Предмет философии в основном отличен от предмета
частных наук, изучающих материальное бытие и человека, своим представлением отношения человека к миру, мира к человеку.
Поэтому даже очень крупный специалист в каких-либо
частных науках может не обладать специальными знаниями в области субстратологии или может обладать ими не на уровне высококвалифицированного профессионала.
Она не тождественна ни одной из так называемых
частных наук.
Философское умозрение ставит эти вопросы уже на уровне абстрактных понятий и порождает ряд
частных наук.
Контутверждал об изменениях предмета философии в связи с появлением
частных наук, что постоянно сужало её рамки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кустистость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Стоит отметить, что в настоящее время в мире существует несколько тысяч
частных наук и у каждой из них есть свой предмет познания.
Законы же, связанные с той или иной формой движения материи, исследуются
частными науками…
Если учёный
частной науки одновременно научно осмысливает вопросы мироздания, то он может стать также специалистом в области субстратологии.
Она есть только чистилище обыденного рассудка, но не канон рассудка вообще и не органон
частных наук.
Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм – это целая сциентистская эпоха, отражающая идеи, означающие, что всё подлинное, позитивное знание может быть получено в ходе синтетического объединения результатов
частных наук, а философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование действительности, может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.
Вскоре он удивится тому, что продвинулся гораздо далее, нежели те люди, которые занимаются
частными науками, и достиг не только тех результатов, которых они хотели бы добиться, но и других, более ценных, о которых те не смеют и мечтать.
По сравнению с философией и социологией теория государства и права является более
частной наукой, так как изучает не бытие или общество в целом, а лишь государство и право как общественные институты, их специфику и закономерности развития.
Но всеобщие связи и отношения существуют не самостоятельно, а лишь через конкретные связи и отношения, составляющие содержание соответствующих конкретных (общих и специфических) законов, являющихся предметом изучения
частных наук.
Если мы представим все существующие науки в виде дерева, то корнями этого дерева будет метафизика (другое название философии), стволом – физика как наука о пространстве, времени, движении и материи, а ветви, отходящие от главного ствола, суть
частные науки, такие, как химия, биология, политика и т. д.
Частные науки выделились из философского знания.
Философия есть единство
частных наук; они втекают в неё, они – её питание…
Кроме того, существенным недостатком трактовки политологии как сравнительно
частной науки о политике является логически следующее из такого подхода фактическое отрицание общей науки о политике, интегрирующей все политические знания в единую систему.
Те [энтимемы первого рода, то есть топы] не сделают человека сведущим в области какой-нибудь
частной науки, потому что они не касаются какого-нибудь определённого предмета.
Их можно назвать
частными науками.
Наглядной иллюстрацией этого является понимание философии теми представителями марксистской философии, по мнению которых философия в отличие от
частных наук представляет собой науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
Конечно, это не мешает философам расходиться во взглядах на то, что именно должна изучать философская наука: является ли её предметом анализ сущего в тех аспектах его целостного существования, которые выпадают из поля зрения
частных наук, ограниченных своим конкретным предметом; или же философия должна ограничиться анализом возможности познания человеком мира, универсальных способов и приёмов такого познания (т. е. ограничиться чистой гносеологией, уступив всю онтологическую проблематику конкретным наукам) и т. д.
Философия как всеобщая методология не предписывает научным дисциплинам нормы и правила исследования, а намечает для них круг проблем и перспектив, провоцируя разработку
частными науками новой тематики.
Для того чтобы выйти на описание наиболее общих проблем реальности, заняться анализом основ и смыслов современного естествознания, необходим выход за границы
частных наук в области метанауки и философии.
Философская методология есть система наиболее общих приёмов теоретического и практического освоения действительности, она задаёт общие принципы исследования, которые помогают
частным наукам в решении собственных задач.
Относительно
частных наук юношеству говорят, что их, разумеется, надо изучать, но лишь в качестве средств для внешних, практических целей.
