Изначально наука как тип мировоззрения отличалась ориентацией на исследование объективной, существующей вне и независимо от сознания
познающего субъекта, онтологической реальности природных и социальных объектов.
Под объектом понимается то целостное образование, на которое направлена активность
познающего субъекта.
Являясь результатом творческой деятельности
познающего субъекта, метод включает в себя также субъективную компоненту, но не исчерпывается и не определяется ею.
Вторая – основывает своё понимание на преувеличении роли
познающего субъекта.
Если мы ради ложно понятой объективности исключим из мира
познающего субъекта, не будет и того мира, который кто-либо мог бы познавать, не будет красок и форм, не будет камней и животных.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: потребсоюз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Полноценное и всеобъемлющее научное знание должно включать наряду с объектами познания
познающего субъекта.
Наука привыкла абстрагироваться от всего, что связано с природой
познающего субъекта, приучилась описывать правила познания как вытекающие исключительно из природы изучаемых объектов.
При этом мышление понимается как явление материальное, как часть самого бытия, как реальный процесс взаимодействия
познающего субъекта с познаваемым объектом.
Зависимость определяет знание объекта и характер средств и операций
познающего субъекта.
Применив гегелевский метод и концепцию
познающего субъекта для преодоления основной формалистической парадигмы марбургской школы, он по-новому поставил проблему методологии познания.
Объект и его данность
познающему субъекту (в форме образа либо понятия) оказываются разными полюсами одного и того же события.
Познающий субъект должен воздействовать на материю, чтобы освободить её энергию.
Но если бытие мира, взятого как представление, противоречиво, то сам факт наличия противоречий косвенно указывает на необходимость поиска некоего связующего момента единства, некоей точки бытия, соединяющей субъект и объект непосредственно, без участия
познающего субъекта.
Истина – адекватное восприятие предметов и явлений действительности
познающим субъектом; объективное содержание человеческого познания.
Результат такого познания – всегда относительная, частичная истина, так как он обусловлен качеством той «схемы
познающего субъекта» (методология, теория, модель), с помощью которой получен.
При этом для
познающего субъекта информация бывает непроявленная, частично проявленная и проявленная.
Первое значение, ссылающееся на постоянство онтологической структуры, связывает с идеей всеобщности представление о пространственно-временной неизменности, тогда как второе просто имеет в виду одинаковость оценки разными
познающими субъектами без какой-либо связи с пространственно-временными характеристиками.
Если некогда будет написана история происхождения мышления, то будет озарено новым светом и следующее суждение одного выдающегося логика: «Первичный всеобщий закон
познающего субъекта состоит во внутренней необходимости познавать каждый предмет сам по себе, в его собственном существе, как тождественный самому себе, т. е. как самостоятельно существующий и в основе пребывающий и неизменный – словом, как субстанцию».
Таким образом, в наши дни гносеологический анализ познания невозможен без учёта психологических особенностей личности
познающего субъекта.
Это – направление субъективной социологии, любое социальное явление или общественный процесс обязательно рассматривается
познающим субъектом сквозь призму определённого идеала.
Процесс универсального обобщения всегда индивидуально окрашен и определяется потребностями
познающего субъекта.
Постижение включает в себя не только безличное знание об объекте, но и ценностно-смысловое понимание, соотнесённое с личностным знанием
познающего субъекта.
Критическая гносеология радикально уже отрицает изначальную цель познания – соединение познающего с бытием, конструирует познание вне реального, живого, внутреннего отношения
познающего субъекта к познаваемому объекту.
Она сильнее в том смысле, что когнитивные способности
познающего субъекта проявляются не просто в когнитивном успехе, а в безопасном когнитивном успехе.
Это раздвоение должно быть отнесено на счёт нашего понимания действительности, на счёт форм познания эмпирического
познающего субъекта.
Характерное для юснатурализма предположение о том, что человеческий разум безошибочно открывает не что-нибудь, а именно «подлинное», «естественное» право, также являлось выражением классических представлений о рациональности, в соответствии с которыми
познающий субъект может действовать как «чистый разум», исключив из акта познания какую-либо субъективность.
