Короче говоря, и это звучит парадоксально, наличие значимой разницы между осознанностью и рациональностью делает почти неприемлемой разработку и реализацию
мер экономической политики, относящихся к регулированию.
История диктатур создаёт впечатление, что плохие
меры экономической политики принимаются из‐за различия интересов правящих и управляемых.
И оба эти элемента должны были обосновывать наличие социальных правил, призванных защищать моральные стандарты и поощрять их соблюдение, а не осуществление
мер экономической политики.
Разумеется, для лиц, разрабатывающих и реализующих
меры экономической политики, это не является препятствием, несмотря на неадекватность, о которой мы упомянули в самом начале этой главы.
Точно так же вам нет смысла доказывать, что та или иная
мера экономической политики хороша, если отсутствует объяснение того, чем она плоха.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дуплецо — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но это будет иметь одни последствия, если избиратели являются практичными потребителями
мер экономической политики, и по сути противоположные, если, как я утверждаю, избиратели подобны адептам религии.
Большая часть текущих факторов, сдерживающих рост частного сектора, является результатом прошлых
мер экономической политики, направленных на помощь этому сектору.
Ошибочные
меры экономической политики, направленные на помощь частному сектору, безусловно, возглавляют список того, с чем следует покончить.
В этой книге я анализирую
меры экономической политики, направленные на помощь развитию частного сектора, и прихожу к выводу, что многие из них не подходят для бедных стран.
В последующих главах я рассмотрю
меры экономической политики в сферах приватизации, банковского дела, рынка капитала, корпоративного управления, регулирования и лицензирования, конкурентной политики и банкротства.
Доверие к метафорам и их использование в качестве фундамента рекомендаций в области конкретных
мер экономической политики может приводить к результатам, которые в своих существенных чертах будут сильно отличаться от тех, которые предполагалось достичь.
Предлагающие простые решения проблемы общих ресурсов аналитики, специализирующиеся на рекомендациях в области
мер экономической политики, не уделяют должного внимания тому факту, насколько разнообразны институциональные договорённости, работающие на практике.
Иначе говоря,
меры экономической политики разрабатываются и принудительно реализуются не для торжества принципов свободного рынка, не вследствие убеждений, согласно которым система свободного рынка создаёт наилучшие возможности для экономического роста.
Заключительное замечание (последнее по порядку, но, возможно, первое по важности) состоит в том, что такой взгляд на равновесие, сложившийся в XVIII в., объясняет, почему экономическая наука и в XIX в. сохранила это понятие (гипотетическое идеальное естественное состояние), и почему при реализации
мер экономической политики становились всё больше востребованными в качестве необходимых и оправданных такие способы восстановления «стабильности», которые требуют действий по ограничению, исправлению и наказанию в случае отклонения от известного и идеального состояния дел.
Вызов, брошенный учёным, специализирующимся на анализе
мер экономической политики, состоит в том, чтобы разработать теории человеческой организации, основанные на реалистической оценке человеческих возможностей и ограничений в том, чтобы справляться с множеством разных ситуаций, которые во всех или в некоторых аспектах подобны «трагедии общин».
Вторая заключается в создании сложной структуры
мер экономической политики, законов и институтов, ниже именуемых деловым климатом, который будет благоприятствовать эффективному функционированию частного сектора и его развитию путём создания большего количества рабочих мест и повышения доходов.
Как минимум любые
меры экономической политики должны разрабатываться с учётом низкого уровня компетентности многих правительственных учреждений и министерств, высокого уровня коррупции и вероятности того, что группы с особыми интересами могут повернуть данные меры к собственной выгоде.
Представим на мгновение, что основной вывод этой книги верен, а именно что слишком часто
меры экономической политики, предназначенные для помощи частному сектору в бедных странах, либо неэффективны, либо оказываются препятствием на пути его развития.
На деле экономисты часто поступали ровно наоборот: они использовали свой профессиональный престиж и ауру академической учёности для того, чтобы оправдывать и рекламировать
меры экономической политики и социальные системы, которые были явно неудачными и принесли людям огромные страдания.
Если всё обстоит так, как мы предлагаем, то можно гарантировать: моделировать
меры экономической политики с целью их обсуждения будет настолько сложнее, чем сейчас, что это вряд ли привлечёт экономистов мейнстрима.
В этом причина ни на чём не основанного доверия к оценкам
мер экономической политики в зависимости от их способности увеличивать те или иные показатели социальной эффективности и укреплять политический консенсус, доверия, которое не сопровождается должной проверкой этих мер на внутреннюю непротиворечивость.
