Важно подчеркнуть, что в плане разработки взаимодополнения принципа развития в её работе обосновано не только его расширение, но и выделение как стержневого в современной
методологии науки.
Отмечу важное значение этой главы, в которой фактически обсуждаются не только специально-психологические сюжеты, а широкая и весьма философски значимая область
методологии наук о человеке.
Философия составляет фундамент, на котором строится и развивается
методология науки.
Подводя итоги, отметим, что, как свидетельствует
методология науки, ни в одной из областей научного познания понимание не является ведущим методом исследования и его основной целью.
Объединившись, они дают начало возникновению
методологии науки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эвритмия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Снова и снова, готовясь к очередной лекции моего курса, я поражался тому, насколько отличается
методология науки минувших веков от современной.
При изучении личности вне контекста уровней
методологии науки психология личности рискует превратиться в бесперспективную погоню за точными ответами на неверно поставленные вопросы и заболеть болезнью коллекционирования фактов-«фантомов», рождающихся и умирающих в стенах лабораторий.
К примеру, когда мы рассматриваем вопрос о научной подготовке учителей, сводя её к основам
методологии науки, мы не ставим перед собой цель сделать из учителей начальной школы гениальных антропологов, специалистов в области экспериментальной психологии или знатоков детской гигиены; мы лишь хотим направить их в сферу экспериментальной науки, обучить их пользоваться различными инструментами с известной долей мастерства.
Результат их соперничества определяется «арбитром», в роли которого выступают системы понимания изучаемой реальности, более общие, чем сами теории – в философской
методологии науки их принято называть «общими смыслами».
Перспективы развития
методологии науки связаны с дальнейшим осмыслением её соотношения с гносеологией, социологией науки и науковедением, рассмотрением связи общенаучных и конкретно-научных принципов и методов исследования.
Два основных раздела науковедения – общая
методология науки и социология науки – оказались очень неравномерно представленными на данной «территории» (подробнее об этом – во второй части этой книги).
Во-вторых, она является показательным примером того, как именно изложение основ традиционной и символической логики может с успехом увязываться с изложением основных принципов
методологии науки в рамках единого университетского курса.
Особое внимание уделяется
методологии науки.
Кроме того, осуществляется переход от неклассической к постнеклассической
методологии науки в целом (Степин, 1992), поэтому именно сейчас требуется чёткая детерминация методологических позиций каждого автора.
Соотношение имплицитных и эксплицитных принципов в его концепции составляет операциональное конструктивное, тактически стратегическое содержание
методологии науки, её «технологию».
Интегрирующую роль на общенаучном уровне
методологии науки играл эволюционный подход, в рамках которого формировалось представление об общественном развитии как продолжении природного; вёлся поиск универсальных законов развития; выделялись эволюционные стадии и обсуждалась идея прогресса как поступательного движения от низшего к высшему.
Двадцатый век изменил
методологию науки.
Занимаясь
методологией науки, я знаю, что, вообще говоря, в ряде наук новые положения входили в тело науки за период от 20 до 100 лет.
С точки зрения
методологии науки, под объектом познания понимают явления внешнего мира (как материального, так и нематериального), существующие вне нас и независимо от нашего знания о ней.
Впрочем, изучение
методологии науки может приводить и к более заметным, видимым практическим последствиям; оно имеет значение и для построения науки, и для её развития, т. е. для дальнейшей её разработки.
Необходимо найти учёных, готовых отказаться от методологии, на которой они строили свои научные изыскания, готовых обсудить, понять и принять новую
методологию науки и своей собственной жизни, готовых войти в состав творческого коллектива учёных, которые и начнут разрабатывать (создавать) новую науку о человеке.
XIX в. – XXI в. – фундаментальная разработка проблем
методологии науки, социального преобразования, диалектики, классификации наук; философия всеединства.
Систематическое обоснование принципов науки и методов её изучения едва ли достижимо, однако, путём одного только практического применения их к решению частных случаев; но вместе с тем нельзя не заметить, что преподавание
методологии науки вообще и истории в частности полезно лишь в том случае, когда её выводы перевоспроизводятся каждым из нас в применении к материалу, собранному собственным наблюдением, и переживаются на собственном опыте.
