В наше время многие считают, что религия устаревает. Автор книги «Религии мира. Как разгадать сакральную сторону человечества» убедит вас в обратном. На примере самых интересных религиозных традиций — буддизма, конфуцианства, христианства, ислама — лектор платформы «Правое полушарие интроверта» Никита Образцов доступным языком рассказывает о том, как религия живет в современном мире и почему она остается такой важной частью культуры. Действительно ли религия и наука противоречат друг другу? Какие древние японские верования отражаются в фильмах Хаяо Миядзаки? Как магия продолжает присутствовать в жизни современного человека? Вне зависимости от того, верующий вы человек или воспринимаете религию только как интересный культурный феномен, ищете ответы на главные вопросы мироздания или нет, эта книга предоставит вам экскурс в мир разнообразного религиозного опыта людей со всех уголков мира и обогатит вас новыми идеями и концептами. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Религии мира. Как разгадать сакральную сторону человечества» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Что такое религия
С обсуждения этого вопроса стоит начать наше увлекательное путешествие. Если мы не определимся с терминами, то рано или поздно будем за это жестоко наказаны. Без согласованного терминологического аппарата мы навсегда останемся на бытовом уровне, что чревато упрощением и, как следствие, ошибками на ровном месте. Небольшая теоретическая работа — входной билет, покупка которого позволит нам идти дальше. И мы с вами не будем безбилетниками.
Постмодернисты могут сказать, что религия — это искусственный конструкт, выдуманный учеными, и в реальности никакой религии нет. Если бы я с этим согласился, остальные страницы книги остались бы пустыми, а марание бумаги стало бы лишенной смысла тратой времени. Поскольку это не так, мы все-таки попытаемся вычленить общие признаки, присущие всем религиям, хотя сделать это и непросто. Но сначала скажем несколько слов о самом религиоведении — научной дисциплине, изучающей духовные традиции мира.
Наука о религии
Я закончил магистратуру по направлению «религиоведение» и при знакомстве нередко упоминаю об этом. И по моим подсчетам, примерно в 80 % случаев в ответ на это люди задают один вопрос:
А вы сами верующий, получается?
В ответ на это я кратко и без раздражения объясняю, что изучать религию и интересоваться ей — не то же самое, что исповедовать ее. По такой логике химик должен начинать утро с какой-нибудь новой интересной инъекции, а любой энтомолог обязан пройти путем Грегора Замзы из рассказа Кафки «Превращение» и хотя бы ненадолго стать жуком. Но это совсем не так: вполне можно изучать явление, дистанцируясь от него и не вовлекаясь в него персонально.
Религиоведение представляет собой по-своему уникальную научную дисциплину. Оно состоит из пяти разделов, каждый из которых вносит что-то новое в понимание духовной жизни человечества.
Ниже я приведу названия этих разделов и кратко поясню, что конкретно изучает каждый из них.
1. Социология религии. Исследует то, как люди и группы взаимодействуют друг с другом в контексте религии. Почему религия имеет именно такие организационные формы и как взаимодействует с политикой, экономикой и иными сферами жизни общества.
2. История религии — это изучение духовных традиций в общеисторическом контексте. Кем был Христос, при каких обстоятельствах ислам стал одной из главных религий мира, как развивался буддизм — вот неполный список вопросов, на которые отвечает история религии.
3. Антропология религии. Изучает конкретные верования, сопоставляет их и погружает в контекст культуры. Антрополог религии стремится собрать максимальное количество информации о разных ритуалах и верованиях и затем анализирует их с точки зрения определенной теоретической перспективы.
4. Психология религии. Акцентирует внимание на субъективных переживаниях индивида, изучает религию с точки зрения работы нашей психики.
5. Феноменология религии. Это направление религиоведения часто ассоциируют с теологией, то есть внутриконфессиональным изучением традиции с точки зрения верующего. Все дело в том, что феноменология рассматривает религию с точки зрения сакрального опыта и не стремится объяснить религию. Тем не менее она старается понять, что чувствует верующий в те или иные моменты и привносит тем самым новое измерение в научное изучение религии.
