НЕучебник: как писать, чтобы нравилось

Даша Громова, 2023

НЕучебник "Как писать, чтобы нравилось" – авторский самоучитель по написанию художественных текстов. В него вошли статьи по литературному мастерству и огромное количество примеров.Что вас ждёт в НЕучебнике? Я приготовила три блока, в которых будут статьи по литературному мастерству с примера из художественных текстов для наглядности. Какие блоки?Первый блок посвящён лирике, а потому будет самым лёгким на подъём и небольшим.Второй блок – проза. В этом блоке вас ждут как и научные так и обычные статьи, которые я посвятила изучению тексту, структурным элементам, психологизму и героям.Третий блок – факультатив об иностранной литературе. В этом блоке вас встретит статья о литературе Финляндии и статьи о том, почему нужно переводить зарубежные художественные тексты без излишней фантазии и как её перебор может испортить произведение.

Оглавление

АВТОРСКАЯ «РЫБА» ДЛЯ НАПИСАНИЯ СТИХОВ

Я решила провести мини-исследование и рассмотрела все стихи из своего нового сборника «Меланхолия», который опубликован на ЛитРес как черновик, по рифмовкам и размерам.

Обычно, в школе советуют хлопать в ладоши на ударных слогах, чтобы было проще понять размер, но я предпочитаю расставить ударение на листке бумаги и посчитать с натуры. В «Меланхолии» все стихотворения большие, поэтому возьму короткий стих из «Beata stultica», и мы вместе посчитаем длину + размер, а ещё определим рифмовку:

«МУЗА»

ТОль-ко тЫ мо-Я мУ-за ноч-нА-я,

При-хо-дИ не во снАх, на-я-вУ.

Я всЮ жИ-знь про-жи-вА-я меч-тА-ю,

ВстрЕ-ти-ть сОлн-це в кро-мЕш-ну-ю ть-мУ.

У-кра-дУ те-бЯ, спрЯ-чу за сЕрд-це,

ЧтОб ни-ктО не по-смЕл о-тыс-кА-ть

Об-лик лАс-ко-вый, рУ-ки мла-дЕн-ца,

Тво-Ю нЕж-ну-ю, стрО-гу-ю стА-ть!

Стих написан анапестом с чередованием 10 и 9 слогов построчно. Я выделила ударные слоги в каждом слове, поэтому анапест можно сразу и не опознать, но если все короткие слова (моя/всю/ты) мы приклеим к длинным, то анапест будет вырисовываться сам собой.

Рифмовка перекрёстная (АВАВ).

Скажу по секрету: это моя любимая рифмовка, потому что с ней удобнее всего работать.

Когда я разбирала так каждое стихотворение из сборника, то, к своему удивлению, встретила все 5 видов размеров, но преобладающим был хорей: из 15 стихотворений он встретился 9 раз. Ямб я нашла 3 раза, 1 стих был написан дактилем и 2 анапестом. Из чего я могу сделать вывод, что мой любимчик среди размеров — хорей.

Это, кстати, неудивительно, потому что 70% слов в русском языке имеют ударение на первый слог, да и хорей вполне себе приятный стиховой размер, который за школьные годы может войти в аудиовизуальную привычку.

С рифмой всё проще, я очень люблю перекрёстную рифмовку и очень редко её меняю на смежную, другие виды рифмовок я вообще не рассматриваю при написании, так как они мне кажутся сложными для понимания читателей. Но когда я нахожусь в процессе, то, конечно, не задумываюсь ни о размерах, ни о видах рифм, потому что лишний шум в голове при сочинении лирики очень отвлекает. Обычно, рифмы у меня идут по наитию и я стараюсь за весь текст стихотворения их не повторять, а также стараюсь не начинать четверостишия с вопросительных слов, союзов или междометий, так как они придают тексту определенную окраску (например, вопросительную или негативную, если постоянно начинать четверостишие с «нет!» или «но»), что, конечно же, влияет на чувственное восприятие смысла.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я