НЕучебник: как писать, чтобы нравилось

Даша Громова, 2023

НЕучебник "Как писать, чтобы нравилось" – авторский самоучитель по написанию художественных текстов. В него вошли статьи по литературному мастерству и огромное количество примеров.Что вас ждёт в НЕучебнике? Я приготовила три блока, в которых будут статьи по литературному мастерству с примера из художественных текстов для наглядности. Какие блоки?Первый блок посвящён лирике, а потому будет самым лёгким на подъём и небольшим.Второй блок – проза. В этом блоке вас ждут как и научные так и обычные статьи, которые я посвятила изучению тексту, структурным элементам, психологизму и героям.Третий блок – факультатив об иностранной литературе. В этом блоке вас встретит статья о литературе Финляндии и статьи о том, почему нужно переводить зарубежные художественные тексты без излишней фантазии и как её перебор может испортить произведение.

Оглавление

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА

Что такое эстетическая функция языка и зачем она нужна в лирике?

Художественная реальность создается не только физической, но и психической деятельностью. А именно, в словах, красках, на камне, в нотах, в языке жестов и тела, в эмоциях и чувствах. А еще, художественная реальность выражается в структурах — языком исполнения, который передает мысль художника. По-простому, это форма выражения художественного смысла. Это выражение еще можно назвать художественной техникой, но нужно понимать, что она у каждого своя. Проблемы возникают, когда форма не отражает содержание.

ПРИМЕРЫ «НЕПРАВИЛЬНЫХ» СТИХОТВОРЕНИЙ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ОТПУГНУТЬ ЧИТАТЕЛЯ

Эстетическая функция языка связана с внимательным отношением к языковой/речевой форме текста. Классические литературные произведения построены на принципе языковой вежливости (то есть без мата и оскорблений, вычурной и вульгарной лексики), и если в них и есть жаргонизмы, плеоназмы и стилистически сниженная лексика, то её употребление оправдывает художественный фрагмент. Например, чтобы создать образ антисоциального героя.

Не существует классического произведения, написанного только жаргонизмами, вульгаризмами или арго. А вот лирика ХХ века и современные стихи вполне могут быть такими.

Важно помнить: если читатель не понимает язык произведения, не понимает форму, то и не сможет оценить смысл и стихи будут казаться ему плохими, потому что эстетика произведения резко снизится.

Например, стихотворение Велимира Хлебникова:

Мы чаруемся и чураемся.

Там чаруясь, здесь чураясь,

То чурахарь, то чарахарь,

Здесь чуриль, там чариль.

Из чурыни взор чарыни.

Есть чуравель, есть чаравель.

Чарари! Чурари!Чурель!

Чарель! Чареса и чуреса.

И чурайся и чаруйся.

Смысл этого стихотворения невозможно уловить ни с первого, ни с десятого прочтения, а потому эстетическая функция здесь отсутствует. Мы не пониманием ни формы, ни содержания. Таким же стихотворением будет и «Дыр бул щил» Алексея Крученых.

Дыр бул щыл

убеш щур

скум

вы со бу

р л эз.

КАНОННОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА

А теперь давайте посмотрим на стихотворение Сергея Есенина.

Плачет метель, как цыганская скрипка.

Милая девушка, злая улыбка,

Я ль не робею от синего взгляда?

Много мне нужно и много не надо.

Так мы далеки и так не схожи —

Ты молодая, а я все прожил.

Юношам счастье, а мне лишь память

Снежною ночью в лихую замять.

Я не заласкан — буря мне скрипка.

Сердце метелит твоя улыбка.

ДАВАЙТЕ СРАВНИМ СТИХОТВОРЕНИЯ

В первом примере мы не можем определить размер и рифмовку у Алексея Крученых, также не совсем понятно что нам хотел донести автор.

В стихотворении Велимира Хлебникова мы встречаем экспрессию и хорей (что это объясним ниже), но всё равно текст остаётся трудным для восприятия.

Стихотворение Сергея Есенина лаконично и соответствует литературным и эстетическим законам классики: поэт соблюдает рифму, академический строй стиха и использует привычный для восприятия словарь.

Сразу хочу оговорить, что мы оцениваем форму стихосложения с точки зрения академической грамотности и чистоты языка. Говоря об академической грамотности я имею в виду именно классическую структуру, которая пошла от пушкинского стихосложения. Поэтому «канонная» здесь именно форма, которая принята в классической литературе. Каждый вправе писать как он хочет, и я ни в коем случае не умаляю талант Хлебникова и Крученых.

Но проведённому выше анализу получается, что стих Есенина лучше и в нём соблюдается академическая структура: написано четырёхстопным дактилем и трёхсложной стопой с ударением на первом слоге.

Стихотворение Сергея Есенина кажется правильным ещё и в силу привычки — почти вся школьная программа построена на изучении авторов с академической формой сочинения.

Но это не значит, что при написании стихов нужно строго следовать правилу: писать можно и даже нужно как угодно и про что угодно — автор здесь вы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я