На протяжении второй половины прошлого века методика
преподавания русского языка как иностранного формировала комплекс учебных задач, которые должны быть решены на практических языковых занятиях.
Этому есть ряд причин и среди них – методическая неоснащенность аксиологического подхода в
преподавании русского языка.
Существо нашего педагогического дела в
преподавании русского языка в раскрытии внутреннего содержания языка.
Для методики
преподавания русского языка как иностранного важным является то, что в процессе речевого общения его участники обмениваются текстами.
Для каждого из этих аспектов в методике
преподавания русского языка как иностранного разработаны интерактивные технологии, и предполагающие использование мультимедийных средств, и реализуемые без них.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нефтебитум — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мать давала на дому уроки, как окончившая гимназию с правом
преподавания русского языка.
Отбор материалов для текстов диктантов – одна из серьёзных проблем методики
преподавания русского языка.
Специфика педагогической работы по постановке русского произношения, отражённая до настоящего времени только в методике
преподавания русского языка как иностранного, требует детализированного описания и в случаях коррекции дефектного произношения.
Получив профессию коуча, я пришла к осознанию того, что с самого начала своей педагогической карьеры я использовала коучинговый подход в
преподавании русского языка и литературы, ведь в своей практике педагога я очень любила применять вопросно-ответную форму для общения, анализа произведения или наработки какого-либо учебного навыка.
Методология проблемы заключается в понимании ментальности и особенностей национального менталитета, в теории формирования у школьников ценностного взгляда на родной язык, в отборе современных принципов в
преподавании русского языка (функционально-коммуникативного, эстетического, культуроведческого и др.), в определении системы ценностных приоритетов для современного социума.
Научную подкладку преподавания следует сделать несколько проще и стройнее, возможно, надо теснее связать
преподавание русского языка с иностранными, постепенно насыщать программы злободневным и качественным материалом – но всё это осторожно, постепенно и с учётом наличных педагогических кадров, которые не смогут пойти на радикальные новшества.
Если определять самое важное, необходимое, составляющее сущность аксиологического содержания в
преподавании русского языка, то существен любой из параметров: мировоззренческий, семантический, коммуникативный, системный.
На рубеже XX и XXI веков в методике
преподавания русского языка как иностранного произошло то, что можно назвать изменением методической парадигмы: была выделена основная цель обучения – обучение речевому общению.
Сначала требовалось отделить
преподавание русского языка от латинского, да и вообще как-то аргументировать его преподавание; ведь считалось, что правила риторики и поэтики для всех одни.
В середине прошлого века русисты, закладывавшие основы методики
преподавания русского языка как иностранного, ответили бы на этот вопрос, не мудрствуя лукаво: мы учим русской грамматике, лексике и фонетике.
Кратко резюмирую то, что сказал (естественно, в рамках скудных возможностей): объединить
преподавание русского языка и литературы в один предмет, нацелить его на формирование эстетически ценного читательского опыта, избавив от «филологии» и схоластики и осторожно, но мудро, умело и решительно расширяя кругозор учеников.
Однако именно эта особенность привлекла к сознательно-практическому методу внимание специалистов в области
преподавания русского языка как иностранного.
Понятийный аппарат теории обучения на неродном языке в значительной мере сопряжён с понятиями методики
преподавания русского языка как иностранного.
Во время войны
преподавание русского языка и литературы в военных училищах было отменено, поэтому на новом месте мать работала заведующей библиотекой.
Нет, это возглавляемое патриархом сообщество профессионалов, которое, диагностируя сложную ситуацию в образовании и
преподавании русского языка и литературы, пытается помочь её изменить.
Предвузовская подготовка иностранных граждан может осуществляться не только на подготовительных факультетах, но и в зарубежных школах с углублённым
преподаванием русского языка.
Под влиянием школьной методики
преподавания русского языка как родного излишне большое внимание уделялось изучению грамматики и системы языка в ущерб развитию навыков и умений практического владения языком.
При этом сохранялось также обязательное
преподавание русского языка.
Равным образом и в процессе
преподавания русского языка как иностранного преобладали формирование теоретических знаний, обучение грамматической терминологии и приёмам грамматического разбора.
Годы работы логопедом,
преподавание русского языка и литературы в школе – всё это было продолжением выбранного мной в жизни пути.
