Мне представляется, что это место книги наглядно показывает достоинство деятельностного подхода к
изучению психики.
Наряду с расширением культурного контекста существенными представляются также и трансформации, которые происходят непосредственно в сфере
изучения психики.
Изучение психики и мозга находится на стыке многих традиционных дисциплин, от анатомии и вычислительной нейробиологии до философии и антропологии.
Такой подход надолго заложил традицию объективного
изучения психики и поведения животных и отодвинул в тень компонент влечения в структуре инстинкта.
Из этого следует, что экспериментально-психологическое исследование является дополнением клинического
изучения психики человека и стало одним из наиболее эффективных параклинических методов психиатрии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неподступный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наблюдение является едва ли не единственным методом
изучения психики детей в младенческом и раннем преддошкольном детстве.
Однако, мы, неопсихологи считаем, что такой подход к
изучению психики человека является недостаточным.
Всё это отражает необыкновенную сложность
изучения психики животных, и особенно интерпретации их субъективного мира.
Существует несколько возможностей решения этой проблемы, которая представляет большой интерес для психологов, занимающихся
изучением психики человека.
Интерес исследователей обусловливается представлениями о возможности – с помощью категории субъекта – целостного подхода к
изучению психики человека.
Университетская линия – это линия научного
изучения психики, познания закономерностей душевной жизни, предполагающая возможность приложения этих знаний.
Данный подход в качестве исходного метода
изучения психики использует анализ преобразования психического отражения в процессе деятельности.
Психический мир человека оказался «разорванным» и фрагментарно исследуемым различными направлениями психологии: интроспективная психология ограничивается
изучением психики в её непосредственной данности сознанию, игнорируя все объективные опосредствования психического; поведенческая психология рассматривает деятельность, поведение в их отрыве от сознания; «психология духа» выдвигает в качестве предмета психологии явления субъективного духа.
Вот уже тридцать лет основная сфера моей деятельности и интересов –
изучение психики людей и животных, и среди направлений моей практической работы – зоопсихология (наука о психической деятельности животных) и этология – наука о поведении животных и людей.
Этот путь открывает серьёзные проблемы, возникающие когда мы приступаем к
изучению психики, не имея в своём распоряжении соответствующих инструментов – иными словами, этот путь к практическому применению психоанализа, а не к «разговору о психоанализе».
Изучение психики животных составило целую ветвь психологии.
По мере
изучения психики человека были установлены предпосылки для развития психических заболеваний – психопатический характер.
Системный подход позволяет наиболее точно ставить проблему и намечать стратегию её решения; ориентирует исследователя на
изучение психики как дифференцированного целого, выявление многообразия его связей и отвечающих им планов, уровней и измерений; обеспечивает создание предельно широкой многомерной картины психических явлений.
При исследовании сколько-нибудь сложных форм искусства эта теория положительно настаивает на необходимости
изучения психики, так как расстояние между экономическими отношениями и идеологической формой становится всё большим и большим, и искусство уже не может быть объяснено непосредственно из экономических отношений.
Методологический смысл историко-эволюционного подхода в психологии личности состоит также в том, что этот подход помогает увидеть перспективу перехода от изучения проблем развития психики в эволюции, столь характерного для деятельностного подхода в психологии, к
изучению психики как конструктивного фактора самой эволюции и тем самым навести мост между психологией и другими науками о развитии человека в природе и обществе.
Априорная психиатрия – это психиатрия, опирающаяся на трансцендентальные формы
изучения психики, на то, что предшествует доказательствам, это особая форма деятельности сознания, существующая изначально, независимая от опыта, ничем не заангажированная, то, что достоверно и надёжно.
Так бихевиористы пришли к тому, что исключили из психологии психику и субъективное осознание (хотя психология по определению является
изучением психики – «наука о психике»).
Он упомянул такое словосочетание в своей книге, получившей название «Психологические функции и произведения», и предложил его для обозначения специальной научной дисциплины, направленной на
изучение психики человека в конкретно-исторических условиях, на исследование изменений психического склада личности в процессе социального развития.
