Умные шпаргалки для неленивых лентяев. Пособие для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию (9-11 класс) в стихах, схемах и таблицах

Сафина Сулейманова

Можно ли эффективно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию? Если вы держите в руках это пособие, будьте уверены: оно не просто поможет в подготовке к предстоящим экзаменам, но и сделает процесс увлекательным. Книга станет отличным дополнением к учебным пособиям по курсу обществознания и поможет эффективному усвоению школьного материала с помощью: – схем и таблиц по всем разделам обществознания, – веселых стихов-запоминалок, – обществоведческих кроссвордов, – деловых ролевых игр.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Умные шпаргалки для неленивых лентяев. Пособие для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию (9-11 класс) в стихах, схемах и таблицах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I. Человек и общество

1. Кто такой человек, или Какие признаки позволяют отличать человека от животного?

☺Человек — биосоциальное существо, относящееся к высшим млекопитающим вида Homo sapiens и обладающее: 1) мышлением и членораздельной речью; 2) способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; 3) способностью преобразовывать окружающую действительность и создавать материальные и духовные блага; 4) способностью к целеполаганию и к творческой деятельности.

2. В чем сходство человека и животного как двух биологических существ?

3. Человек — это «индивид», «индивидуальность» или «личность»?

Как соотносятся данные понятия?

Личностью не рождаются, личностью становятся.

А. Н. Леонтьев

Все эти понятия содержательно переплетены между собой, но не являются синонимами. Они характеризуют человека на разных этапах его формирования как биосоциального существа, именно через соотношение данных понятий прослеживается процесс становления человека.

ЧЕЛОВЕК:

Следовательно, человек, не взаимодействующий с обществом и не вступающий в общественные отношения, не может считаться «личностью».

А теперь перечитайте пункты 1—3 еще раз и закрепите пройденный материал

А для того чтобы быстрее усвоить материал, вот вам стихи-запоминалки.

***

В тесте вылезли вопросы… разобраться не могу…

Подскажите, умоляю, подскажите, что к чему?

Цвет глаз у Натальи зеленый, у Ирины добрый нрав,

Любит музыку Владимир, Василий строен и кудряв

Да и что тут разбираться, все тут ясно на ходу,

Все нам данное от природы — к биологической сущности индивида отнесу.

Все, что важно нам в общенье: нрав, характер, хобби, цель, —

Социальную сущность личности характеризует, как ты их ни канитель!

***

Человека от животного

Отличает многое:

Речь, сознание и целеполагание,

Человек — существо биосоциальное.

Однако есть и сходства черты:

Инстинкты, двигательные активности…

Несложно в этом разобраться,

Попробуй, и тебе удастся!

***

Личность, индивидуальность, индивид…

От понятий голова болит!

Но если хочешь не сдаваться,

Постарайся разобраться:

Индивид — род человека,

Индивидуальность — его уникальные черты,

Личность — социальная сущность субъекта.

Неужели не запомнишь ты?

4. Мировоззрение: понятие, структура, элементы и типы

Личность, не обладающую мировоззрением, представить невозможно, так же как, например, ту или иную социальную группу, общество в целом, либо человечество в ту или иную эпоху.

Мировоззрение — это целостное представление о мире, о месте человека в нем, отношение человека к миру и к самому себе, состоящее из таких элементов, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

5. Познание: понятие, виды, формы и методы

В большинстве случаев мировоззрение формируется в процессе стихийного либо целенаправленного познания.

Познание — это деятельность человека, направленная на получение нового объективного знания об окружающем мире.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Формы познания и методы познания находятся в тесной взаимосвязи между собой, так же как формы рационального и чувственного познания, теоретические и эмпирические методы, однако данные понятия не являются тождественными. Форма познания отражает организованное взаимодействие субъекта и объекта познания, а метод познания представляет собой совокупность правил и приемов освоения действительности.

Таким образом, результатом познания выступает знание.

ВИДЫ ЗНАНИЯ

6. Истина: понятие, виды, критерии

Как мы уже выяснили ранее, человек в процессе познания стремится к получению знания, которое может быть как истинным, так и ложном.

Прежде всего давайте разберемся, что есть истинное знание, истина.

Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина всегда объективна, т. е. она содержит знание, не зависящее от взглядов и убеждений отдельного субъекта познания, она отражает объективную действительность.

Критериями ИСТИНЫ могут выступать

Однако знание может быть и ложным. Выделяют два вида ложного знания: преднамеренная ложь и заблуждение.

А теперь перечитайте пункты 4—6 еще раз и закрепите пройденный материал!

А для того чтобы быстрее усвоить материал, вот вам стихи-запоминалки.

***

Мировоззрение — это представление о мире и человеке в нем,

Его мы формируем стихийным или целенаправленным путем.

В нем отражается наших принципов, убеждений и знаний объем,

Которые мы в процессе жизни познаем

***

Что же такое истина? Главный философский вопрос.

Не каждое в мире явление истинным назовешь.

Истина — это не заблуждение и не преднамеренная ложь,

Истина — это точное или неполное знание, на что ты его не умножь!

Истина всегда объективна, субъективности не приемлет она.

У истины есть критерии: логика и простота,

А если ты в ней усомнишься, тогда ты помни всегда:

Проверить ее на практике не составит труда

7. Деятельность: понятие, виды и структура

Деятельность — это целенаправленная активность человека на удовлетворение своих потребностей либо на достижение той или иной цели

Условно всю деятельность человека можно поделить

Различают четыре основных ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любая деятельность имеет свою структуру, под которой понимается ее строение и порядок.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8. Потребности: понятие и виды

Итак, как мы выяснили ранее, основной целью деятельности является удовлетворение той или иной потребности человека. В свою очередь,

потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Кроме того, потребности человека определены его биосоциальной природой, что позволяет отличать его от других видов живых существ, которым свойственны биологические потребности, но не социальные или духовные. Существуют различные классификации потребностей человека, однако основными потребностями человека являются следующие:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Умные шпаргалки для неленивых лентяев. Пособие для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию (9-11 класс) в стихах, схемах и таблицах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я