Одежда – один из самых ярких элементов в системе вещных атрибутов царской власти, сложившейся в русской
средневековой культуре.
Сперва я обрисую особенности политики, преимущественно середины средневекового периода, а затем коснусь экономики и основных особенностей
средневековой культуры.
Это яркий феномен
средневековой культуры на севере, существенный для характеристики семейно-родственных связей, психологического уклада и религиозного сознания.
Итак, понятие пропорции в значительной мере освобождается от догматизма, однако по существу
средневековая культура уже давно подспудно признала этот факт, исходя из непосредственного опыта.
Прорыв деспотии циклического внеличностного мировоззрения впервые был осуществлён в христианстве, которое, возникнув ещё в эпоху античности, становится духовной доминантой
средневековой культуры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расчаливать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Оно преследовало цель пересмотреть
средневековую культуру и создать новые социальные отношения.
Этот необычайно талантливый народ создал блестящую
средневековую культуру, имеет свою оригинальную литературу и искусство.
Но в античной и
средневековой культуре саламандра ассоциировалась не только с огнём.
Этот процесс начала формирования
средневековой культуры ускоряло объединяющее начало, каким стало христианство.
Но именно через такие события в жизни человека происходила диффузия сакрального и бытового начал, во многом благодаря которой
средневековая культура оказалась настолько устойчивой.
Этот сюжет встречается в
средневековой культуре разных стран.
Современные представления о соотношении философии и других наук нельзя переносить на их взаимосвязь в прошлом, когда недостаток философских трактатов компенсировался распространением философских по своей сути идей, образов, символов, концепций в самых различных источниках, отразив тем самым синкретическое бытование философского знания в общем контексте
средневековой культуры.
Отвергнутая и презираемая классицистами всех мастей,
средневековая культура стала объектом поношения и критики со стороны большинства просветителей, видевших в тёмных веках зловещий и полный опасностей провал на пути прогресса человечества, движущегося к гармоничному и полноценному идеалу гражданского общества.
На самом деле это не так:
средневековая культура обладает чувством нового, но стремится скрыть это новое под завесой повторений (в отличие от современной культуры, которая, напротив, делает вид, что она изобретает нечто новое, даже когда на самом деле лишь повторяет уже известное).
Многообразие теоцентрики восточнославянской
средневековой культуры не исключало объединительного идейного значения христианства и православия.
Народно-христианский пласт
средневековой культуры – легенды и поверья, жития, проповеди, миракли и другие жанры уличной, площадной драмы, байки о дьяволе, бесах, ведьмах попали под беспощадную просветительскую цензуру как продукт невежественного, примитивного, затуманенного церковным мракобесием сознания.
Париж славился богословием и схоластикой, Болонья – правом: это были знаменитейшие очаги
средневековой культуры.
Ещё одна проблема встраивания античных представлений о музыкальности миропорядка в реалии
средневековой культуры заключалась в том, что основные усилия полифонистов были направлены на организацию не столько звуковысотной, сколько ритмической стороны музыки.
Для северных мастеров совершенно иначе решался вопрос соотношения их творческих исканий не только с классическими идеями, но и с реминисценциями
средневековой культуры, служившей последним единственно приемлемой духовной и художественной традицией.
Латинские корни слов говорят о том, что это ремесло пришло в германские земли через монастырскую
средневековую культуру из поздней античности.
Описания этих чудовищ были частично заимствованы из античной традиции, частично возникли в лоне
средневековой культуры.
Но для
средневековой культуры пространство не становилось предметом художественного и теоретического интереса.
В русской
средневековой культуре ширинки были весомой частью обряда выбора царской невесты.
Процессы одевания, раздевания, переодевания в
средневековой культуре отражали изменения, происходившие с самим человеком, его душевные и физические переживания.
Они были поздними романтиками, выступавшими за сближение англиканской церкви с католической и православной – как сохранившими настоящую
средневековую культуру.
Адаптируясь к условиям
средневековой культуры, иудаизм этого времени отходит от буквального понимания текста писания и делает акцент на комментариях учёных раввинов.
