Экспрессивные ресурсы публицистики

Лада Карицкая

Книга посвящена актуальным экспрессивным лексическим ресурсам газетной публицистики новейшего времени. Впервые дан обстоятельный анализ лексической экспрессии общественно-политических текстов газет Мурманского региона (2001—2012 гг.). В книге нашел отражение практический опыт автора, работавшего во время исследования в качестве журналиста. Содержит дополнительную главу о том, что происходит в лексике региональных газет спустя десять лет.

Оглавление

Введение

Газетная публицистика является наиболее мобильной речевой сферой, отражающей особенности современной языковой ситуации. Новые политические условия в России в начале XXI века определённым образом влияют на использование методов и приёмов коммуникативного воздействия. Изменения некогда устойчивой политической и социальной системы ценностей обусловливают изменения в политической коммуникации и в СМИ как участнике этого процесса. Поскольку политика — это всегда борьба за власть, преимущества в этой борьбе получает тот, кто умеет обеспечить условия, способствующие наиболее эффективному обмену информацией и осуществлению заданной коммуникативной цели, кто способен формировать в сознании адресата определённую картину мира, тем самым оказывая влияние на общественное мнение по тому или иному вопросу.

Существенные отличия современных СМИ от средств массовой информации советского периода стали индикатором изменений как общества в целом, так и отдельных социальных групп. Публицистика превратилась в средство массовой и одновременно личной коммуникации. В свободной стране СМИ, обеспечивая связь между государством и обществом, оказываются выразителем идей как власти, так и народа в лице отдельных его представителей. В настоящее время внимание и научный интерес к языку СМИ обусловлены его практически неограниченной тематикой, огромной аудиторией и колоссальным техническим прогрессом в развитии средств коммуникации, обеспечивающих эффективность процессов информирования и воздействия.

Публицистика в полной мере охватывает языковые процессы, актуальные для настоящего времени, представляя модель современного национального языка, в котором взаимодействуют его литературная разновидность и периферийные некодифицированные сферы, а язык СМИ постепенно превращается в стандарт национального языка.

Газетно-публицистический стиль, составляющий основу языка СМИ, фактически оказывается в центре стилистической системы современного русского литературного языка, совмещая в себе приметы официально-делового и научного стиля — с одной стороны, художественного и разговорного стиля — с другой. Логичность и фактографичность сближают публицистический стиль с научным и официально-деловым стилем, а образность и эмоциональность — с художественным и разговорным.

Используемые языковые средства варьируются в зависимости от жанра (статья, репортаж, корреспонденция, очерк, рецензия, обозрение, заметка, отчёт, очерк, фельетон, памфлет). При этом особую значимость обретают языковые средства, обладающие способностью выражать определённые социально-оценочные значения, поскольку экспрессивность, имеющая оценочный характер, является одной из основных характеристик публицистического текста.

В периоды интенсивного влияния социальных факторов на словоупотребление резким семантическим изменениям подвержена газетная лексика. Именно она позволяет проникнуть в картину мира носителей языка, отраженную в текстах определенной временной приуроченности, показать, что «за каждым текстом стоит языковая личность, владеющая языковой системой» (Ю.Н.Караулов).

Язык современных средств массовой информации изучается представителями различных научных школ, при этом большинство исследователей описывают процессы, происходящие в языке СМИ, на материале текстов федеральных средств массовой информации. Внимание лингвистов привлекают отдельные средства экспрессии (Е. И. Беглова, М. Н. Желтухина, О. В. Лисоченко, А. Е. Супрун, Е. А. Федорченко, А. П. Чудинов и др.), речевое своеобразие жанров (Ю. Ю. Бровкина, Т. И. Дамм, А. Э. Долгирева, Н. А. Остроушко, Т. Н. Прохорова и др.), особенности газетного дискурса (М. Н. Володина, Т. М. Грушевская, Е.Ю.Скороходова, Т.Н.Прохорова). В коллективной монографии «Язык СМИ и политика» (М., 2012) рассматривается влияние политики на язык СМИ в семиотическом, функционально-стилистическом, этическом и риторическом аспектах (Е.И.Шейгал, И.В.Анненкова, Т.И.Сурикова, Л.Р.Дускаева и др.). Однако описание таких сложных и неоднозначно понимаемых феноменов, как язык СМИ и газетно-публицистический стиль, будет неполным без регионального материала, который в современных исследованиях привлекается, как правило, в качестве источника наблюдений над теми или иными речевыми средствами (фразеологизмы, метафора, ирония, языковая игра, прецедентные тексты и т.п.). Научные работы, представляющие комплексный анализ особенностей публицистического стиля на материале региональных текстов, за редким исключением отсутствуют (в диссертации В.В.Кочеткова проанализирован язык газет г. Шуи). Пресса Мурманской области не была объектом специального лингвистического исследования. В связи с этим данная работа дополняет имеющиеся в современной лингвистике научные данные и способствует наиболее полному и объективному представлению языковой картины мира и процессов развития современной языковой системы, что обусловливает актуальность исследования.

