Сегодня существует множество
определений культуры и ни одно нельзя считать исчерпывающим.
Современная научная литература даёт огромное количество
определений культуры.
Общая совокупность такого освоенного поведения в данное время в данном месте служит в качестве рабочего
определения культуры.
Работник не хочет выполнять правила.
Определение культуры безопасности есть. Культуры нет. Статистика несчастных случаев застыла.
В то же время современное
определение культуры отбросило былую аристократичность.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: колобродница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ничего не напоминает из современных
определений культуры производства, которые приведены в предыдущей главе?
Если судить по периодическим изданиям XIX века, традиция
определения культуры как положительного явления изначально вызывала бурные споры, а некоторые выдающиеся литераторы были и вовсе категорически противкультуры.
Нужно заметить, что ни одно из этих двух
определений культуры не может претендовать на универсальность.
Наряду с этим смысл слова культура крайне широк, точного и устоявшегося
определения культуры пока не существует.
Но все
определения культуры практически едины в одном – это всё, созданное человеком, сотворённый человеком мир.
Как тогда нам найти новое, аналитически и функционально полезное
определение культуры?
В общих чертах обладание всеми тремя характеристиками должно рассматриваться как достаточное условие для того, чтобы к конкретному виду деятельности было приложимо подобное
определение культуры.
Третий аспект, требующий прояснения, – вопрос о том, насколько
определения культуры, предложенные выше, пересекаются с идеями об обществе, которыми занимается социология.
Такая ориентация способствовала преодолению европоцентристского
определения культуры и изучению обычаев так называемых нецивилизованных народов.
Предложим для понимания темы лишь маленькую толику
определений культуры производства.
Простейшее
определение культуры – это то, что неестественно, то, что взращено человеком искусственно.
Отчасти сложность
определения культуры заключается в том, что она всегда в движении, всегда избирательна и частична.
С позиций развиваемого нами варианта системного подхода можно дать следующее
определение культуре: культура данного сообщества – это структура, представленная набором элементов (систем), сгруппированных в единицы, которые символизируют пути достижения коллективных результатов в данном сообществе на данном этапе его развития.
Хотя этих трёх критериев, приведённых выше, вполне достаточно для того, чтобы дать функциональное
определение культуры и культурной деятельности, они могут оказаться недостаточными, когда речь заходит об определении культурных благ и услуг как отдельного вида товаров в целях экономического анализа.
Суммируя приведённые
определения культуры речи, следует сказать, что настоящая культурная речь должна быть и правильной, и точной, и краткой, и доступной, и осмысленной, и самобытной, и эмоциональной, и экспрессивной (выразительной).
По символическому
определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.
Специалисты по культурной антропологии в течение последних 25 лет постепенно перешли от атомистического
определения культуры, при котором она рассматривалась как более или менее случайный набор характерных черт, к другому, делающему акцент на структуре и форме.
Нужда в
определении культуры возникает там, где начинается опасное смешение культуры и бескультурья.
Наиболее полное
определение культуры может возникнуть лишь на уровне осмысления её сущности, но не отдельных её выявлений.
Пятую группу составили структурные
определения культуры, делающие акцент на структурной организации культуры.
Поэтому современные авторы, классифицирующие
определения культуры, как правило, лишь расширяют их список.
Однозначного
определения культуры и цивилизации, как уже было сказано, не существует в силу того, что различные исследователи вкладывают в эти термины разный смысл.
Но всех объектов культуры не «перебрать» ввиду их бесконечной множественности, в поисках же общего
определения культуры исследователь неизбежно приходит к выводу о многозначности самого её понятия (на что уже обращалось внимание выше).
Учитывая логико-методологические принципы введения понятий, при определении понятия «культура» прежде всего важно на основе содержательного анализа учесть, зафиксировать и дифференцировать в определённой системе понятий все те разнообразные явления, которые выделяются в различных
определениях культуры.
Это обстоятельство отражено в культурологической литературе наличием сотен
определений культуры.
Определение культуры имеет несколько уровней.
Однако дать
определение культуры оказывается не так-то просто.
В заключение предложу
определение культуры в собственной редакции.
Следует подчеркнуть, что общим для данных
определений культуры является один признак – принадлежности к деятельности человека.
Многообразие
определений культуры нас тем более не должно огорчать, поскольку за ним кроется разнообразие самой культуры.
Поэтому при рассмотрении этих культур через оптику западного
определения культуры исследователи могут легко прийти к выводу о культурной незначительности, культурной ничтожности или культурной несамостоятельности.
Общепринятым в отечественной культурологии считалось
определение культуры как внебиологически выработанного и передаваемого способа всякой человеческой деятельности [Маркарян, 1969].
В синтетическом
определении культура рассматривается как процесс и результат человеческой деятельности, связанной с выработкой и почитанием особо значимых и ценных для общества идеалов.
Придумано множество философских
определений культуры и ни одно из них не является содержательным.
Все имеющиеся
определения культуры на сегодня (а их несколько сотен) описательны и объяснительны, а потому объёмны и громоздки.
Нормативный и поведенческий аспект кладут в основу
определения культуры многие авторы, и именно этот аспект имеет особо важное значение для теории межкультурной коммуникации.
Раз возникнув, такого рода
определения культуры сразу уходят не в науку, а в прошлое, в историю мнений.
Очевидно, что приведённое в качестве примера одно из множества возможных уточнений культурных универсалий, существенно трансформирует повторяемое как заклинание во всех учебниках культурологии
определение культуры в абстрактно-этическом значении «культивирования», что при утрате нравственно-этических критериев легко может быть переосмыслено в значении технологических изменений без всякого следа не только сакральной составляющей, но, вообще говоря, любой системы ценностей.
Дж. Хонигман при
определении культуры выделял два рода явлений.
В межкультурной коммуникации важно не столько то, какому из существующих
определений культуры отдать предпочтение, сколько понимание того, что даёт знание культуры участникам межкультурного общения, оказывающимся в роли интерпретаторов культуры.
Покажем схему построения системы определений на примере
определения культуры.
Отсюда
определение культуры крайне сложно, почти невозможно, потому что она есть все и везде.
Однако ему не удалось предложить адекватное
определение культуры, дать общую, целостную характеристику данного важнейшего феномена общественной жизни людей, чётко выявить общее, генеральное предназначение культуры, выполняемые данным феноменом многочисленные важные жизненные функции в процессах самоорганизации этой жизни.