НЕучебник: как писать, чтобы нравилось

Даша Громова, 2023

НЕучебник "Как писать, чтобы нравилось" – авторский самоучитель по написанию художественных текстов. В него вошли статьи по литературному мастерству и огромное количество примеров.Что вас ждёт в НЕучебнике? Я приготовила три блока, в которых будут статьи по литературному мастерству с примера из художественных текстов для наглядности. Какие блоки?Первый блок посвящён лирике, а потому будет самым лёгким на подъём и небольшим.Второй блок – проза. В этом блоке вас ждут как и научные так и обычные статьи, которые я посвятила изучению тексту, структурным элементам, психологизму и героям.Третий блок – факультатив об иностранной литературе. В этом блоке вас встретит статья о литературе Финляндии и статьи о том, почему нужно переводить зарубежные художественные тексты без излишней фантазии и как её перебор может испортить произведение.

Оглавление

«НЫНЕШНЕЕ Я»: ПРИМЕР

Адам Петрацелли, герой романа «Слова на стене» Д. Уолтон

РОЛЬ

Персонаж может быть главным, второстепенным или даже проходным; однако все персонажи должны быть чем-то важны для сюжета. Герой, который подходит на свою роль и выполняет свою сюжетную задачу, — это важный герой.

Роль — главный герой.

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ КОНФЛИКТЫ

Чаще всего они проявляются либо в завязке либо в кульминации произведения.

Что к ним относится? Отношения, самопонимание, конфликт с местом пребывания, конфликт с самим собой и прочее.

1. Адам борется сам с собой (больше с галлюцинациями, которые унижают его в этот момент) из-за того, что его мать беремена «нормальным» ребёнком, а не таким, как он.

2. Открытый конфликт у него с отчимом, потому что он его не воспринимает и считает, что их мир, их команда с мамой рухнула, когда он появился в жизни. Адам считает, что он его ненавидит. Пока в больнице не читает письмо от отчима к школе в защиту своего пасынка.

3. «Я, в общем, никогда не считал, что имею право досаждать кому-либо своими проблемами. Я не хочу, чтобы кто-то ещё, кроме меня самого, возился с ними <…> Поэтому на вопрос мамы «Как дела?» отвечаю «Хорошо». Я не хочу быть причиной, по которой другой человек будет вынужден изменить всю свою жизнь. <…> Я бы лучше страдал в одиночку».

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Сюда относится характер, страхи, комплексы, болезни (влияющие на жизнь), особенности личности и прочее.

Важно, что эти стороны, в большинстве своём, должны сохраниться на протяжении всей книги

Полностью измениться они категорически не могут, только если ваш герой не под гипнозом или не отрёкся от самого себя.

Я бы назвала Адама упрямым и любителем поиронизировать, добрым, непосредственным, честным и замкнутым. Ещё я бы отметила сентиментальность и частое подавление своих эмоций.

ПАРАДИГМА «Я»

Так называемая парадигма вчера-сегодня-завтра. Здесь главное знать очень хорошо вашего героя, и что самое акцентное: знать прошлое лучше настоящего, а настоящее лучше будущего. Почему?

Если вы хорошо не знакомы со своим героем, то это очень читабельно.

Главное, не нужно менять героя резко, потому что в нашей жизни мы меняемся не за день и два. Конечно, у героя нет столько времени в книге, чтобы описывать всё досконально, но минимальная логика между изменением и поступком должна быть, иначе ваш герой становится уже каким-то угловатым и чудаковатым (в плохом смысле).

В идеале различия между вчерашним и сегодняшним «я» героя проявляются понемногу, но способствуют внутреннему росту личности

1. У Адама шизофрения и он проходит экспериментальное лечение.

2. Адама приняли в новую школу «Святой Агаты», в которой учился его отчим, которого, кстати, Адам не воспринимает всерьёз.

3. Адам знакомится с одноклассниками Майей и Дуайтом.

4. Адам постоянно что-то готовит и хочет стать поваром.

5. По дневниковым записям героя: у него очень высокий рост, русые волосы и зелёные глаза. Но помимо своего отражения в зеркале, он временами видит в себе черты своих пяти галлюцинаций, которые постоянно его преследуют. У Адама частые приступы головокружения из-за чего у него тремор и он постоянно хмурится.

ИМЯ

Имя персонажа очень важно, но ему не обязательно всегда быть знаковым, говорящим. Важно, что чаще всего имя не меняется, но бывают такие случаи, когда герою необходимо залечь на дно или, например, выбрать псевдоним для будущей карьеры. Тогда есть лишь одно условие — смена имени должна быть уместной, а имя подходить герою.

Имя: Адам Петрацелли (не меняется). Сам Адам шутит, что его так назвали, потому что мама любила фильмы про итальянскую мафию, хотя он сам никакого отношения не имеет к итальянцам.

ОТНОШЕНИЯ И ТРИГГЕРЫ

Пожалуй, самый лёгкий для понимания пункт. Сюда относится всё то и те, с кем герой взаимодействует, их влияние на него, также подпунктом сюда можно отнести сильные и слабые стороны (в отношении к триггеру).

1. Их с мамой бросил отец, просто уехав от них, и за всё время написал лишь 1 письмо Адаму, оправдываясь, что не мог собраться с силами сделать это.

2. Хорошая память: «Некоторым врачам нравится проверять мою память. Но, как я вам уже говорил, память у меня отличная. Я могу наизусть прочитать любой монолог или выступление, если оно меня увлекло».

3. Хобби: «Мне нравится кормить людей. Это очень простой способ сделать их счастливыми, и я получаю искреннее удовольствие <…> Больше всего я люблю заниматься выпечкой. Нет, я не стесняюсь того, что люблю готовить. Да меня часто за это дразнили <…> Кроме того, когда я готовлю, симптомы проявляются реже».

4. Он не даёт себя в обиду и всегда хочет докопаться до истины, в каком бы виде она не была.

5. «Если не можешь доверять своему разуму — доверься сердцу» — мне кажется в этой фразе и раскрыта личность героя.

6. Слабая сторона — это, наверное, болезнь Адама и нежелание бороться с ней, когда он понимает, что лечение не приносит результатов: «Держу пари, вы думаете, что все эти месяцы терапии и экспериментального лечения пошли псу под хвост, поскольку в конце концов я сделался ещё безумнее прежнего».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я