НЕучебник: как писать, чтобы нравилось

Даша Громова, 2023

НЕучебник "Как писать, чтобы нравилось" – авторский самоучитель по написанию художественных текстов. В него вошли статьи по литературному мастерству и огромное количество примеров.Что вас ждёт в НЕучебнике? Я приготовила три блока, в которых будут статьи по литературному мастерству с примера из художественных текстов для наглядности. Какие блоки?Первый блок посвящён лирике, а потому будет самым лёгким на подъём и небольшим.Второй блок – проза. В этом блоке вас ждут как и научные так и обычные статьи, которые я посвятила изучению тексту, структурным элементам, психологизму и героям.Третий блок – факультатив об иностранной литературе. В этом блоке вас встретит статья о литературе Финляндии и статьи о том, почему нужно переводить зарубежные художественные тексты без излишней фантазии и как её перебор может испортить произведение.

Оглавление

«ЗАВТРАШНЕЕ Я»

В отличие от предыстории, будущее измерение персонажа (личность, окружение, конфликты и т. п.) не всегда напрямую зависит от тех событий, что должны произойти в книге. Необязательно показывать, что произойдет с каждым из персонажей через десятки лет. Нам нужно наперед просчитать, что может случиться дальше, к чему выведет нас сюжет, если следовать логике развития характеров.

Задайте себе такие вопросы:

Чего ваш герой хочет от жизни?

Что нужно, чтобы этого достичь?

Что изменится, если он достигнет цели?

Что случится, если герой не получит желаемого?

Что стоит на кону?

Завтрашнее «я» персонажей как раз и позволяет читателям с радостью или страхом ждать новых поворотов сюжета. Это измерение дает возможность гадать, что же дальше, каким путем пойдет герой, какой выбор сделает, что предпримет его противник. Задача — не ослаблять интригу, держать читателя в постоянном напряжении, предвкушении.

Завтрашнее «я» героя будет постоянно меняться по мере развития сюжета. Но главное в эволюции персонажа — это убедительная внутренняя логика.

«Завтрашнее я» довольно трудно найти в самом тексте в чистом виде. Обычно это или в эпилоге или подразумевается в каких-то репликах как самого персонажа, так и его окружения.

Приведу пример из романа своего романа «Вопреки»:

Мы поженились и в скором времени в нашей семье намечается заметное прибавление. А после того, как мы подарили Адаму на открытие его личной галереи оранжерею на берегу моря, недалеко от причала, то в Рэйе появилось ещё и место, где теперь мы могли днями напролёт пить кофе вместе с шоколадным фонданом или малиновыми профитролями, разговаривая обо всём на свете. Мне кажется, что я наконец стал счастлив! Я перестал бегать, как белка в колесе своих душевных метаний, и нашёл покой, приняв всё то, что преподнесла судьба, как нужное испытание по дороге к лучшему. Я выдохнул свою трагедию до конца, окончательно избавившись от агонии ненависти. И знаете что? Оказывается, это не так уж и плохо быть счастливым!

Без «будущего измерения» — намеков и зацепок, которые укажут на возможные варианты развязки — читатель не сможет понять, чего, собственно, ждать от книги.

В завершении хотелось бы привести слова Карен Визнер:

Трехмерное литературное произведение обладает длиной (протяженность сюжета), шириной (композиция) и глубиной (богатые образы персонажей, сюжетные линии, детали; многослойные, хорошо проработанные сцены). Именно трехмерный характер текста позволяет читателю словно шагнуть сквозь страницу книги в вымышленный мир, где герои и события понемногу обретают собственную реальность. За счет трехмерности повествование обретает динамику, глубину, фактуру, богатую палитру смысловых оттенков. Страница книги словно превращается в волшебное стекло, за которым читателя ждет новая, неизведанная вселенная.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я