Важно подчеркнуть, что в плане разработки взаимодополнения принципа развития в её работе обосновано не только его расширение, но и выделение как стержневого в современной
методологии науки.
Отмечу важное значение этой главы, в которой фактически обсуждаются не только специально-психологические сюжеты, а широкая и весьма философски значимая область
методологии наук о человеке.
Сегодняшняя
методология науки может работать лишь со значительно более абстрактными пластами истории, выражающимися в истории обществ и государств, истории культур и экономических явлений.
Философия составляет фундамент, на котором строится и развивается
методология науки.
Подводя итоги, отметим, что, как свидетельствует
методология науки, ни в одной из областей научного познания понимание не является ведущим методом исследования и его основной целью.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бученный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Объединившись, они дают начало возникновению
методологии науки.
Снова и снова, готовясь к очередной лекции моего курса, я поражался тому, насколько отличается
методология науки минувших веков от современной.
Методология науки логистика предполагает теоретическое обоснование оптимальной научной и практической логистической деятельности.
При изучении личности вне контекста уровней
методологии науки психология личности рискует превратиться в бесперспективную погоню за точными ответами на неверно поставленные вопросы и заболеть болезнью коллекционирования фактов-«фантомов», рождающихся и умирающих в стенах лабораторий.
Перспективы развития
методологии науки связаны с дальнейшим осмыслением её соотношения с гносеологией, социологией науки и науковедением, рассмотрением связи общенаучных и конкретно-научных принципов и методов исследования.
Тесная связь методологии с диалектикой не означает тождественности этих понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как философская
методология науки.
Два основных раздела науковедения – общая
методология науки и социология науки – оказались очень неравномерно представленными на данной «территории» (подробнее об этом – во второй части этой книги).
Во-вторых, она является показательным примером того, как именно изложение основ традиционной и символической логики может с успехом увязываться с изложением основных принципов
методологии науки в рамках единого университетского курса.
Понятие
методологии науки (фундаментальная методология) говорит нам о совокупности научных методов и разделе гносеологии, тогда как методология прикладная развивается также и в каждом отдельном знании.
Чтобы определиться с соотношением понятий методологии и методов различных уровней, обратимся к пониманию
методологии науки и других отраслей.
Можно ли сказать, что учёные ищут истину на основе разработки и использования различных методов познания и создания
методологии науки?
Поиск истины должен базироваться на вере, религиозных текстах, традициях и религиозных документах или на поисках методов познания и разработки
методологии науки?
Методы исследования и
методология науки являются связанными, но различными понятиями.
Но если в теории познания, а также в логике и
методологии науки перспектива элиминировать идеологию (например, как совокупность теоретических нагруженных терминов и высказываний) после множества разнообразных опытов была признана позитивистской утопией, то в политической философии, наоборот, возродилась сама эта утопия.
Методология науки муниципального права.
Особое внимание уделяется
методологии науки.
Кроме того, осуществляется переход от неклассической к постнеклассической
методологии науки в целом (Степин, 1992), поэтому именно сейчас требуется чёткая детерминация методологических позиций каждого автора.
Такой подход позволяет отойти от определения формы существования
методологии науки в том виде, в котором эти формы сложились: «учение», «система взглядов», «система деятельности», «совокупность научных положений» и пр.
Соотношение имплицитных и эксплицитных принципов в его концепции составляет операциональное конструктивное, тактически стратегическое содержание
методологии науки, её «технологию».
Интегрирующую роль на общенаучном уровне
методологии науки играл эволюционный подход, в рамках которого формировалось представление об общественном развитии как продолжении природного; вёлся поиск универсальных законов развития; выделялись эволюционные стадии и обсуждалась идея прогресса как поступательного движения от низшего к высшему.
Двадцатый век изменил
методологию науки.
Он ввёл в философию и
методологию науки принципиально новое понятие – «парадигма».
Не становится ли формула критического мышления «я сомневаюсь, следовательно, я существую», если воспользоваться мифопоэтическим языком, оберегом от перевоплощения различных идеалов
методологии науки в те или иные идолы?
По правилам предложенной
методологии наука должна оперировать исключительно научным языком.
Занимаясь
методологией науки, я знаю, что, вообще говоря, в ряде наук новые положения входили в тело науки за период от 20 до 100 лет.
Этому мешала марксистская
методология наук о человеке, которая в нашей стране стала подвергаться критике с конца 80-х – начала 90-х годов XX столетия.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к фихтеанской
методологии науки.
С точки зрения
методологии науки, под объектом познания понимают явления внешнего мира (как материального, так и нематериального), существующие вне нас и независимо от нашего знания о ней.
Исследование проблем
методологии науки, междисциплинарных и трансдисциплинарных её отношений в последнее время здесь всё больше вытесняется культурно-цивилизационным и коммуникационно-эпистемологическим анализом становления информационного общества и поиском путей гармонии и синтеза между философской эпистемологией, онтологией, аксиологией и праксиологией.
Систематическое обоснование принципов науки и методов её изучения едва ли достижимо, однако, путём одного только практического применения их к решению частных случаев; но вместе с тем нельзя не заметить, что преподавание
методологии науки вообще и истории в частности полезно лишь в том случае, когда её выводы перевоспроизводятся каждым из нас в применении к материалу, собранному собственным наблюдением, и переживаются на собственном опыте.
Однако такое отношение к вопросам
методологии науки не позволяет составить чёткое представление о действительном её содержании.
Рассматривая
методологию науки, следует исходить из состояния современных наук, которое в настоящий период характеризуется логико-методологическими проблемами.
Методология науки имеет, однако, значение и для обоснования, а также для построения данной её отрасли.
Современная
методология науки внесла существенные коррективы в декартовский метод.
Изучение истории с опорой на парадигму
методологии науки представляет собой совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся традиции в определённый период времени.
Очевидно, что, когда говорят о становлении и развитии научного осмысления социальной работы как научной дисциплины, то в той или иной мере затрагиваются вопросы теории познания, общей и частной
методологии науки и, как правило, философии социальной работы.
Исследования
методологии науки именно желание, если не объяснить, то хотя бы выявить аксиомы понятийного, сопряжённого, если не в органоне познания (логика в этом отношении к науке не применима), то хотя бы в языке.
Итак,
методология науки конструируется с теоретико-познавательной, а не с психогенетической точки зрения.
Ввиду тесной связи между теорией познания и
методологией науки последняя может развивать, исправлять или дополнять общую теорию познания и, таким образом, оказывает ей существенные услуги, хотя бы размышления подобного рода и не представляли ничего ценного для специально-научных изысканий.
Аналогичное смешение между двумя по существу различными точками зрения – теоретико-познавательной и эволюционной – также позволяет противникам
методологии наук ссылаться ещё на одно соображение: в истории наук методологические рассуждения обыкновенно следовали за великими открытиями, а не предваряли их.
Впрочем, изучение
методологии науки может приводить и к более заметным, видимым практическим последствиям; оно имеет значение и для построения науки, и для её развития, т. е. для дальнейшей её разработки.
Вышеприведённые рассуждения об утилитарном значении
методологии науки, конечно, тем более применимы, чем менее установлены исходные её положения.