Астрология

  • Астроло́гия (др.-греч. ἀστρολογία от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») — группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.

    Несмотря на большое количество предпринимаемых в паранауке попыток дать физическое обоснование астрологии, ни одна из них не увенчалась успехом, и современная наука полностью отрицает действенность астрологических методик, квалифицируя астрологию как псевдонауку и предрассудок. Национальный научный фонд США использует астрологию в качестве «эталонной» лженауки в оценочной системе «Science and Engineering Indicators».

    Энциклопедия Британника относит астрологию к магическим гадательным практикам, основанным на концепциях, несовместимых с научными данными.Некоторые современные астрологи называют астрологию метафорическим «символическим языком», в котором одно и то же высказывание допускает множество различных интерпретаций.

    Европейская и индийская астрология ведут своё происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, планеты) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами, влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел — символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Ната́льная астроло́гия (от. лат. natalis — относящийся к рождению, связанный с моментом рождения), астрология рождения (в античных источниках — генетлиалогия) — раздел астрологии, описывающий характер и предсказывающий возможные события в судьбе человека по его натальному гороскопу (натальной карте, карте рождения), то есть гороскопу, составленному исходя из места и времени рождения. Натальная астрология не отвечает, когда именно произойдут те или иные события; для составления прогнозов такого рода...
Термин «планета» в астрологии отличается от астрономического (см. планета) — астрологи рассматривают семь планет, среди которых есть не только планеты называемые так в астрономии, но также Солнце и Луна, а также фиктивные планеты, чьё существование сейчас не признаётся. Такое применение термина связано с историей введения этого понятия в употребление. Слово «планета» греческого происхождения (от др.-греч. πλάνης — «странник»), применявшееся первоначально для отличия подвижных объектов ночного неба...
Астроло́гия (др.-греч. ἀστρολογία от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») — группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга. В прошлом астрология сыграла определённую роль в становлении наук о небесных телах и о человеке...

Подробнее: Разделы астрологии
Западная астрология — одна из трёх астрологических систем, распространённых в мире. Истоки западной астрологии лежат в астрологической системе Вавилона и развиты к I в. н. э. в эллинистическом мире (см. Тетрабиблос), со времён которого базовые принципы западной астрологии не претерпевают серьёзных изменений. Возникнув как языческая наука, астрология развивалась в русле оккультного герметического течения и потому всегда обладала ощутимым религиозным оттенком. Сердцем и одновременно венцом западной...
Космоло́гия в иудаи́зме — в философии и богословии иудаизма находят отражение различные мировоззренческие проблемы, связанные с космологией (наукой о свойствах и эволюции мироздания) на различных этапах развития этой науки. Эволюция взглядов иудеев на устройство Вселенной прослеживается с Библейского периода через Талмуд и средневековых философов, таких как Маймонид, особенно в рамках выработки отношения к учению Аристотеля. В переходный период к новому времени представляет интерес в целом положительное...

