Проблемы экологии также вызывают потребность в изучении различных
явлений культуры.
Сами американцы чаще всего интерпретируют отдельные
явления культуры, исходя из этой методологии.
Одна из возможностей, предлагаемых проективной гуманистикой, – порождение новых
явлений культуры на основе её исследования, т. е. переход анализа в синтез.
Однако по мере погружения в ту самую область стало ясно, что схема получается слишком упрощённой, поскольку предмет футурологии касается множества
явлений культуры, далёких от точной науки.
Ко всякому
явлению культуры можно подходить с разных сторон, и надо сразу оговорить, какие подходы мы для себя закрываем.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рептильность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но в целом японские мифы и легенды – очень своеобразное, глубокое и самобытное
явление культуры, при помощи которого проще понять и оценить сложную и оригинальную местную систему ценностей.
Однако попытки объяснить
явление культуры появились достаточно давно.
Аксиологический подход высвечивает ценностный аспект
явлений культуры, но игнорирует иные её проявления.
Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология и этнография, история и социология, искусство, мораль, религия и т. д.
Пожалуй, ни об одном
явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
Уж явно это значит, что перед нами мощнющее
явление культуры, причём абсолютно уникальное.
Со временем он подобрел к вершинным
явлениям культуры прошлого, но и в них искал то, что созвучно настоящему.
Безусловно, тематическое и методическое поле изучения и описания разнообразных
явлений культуры стало несравнимо более широким и менее догматическим, чем это было в 1970–1980‐е годы.
Современное осмысление шаманства как
явления культуры значительно отличается от преобладавшего как в XIX, так и в первой половине XX века.
Будучи
явлением культуры, война, в отличие от неорганизованного насилия, характеризуется определёнными правилами (по крайней мере, в норме), ограничивающими применение силы.
Мы придерживались двух основополагающих принципов интерпретации источников, с одной стороны, рассматривая содержащуюся в них историческую информацию как факт социально-политического развития, а с другой – исследуя его как уникальное
явление культуры.
Стремясь к интенсивному культурному развитию детей, она порой переоценивала возможности восприятия ими сложных
явлений культуры.
Написать книгу в едином стиле, на одном дыхании очень трудно, но часто и невозможно, потому что, насколько в эстетическом феномене форма и содержание слиты воедино, настолько же конкретные
явления культуры и искусства обусловливают способ высказывания о них, который должен гармонировать с их сущностью.
Что же касается философов, социологов и других учёных, специально занимавшихся проведением культурологического исследования, разработкой общей теории культуры, то они вплоть до недавнего времени, как правило, совершенно обходили стороной такие важные
явления культуры, как двигательная активность и телесность человека.
Письменность как
явление культуры возникает из двух аспектов: кто кому что должен, (долговые обязательства) и где какая граница (межевые).
Сад, в том числе древнерусский, как неоднородное
явление культуры, включающее проблемы освоения окружающей человека природы, биологии, архитектуры, общественной мысли и многие другие, стал объектом всестороннего изучения.
Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых
явлениями культуры, и составляет их общую основу.
Понять культуру как целостное социальное образование возможно только на уровне теоретического анализа и обобщения фактического материала, то есть от уровня эмпирического описания
явлений культуры необходимо перейти к построению теории, раскрывающей её сущность.
Понимать какое-либо
явление культуры – значит, воспринимать его «невидимый» субъективный смысл.
Всё, что угодно усмотрит он в этой вере, но непременно введёт её в объемлющий для него всю жизнь духа круг
явлений культуры и никогда не согласится с верующим, что его вера есть нечто культуре внеположное, самостоятельное, простое и первоначальное, непосредственно связующее его личность с бытием абсолютным.
Уайт видел необходимость в том, чтобы вычленить из традиционной культурной антропологии (этнологии), исследовавшей преимущественно культурные различия между народами, специальную науку – культурологию, ориентированную на изучение универсальных
явлений культуры, единых для разных народов.
Нам не следует забывать, что творчество в основном было и остаётся нормативно-регулятивным
явлением культуры (и, как правило, определённо ангажированным, целенаправленно заказанным тем или иным «заказчиком»), сколь бы экстравагантные манифестации ни сопровождали ту или иную конкретную акцию того или иного творца и сколь бы искренними ни были его субъективные устремления.