Пособие позволяет обучать в системе, решает серьёзные задачи, выдвинутые сложившейся ситуацией в
преподавании русского языка (неродной, РКИ) для юристов.
Следовательно, эффективность педагогической системы, реализующей обучение на неродном языке, обеспечивается выполнением трёх групп требований к учебному процессу: общих дидактических принципов (разработаны дидактикой), принципов обучения на неродном языке (не разработаны, имеются лишь разрозненные сведения в публикациях), частных методических принципов (глубоко разработана методика
преподавания русского языка как иностранного, значительно менее – частные методики преподавания общенаучных дисциплин на русском языке как иностранном).
Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества
преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий.
На протяжении ряда лет она заведовала кафедрой русского языка, а затем кафедрой общего языкознания и методики
преподавания русского языка.
Особо благодарен я своему первому педагогу за отличное
преподавание русского языка и полученную в результате практически безукоризненную грамотность.
Кочегарка, позже – среди прочего –
преподавание русского языка.
Но делать было нечего: одиннадцатый класс оставался без учительницы, тем более последние месяцы обучения в десятом классе велись без
преподавания русского языка и литературы.
Преподавание русского языка ставит задачей формирование мировоззрения учащихся, личности, гармонически развитой, общественно активной, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Принцип научности применительно к методике
преподавания русского языка как неродного предполагает строгий отбор сведений об изучаемом языке, а также освещение всех вопросов курса русского языка с учётом последних достижений лингвистической науки.
После лекций и семинарских занятий по курсу «Методика
преподавания русского языка как иностранного» и теоретическим дисциплинам, которые предусмотрены учебными программами вузов, проводится педагогическая практика, в подготовке к которой значительную помощь может оказать разработанный нами учебный комплекс.
На свой страх и риск я добавил в анкету «
преподавание русского языка», и первой на моё объявление откликнулась весьма интеллигентная женщина с несколько завышенными требованиями.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования его результатов в вузовской практике
преподавания русского языка, стилистики русского языка и культуры речи.
Но и у тех, кто выступал против
преподавания русского языка, было два разных мнения.
За последнее время произошло освобождение
преподавания русского языка от идеологической окраски «языка коммунизма», от «политико-воспитательной функции», что привело к улучшению уровня владения русским языком, к улучшению качества овладения им теми лицами, кто изучает его по собственному выбору, без какого-либо принуждения.
Изменения происходили медленным естественно-эволюционным путём, что вообще присуще педагогической деятельности, на основе эмпирического знания, здравого смысла, теоретических результатов, полученных в области методики
преподавания русского языка как иностранного.
Но необходимо отметить, что это не только заслуга школьного курса
преподавания русского языка.
Современная методика
преподавания русского языка характеризуется большим числом учёных высокой квалификации, профессионалов, развивающих отдельные научные концепции, а также укрепляющих более широкие объединения – научные школы и научные направления в области лингвометодики.
В прошлом – учёба в университете, свадьба, рождение старшей дочери, опыт научной работы,
преподавание русского языка и литературы в школе и… постоянный поиск своего призвания.
Существенным достижением современной методики
преподавания русского языка является дидактическая система коммуникативного обучения, влияющая прежде всего на традиции преподавания и развития связной речи школьников на всех ступенях школьного обучения.
Впервые за десять лет мне вернули справку, в которой я говорил не только о том хорошем, что было в
преподавании русского языка и литературы, но и о серьёзных недостатках.
Материалы данной работы могут найти применение также в практике
преподавания русского языка в средней и высшей школе.
С позиций
преподавания русского языка достаточно интенсивно разрабатывается и «пограничная» область – методика преподавания языка научного изложения.
Предложенная система обучения иностранных студентов (I сертификационный уровень) говорению включает принципы, изложенные в общей методике
преподавания русского языка как иностранного: практическая направленность целей обучения; функциональный подход к отбору и подаче языкового материала и его комплексно-концентрическая организация; ситуативно-тематическое представление речевого (текстового) материала.
Всё очевиднее становится необходимость обращения не только к стандартной системе
преподавания русского языка, но и к иным методам преподавания, которые часто забывают использовать учителя на своих уроках, а конкретно – методу исторического подхода.
Некоторые были против преподавания несмотря ни на что, тогда как другие ссылались на то, что
преподавание русского языка вводится с целью ослабить религиозный и национальный дух народа.