 192 с.

9. Ницше, Ф. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. М.: Изд. полит. лит-ры, 1989. 398 с.

Тематика рефератов и литература
«По ту сторону добра и зла» Ф. Ницше

1. Кантор, В. К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX — начала XX в. / В. К. Кантор // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 5–9.

2.Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. 398 с.

3.Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше // Вопросы философии. 1989. № 5. С. 8–10.

4.Немировская, Л. З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла» / Л. З. Немировская; 1991. № 6. Сер. «Знание». Этика.

5.Синеокая, Ю. В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше / Ю. В. Синеокая // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 10–15.

6.Сушко, С. А. Человек и ценности в философии Н. А. Бердяева и Ф. Ницше / С. А. Сушко // Вестник МГУ. Сер. 7. философия. 1991. № 6. С. 5–15.

7.Франц, Н. П. Апокалиптические идеи у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева / Н. П. Франц // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 20–23.

8.Шестов, Л. Добро в учении графа Толстого и Ф. Ницше / Л. Шестов // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 25–28.

Этика А. Шопенгауэра

1. Гуревич, П. С. Этика А. Шопенгауэра / П. С. Гуревич // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Этика. 1991. № 9.

2. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр; Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 287 с.

3. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр; М.: Республика, 1992. 300 с.

4. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр; М.: Просвещение, 1992. 477 с.

5. Чанышев, А. А. Этика Шопенгауэра: теория и мировоззренческие аспекты / А. А. Чанышев // Вопросы философии. 1988. № 2. С. 25–31.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Современная западная философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я