6. Философия религии. Эта дисциплина исследует религию на фундаментальном уровне, отвечает на базовые вопросы. Например, «Что такое религия», «Чем религия отличается от философии и науки», «Может ли истинность и ложность религии быть установлена рационально» и т. д.
За границами философии религии, на мой взгляд, находится теология. Отличие в том, что теология — это внутриконфессиональная дисциплина. То есть существует православное, иудейское и исламское богословие, а также католическая теология. Каждое из этих направлений претендует на истинность и каждое использует в качестве доказательства священные тексты и авторитет других богословов. Я полагаю, что такая методология не имеет ничего общего с наукой, и настаиваю на том, что именно религиоведение — это наука о религии, в то время как теология представляет собой особую форму познания мира.
Само понятие «религиоведение» возникло в начале XIX века, затем оно трансформировалось и переводилось на разные языки. Главным популяризатором науки о религии был выдающийся лингвист, специалист по санскриту Фридрих Макс Мюллер, именно он и считается отцом-основателем религиоведения.
В каждом направлении есть свои методы, герои и мастодонты. Так, в антропологии религии особое место занимает Лев Яковлевич Штернберг. Он полагал, что наука способна изучать не только традиции, имеющие письменную историю, но все религии в принципе[5]. Этот взгляд сегодня является общепризнанным, в том числе в когнитивном подходе, о котором я расскажу чуть позже. Именно Штернберг написал статью «Сравнительное изучение религии» в словаре Брокгауза и Ефрона за 1900 год, и именно его курс науки о религии на географическом факультете СПбГУ является своеобразной точкой отсчета российского религиоведения.
Специфика науки о религии заключается в том, что мы до сих пор не можем договориться о ключевом термине. На вопрос «Что такое религия?» у каждого религиоведа будет свой ответ. Но я предложу определение религии, которое считаю оптимальным, и приведу аргументы, почему предлагаю принять за основу именно его. А затем мы вместе разберем основные подходы к пониманию религии.
Определение религии
Ниже я предложу понятие религии, которое близко лично мне и которое я считаю наиболее легитимным. Но в действительности возможных вариантов определения существует несколько тысяч. Тут должна была быть шутка о том, что анализ всех концепций и парадигм — лучшее снотворное. Но это вовсе не так. К вопросу «А что же такое религия?» сводится огромное количество вполне практических проблем!
Например, в 2005 году в США состоялся громкий процесс «Кицмиллер против школьного округа Довер». Судья постановил, что в государственной школе не может преподаваться «Разумный замысел»[6]. Главный аргумент судьи Джонса сводился к тому, что эта концепция религиозна по своей сути и, следовательно, ей нельзя обучать за деньги налогоплательщиков. Вот вам и теоретический спор, способный исцелить от бессонницы! Важнейшее прецедентное решение в гиперрелигиозных Соединенных Штатах было основано на тонкостях определения религии. А разве есть что-то более насущное, чем то, чему наших детей будут учить в школе?
Еще один практический вопрос, решение которого связано с определением религии, — это, как ни странно, статус юридических лиц и, как следствие, налогообложение! Известно, что лишь две вещи в жизни неизбежны — смерть и налоги, и к обеим религия имеет самое непосредственное отношение. Но если ваша организация является религиозной, вы вполне можете претендовать на послабления в этой сфере. Так, в США пожертвования, сделанные в отношении церкви, синагоги или иной религиозной организации, вычитаются из налогов, потому что считаются благотворительными.
В ряде стран религиозные организации имеют право регистрировать браки, и снова возникает насущный вопрос дефиниции. Так в 2013 году Верховный суд Лондона признал религией Церковь Саентологии, отменив более раннюю норму, отказавшую организации Хаббарда в такой привилегии. Иск подала 25-летняя Ходкин, которая намеревалась вступить в брак именно в этой церкви, и суд встал на ее сторону.