Тексты периодической печати представляют, на наш взгляд, единую коммуникативную систему. Эта система по-разному номинируется современными исследователями: газетный язык, газетный дискурс, язык периодической печати, язык прессы, язык публицистики, публицистическая речь, газетная речь. В данном исследовании как синонимы используются термины язык прессы, газетный язык, язык газет.

Объект исследования — газетно-публицистический текст начала XXI века.

Предмет исследования — лексико-фразеологические средства создания экспрессии в текстах современной публицистики.

Цель исследования — выполнение комплексного описания лексико-фразеологических средств создания экспрессии в газетах Мурманского региона и на его основе определение основных тенденций в развитии газетно-публицистического стиля в условиях современной коммуникации.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

— дать характеристику основных стилеобразующих факторов и языковых средств газетно-публицистического стиля русского литературного языка начала ХХI века;

— выявить и описать (в семантическом, структурном, функционально-стилистическом и когнитивном аспектах) доминантные средства создания экспрессии в текстах газет Мурманского региона;

— рассмотреть приёмы включения экспрессивов в публицистический текст;

— определить коммуникативную роль прецедентных текстов в региональной публицистике;

— провести ассоциативный эксперимент с целью выявления эффективности использования прецедентных текстов и особенностей восприятия прецедентных текстов читателями региональных газет.

В данной работе:

— впервые подвергается анализу газетный текст Мурманского региона в отношении системы языковых средств усиления изобразительности и выразительности речи, ориентированных на повышение эффективности коммуникативных процессов в средствах массовой информации;

— выявляются и описываются доминантные средства создания экспрессии в региональной прессе (политическая метафора, фразеология, в том числе окказиональная, некодифицированная лексика различных видов: жаргонизмы, арготизмы, профессионализмы, просторечная лексика, индивидуально-авторские неологизмы);

— рассматриваются приёмы включения экспрессивов в публицистический текст;

— выявляются коммуникативно-прагматические и стилистические функции некодифицированной лексики (жаргонизмы, арготизмы, профессионализмы, просторечия, окказионализмы) в текстах региональной прессы;

— на основе проведенного эксперимента устанавливается зависимость между видом трансформации прецедентного текста, использованного в газетном заголовке, и особенностями восприятия содержания текста.

Материалом исследования послужили более шестисот текстов общественно-политической тематики (авторские статьи, политическая реклама, зафиксированная в газетах речь политиков), источниками которых стали газеты, значимые в современном информационном пространстве Мурманской области, характеризующиеся массовым распространением и широким диапазоном читательских групп. Из газетных текстов извлечено около 2000 экспрессивов.

По информации регионального отделения Союза журналистов, в Мурманской области около 250 СМИ (к началу исследования, т.е. в 2005 г. — Л.К.). По данным журнала «Журналист», в регионе — 60 газет (Журналист, 2008:93).

Мурманская область со столицей в городе Мурманске географически охватывает территорию Кольского полуострова с прилегающей к нему частью материка. Для её обозначения в прессе и в научной литературе, наряду с официальным наименованием, используются следующие номинации: Мурман, Кольский Север, Русская Лапландия, Кольское Заполярье.

Мурманская область представляет собой промышленный район (имеет рыбодобывающую и рыбоперерабатывающую отрасли; горнодобывающий, строительный, агропромышленный комплекс, энергетику) (КЭ, 2008:12). Это военно-стратегический регион, где базируется Северный флот. Изменяющиеся социально-экономические отношения вызвали закрытие некоторых предприятий, экологические проблемы, отток населения в другие регионы.

Областная пресса освещает местные события и распространяется на территории региона. Региональные газеты представляют собой феномен, характеризующийся определёнными признаками, имеющий некоторые отличия от федеральной прессы.

В качестве основных источников исследования отобрано несколько изданий: «Комсомольская правда» (региональный выпуск) — самая массовая газета; «Полярная Правда» — старейшее издание в регионе; «Мурманский вестник» — официальный орган региональной законодательной и исполнительной власти; «Вечерний Мурманск» — издание, имеющее самый высокий читательский рейтинг (на момент написания работы — Л.К.); «На страже Заполярья» — корпоративное издание Северного флота; «Норд-весть-Курьер» — оппозиционная газета.