В самом слове «интерпретация» содержится ответ на эти вопросы: «интерпретация (от лат. interpretatio — разъяснение, истолкование) – в широком смысле слова истолкование, объяснение какой-либо реальной ситуации или идейной позиции; в качестве специального понятия
методологии науки, опирающейся на семиотический анализ языка науки, интерпретация означает процедуру придания смысла формальным конструкциям языка науки, в результате которой последние превращаются в содержательные термины или утверждения».
Однако такое отношение к вопросам
методологии науки не позволяет составить чёткое представление о действительном её содержании.
Рассматривая
методологию науки, следует исходить из состояния современных наук, которое в настоящий период характеризуется логико-методологическими проблемами.
Методология науки имеет, однако, значение и для обоснования, а также для построения данной её отрасли.
По правилам предложенной
методологии наука должна оперировать исключительно научным языком.
Современная
методология науки внесла существенные коррективы в декартовский метод.
Изучение истории с опорой на парадигму
методологии науки представляет собой совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся традиции в определённый период времени.
Особый интерес для эпистемологии и
методологии науки представляют высказывания о существовании.
Чтобы определиться с соотношением понятий методологии и методов различных уровней, обратимся к пониманию
методологии науки и других отраслей.
Можно ли сказать, что учёные ищут истину на основе разработки и использования различных методов познания и создания
методологии науки?
Методы исследования и
методология науки являются связанными, но различными понятиями.
Для формулировки законов науки необходимо иметь понятийный аппарат, соответствующий требованиям
методологии науки, и измеримые величины.
Очевидно, что, когда говорят о становлении и развитии научного осмысления социальной работы как научной дисциплины, то в той или иной мере затрагиваются вопросы теории познания, общей и частной
методологии науки и, как правило, философии социальной работы.
Методология науки предполагает не только анализ самих методов научного познания, но и выяснение условий и границ применения методов одной науки в других науках.
Исследования
методологии науки именно желание, если не объяснить, то хотя бы выявить аксиомы понятийного, сопряжённого, если не в органоне познания (логика в этом отношении к науке не применима), то хотя бы в языке.
Итак,
методология науки конструируется с теоретико-познавательной, а не с психогенетической точки зрения.
Ввиду тесной связи между теорией познания и
методологией науки последняя может развивать, исправлять или дополнять общую теорию познания и, таким образом, оказывает ей существенные услуги, хотя бы размышления подобного рода и не представляли ничего ценного для специально-научных изысканий.
Аналогичное смешение между двумя по существу различными точками зрения – теоретико-познавательной и эволюционной – также позволяет противникам
методологии наук ссылаться ещё на одно соображение: в истории наук методологические рассуждения обыкновенно следовали за великими открытиями, а не предваряли их.
Вышеприведённые рассуждения об утилитарном значении
методологии науки, конечно, тем более применимы, чем менее установлены исходные её положения.
На основании соображений, изложенных выше, легко придти к заключению, что
методология науки преследует две задачи – основную и производную; основная состоит в том, чтобы установить те основания, в силу которых наука получает своё значение, т. е. выяснить значение её принципов; производная сводится к тому, чтобы дать систематическое учение о тех методах, которыми что-либо изучается.
Соответственно, любая полноценная
методология науки требует учёта социальных факторов и может быть толькосоциальной.
Как и в случае с предметом налогового права, заметим, что
методология науки налогового права изучается в магистратуре («Налоговое право 2») и аспирантуре («Налоговое право 3»), а потому в этом учебнике, предназначенном для студентов бакалавриата, рассматриваются только методы объективного налогового права.
Следует отметить, что позитивистская трактовка
методологии науки означает редукцию философско-методологического уровня анализа познавательной деятельности, проявляется в вытеснении философии из науки, её замене логикой науки, очищенной от «метафизических» проблем.
Говорят об общефилософской
методологии науки или философии науки, об общей методологии конкретных наук, в т. ч. и психологии, о методологии конкретных исследований и т. д., а выделение различных уровней методологии хотя и несколько упорядочивает картину, но не лишает этот термин его многозначности.
Методология науки конституционного права и научно-конкретные методы исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, политико-правовой, статистический, логический, социологический).
Совокупность указанных и других методов составляет
методологию науки избирательного и референдумного права.
Вместе с тем следует отметить, что
методология науки международного частного права долгие годы не являлась предметом собственно правового исследования.