Психология – это
изучение психики и поведения человека на индивидуальном уровне.
Для идеалистической психологии требование – психологическое изучать психологически – означает прежде всего требование изолированного
изучения психики как самостоятельного царства духа вне всякого отношения к материальной основе человеческого бытия.
В моей жизни начались прекрасных пять лет
изучения психики человека.
Основной задачей медицинской психологии является
изучение психики и особенностей поведения больного и окружающих его близких, родственников и медицинского персонала на разных этапах их общения.
Эти учёные были противниками метафизической психологии и отстаивали необходимость внедрения естественно-научного метода в
изучение психики человека.
Научный прогресс перевёл
изучение психики человека из области теоретических измышлений в практическое русло.
Психология –
изучение психики – не имела никакой основы в теле, в материи.
У некоторых пациентов физическая причина часто не очевидна, поэтому
изучение психики человека может пролить свет на историю болезни.
Путь нашей психологии не может заключаться в том, чтобы вернуться к
изучению психики, оторванной от деятельности, существующей в замкнутом внутреннем мире.
Эксперимент как объективный метод
изучения психики применялся в лабораторной ситуации и был направлен на выявление элементарных механизмов восприятия, памяти, внимания.
Изучение психики на предшествующих этапах филогенетического развития служит средством познания психики человека.
В широком масштабе биологическое
изучение психики – нечто большее, чем просто научное изыскание, сулящее углубление наших представлений о мозге и разработку новых методик лечения людей, страдающих болезнями мозга.
Несмотря на особенно ясную, именно с точки зрения задачи конкретного
изучения психики, безнадёжность этой позиции, буржуазная психология неизменно оставалась на ней.
Развитие науки привело к широкому использованию математических методов в
изучении психики человека.
Возможно, такой подход к исследованию человеческого сознания некоторым покажется неожиданным и необоснованным, но читатель не сможет не согласиться, что при
изучении психики человека в данной интерпретации он естественным образом начнёт проводить самоанализ своих реакций и состояний.
Так же происходит и с
изучением психики…
Методы
изучения психики весьма разнообразны и опираются на анализ психического отражения в процессе деятельности.
И, в каких-то точных, вроде астрономии или физики – это, может и так, но принципиально иначе обстоит дело в
изучении психики человека.
Естественно, что основным методом, положенным им в основу объективного
изучения психики, был метод рефлексов, которые он называл «сочетательными».
Уникальность ситуации заключается в том, что в отличие от врачей других специальностей, которые с помощью своего психического аппарата изучают функционирование других «объектов исследования» (физических органов и функций) – психиатр использует свой психический аппарат для
изучения психики пациента, то есть в этом случае инструмент «субъекта исследования» и «объект исследования» совпадают.
Для
изучения психики человека в целом октанализ применяет восьмикомпонентный подход, а для изучения личности – пятикомпонентный подход (трехкомпонентное сознание и двухкомпонентное бессознательное).
Октанализ [1—4], метод анализа психики, применяет восьмикомпонентный подход для
изучения психики.
Этот решающий сдвиг от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к
изучению психики и сознания в конкретной деятельности органически приближает психологию к конкретным вопросам практики, в частности психологии ребёнка, к вопросам воспитания и обучения.
Обусловленный этой методологической альтернативой анализ гносеологической, онтологической и трансцендентальной парадигм
изучения психики привёл к пониманию необходимости изменения методологических предпосылок изучения психики и к разработке экопсихологического подхода к развитию психики (экопсихологии развития).
Поэтому для
изучения психики прибегают к другим, «вторичным» предметам и на основе их исследования делают косвенные выводы о собственно психике.
Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для
изучения психики – её свойств, функций, закономерностей.
Эти исследования стали стимулом к размышлениям о методологических ограничениях и отличии гносеологической парадигмы
изучения психики от онтологической и трансцендентальной парадигм.