Выбор таких разнообразных изданий, на наш взгляд, позволяет более объективно анализировать процессы, идущие в языке региональной прессы. Различная направленность этих газет обусловила особенности их стилистики, возможность широкого отображения современной языковой картины.

Газета «Полярная правда» выходит шесть раз в неделю. Учредители — группа предприятий и коллектив редакции. Объём — четыре полосы формата А3. Тираж одного номера (кроме субботнего) — 8145 экземпляров. Целевая группа довольно широкая: жители области, пенсионеры, молодёжь, люди среднего возраста.

Газета «Комсомольская правда» (анализируются только региональные страницы) выходит шесть раз в неделю. Учредитель — общество с ограниченной ответственностью. Объем — 6—8 полос формата А5. Тираж одного номера (кроме субботнего) — 32 145 экземпляров. Целевая группа — в основном молодежь (вывод сделан нами на основе тематической направленности материалов).

Газета «Мурманский Вестник» выходит шесть раз в неделю. Учредители — правительство и губернатор Мурманской области, областное законодательное собрание. Объем — 4—8 полос формата А3. Тираж одного номера — 9000 экземпляров. Целевая группа довольно широкая: работники официальных учреждений, пенсионеры, военнослужащие.

Газета «Норд-Весть-Курьер» выходит один раз в неделю. Учредитель — общество с ограниченной ответственностью «Союз-Медиа». Объем — восемь полос формата А3. Тираж — 5000 экземпляров. Целевая группа — люди, оппозиционно настроенные к политике правительства Мурманской области, а также все, кому интересен неофициальный взгляд на те или иные события.

Газета «На страже Заполярья» выходит два раза в неделю. Учредители — командующий Северным флотом и управление воспитательной работы Северного флота. Объем — восемь полос формата А5. Тираж одного номера — 2000 экземпляров. Целевая группа — военнослужащие срочной и контрактной службы, офицеры Северного флота, члены их семей, а также все те, кому интересны события, происходящие на Северном флоте.

Настоящая работа представляет собой исследование текстов, опубликованных в 2001 — 2012 гг. в указанных газетах Мурманской области. Временные рамки продиктованы тем, что в конце ХХ века, по мнению некоторых политологов и лингвистов, переходный период уже завершился, активные процессы в общественной жизни и в языке пошли на спад, что позволяет делать определённые выводы о состоянии языка СМИ в период относительной стабильности.

Методика и методы исследования. Анализ фактического материала проводился в диссертации с позиций антропоцентризма и системности. Как наиболее оптимальный для исследования экспрессивных ресурсов современной публицистики в работе принят комплексный подход, включающий классификационный (описание системы средств создания экспрессии); функциональный (выявление специфики употребления в текстах региональных газет тех или иных экспрессивных средств); когнитивный (выявление характера и способов авторской оценки) и коммуникативный (изучение динамики средств создания экспрессии и степени их эффективности) аспекты. Средства создания экспрессии рассматриваются комплексно, как система экспрессивных ресурсов.

Методика исследования определяется целью и задачами, а также особенностями исследуемого материала. Наряду с общенаучными методами типологизации, обобщения, индукции и дедукции, использовались специальные методические приёмы: лексико-семантический анализ экспрессивов, контекстуальный и компонентный анализ. В исследовании также использовались сопоставительный и частотно-статистический методы, а также метод лингвистического эксперимента.

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении характера экспрессии современной региональной прессы, в определении и исследовании основных тенденций развития газетно-публицистического стиля на современном этапе, что позволяет в дальнейшем путём сопоставления и обобщения выявлять и описывать общие тенденции развития стилистической системы русского литературного языка начала ХХI века.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования его результатов в вузовской практике преподавания русского языка, стилистики русского языка и культуры речи. Материалы исследования могут служить базой для разработки специальных курсов по лексической семантике, функциональной лексикологии, теории текста, а также представлять интерес для лексикографической практики.

В связи с появлением в регионах большого количества газетных изданий, создания пресс-центров в различных учреждениях, организациях, административных органах возникла потребность в журналистских кадрах, подготовка которых осуществляется непосредственно в регионе. В подготовке таких специалистов необходимо учитывать особенности региона, состояние и характер региональных изданий (и в первую очередь их особенности на лингвостилистическом уровне). Исследование языка прессы региона помогает решить эту актуальную в настоящее время задачу.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я