НЕучебник: как писать, чтобы нравилось

Даша Громова, 2023

НЕучебник "Как писать, чтобы нравилось" – авторский самоучитель по написанию художественных текстов. В него вошли статьи по литературному мастерству и огромное количество примеров.Что вас ждёт в НЕучебнике? Я приготовила три блока, в которых будут статьи по литературному мастерству с примера из художественных текстов для наглядности. Какие блоки?Первый блок посвящён лирике, а потому будет самым лёгким на подъём и небольшим.Второй блок – проза. В этом блоке вас ждут как и научные так и обычные статьи, которые я посвятила изучению тексту, структурным элементам, психологизму и героям.Третий блок – факультатив об иностранной литературе. В этом блоке вас встретит статья о литературе Финляндии и статьи о том, почему нужно переводить зарубежные художественные тексты без излишней фантазии и как её перебор может испортить произведение.

Оглавление

«ПРОШЛОЕ Я»

Прошлое я — это всё, что сформировало героя до настоящей точки повествования. Обычно писатели редко прописывают в мельчайших деталях процесс становления героя как личности, что на эту личность повлияло и закалило. Такие записи нередко остаются в дневниках писателей или вообще тлеют в черновиках. Когда возникает необходимость сократить объем, предысторией жертвуют чаще всего. Однако чересчур жесткая правка может лишить глубины любое произведение.

«Прошлое я» — достаточно важная деталь парадигмы, она показывает не только итоги, с которыми открывается нам персонаж, но и может дать совершенно иное представление о его личности, как о Северусе Снейпе в «Дарах смерти» Дж. К. Роулинг. Кстати, серия романов о «Гарри Поттере» — прекрасный пример всех ветвей парадигмы прошлое-настоящее-будущее, причём парадигма отражается не только в построении главных героев, но и второстепенных, эпизодических и даже герое-ярлыков.

Для того, чтобы представить персонажа во вчерашнем, мы должны ответить на те же 4 вопроса только в прошедшем времени:

1. Что мы знаем о прошлом героя?

2. Внешность?

3. Черты характера?

4. Сильные и слабые стороны?

Давайте посмотрим на образ Северуса Снейпа из серии романов о «Гарри Поттере» Дж. К. Роулинг. Конечно, стоит отметить, что Северус достаточно противоречивый герой в романах, и если в первых книгах его образ кажется злым и резким, то в последней книги он открывается нам совершенно другим через свои воспоминания, которые доверил сыну своей единственной любви и заклятого врага.

Гарри приблизился к мальчику. На вид Снейпу было не больше девяти-десяти лет, он был бледный, маленький, жилистый. С неприкрытой жадностью на худеньком лице он смотрел на младшую из девочек, которая качалась всё выше и выше сестры. <…> Теперь он совсем покраснел, и Гарри подумалось: и чего он не снимет это смехотворно огромное пальто. Разве что не хочет показывать блузу под ним. Снейп, хлопая полами пальто, побежал за девочками. Он уже в детстве был до смешного похож на летучую мышь. <…> Гарри снова увидел, как Снейп выходит из Большого зала после СОВ по защите от тёмных сил. Он смотрел, как тот пошёл куда глаза глядят от замка и случайно наткнулся на местечко, где сидели под буком Джеймс, Сириус, Люпин и Петтигрю. Только в этот раз Гарри держался поодаль, зная, что случилось после того, как Джеймс вздёрнул Северуса в воздух и подразнил его. Гарри знал, что было сделано и сказано, и слушать это снова было мало приятного… Он видел, как к ним подошла Лили и встала на защиту Снейпа. Издалека он услышал, как Снейп в ярости и унижении выкрикнул ей в лицо непростительное слово:“Грязнокровка”.

Карен Визнер также подчёркивает, что:

Все три измерения должны работать на цельный многоплановый образ. Нынешнее «я» персонажей должно вытекать из всего того, что мы знаем об их предыстории. Нынешние внутренние конфликты должны отражать то, что она пережила прежде, а ее цели, мотивы и поведение должны соответствовать тому, как она справлялась с давними обидами.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я