Наконец, важным новшеством антирелигиозной кампании было внимание партии к народной религиозности и обычаям, которые теперь были включены в более широкое
определение религии.
Конечно, мы не тщимся дать здесь
определение религии, которое охватило бы все стороны религиозной жизни во всей её конкретной сложности.
Однако
определения религии не являются ни нейтральными, ни универсальными.
Если бы меня заставили дать
определение религии, то я сказал бы, что она – повязка, изобретённая человеком для защиты души, истекающей кровью из-за ран, которые нанесла жизнь.
Необходимым следствием юнговского
определения религии и бессознательного является то, что он приходит к заключению, гласящему, что, в силу природы бессознательного, влияние бессознательного на нас является «основным религиозным феноменом».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: антиколониализм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хотя различные дефиниции религии остаются значимыми для понимания советского атеизма (в том числе
определения религии как веры в сверхъестественное, или как силы, которая сплачивает общество, или как инструмента власти), для написания его истории важнее всего, что атеистический аппарат определял религию как нечто чуждое и укоренённое в старом мире: идеологию прежнего социально-политического порядка, ложное мировоззрение, отмирающий образ жизни.
С XIX столетия, когда учёные стали изучать религию как особый атрибут человеческого бытия,
определение религии претерпело эволюцию от признания, что она является универсальным феноменом, присущим в той или иной форме всем человеческим обществам, к утверждению, что религии не существует за пределами воображения самого учёного.
Принятым нами условным
определением религии мы устраняем спорные вопросы.
Споры об
определении религии и практик осложняются ещё и тем, что сомнению подвергается и сама объективность теоретической позиции исследователя.
Ещё один практический вопрос, решение которого связано с
определением религии, – это, как ни странно, статус юридических лиц и, как следствие, налогообложение!
И снова – чтобы определить религиозный характер убеждений, правоприменитель вынужден задуматься об
определении религии.
Но я предложу
определение религии, которое считаю оптимальным, и приведу аргументы, почему предлагаю принять за основу именно его.
Поэтому я предлагаю, – если хотите опять произвольно, – несколько сузить наше
определение религии.
Однако подобное
определение религии невозможно считать полным.
Ну чем это
определение религии не соответствуют идеологии нацизма, фашизма или любого авторитарного режима?..
Пара соотносительных понятий «трансцендентное – имманентное» играет существеннейшую роль в
определении религии.
Именно поэтому универсальное
определение религии дать весьма затруднительно, а в современном религиоведении вопрос о выделении единых критериев для отнесения тех или иных явлений духовной сферы к религии не имеет однозначного ответа.
При ответе на этот вопрос в тех многочисленных
определениях религии, которые делаются в религиозно-философской литературе, в большинстве случаев делается попытка установить те или иные черты (или задачи) истинной религиозности, иначе говоря, высказывается нормативное суждение о том, чем должна или может быть религия в наиболее совершенной форме.
Таким образом, мы обращаемся к расширительному
определению религии, принятому в современной социологии и общественной психологии: религия в этих науках употребляется для обозначения «любой системы взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и которая служит индивиду схемой ориентации и объектом поклонения».
Принимаемое нами
определение религии, позволяет сблизить термины «религия» и «религиозность».
Несмотря на это, остаётся эвристическая ценность попыток исследовать некоторые из подходов к общему (general)
определению религии, выработанных в антропологии и других социальных науках.
Определения религии часто включают в себя отсылку к сверхприродному или спиритуальному бытию, душам и божествам.
Большинство
определений религии страдает одним общим недостатком: они говорят почти исключительно о психологических предпосылках веры, о тех свойствах человеческой души, которые формируют мистические переживания.
Однако, однозначного
определения религии нет, что изучает эта наука сформулировано туманно.
Исходя из этого, можно говорить, о том, что понятие сверхъестественного не может в полном объёме быть адекватным для полного и подробного
определения религии.
Читатель может поразмышлять над следующими
определениями религии, сформулированными в прошлые и нынешние времена.
На данный момент существует около 1000
определений религии, и практически каждый религиовед со временем приходит к своему определению.
Одним из примеров подобного
определения религии можно считать такую форму религиозного сознания, как магия.
А что думаете вы? Какое
определение религии дали бы вы?
Что такое отношение и отличимо ли оно от разобранного выше понятия связи, входящего в
определение религии?
Лекция первая «Религия и идеология» даёт
определение религии и показывает, чем она отличается от идеологии.
Существуют различные
определения религии, их великое множество.
Более того, ни одна попытка дать однозначное, точное и полноценное
определение религии пока не увенчалась успехом.
Определение религии может быть выражено через такие философские понятия как сакральное и профанное.
Их число оценивается в интервале от 400 до 5.000, в зависимости от подхода авторов к
определению религии.
Потребность во всеохватывающем
определении религии до сих пор не удовлетворена.
Можно ли в философии религии вывести обобщающую формулу, которая бы не только теоретически объясняла потребность в многообразии
определений религии, но также вскрывала потаённый смысл каждой частной дефиниции в отдельности?
Вопросами
определения религии также занимается философия религии.
Теперь приведём два
определения религии.
Показательны расхождения, возникающие между представителями богословско-теологического и научного подходов уже на стадии
определения религии.
Глава 2 посвящена
определению религии и изложению классификации явлений, к ней относящихся.
Для решения терминологической проблемы
определения религии мы предлагаем следующие рассуждения.
Правда, только с точки зрения
определения религии, которое используют атеисты.
Как бы это ни было сложно, исследователи часто стараются прийти к какому-то общему
определению религии.