Упоминания в литературе

Как уже было отмечено, астрология возникла очень давно, поскольку во всех древних цивилизациях она была известна в достаточно оформленном виде. Можно проследить формирование любой науки, как она начиналась, становилась, развивалась. Об астрологии нельзя этого сказать, потому что создается впечатление, что она была уже в готовом виде в любой древней цивилизации, хотя в разных частях света в совершенно различных формах. Первые известные на сегодня астрологические тексты появились 4000 лет, а по некоторым данным 6000 лет до новой эры. Цицерон в своем трактате об оракулах пишет, что астрология возникла около 15000 лет назад. Некоторые относят ее возникновение, как уже говорилось, к погибшей Атлантиде. Также необходимо четко представлять себе различие между астрономией и астрологией. Астрономия изучает реальные свойства и параметры небесных тел в космосе. Астрология тоже изучает все это, но в разрезе их влияния (действительного или кажущегося) на человека, общество или любой объект, имеющий свой генезис. Очень образное сравнение: астрономия подобна книге, как носителю содержания – это сама книга определенного формата, изготовленная из бумаги, на которой помещены конкретные символы (буквы и знаки), а астрология – это содержание книги, выраженное посредством этих символов.
Юдициальная астрология в нашем веке оказалась почти совсем забытой, и лишь относительно недавно была возрождена, в первую очередь благодаря усилиям английских астрологов. Эта ветвь носит загадочный характер, она дальше всего находится от науки и ближе – к древней магии. Наиболее известные направления – хорарная астрология, в которой астрологическая карта строится на момент задания вопроса, и элективная астрология, которая учит выбирать наилучший момент для различных человеческих инициатив.
В ИНЕТЕ я обнаружила больше всего сообщений о сакральном (священном) числе 108 именно в индуизме и буддизме. При этом почти в каждом из них отмечалась связь этого числа с годичным движением Солнца, Луны и планет относительно звёзд и с влиянием планет и звёзд на все события, происходящие на Земле, и в том числе на человека, другими словами – с астрологией. Но это, как правило, констатировалось в большинстве источников как факт, без попыток обосновать или объяснить такое утверждение. Так или иначе, но эта связь, на мой взгляд, действительно прослеживается довольно чётко. Более того, думаю, что «увязка» числа 108 именно с астрологическими воззрениями на наш «подлунный мир» и некой «обусловленностью», «управляемостью» всего, в нём происходящего, и лежит в основе раскрытия «тайны» этого мистического числа, его невероятной популярности и почитания прежде всего у индусов и буддистов. Но прежде, чем перейти к Ведической астрологии, считаю уместным представить читателю (прежде всего начинающему) немного общей познавательной информации об астрологии вообще, которая просто необходима для дальнейшего разговора о числе 108.
Последнее определение бытует в официальной науке, рассматривающей астрологию как яркий пример лженауки (тут надо заметить, что и ряд точных дисциплин, таких как физика, астрономия и другие, до сих пор не могут привести достоверных доказательств тех или иных версий происхождения Вселенной, человека, некоторых растений (например, кукурузы, которая не имеет дикого предка) и так далее, что, однако, не делает их псевдонаукой) и махрового предрассудка, которая регистрирует положение небесных тел и трактует полученные сведения с целью предсказания тех или иных событий на Земле. Интересно, что ложность астрологии никто не пытался доказать и вплоть до XVII века она считалась наукой. Только потом за ней закрепилась приставка «лже», так как нельзя объяснить влияние небесных тел, которые невероятно далеки от нашей планеты, на судьбы людей, народов и государств, опираясь на положения теории гравитации, электромагнитных полей и др. Уместно добавить, что только в западных странах не признается научный статус астрологии. На Востоке все с точностью наоборот, например в Индии ее преподают в учебных заведениях, а профессия астролога считается престижной.
Другой превосходный метод дивинации – практика нумерологии. Эта система также предполагает точный математический подход к тем числам, с которыми связано время рождения человека или его зачатия. Эти числа получают не только из даты рождения, но также из имени, где каждой букве соответствует одна из цифр от 1 до 9. Используемая система вычислений возникла не только из восточной философии, но также включает в себя многие положения из каббалы. Каббалистическая традиция – философия, уходящая корнями в иудейский мистицизм, а по мнению некоторых специалистов, в еще более ранние учения Древнего Египта. Как и в случае с астрологией, о каббале и связанных с ней магических практиках написано много книг, так что людям, которые ее изучали, акцент на силе чисел и букв покажется очень знакомым.