А еще — религиозные убеждения в ряде стран, в том числе в России, являются основанием для замены военной службы на альтернативную гражданскую. Самый известный «отказник» в истории — это не кто иной, как Мохаммад Али, он же — до принятия ислама — Кассиус Клей. В 1967 году он отказался пройти медицинское освидетельствование и присоединиться к вооруженным силам США в ходе Вьетнамской войны, в результате чего подвергся уголовному преследованию и стал изгоем в родной стране. Однако в 1971 году Верховный суд встал на его сторону и признал его безусловное право на отказ от службы по религиозным соображениям.
И снова — чтобы определить религиозный характер убеждений, правоприменитель вынужден задуматься об определении религии.
Так что я настоятельно призываю вас не пропускать эту главу. Возможно, она покажется вам не только увлекательной, но и полезной. И однажды вы пришлете мне на почту письмо с благодарностью за то, что я погрузил вас в эту, на первый взгляд, унылую дискуссию.
Итак, наше определение должно отражать все сущностные признаки, которые присущи всем религиям. Но это крайне сложно, потому что если мы что-то и можем сказать о религиях, так это то, что они максимально разнообразны.
Между христианством и буддизмом настолько мало общего, что можно усомниться в том, что они в принципе принадлежат к одному классу культурных явлений. То же касается зороастризма и синтоизма, ислама и даосизма: религиозный мир невероятно пестр и разнороден.
Многие из определений я считаю красивыми и в какой-то мере изящными, но абстрактными и выражающими пристрастную точку зрения автора. Так, выдающийся богослов Пауль Тиллих определял религию как абсолютную заботу[7]. Мне кажется, что этот взгляд — сугубо христианский, и он имеет место исключительно внутри христианской теологии.
Я считаю наилучшим определение, данное замечательным американским антропологом Клиффордом Гирцем[8]. Гирц известен как антрополог-практик, он много лет работал в полевых условиях в Марокко и на фотогеничном острове Бали. Его книга «Глубокая игра. Заметки о петушиных боях у балийцев» может стать для вас входным билетом в чарующий мир антропологии: она короткая, насыщенная смыслом и крайне увлекательная. Автор объясняет, как практика петушиных боев укоренена в социальной жизни балийцев, и приходит к интересному выводу о том, что это изощренное развлечение в каком-то смысле сродни театру. К сожалению, сегодня в России идеи Гирца не особенно популярны. Но именно его подход я считаю наиболее интересным и обоснованным.
Итак, религия по Клиффорду Гирцу — это система символов, которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными[9].
Звучит непросто, но на самом деле здесь нет ничего экстраординарного, и для понимания этого определения не нужна степень по антропологии. Заметьте: здесь нет ни слова о богах и прочих сверхъестественных сущностях. Религия по Гирцу — это в первую очередь система символов, и такой взгляд очень легко подтвердить! Когда будете в следующий раз проходить мимо храма любой конфессии, внимательно рассмотрите его. Вы заметите очень много символов — то есть знаков, созданных для выражения смысла, выходящего за пределы самих этих знаков.
В переводе на русский язык: крест означает намного больше, чем просто две перекрещенные палки. Голубь — это не просто голубь, а символ третьей ипостаси бога — Святого духа. Пастух — больше, чем просто пастух, это символ Христа, выводящего нас из неведения и указующего путь. Каждая религия — это сложно устроенная система символов, работающая как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Религия не просто описывает социальный порядок, она его создает
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Религии мира. Как разгадать сакральную сторону человечества» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5
Шахнович М. М. Л. Я. Штернберг и «наука о религии» // Лев Штернберг — гражданин, ученый, педагог. К 150-летию со дня рождения. / Под. ред. Е. А. Резвана. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 190–200.