Дело в том, что основной формообразующей категорией
средневековой культуры стала вертикаль, а карнавал – это перевёрнутая мера, перевёрнутая вертикаль.
Сравнительно медленные, хотя и менявшиеся темпы развития
средневековой культуры и целый ряд важнейших факторов, определявших её содержание до наступления «эпохи искусства» (в том числе утилитарное восприятие искусства, сдержанное отношение к новшествам и отсутствие развитого индивидуального сознания, а соответственно – и концепта художника как свободного творца), не были непреодолимым препятствием для сознательной реализации личного потенциала хотя бы части мастеров, которые, не порывая с традицией, в содружестве с наиболее выдающимися заказчиками становились творцами иконографических и стилистических новаций.
Именно на этой основе стала формироваться и «покаянная» европейская литература, доказывавшая происхождение европейской
средневековой культуры от исламского мира.
Это беспрецедентное в отечественной и зарубежной историографии издание претендует на то, чтобы подвести итоги изучения истории
средневековой культуры в свете современных достижений в области исследования ментальностей и исторической антропологии.
На сложных путях от мифа к литературе, по крайней мере в рамках
средневековой культуры, заняли своё место легенды.
Молодой специалист, но с потрясающими знаниями западной
средневековой культуры.
Тем не менее уменьшение интереса к русской
средневековой культуре более всего сказалось на такой её области, как история государства и права и история политико-юридической мысли средневекового периода.
Возврат к началу – реставрация оснований
средневековой культуры в очищенном от временны́х напластований виде обнажает болевые точки этой культуры, могущей стать иной.
Она родилась из кризиса тысячелетней
средневековой культуры во всех трёх её изводах (каковы арабо-мусульманская, латинско-христианская и византийская культуры).
Но уже в XV в. умирающая
средневековая культура даёт ей настоящий бой.
Однако здесь следует иметь в виду, что
средневековая культура понимала «вероятное» как подтверждаемое, удостоверенное одним или несколькими авторитетами.
Тем не менее и в этом контексте отношение христианских элит, руководивших церковью и государством, к иудаизму и евреям оставалось по-прежнему «амбивалентным» и несхожим с антисемитизмом и антииудаизмом католической
средневековой культуры.
Данная особенность
средневековой культуры сказывается также и в средневековой философии.
Формы проявления музейности в античной и
средневековой культуре предполагали именно постоянное «потребление» текста, его активное использование.
Следует также учитывать, что чаньская культура психической деятельности оказала довольно заметное влияние на
средневековую культуру ряда сопредельных стран (Корея, Япония, Вьетнам).
Средневековая культура всегда существовала между этими двумя тенденциями, воспринятыми ею с самого начала: интересом к классической литературе, которая ей нужна, но вызывает и восхищение, и боязнь; и изучением святоотеческой литературы, душеполезной и необходимой, но иногда, по мнению некоторых, как бы нуждавшейся в оправдании, поскольку она казалась не столь совершенной, как языческая.
Наиболее изученный вопрос – вопрос о классических источниках: вероятно, потому, что проблемами
средневековой культуры чаще занимались историки-медиевисты, чем богословы и патрологи.
В этом смысле вся
средневековая культура представляла собой не столько размышление о реальности, сколько комментарий к определённому культурному наследию.
Но подлинное преобразование
средневековой культуры в культуру иную по-прежнему остаётся загадкой.
Концепция семиосферы особенно продуктивна с точки зрения изучения пограничных культурных пространств, формирование которых в значительной степени обусловило специфику
средневековой культуры.
Несмотря на то, что символизм считается характерной чертой
средневековой культуры, именно такая разновидность знака как «символ» может считаться одной из наиболее сложных для изучения на материале средневековых знаковых систем.
Осуждению со стороны реформатора подвергалась
средневековая культура и особенно схоластика, именно потому, что была живым воплощением, уже едва ли не синонимом её.
Устойчивая взаимосвязь
средневековой культуры с религиозными принципами христианства активно требовала осмысления роли религии в жизнедеятельности отдельной личности.