В частности, я не говорил о колоссальном влиянии развития
конкретных наук и нашей технической цивилизации.
Что же касается явлений сознания, то они не являются и не могут быть предметом
конкретной науки.
Явления культуры изучает множество
конкретных наук – археология и этнография, история и социология, искусство, мораль, религия и т. д.
Результатом осмысления общеметодологических принципов применительно к
конкретной науке является также обоснование её предмета и способов его изучения.
Во-вторых, методология выполняет онтологическую функцию, состоящую в выявлении специфического для
конкретной науки объекта её изучения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: негаторный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В последнем параграфе первой главы я бегло коснулся влияния, которое испытывает философия в связи с ростом
конкретных наук и развитием нашей технической цивилизации.
Данный тип мировоззрения или мироосвоения достаточно точен через призму
конкретной науки – математики, физики, химии, анатомии, физиологии, психологии, политологии и других.
Методы можно разделить на общие, используемые большинством наук, и частные, применяемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон
конкретной науки.
Предмет науки представляет собой определённый срез, аспект объекта, который выделяется из объекта специфическими для
конкретной науки средствами.
Говорят об общефилософской методологии науки или философии науки, об общей методологии
конкретных наук, в т. ч. и психологии, о методологии конкретных исследований и т. д., а выделение различных уровней методологии хотя и несколько упорядочивает картину, но не лишает этот термин его многозначности.
Весь спектр этих ориентаций, иллюстрирующий многомерность личности в истории мышления о человеке, проявился в различных образах человека в истории
конкретных наук, в том числе в биологии, психологии и социологии: «ощущающий человек» (человек как сумма ощущений, знаний, умений и навыков; человек как устройство по переработке информации); «человек-потребитель» (нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей); «запрограммированный человек» (в поведенческих науках – человек как система реакций; в социальных науках – человек как репертуар социальных ролей и сценариев); «полидеятельностный человек» – человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель мотивов, смыслов и ценностей (деятельностно-смысловой подход к пониманию человека).
Но я хочу сказать в его защиту, что опираясь на действительный мир природы и на достижения
конкретных наук в своём объяснении основных вопросов бытия, он открывает всеобщие законы природы, разрабатывает общее реалистическое мировоззрение и утверждает тем самым такие идеи, которые вполне заслуживают быть вечными основами знаний человека о природе; и которые, конечно, не только вполне соответствуют положениям современной передовой науки, но, по-моему, в некоторых моментах даже и опережают их.
Языки
конкретных наук обладают специфическим понятийнокатегориальным аппаратом, используют особенную, отражающую как научность, так и особенности данной отрасли лексику (в данном случае – логики).
Если исходить из того, что философия пытается ответить на те теоретические вопросы, которые отдельные
конкретные науки не в состоянии разрешить, то ответ может быть только отрицательным.
В недрах зоологии появились новые дисциплины: зоопсихология, этология, зооинтеллектология и другие более
конкретные науки.
Многообразный арсенал временных понятий, который используют
конкретные науки, исследуя соответствующие реальности (стадия, эра, эпоха, период, век, возраст, фаза, цикл, ритм и т. д.), свидетельствует о полиморфичности времени.
Астрология вообще очень
конкретная наука.
Согласно первому, единой методологией научного познания является диалектико-материалистическое философское учение, включающее совокупность общих принципов и методов познания, распространяющихся на все области знания и специфическим образом преломляющихся в разных
конкретных науках (Андреев, 1964).
На уровне
конкретных наук философские проблемы, касающиеся определения их объекта и предмета, преобразуются в методологический принцип данной науки – в способ выявления предмета её исследования (Абульханова, 1973).
Так, например: междисциплинарные исследования всегда дают плюралистичное (в смысле множественное) знание, однако степень этой плюралистичности может быть чрезвычайно высокой, что вызывает сложности в интеграции полученного знания; междисциплинарные исследования нередко характеризуются низкой совместимостью используемых языков разных наук, а повышение уровня взаимного понимания представителей этих наук требует либо явного упрощения языков, либо занимает много времени; программы междисциплинарных исследований включают разные методы, но нередко различного уровня их разработанности, что объективно зависит от состояния
конкретной науки, при этом одни методы по различным причинам становятся главными в программе, а другие – вспомогательными и т. п.; – всё это приводит к получению результатов разной степени точности и надёжности, и многое другое.
