История литературы знает немало книг, которые были написаны с позиций ненависти к миру собственников, к злодеяниям действительности.
Поэтому курс
истории литературы только филологи и способны осилить. Остальные уснут крепким сном.
Советское литературоведение достигло определённых успехов, особенно в области
истории литературы, в первую очередь – русской.
Для старшеклассников, которые хотят понять литературный и исторический контекст тех произведений, которые изучаются в школе, но засыпают над вузовским учебником
истории литературы.
В начале 1930-х он изучал
историю литературы и поэтику.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нитровать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Между тем в последние несколько десятилетий (собственно говоря, в те годы, когда российская гуманитарные науки сперва боролись за право быть науками, хотя бы относительно свободными от государственно-идеологического контроля, а потом сполна использовали это право) мы не видим каких-либо впечатляющих опытов построения
истории литературы.
Вопреки традиции XIX века с её пониманием
истории литературы как формы создания культурной идентичности народа и нации, история рецепции призвана маркировать прежде всего разрывы и переломные моменты в гомогенном и последовательном на первый взгляд развитии национальной культуры.
Вот так в конце сороковых годов собрался кружок, который позже в
истории литературы станет именоваться «прутковским».
Ну а тем, кто не способен извлечь смысл из претворённой в книгу суперкартотеки, тем, кто до сих пор не удосужился ознакомиться с суммой всех тех богатств, которые выработало человечество, предлагать какую-то (пусть самую лучшую)
историю литературы просто опасно.
Что касается отечественной философской традиции, то она крайне мало исследовала формы мимесиса, больше занималась проповедью, идеологией, «борьбой за идею» и только под этим углом рассматривала
историю литературы.
Само умолчание литераторов древности о (несомненно, существовавших) мифах уже является значимым с точки зрения
истории литературы, поэтому мы старались представить её так, чтобы студенту, не специалисту в области синологии, запомнилась эта специфическая черта китайской литературы.
Всплеск идей и художественных форм, характерный для последних десятилетий XIX в. и первых лет века XX, знаменовал собой наступление новой литературной эпохи, получившей в
истории литературы уже столь привычное нам имя – Серебряный век русской поэзии.
Такого в
истории литературы ещё не было, да и не будет больше никогда!
Если такой подход способен ещё иногда удивлять литературоведов (ведущих, порой, ожесточённые споры о том, что же реальность, а что представляет собой «исследовательскую фикцию»: стопа или «ипостась», ритм или метр, фонема или звук, литературное направление или текст произведения – и как следует «правильно» писать
историю литературы: как концепционную конструкцию «без людей» или как серию «творческих портретов» без «убивающих» искусство абстракций), то для лингвиста или логика сама дискуссия на эту тему выглядит архаизмом.
Но черты вагантской лирики – смесь бесшабашности и тоски, неуважение к власти, пренебрежение нормами морали и хорошего тона – известны по многочисленным памятникам и принадлежат
истории литературы в не меньшей, а то и в большей степени, чем истории музыки.
Это исследование вобрало новые разработки в области изучения
истории литературы и модернистской теории, отобразило последовательное развитие основного русла социалистической литературы.
В таком случае
история литературы – это всего лишь глава из учебника по политологии или учебника по истории партии.
Существующая учебная программа разработана в соответствии с модернистской концепцией и предлагает описание
истории литературы, определяемое целостной исторической концепцией.
Несколько лучше было положение преподавателя
истории литературы.
В контексте задачи написания
истории литературы наррация – это взгляды, концепции и методы, нарратив – завершённый исторический период, в который существовала литература.
Ваша научная работа может быть описана как последовательное сокращение расстояния между традиционной
историей литературы и другими историческими рядами.
Такая
история литературы должна воспроизводить генеалогию историзации, объяснять её, описывать и деконструировать.
Писательской биографии как разделу
истории литературы в этом отношении повезло меньше всех.
Тем не менее и они являются образчиком письма своего времени и в таком аспекте заслуживают внимания исследователей всеобщей
истории литературы.
Очень хорошо, что есть на свете самоотверженные исследователи, изучающие
историю литературы, биографии писателей, особенности написанного.
С этой точки зрения давать периодизацию
истории литературы опираясь на политику уместно.
Редко в
истории литературы встречаются настолько яркие поколения.
Нет, после переиздания его книг кто-то из нового поколения критиков, погрузившись в
историю литературы прошлого века, как-то захотел о нём вспомнить.
К тому же литературоведение и
история литературы входили в круг моих профессиональных интересов.
Однако прежде чем перейти собственно к вопросу об особенностях генезиса и бытования данного жанра в указанный период
истории литературы, необходимо выявить основные черты этого жанра.
Но реальные факты
истории литературы свидетельствуют, что дело обстоит вовсе не так просто.
Если б ни жена, не написать бы ему диссертацию, не получить бы место на кафедре
истории литературы в коммерческом вузе, где платили больше, чем в государственном.
С точки зрения модерна можно воспринимать социалистическую революционную литературу как период «историзации» в отношении переизложения истории и описания китайской реальности, а также собственно новой
истории литературы.
Впервые в
истории литературы автором затронута тема, ранее по многим причинам остававшаяся вне поля зрения буниноведов.
При линейном рассмотрении
истории литературы может создаться впечатление, будто бы с наступлением 1966 года все литературное творчество, существовавшее до этого периода, исчезло, и появилось нечто новое, с совершенно другим тематическим уклоном.
Едва ли в
истории литературы найдётся другой пример столь страстной верности художника своему замыслу, столь неуклонного движения к некогда счастливо угаданной цели.
Значение
истории литературы вообще.
Приёмы современной
истории литературы неблагоприятны для эстетического изучения поэзии.
История литературы напоминает географическую полосу, которую международное право освятило как res nullius, куда заходят охотиться историк культуры и эстетик, эрудит и исследователь общественных идей.
Некогда профессор
истории литературы, Прево-Парадоль переквалифицировался в журналиста.
При этом энциклопедия, по его мнению, служит введением к познанию науки, раскрывает её сущность, исчисляет все главнейшие части, определяет «взаимное их между собой расположение»;
история литературы показывает постепенное её преобразование и памятники; методология «открывает кратчайшую и удобнейшую стезю к изучению».
Периодически в
истории литературы подобная ситуация повторяется.
Вообще, рассмотрение
истории литературы как эволюционного движения по направлению к социалистическому реализму серьёзно ограничило возможности советского литературоведения, которое вынуждено было всерьёз делать заключения о большей или меньшей ущербности того или иного направления литературы.
Напротив, пафос всех тех, кто участвовал в обсуждении доклада, сводился, пожалуй, к напоминанию: сфера
истории литературы и тем более механизм формирования литературных репутаций – объекты исследования, поддающиеся интерпретации, но не классификации.
Так как полная библиография отсутствует, исследователь может обратиться к другим источникам: биобиблиографическим изданиям, очеркам
истории литературы и поэтическим антологиям.
– Изучая мировую
историю литературы!
Казалось бы, когда теоретические наработки всё-таки появились, они должны бы быть использованы для углубления наших представлений о некоторых явлениях
истории литературы.