Тому есть веская причина, скрытая в том, как исторически строилось и формировалось научное знание не только в области
теории литературы, но и научное знание как таковое.
Телесно-жестикуляционное облачение слова как принцип поэтической и метапоэтической динамики образует влиятельный концепт для формалистской
теории литературы и языка.
Новые тенденции в
теории литературы отвлекли преподавателей от глубинных источников истории и направили их внимание на такие её аспекты, как язык, коды, текст, – иными словами, возобладал внешний взгляд на историю.
Этот приём усиления внимания читателя в
теории литературы принято называть выдвижением.
Литература является одним из важнейших участков идеологического фронта, а изучение истории и
теории литературы занимает весьма важное место во многих высших учебных заведениях и в особенности в средней школе.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: покровец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако не следует забывать, что именно в XVIII веке
теория литературы, как никогда после, связана с критикой и живой литературной жизнью и что, сосредоточивая внимание на вопросе, как следует строить текст, теоретики XVIII века создавали огромный капитал художественной культуры, на основе которого фактически существовала европейская литература XIX столетия.
Курс «Введение в литературоведение» ещё часто именуют «Основы
теории литературы» – базовый предмет на первом курсе филологического факультета.
Если вы твёрдо уверенны в том, что вам есть, что сказать миру, и вы хотите овладеть писательским мастерством, то должны начать с освоения
теории литературы.
Согласно его предположению, древнерусский текст слова не только стихотворный, но и написан стихами рифмованными (речь идёт не о литературной, а о народной рифме – аллитерационный стих, рифмовка по созвучию одного ударного гласного в конце строки и проч. – см в разделе, посвящённом
теории литературы – «Тоническая система стихосложения»).
Общепринятыми аксиомами в
теории литературы считаются утверждения, что обычная речь людей и речь художественной прозы – одно и то же и, вследствие этого, что проза по отношению к поэзии – явление первичное, предшествующее.
Причина проста:
теория литературы принадлежит к гуманитарным наукам, изучающим человека и его культуру.
Забегая вперёд, можно отметить, что вслед за ней и современная
теория литературы должна объяснять историческую эволюцию, служить теорией истории литературы.
Во-первых, наша книга не описывает всего, чем занимается
теория литературы.
Сложность, о которой идёт речь, в немалой степени обусловлена междисциплинарным положением
теории литературы.
Задача
теории литературы – исследование общих закономерностей литературного творчества и литературного произведения, а также формирование системы понятий, метаязыка, на котором об этом можно говорить.
Таким несовершенным инструментом является существующая
теория литературы.
Критика здесь сближается с поэтикой, а герменевтика текста совпадает с разработкой
теории литературы.
Парадоксально, но именно в таком состоянии находится
теория литературы, причём не только у нас.
Существующие версии
теории литературы способны описать только плоскость, в которой находится место для единственной фабулы и единственного сюжета.
Для создания теории мениппеи пришлось пересмотреть понятийный аппарат
теории литературы, выразив все его категории через единый параметр, без привлечения метафор.
Такая спецификаторская установка русского формализма, в дальнейшем усвоенная и западной
теорией литературы, позволила восстановить союз между наукой о литературе и наукой о языке.
В рамках
теории литературы взаимодействуют и порой конфликтуют две несовпадающие традиции, каждая из которых восходит к старинным, гораздо более давним практикам работы со словом.
На практике их различие оказывается зыбким и неустойчивым, что подтверждается эволюцией
теории литературы.
В таком понимании
теория литературы – специальная филологическая дисциплина, интересная только для историков литературы.
Наконец, есть соблазн отступить назад и вновь уподобить
теорию литературы старинной риторике – сделать её теорией литературного мастерства.
Эти две дисциплины заложили фундамент новой
теории литературы; благодаря им художественную словесность стали рассматривать как подсистему общей системы языка, которая, в свою очередь, образует подсистему всей знаковой деятельности людей.
Одной из самых актуальных на сегодняшний день, центральных проблем
теории литературы является систематическая разработка теории художественного произведения.
Его вклад в общую
теорию литературы был достаточно скромен, при том, что конкретные исследования по средневековому французскому эпосу всегда глубоки и интересны.