Помним, что выше было сказано о том, что культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях
конкретных наук.
Корпорация профессиональных философов делает вид, что занимается философскими вопросами
конкретных наук.
Вместе с тем каждая отрасль научного знания или каждая
конкретная наука исследует какую-то часть, сторону этой реальности, включающей как материальные, так и идеальные её аспекты.
Я заметила, что число научных направлений непрерывно растёт, а параллельно постоянно множатся специальные термины, присущие
конкретным наукам.
Из всего сказанного выше можно сделать важный вывод о том, что научное знание в принципе едино и абсолютно, а место в нём предмета
конкретной науки факультативно и относительно.
Природа, которую, исходя из логики, пытаются объяснить
конкретные науки, используя математический метод, либо философия, используя диалектический метод, действительно обладает внутренне присущей ей алогичностью.
Будучи философскими категориями, они, в отличие от категорий
конкретных наук, отражают свойства и связи не просто наиболее существенные, а всеобщие, т. е. присущие всем явлениям и процессам реальной действительности.
Причём, кроме сравнительных понятий
конкретные науки стали использовать числа и другие математические абстракции.
Очевидно, для всесторонней характеристики механизма социокультурных ценностей необходимо попытаться в разумных границах синтезировать позиции по этому вопросу представителей
конкретных наук.
Совокупность понятий, описывающая методы
конкретной науки.
Хочу обратить внимание на принципиально важную связь между множеством конкретно-научных сравнительных понятий градационного вида, таких как тяжёлое и лёгкое, длинное и короткое, богатое и бедное и множеством других – началами
конкретных наук.
Эти нормы и идеалы определяются и общим содержанием эпохи, доминантами культуры, а также лидирующими в этот период науками, соответственно преломляясь и оформляясь сообразно специфике
конкретных наук.
Рассудочное мышление обусловлено классификационными понятиями, тогда как в основаниях
конкретных наук лежит разумное мышление самыми простыми конкретно-научными сравнительными понятиями – понятиями практического разума, такими как длинное и короткое (геометрия), тяжёлое и лёгкое (физика), богатое и бедное (экономика) и т. п.
Ан нет, тут же выясняется, что само-то по себе оно вовсе не пустое, потому что для немцев, «пресыщенных» уже положительными знаниями, то есть для развитого в отношении
конкретных наук народа, это хорошо.
Для этого потребовался фактический материал
конкретных наук, позволивший решить проблему отношения абстрактного к конкретному как проблему внутреннего расчленения объектов исследования и отражающих эти объекты понятий.
Вторая группа – это конкретно-научные сравнительные понятия, т.е. понятия, с использования которых начинаются
конкретные науки.
Для того, чтобы последнее утверждение было понятным, необходимо напомнить, что космология, как исторически
конкретная наука, может произвести построение представлений о вселенной в целом лишь в условиях так называемой «позитивной недостоверности», то есть тогда, когда лингвистические и концептуальные указатели(signifies) вселенной, не исчерпывают содержания того, на что указывается.
Это действительность, феномен, которые
конкретная наука изучает.
Философские категории, обобщая познавательный опыт, привносят в каждую
конкретную науку методологические знания всех наук в их синтезированном виде и тем самым умножают познавательные возможности как науки в целом, так и отдельной её отрасли.
Любое относительно самостоятельное научное направление в границах
конкретной науки имеет свой предмет исследования, т. е. «строго определённый круг изучаемых явлений и их закономерностей».
В дополнение к общепринятому обучению школьников рассудочному и разумному мышлению при помощи
конкретных наук, новый философский метод является эффективным средством развития у детей мудрости.
Конечно, процесс обновления здесь не может совершаться с такой быстротой, как в специальных
конкретных науках, но он происходит, и отрицать его было бы равносильно отказу от диалектики.
Поэтому она никогда не может стремиться исправить результаты
конкретных наук; корректором для них являются исключительно факты опыта.
XIV. Философия науки– учение о философских проблемах
конкретных наук.
Поэтому от термина политической экономии вновь перешли к термину «экономикс», подразумевающему комплекс
конкретных наук (экономика промышленности, сельского хозяйства, финансы и кредит, экономическая статистика и т. д.).