Однако современная философия давно превратилась в одну из
частных наук наряду с другими, и соответственно приобрела форму сугубо научного – объективистского – дискурса.
Специфической особенностью безопасности жизнедеятельности является то, что её феномен нельзя изучить методами
частных наук или простым суммированием их методов.
Оба они в своих великих трудах ясно показали, в чём состоит назначение философии, – в том, чтобы синтезировать и обобщать достижения
частных наук.
Она опирается на четыре
частные науки, чтобы обобщить их в единую общенаучную картину мира.
Методология развивается на уровне философского осознания познавательной научной деятельности вообще, далее – на общенаучном уровне, затем – на междисциплинарном уровне науки и, наконец, на уровне отраслевой методологии, вплоть до методологии
частных наук.
Познание отдельных форм бытия – задача
частных наук, в предмет философии эти формы не входят.
Во-вторых, достижения научного знания в различных областях привело к тому, что философы всё большее внимание стали уделять естествознанию, успехи которого породили надежду на то, что всё подлинное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных
частных наук и их синтетического объединения.
Если
частные науки имеют своим предметом каждая некоторую часть сущего, то предметом единой науки должно быть всё, единое сущее.
Одной, общей науки никогда не было, но есть множество
частных наук.
Как уже отмечалось ранее, предмет любой
частной науки отражает познаваемые в ходе научных исследований закономерности развития их объектов, поэтому, строго говоря, и определение предмета криминалистики должно ограничиваться только их характеристикой.
Как общая наука она обогащает
частные науки (например, юриспруденцию) принципами и методами исследования.
Поэтому достоверность, достигаемая
частными науками, непременно есть лишь условная, относительная и ограниченная.
Видимо, в отношении самых первых вещей ситуация выглядит иначе, нежели в отношении
частных наук.
Между тем процесс отделения
частных наук от «философии» наметился уже в античности.
Выделяя структурные, функциональные и динамические инварианты, раскрывая родовые признаки конкретных явлений общественной жизни, она создаёт логическую модель «общества вообще», которая затем детализируется
частными науками.
Но это происходило не в силу многоемкости предмета философии, а по причине неразвитости
частных наук, да и самой философии, в которых ещё в то время не произошло определения своего концептуального статуса (хотя, отметим, что вопрос об этом поднимался уже в античности).
Они возникают из необходимости решения задач, связанных с реальной практической деятельностью людей, с вопросами, поставленными
частными науками (которые для своего осмысления требуют философской интерпретации).
Вместе с тем испытывает влияние со стороны частнонаучного знания и сама философия: выработанные философией категории адаптируются к проблемам
частных наук, в связи с чем происходит их конкретизация, трансформация в идеи и принципы научной картины мира, а также и в методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки.
Существует мнение, что социальной философии не следует вмешиваться в компетенцию
частных наук, получая от них знание в готовом виде, но при всей его распространённости оно едва ли оправданно.
Социальная философия предлагает
частным наукам абстракции наивысшего уровня, тем самым являясь общей методологией познания общества по отношению к конкретным областям обществоведения.
Поскольку
частные науки находят только факты и не делают общих заключений, то возникла необходимость смены, установившихся в 19 веке философских утверждений.
Многие же другие учения незаслуженно оказались за полем зрения социальной философии, что равным образом негативно сказывается и на состоянии
частных наук, и на состоянии философии.
И своё исследование мы с вами начнём с самых её корней, чтобы не пропустить какого-либо «белого пятнышка» в процессе этногенеза, – «хомо сапиенс сапиенс» столь неоднозначно, разносторонне и многопланово, более того – вне диалектической взаимосвязи рассмотренных
частными науками, принадлежащими к разным школам и идеологиям и даже цивилизациям, являющимися носителями разных духовных ценностей и разных мировоззрений.
Будучи гениальным учёным, он преодолевает в своём творческом поиске классическую ограниченность
частных наук и выводит новый принцип научной работы: специализация не по наукам, а по проблемам.
Философия отличается от
частных наук ещё и тем, что у неё есть свои специфические методы.