Приверженцы второго ответвления
шиизма получили название зейдиты.
Но, как бы то ни было, очевидно, что
шиизм возник в середине VII века и окончательно оформился в первой половине VIII века.
Шиизм явился основным идеологическим средством в руках сефевидских шейхов для объединения народов и стран, находившихся на различном уровне социально-экономического и культурного развития в пределах единого государства-империи.
А ещё мы знали, что в этой южной стране господствуют родоплеменные отношения, а афганский народ состоит из многих национальностей: пуштунов, таджиков, фарсов, узбеков, туркмен, киргизов, хазарейцев, белуджей, курдов, арабов и индусов, которые по своему вероисповеданию являются в основном мусульманами-суннитами, шиитами и исмаилитами (приверженцы одного из течений
шиизма).
Здесь же хочется отметить лишь тот факт, что азербайджанцы стали единственным тюркским народом, в основной своей массе, принявшим
шиизм.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: агорафоб — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
После победы революции дуализм политического
шиизма был перенесён и на международные дела.
Верования, которых придерживались его мусульманские обитатели, были скорее массовыми, чем ортодоксальными, с заметными чертами
шиизма.
Двенадцатеричный
шиизм выделился в особую религиозную конфессию в результате ряда расколов.
С одной стороны, он является теоретиком революционного
шиизма, представителем реформаторского движения в исламе, в частности, его возрожденческого ответвления.
Считаю уместным во главе этих страниц, посвящённых персидскому народу, дать очерк классической формы
шиизма, подобно тому как истории арабских времён ислама я предпослал изложение суннитских догматов.
А он, в свою очередь, не доверял большей половине своего народа, исповедовавшей
шиизм.
Хочется остановиться подробнее не на последовательности, а на одновременности шариата и хакиката, где первый дополняется последним, так как раскол между различными ветвями
шиизма проходит по этой линии.
Суфии не придавали особого значения шариатскому законодательству, тогда как именно оно составляло одну из основ
шиизма.
С началом гражданской войны одна часть племени, исповедующая
шиизм, поддержала правительство, другая, сунниты, перешла на сторону оппозиции.
– Азербайджанцы обычно исповедуют
шиизм
Учение о «скрытом имаме» стало одним из основных догматов
шиизма.
Первое и последнее объяснение
шиизма можно извлечь только из самого шиитского сознания, его мировосприятия.
Этот парадокс дал
шиизму возможность обосновать единство явного и сокрытого, говорящего и молчащего (у карматов), отсутствия и возвращения (у нумейритов).
В этом аспекте
шиизм, безусловно, является гносисом ислама.
Неоспоримым историческим фактом является то, что сефевидские шахи привечали шиитских учёных и правоведов и способствовали распространению
шиизма, ведя строительство религиозных школ и мечетей.
Шиизм воплотил эмоциональный аспект справедливости и истины в имаме.
В суннизме сложились четыре религиозно-правовых школы – ханифитская, маликидская, шафиитская и ханбалитская, в
шиизме две – традиционалисты и джафариты (18).
Это обусловливает ограниченность числа имамов во всех без исключениях сектах
шиизма и неограниченность возможностей их «возвращения».
Иран как геодуховный центр мирового
шиизма (Кербала, Кум).
Вот почему в настоящем исследовании мы выдвигаем на первый план пророческую философию
шиизма в двух её основных формах: двенадцатеричный имамизм и исмаилизм.
Практически полностью пренебрегается шиитский фактор, в то время как тип исламской философии и неизбежно значение суфизма не могут быть рассмотрены вне зависимости от смысла
шиизма.
У большинства востоковедов встречаются недомолвки и предубеждения по отношению к проблемам
шиизма, граничащие с враждебностью и сходные с игнорированием этих проблем в суннизме.
Шиизм стал знаменем объединяющим народы, люди со всех концов исламского мира прибывали в наши города и хотели стать частью новой державы.
Временный брак со стороны женщин, являющихся последователями
шиизма, не приветствуется; они считают подобную форму брака оскорбительной для себя.
Все это – какофония крякалок, с которыми пробирались по улицам многочисленные бронированные лимузины с охраной, голые улицы, статик-гарды, постоянно оглядывающиеся по сторонам, наглые таксисты... а за крепостными стенами столицы, отгородившейся от всей остальной страны, – нищета и убожество, калеки, голод, баасизм, агрессивный
шиизм, банды, негласно контролирующие города, зеленка и болота, в которых черт-те что творилось.
Но значение имамов в учении
шиизма несравнимо важнее, чем, скажем, в системе суннизма (где имам всего лишь избранный людьми светский и духовный глава общины).
Персия – центр
шиизма, крайне опасного течения в исламе.
Эти три течения, вначале только политические, создали себе идеологические системы, стереотипы взаимоотношений друг с другом и внутри своих общин и завербовали сторонников из числа покорённых этносов, причём горожане, оппозиционные к правительству, часто предпочитали
шиизм, а кочевники становились хариджитами.
Впрочем, превращение
шиизма в государственную религию оказало весьма негативное влияние на этническое развитие азербайджанских тюрков.
Шииты испокон веков живут на своих землях13 и не занимаются мессианством (шахи чужие земли захватывали, но не насаждали
шиизм); суннитам же, напротив, присущ экспансионизм.
Об остальных догматах и религиозных заповедях, предписываемых исламом, можно сказать в общем, что
шиизм менее всего извратил те из них, которые не интересовали персов.
Большая ошибка заключается в объяснении философских текстов шиитской традиции политическими и социальными обстоятельствами, принадлежащими к внешней истории, и в игнорировании религиозного феномена
шиизма, проистекающего из другого источника.
Ожидание этой манифестации воплотилось в ожидание прихода «скрытого имама» («имама нашего времени», скрытого в настоящее время согласно
шиизму двенадцатеричников).
Однако в науке принято игнорировать эзотерическое учение имамов, пренебрегать им, давать
шиизму уродливое определение пятого мазхаба, ставя его в ряд с четырьмя юридическими мазхабами суннитского ислама.
Если мы отмечаем в суннитском суфизме отказ от изначального
шиизма, нужно ли искать далее причины осуждения суфизма имамами?
При исследовании истоков
шиизма нельзя отделять одну ветвь от другой.
Всё это привело к тому, что его потомки стали шиитами и установили своё правление от имени
шиизма4.
Стоит упомянуть, что
шиизм проявился в произведениях философов, мистиков, поэтов и писателей и в других формах.
Главной же причиной необходимости присутствия шиитских улемов было то, что оно легитимизировало власть, которая была установлена под лозунгом
шиизма.
Кроме того, на территории ислама не существовало иного, помимо религии, понятия патриотизма, и принадлежность к
шиизму воспринималась как понятие национальности.
Когда самую выдающуюся личность
шиизма мы представляем народу через музыку, многое меняется.
Отсюда – факт присвоения
шиизмом и суфизмом назидания путём его персонификации в имаме и шейхе с помощью выработки определённых правил поведения, призванных утверждать и воспроизводить сознательную причастность последователей к их духовным опорам.
Такое понимание иджтихада восторжествовало и было признано легитимным в усулитском направлении
шиизма, которому противостояло движение ахбаритов – сторонников опоры исключительно на хадисы и противников института муджтахидов – учёных, осуществляющих дедуктивный вывод шариатских норм из признанных шиитами источников.
Мы против некоторых положений
шиизма.