Вся новейшая философия – последний результат всей новой философии – ясно обнаружила роковое своё бессилие познать бытие, соединить с бытием
познающего субъекта.
Если человек сделает предположения и выводы в изменившейся ситуации, которые не противоречат объективным условиям задачи и соответствуют целям
познающего субъекта (например, если шахматист догадается, что размен ферзя может повлечь утрату инициативы и в конечном счёте привести к проигрышу), у него сформируется операциональный смысл (Тихомиров, 1969) последовательности шагов мыслительного поиска, он поймёт переформулированную задачу и решит её.
Восприятие
познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретённого знания.
Один из ответов: в другом мы и не могли бы даже существовать, не то, что познавать – небольшая вариация краевых условий, и жизнь
познающего субъекта оказывается невозможной.
Эти факторы изменили социальный и когнитивный статус
познающего субъекта (учёного), что отразилось в визуальных репрезентациях научных практик, идей и учёного, хотя иконография их изображений подчинена не только художественно-эстетическим стилям эпохи и научным стремлениям к точности передачи деталей, но и традициям сословной маркировки.
Он выводит структуру знания из духовной организации
познающего субъекта, т. е. рассматривает знание прежде всего как психический, совершающийся в сознании процесс, и объясняет однородность структуры знания из единства его психологического происхождения.
Человек представляет собою целостное единство; сообразно с этим единством
познающего субъекта вся область познания необходимо представляет одно соподчинённое в своих частях целое.
Сознание
познающего субъекта должно быть предварительно «пустым» и не заключать в себе никакого предрассудочного знания о познаваемой реальности.
Поскольку подобная философская цель не может быть реализована без обращения к богословию, поиск конечных оснований космологического знания не может обойтись без определённого рода «богословской преданности» (“theological commitment”), то есть такой философской установки, которая содержит в своём истоке интерес в отношении природы и сущности
познающего субъекта, понимаемого не в терминах просто живущего организма, а как уникальной и неповторимой личности, имеющей транс-мировое основание и цель.
Эта квази-причинность аффицирования может быть «увидена» только как трансцендентальное условие действенности конечного
познающего субъекта, некоторым обратным шагом.
Чувственный контакт с предметом и теоретическое знание о предмете образуют в сознании
познающего субъекта два полюса данности мира.
Когда
познающий субъект пытается интуитивно почувствовать внутреннюю суть окружающего мира и внутренние связи, существующие в нём.
Всякая вещь лишается внутренней жизни, её самостоятельного бытия и превращается в простую категорию
познающего субъекта.
В его модели эпистемологической ситуации
познающие субъекты восходят от познания маленьких частей (элементов) мира к миру в целом (онтологическим картинам).
Ибо внутренняя истина системы познания, как бы хорошо она ни была обоснована, задаётся лишь вопросом, в какой мере вся эта система, которая по своей природе принадлежит определённому
познающему субъекту, является отношением к представленным в ней вещам?
Данный род знания не может быть нравственно безразличным, ибо, свободно соглашаясь с определённым содержанием знания о себе,
познающий субъект совершенно отождествляет себя с содержанием этого знания, проявляя в его свободном выборе свои нравственные качества.
С устранением его мы подходим прямо к кардинальному вопросу: что же составляет независимый от
познающего субъекта предмет познания, в чём состоит сущность истины и где её критерии?
Как мы увидим позже, понятие
познающего субъекта как совершающего суждения подтверждается и тем, что суждение вовсе не исчерпывается представлениями и их взаимоотношением.
Мы бы определили его как знание пути (а метод – это и есть путь), который зависит прежде всего от цели движения и который намечается при условии предварительного знания общей конфигурации осуществления этого пути, с одной стороны, и наличия общих представлений о возможностях
познающего субъекта – с другой.
Разумеется,
познающий субъект выбирает объект для исследования, и он становится, таким образом, объектом науки.
Она акцентирует внимание на формировании интеллектуального характера
познающего субъекта.
А проблемами
познающего субъекта.
Первое допущение предполагает, что идентичность
познающего субъекта является препятствием для познания.