Задачи перечислить всё, написать в учебнике
теории литературы список всех задач, которые литература выполняет или может выполнять, – это тоже не научно, потому что литература – это жизнь, психология и так далее.
Речь, конечно же, о звукописи, которая как приём существовала и ранее, но не подвергалась анализу с точки зрения
теории литературы.
Хотя, казалось бы, в школе этому учили, да и оконченный в своё время журфак обязывает знать
теорию литературы.
Во-вторых, поэтика является частью
теории литературы и призвана заниматься исключительно правилами организации отдельных образов и целостной композицией в поэзии и прозе.
Коль скоро
теория литературы должна прежде всего определиться с объектом, то первый вопрос таков: что есть литературная реальность?
Эта книга – попытка сделать современную
теорию литературы доступной и привлекательной для максимально широкого круга читателей.
Одной из важнейших причин развития
теории литературы с 1960-х годов послужил постепенный упадок высокомерия под натиском нового поколения студентов, пришедших в высшую школу якобы с «задворок» культуры.
С тех пор, и особенно в течение двух последних десятилетий, мы наблюдали активную экспансию
теории литературы: всё, касавшееся «литературы», «чтения» и «литературной критики» подвергалось активному переосмыслению.
Но на самом деле
теория литературы не сложнее многих других теоретических исследований, а иных – значительно легче.
Начиная с 20-х годов XX века в
теории литературы господствует доктрина о разграничении сюжета и фабулы, где фабула – это «правильная» последовательность событий, как они протекают в физическом мире, а сюжет – это та искусственная последовательность событий, в которой располагает их автор для художественных целей и которая может не совпадать с правильной хронологической последовательностью.
Характер постановки и способы решения всех проблем
теории литературы зависят от исходного момента – от решения вопроса о необходимости и закономерности существования искусства (и художественной литературы как его вида).
Логика изложения
теории литературы в значительной степени зависит и от того, какую систему мы примем за «единицу» изложения и анализа.
Я сформулировал задачу несколько иначе: применить к
теории литературы методологию философии, используемую в том числе и в математике.
Получить ответы на эти вопросы можно лишь чётко представляя внутреннюю структуру мениппеи; её описание вылилось в теорию, для создания которой пришлось не только пересмотреть и заново дать определение основных понятий, которыми оперирует
теория литературы, но и сформулировать требования, которым должна удовлетворять любая научная теория и разработанная на её базе методика.
По своей задаче оно сильно отличается от вводного курса
теории литературы: последний можно уподобить преподаванию языка «с нуля» ребёнку или иностранцу, однако совсем иначе будут изучать тот же язык его «носители», в основном уже владеющие им на практике, но желающие глубже разобраться в его грамматике и истории.
Реакцией на такое «обессловеснивание», а равно на растущую произвольность идеологических и биографических интерпретаций литературы, стало появление в XX столетии нового научного дискурса, который унаследовал многие идеи традиционной риторики и получил название
теории литературы.
Если классическая риторика описывала тексты главным образом в категориях стилей и фигур (см. § 26–27), то новейшая
теория литературы, которую иногда характеризуют как неориторику, показывает, какую роль в формировании литературного смысла играют вторичные знаковые процессы (метаязык, коннотация), речевые акты (высказывание как действие – феномен, впервые описанный аналитической философией, но ныне широко исследуемый и за её пределами), диалогическая речь (различные формы «чужого слова» и «непрямого говорения»).
В конечном счёте правильно будет рассматривать
теорию литературы (по крайней мере в её новейшей радикальной версии) не как статичную, раз и навсегда определённую клетку во вневременной таблице, в классификационной схеме наук или дискурсов о литературе, а скорее как уникальное историческое движение, возникшее в XX веке и достигшее своего высшего подъёма в 1960–1970-е годы, в эпоху расцвета европейского структурализма.
Тогда во вторник и четверг занятия будут идти в следующем порядке: менеджмент, физиология, занятия спортом, обед, а потом
теория литературы и алгебра.
И о том, что в истории и
теории литературы существует всего несколько вечных сюжетов, конечно, слышали?
При этом я обожала
теорию литературы.
Зайдя в гости к одному метру
теории литературы, мы обнаружили у него огромную компанию.