Связанные понятия (продолжение)

Ви́кка (англ. Wicca) — западная неоязыческая религия, основанная на почитании природы. Она стала популярна в 1954 году благодаря Джеральду Гарднеру, английскому государственному служащему в отставке, который в то время называл эту религию колдовством (англ. witchcraft). Он утверждал, что религия, в которую он был посвящён, — это выжившая современная религия древнего колдовства, которая тайно существовала в течение многих столетий, имеющая корни в дохристианском европейском язычестве. Истинность утверждений...
Ма́гия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ) — символические действия (обряды) или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём.
Основоположники современной теософии с момента образования в 1875 году Теософского общества стремились показать, что их идеи могут быть подтверждены наукой. По мнению профессора Олафа Хаммера, в конце 19-го века теософская доктрина приобрела в Европе и Америке широкую известность, благодаря многочисленным публикациям, содержащим её упрощенное изложение и, в частности, утверждающим, что теософия «включает в себя» и науку, и религию, выступая, таким образом, как «научная религия», или «религиозная...

Подробнее: Теософия и наука
Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Яркими представителями натурфилософии в средние века являлись схоласты. Большинство натурфилософских систем до XVIII века...
Космология Джорда́но Бру́но — один из ключевых компонентов учения итальянского философа эпохи Возрождения Джордано Бруно (наст. имя: Филиппо, прозвище — Ноланец; 1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим). Космологические вопросы затрагивались во многих сочинениях Джордано Бруно, наиболее полно в диалогах Пир на пепле (1584) и О бесконечном, Вселенной и мирах (1584) и поэме О безмерном и неисчислимых (1591).
Мои́зм (кит. трад. 墨家, пиньинь: mòjiā, палл.: мо цзя) — древнекитайская философская школа V—III веков до н. э., которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание; единственная школа древнекитайской философии, именуемая в традиционной культуре по имени основателя. Основатель — Мо-цзы, по-видимому, происходящий из ремесленников, был прославлен как военный деятель и дипломат, стремившийся умиротворить Поднебесную. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой...
Сотворение мира единым Богом, изображённое в Библии, является одним из центральных догматов веры иудаизма и христианства. Главным повествованием о сотворении является первая книга Библии — Бытие. Однако интерпретации данного повествования и понимание процесса творения среди верующих очень различны.
Магические воззрения деятелей Возрождения — нашедший отражение в трудах гуманистов и иных деятелей Возрождения интерес к таким слоям античного наследия как герметизм и разнообразные виды церемониальной магии в духе неоплатонизма, в основном в XV-XVI веках.
Нумероло́гия — система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, процессами и жизнью людей и их сознанием, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Научный миф — мифическое знание, черпающее свой материал из науки и имеющее характерную для науки рационализированную форму. Научные мифы имеют двойную природу: с одной стороны они претендуют быть наукой, а с другой являются частью культуры как разновидность человеческого познания.
Оккульти́зм (фр. Occultisme от лат. occultus — скрытый, тайный) — общее название оккультных наук и искусств (алхимия, астрология, магия, теургия, онейрокритика, некромантия) касающихся скрытых и неизвестных сил и явлений в человеке, космосе и природе. Впервые термин «philosophia occulta» («тайная философия») был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским, термин «оккультные науки» (фр. sciences occultes) восходит к названию книги Эзеба де Сальверта, а термин «оккультизм» был введён в широкое употребление...
Зос Киа (англ. Zos Kia Cultus) — созданный английским художником и оккультистом Остином Османом Спейром магический культ.
Небесная магия или математическая магия — оккультно-эзотерический термин, используемый в контексте воззрений на магию, получивших распространение в Европе среди гуманистов эпохи Возрождения в XV-XVI веках. Вид магии, где занимающийся может достигать результатов, аналогичных плодам естественной магии, но с использованием математики (понимаемой как «законы числа, веса и меры»).
Ньютонианство (англ. Newtonianism) — система взглядов, основанная на теориях, принципах и методах английского учёного Исаака Ньютона (1642 — 1727). Характеристиками ньютонианской философии является отказ от необоснованных гипотез, использование метода анализа и синтеза, применение математических методов.
Хроники Ака́ши, также акаши́ческие записи — теософский эзотерический, а также антропософский термин, описывающий мистическое знание, закодированное в нефизической сфере бытия. Нет никаких научных доказательств достоверности Хроник Акаши.Мистиками считается, что Хроники содержат в себе весь совокупный и коллективный человеческий опыт и историю возникновения Вселенной. Для определения Хроник Акаши используются образные аналогии с «библиотекой», «вселенским компьютером» или «Разумом Бога». Мистиками...