Во вступительной главе было показано, что разработка и осуществление
мер экономической политики базируются на весьма своеобразном понимании экономической науки, в рамках которого её предметом считаются не реальные люди, а типовые экономические агенты (акторы) и/или широкие социальные группы, в том числе латентные и активные коалиции.
В соответствии с вышеупомянутой потребностью в корректировке экономической политики в ходе её реализации, и принимая во внимание, что неспособность учесть неопределённость менее значима по своим последствиям при уменьшении временнóго горизонта, вера в результативность
мер экономической политики предполагает, что разумное вмешательство в экономику имеет тенденцию применяться в краткосрочном периоде.
При соблюдении этих условий изменение принудительных правил приобретает кумулятивный характер, и в конечном счёте они превращаются в инструмент, с помощью которого процесс разработки и реализации
мер экономической политики приобретает черты произвола.
По мере того как обнаруживается, что старые нормы неэффективны или что они устарели, и по мере того как вследствие этого растёт давление в пользу их реформирования, растущие ожидания
мер экономической политики подталкивают законодателя к тому, чтобы предпринимать действия во множестве сфер предположительно существующего общего интереса, каковые действия, о какой бы конкретно сфере ни шла речь и как бы ни определялись эти действия (экзогенно или эндогенно), неизбежно затрагивают, причём затрагивают очень сильно, достаточно большую часть электората.
А так как уровень цен определяется денежными факторами, монетаристы настаивают на том, что если уровень цен посредством
мер экономической политики государства будет поддерживается постоянным, то экономический цикл исчезнет.
Отдалённые последствия некоторых
мер экономической политики могут стать очевидными уже через несколько месяцев.
Оскорблять людей, критикующих негодные
меры экономической политики и высказывать подозрения по поводу их мотивов, занятие бессмысленное.
Это заставит замолчать голос истины, но не сделает неподходящие
меры экономического политики подходящими.
Я полагаю, что, предлагая различные
меры экономической политики, экономисты должны явно формулировать и обсуждать свои этические концепции, а не вставлять их ad hoc* и безо всякого обоснования в свои аргументы, как это зачастую делается.
Упрекать рынок в том, что он не доходит до предела, который никому не известен и постоянно меняется, не только серьёзная экономическая ошибка, но и ошибочное основание для оправдания интервенционистских
мер экономической политики, которые мешают реальному рыночному процессу в его стремлении постоянно отодвигать количественный и качественный предел производственных возможностей47.
Хотя я считаю, что все, включая экономистов, должны основывать предлагаемые
меры экономической политики на определенной этической системе, обсуждение в гл. 6 ведется в рамках Wertfrei** праксиологической схемы и ограничивается строго логической критикой антирыночной этики, без апелляции какой-либо альтернативной системе политической этики.
Поэтому и экономические стратегии, реализуемые национальными правительствами и центральными банками, а также международными экономическими институтами, включают в себя как краткосрочные и среднесрочные антикризисные инструменты, так и более долговременные
меры экономической политики, направленные на восстановление траекторий устойчивого экономического роста.
Между тем расходы государственного бюджета быстро увеличиваются, в том числе и вследствие финансирования чрезвычайных антикризисных
мер экономической политики в 2008–2009 гг., что сопровождается сохранением инфляционного давления и в 2010 г.
Сторонники концепции рациональных ожиданий отвергают государственное регулирование экономики, а
меры экономической политики считают неэффективными и бесперспективными.
Отдельный интерес представляет анализ степени отклонения реального валютного курса от долгосрочного уровня при выборе
мер экономической политики, включая проведение интервенций на валютном рынке, изменение ключевой ставки процента, государственных инвестиций, а также введение или отмену ограничений на потоки капитала.
Поэтому в случае совпадения фактического реального курса с долгосрочным эффективными для его корректировки могут оказаться
меры экономической политики структурного характера.
Соответственно имелся огромный массив накопленного узкоспециализированного знания, которое почти совсем не было сведено воедино и не использовалось при изучении проблем, лежавших в сфере конкретных
мер экономической политики.
В этом контексте лицо, реализующее
меры экономической политики, осуществляет вмешательство либо для того, чтобы предотвратить иррациональные отклонения индивидов, либо для того, чтобы достичь рационально запланированной общей цели.
Альтернативу превращению экономической теории в раздел экономической статистики и в поставщика рекомендаций в области
мер экономической политики, целью которых будет некое общее благо, можно найти в наследии плеяды шотландских авторов, определивших содержание и границы научного метода в общественных науках.
Прошлый опыт служит основанием, на котором по преимуществу базируются наши убеждения о желательности различных
мер экономической политики и институтов, и наши текущие политические взгляды неминуемо затрагивают и окрашивают нашу интерпретацию прошлого.