В книге особое внимание уделяется знаковой роли войлочных изделий, а также взаимосвязи изделий и производственного процесса с обычаями, обрядами казахов, устно-поэтическим творчеством, что значительно расширило диапазон природной сущности рассматриваемого
явления культуры.
Семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем в обществе – естественные и искусственные языки, некоторые относящиеся к знакам
явления культуры в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.), природе (коммуникации в мире животных).
В постиндустриальном обществе формируется особое синтетическое
явление культуры, объединяющее её материальную и духовную ипостаси и связанное с образом жизни всех членов общества вне зависимости от классовой принадлежности и социального статуса.
Поэтому было бы невежественно отрицать то, что в смысле экстенсивности, в смысле включения новых областей в историю литературы, в смысле фиксирования внимания на форме и содержании различных
явлений культуры конца XIX века и начала XX века, те традиции, с которыми нам приходится иметь дело, что они оказались не совершенно бесплодными.
Рассредоточенность проявлений текстоцентризма мешает выявить его ключевые события: сложно вообразить, будто подобные
явления культуры обладают отчётливыми точками старта, апогея или завершения.
Это, понимаете ли, игра слов, потому что культуролог –это человек, который изучает и исследует разные
явления культуры, а слово оккультный указывает на явления, связанные с потусторонним миром.
Но нужно учесть и то, что сам жанр утопии предполагает необходимость изображения
явлений культуры, отличных от уже известных.
Как
явление культуры сказка переживает народы, языки и вероисповедания, отличаясь почти сверхъестественной живучестью и долговечностью, чего мы на современном уровне знания объяснить не в силах.
Явления культуры невозможно объяснить одной лишь адаптацией.
Таким образом, социология культуры предполагает множество различных подходов к анализу
явлений культуры, её структурных компонентов, роли и значения.
Вопрос о месте физической культуры и спорта в системе
явлений культуры является весьма актуальным в настоящее время.
Но сегодня и политика (отбрасываю оговорки ради заострения мысли) вступила на путь индивидуализации и по этой причине становится
явлением культуры, по крайней мере, в той степени, какой никогда не знала за всю предыдущую историю.
Новая волна интереса к естественнонаучному исследованию
явлений культуры связана с появлением синергетики.
Что касается «культуроведения», то это скорее собирательный термин, обозначающий всю сферу познания класса
явлений культуры и включающий как теорию культуры и культурологию, так и более узкие, специализированные области знания о культуре.
Исходя из этого, функционалисты подвергли критике понятие пережитка, считая, что все
явления культуры являются незаменимыми.
Некоторые учёные считают, что при определении рамок данного понятия следует исходить из прогрессивного, активного, позитивного начала, т. е. истинный национальный дух подразумевает выкристаллизованную мысль, прогрессивные понятия, выдающиеся
явления культуры, в которых отражаются интересы народных масс и пути развития общества.
Поэтому философский подход к культуре не ограничивается описанием или перечислением
явлений культуры.
В свою очередь, религия – это способ придания значения любому социальному действию, которое будучи воплощаемо в качестве
явлений культуры, задаёт и поддерживает соответствующие смыслы, привнося в мир «рациональность».
Когда речь идёт об объяснении данного явления и мы стремимся понять, чем же социально-экономические отношения нашей культуры отличаются от аналогичных
явлений культур древности, где обмен обладал совершенно теми же типовыми качествами; когда мы, следовательно, пытаемся понять, в чём же состоит значение «денежного хозяйства», тогда в исследование вторгаются логические принципы, совершенно гетерогенные по своему происхождению: мы, правда, пользуемся в качестве средства изображения теми понятиями, которые предоставляет нам изучение типовых элементов массовых явлений экономики, в той мере, в какой в них содержатся значимые компоненты нашей культуры.
Как мы уже отмечали, всякое
явление культуры существует как в аутентичном (подлинном) виде, так и виде бездарного муляжа.
Во втором случае природа объекта и субъекта тождественна («дух постигает дух») и речь идёт о содержательном постижении
явлений культуры.
И главный критерий оценки
явлений культуры.
Но как способ объяснения происхождения
явлений культуры, «древовидная» концепция устарела.