Индийская астрономия — астрономические познания и взгляды жителей Индийского субконтинента.
Маха́тма (дев. महात्मा, mahātmā IAST, букв. «великая душа») — в индуистской мифологии и теософии одно из наименований мирового духа. В индуизме этот эпитет применяется к высокодуховным, сверхмирским личностям — риши в эпосе, Кришне в «Бхагавад-гите», некоторым божествам и пр.В современной Индии — уважительный титул, добавляемый к имени особо почитаемых лиц, выдающихся общественных деятелей. Этим термином называли таких заметных людей, как Мохандас Карамчанд Ганди и Джотиба Пхуле (Jyotirao Phule...
Валентиниане — последователи египетского философа II века Валентина, основавшего в Риме собственную философскую школу, гностико-христианское учение которой в Европе принято называть «валентианизмом» (англ. valentinianism; лат. valentinianismus).
Гороскоп (от др.-греч. ὥρα, промежуток времени, период и др.-греч. σκοπός, наблюдатель) — упорядоченное отображение взаимного расположения планет на звёздном небе в определенный промежуток времени по знакам зодиака. Используется в астрологии с целью предсказания судьбы.
Дзэн, дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается...
Время и пространство - определяющие параметры существования мира, а кроме того, основополагающие формы человеческого опыта. С философской точки зрения, они представляют собой категории бытия и материи. Так или иначе, они объективны и независимы от сознания. Собственно, миросозерцание людей и лежащая в его основе система ценностей, сформированная историческим опытом, качественным образом влияют на формирование концепций времени.
Космология Мартинуса (также известная как Третий Завет) — мировоззрение, разрабатываемое в течение 60 лет датчанином Мартинусом Томсеном после озарения, которое произошло с ним в 1921 году в возрасте 31 года и после которого, по его собственным утверждениям, произошла обширная трансформация его сознания, позволившая ему видеть основные принципы человеческого существования и развития. В своём основном сочинении Livets Bog («Книга жизни») он раскрыл основы своей собственной науки о жизни. Помимо семи...
Астрономия исламского Средневековья — астрономические познания и взгляды, распространённые в Средние века в Арабском халифате и впоследствии государствах, возникших после распада халифата: Кордовском халифате, империях Саманидов, Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Хулагуидов. Сочинения исламских астрономов были, как правило, написаны на арабском языке, который может считаться международным языком средневековой науки; по этой причине астрономия исламского Средневековья называется ещё арабской астрономией...
Антропология религии — направление в культурной антропологии, включающее в себя психологию религии и социологию религии. Область исследований данной дисциплины — архаические верования в традиционных обществах, новые религии и новые религиозные движения, проблема соотношения магии, религии и науки. Антропология религии имеет междисциплинарные связи с другими направлениями культурной антропологии (психологической антропологией, экономической антропологией, экологической антропологией, медицинской антропологией...
История науки — развитие разнообразных наук или история современного научного мировоззрения: картина исторического развития научных учений, фактов и явлений фиксируемых наукой, методологий, представлений, мировоззрений, процессов и проблем, влияние которых может быть прослежено во времени.
Орден девяти углов (ONA; O9A) — это оккультная сатанинская группа, приверженцы «пути левой руки». Располагается она в Великобритании, но имеет дочерние группы в различных других частях мира. Говорят, что орден был основан в 1960-х годах, хотя общественное признание он получил только в начале 1980-х годов, привлекая внимание своими неонацистскими идеологиями и активными выступлениями. Члены ONA описывают свой подход как «традиционный сатанизм». Исследователи описывают эту оккультную группу как одну...
Ра́дха-Кри́шна (санскр. राधा कृष्ण, rādhā-kṛṣṇa IAST) — божественная чета в индуизме, в которой Бог предстаёт в мужской и женской ипостасях Кришны и его возлюбленной Радхи. Культ Радхи-Кришны характерен для таких традиций кришнаизма, как Нимбарка-сампрадая, пуштимарга и гаудия-вайшнавизм. В гаудия-вайшнавском богословии Кришна выступает как изначальная ипостась Бога, а Радха — как его вечная возлюбленная девушка-пасту́шка гопи, как изначальная женская ипостась Бога, источник всех гопи, участвующих...
Косми́ческий плюрали́зм (от лат. pluralis — множество) — теория, полагающая существование множества иных, кроме Земли, населённых миров.
Греческий философ Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.), ученик Платона, разработал множество физических теорий и гипотез, основываясь на знаниях того времени.

