НЕучебник: как писать, чтобы нравилось

Даша Громова, 2023

НЕучебник "Как писать, чтобы нравилось" – авторский самоучитель по написанию художественных текстов. В него вошли статьи по литературному мастерству и огромное количество примеров.Что вас ждёт в НЕучебнике? Я приготовила три блока, в которых будут статьи по литературному мастерству с примера из художественных текстов для наглядности. Какие блоки?Первый блок посвящён лирике, а потому будет самым лёгким на подъём и небольшим.Второй блок – проза. В этом блоке вас ждут как и научные так и обычные статьи, которые я посвятила изучению тексту, структурным элементам, психологизму и героям.Третий блок – факультатив об иностранной литературе. В этом блоке вас встретит статья о литературе Финляндии и статьи о том, почему нужно переводить зарубежные художественные тексты без излишней фантазии и как её перебор может испортить произведение.

Оглавление

КАК НАПИСАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ?

Сперва я хочу рассказать немного литературной теории, чтобы мы понимали друг друга. Поговорим сперва о видах рифмовок и способах, чтобы найти хорошую рифму.

Рифма — это звуковой повтор на конце строк.

Рифмовка бывает:

СМЕЖНАЯ (рифмуются соседние строки ААВВ)

Пример: Наивно трогательный и нежный цветок,

Что распускается как ниток клубок.

Звёздное небо над серебряной гладью воды,

Воспламенил будто свечку меня ты…

(Даша Громова «Пассионарность»)

ПЕРЕКРЁСТНАЯ (строки рифмуются через одну АВАВ)

Пример: Сердцу сгоревшему нету спасенья

В час когда нужно остаться живым.

Нету в молитве моей упоенья,

Как раненной строчке не выгадать рифм.

(Даша Громова «Меланхолия»)

КОЛЬЦЕВАЯ (строки рифмуются через 2 других АВВА). Кстати, эта рифмовка называется так, потому что своей формой похожа на кольцо.

Часто можно встретить название «опоясывающая рифмовка» — это то же самое.

Пример: Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

(Александр Пушкин «Движение»)

ВОЛЬНАЯ (различные комбинации рифмовок в сложном типе стихосложения)

Вольную рифму проще найти в полном тексте стихотворения, но иногда она встречается и в двух соседних строфах

Пример: Время лечит? Ни черта!

Между мной-тобой: черта.

Нет границ, хотя на грани

Что хранить смогла бы память.

Правда, сердце не обманешь —

Будет вечно оно ныть.

Пазлы в нём не переставишь,

Чтобы ребус разрешить.

(Даша Громова «На краю»)

В первой строфе мы встречаем смежную рифмовку (ААВВ), а во второй строфе — перекрёстную (АВАВ).

ХОЛОСТАЯ (частичная утрата рифмовки АВСВ), часто эта рифмовка встречается в частушках

Пример: К нам на утренний рассол

Прибыл аглицкий посол,

А у нас в дому закуски —

Полгорбушки да мосол.

(Леонид Филатов сказ «Про Федота-стрельца»)

ГИПЕРХОЛОСТАЯ (рифмовка есть только с первой строкой, все остальные строки не рифмуются АВАС), употребляется этот тип рифмовки очень редко

Пример: Это было в глухое время,

Наяву ли, во сне — не знаю.

Ночью ставил я ногу в стремя

И давал жеребцу поводья.

(Вс. Рождественский «Баллада»)

А теперь поговорим о размерах. Да-да, стихотворение тоже можно измерить, но только линейка тут отнюдь не помощница…

Размер — способ звуковой организации стиха (чередование слогов в стопе, ударный/безударный).

Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

Есть два вида стоп:

1. двусложная (идёт чередование ударного и безударного слогов)

2. трёхсложная (когда один ударный и два безударных)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я