Подробнее: Физика Аристотеля
Под копе́рниканской револю́цией понимается смена парадигм с модели мироздания Птолемея, которая постулировала, что Земля является центром вселенной, на гелиоцентрическую модель с Солнцем в центре нашей солнечной системы. Это событие стало одной из стартовых точек начала научной революции XVI столетия. Учение Коперника было равносильно революционной перестройке не только в астрономии и естествознании, но и в методах научного исследования и познания. Оно привело к радикальным изменениям образа мышления...

Подробнее: Коперниковская революция
Астрологи́ческие близнецы́, временны́е близнецы́ (англ. astro-twins, time twins) — в астрологии люди, у которых абсолютно одинаковые астрологические карты (гороскопы) в момент их рождения. Два человека считались бы идеальными астрологическими близнецами, если бы они родились точно в тот же момент времени в точно том же месте.
Путь Левой Руки (ПЛР, англ. Left-Hand Path) и Путь Правой Руки (ППР, англ. Right-Hand Path) — термины, относящиеся к предполагаемой дихотомии между двумя различными типами западной эзотерической традиции. Точное значение терминов изменялось со временем; наиболее современное использование терминов относительно религий фокусируется на поклонении одному или многим богам и существовании строгих моральных правил — в ППР; тогда как религии, считающие основной ценностью саморазвитие, считаются принадлежащими...
Нью Эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»), религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. В более узком смысле этот термин используется для описания идеологически и иногда организационно связанных религиозных движений, идеологи которых оперируют понятиями «Новая эра», «Эра Водолея» и «Новый век», а также иногда именуют себя таким образом. Эти движения зародились и сформировались...
Индуизм рассматривается современной теософией как один из главных источников «эзотерической мудрости» Востока. Теософское общество создавалось в надежде, что азиатские религиозно-философские идеи могут быть интегрированы в «великом синтезе религий». Профессор Антуан Февр писал, что по своему содержанию и «вдохновению» Теософское общество во многом зависело от восточной традиции, особенно индуистской, и это хорошо показывает то «культурное окружение», в котором оно было учреждено. Индолог Александр...
Астрономия — наука о движении и свойствах небесных тел — является одной из древнейших естественных наук. На ранних этапах своего развития составляла единое целое с астрологией; окончательное разделение научной астрономии и астрологии произошло в Европе эпохи Возрождения. Другие теории, исследующие внеземные объекты (астрофизика, космология и др.) также ранее рассматривались как часть астрономии, но в XX веке они выделились как отдельные науки.

Подробнее: История астрономии
Библейский аллегоризм — представление о тексте Библии, предполагающее понимание других уровней смысла, кроме буквального.
"Аспекты мифа" — это книга философа и писателя румынского происхождения Мирчи Элиаде, опубликованная в 1964 году, в которой изложены рассуждения о происхождении мифа и его влияния на культуру.
Эзотерическое (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутреннее, тайное, скрытое) христианство — термин, которым характеризуют себя некоторые оккультные учения, претендующие на обладание «скрытым», «истинным» пониманием христианства, доступным, по их мнению, только для узкого круга «просвещённых», «инициированных» и в высшей степени образованных людей.
Каббала связана с осмыслением творца и творения, роли и целей творца, природы человека, смысла существования.
Гелиоцентрическая система мира (гелиоцентризм) — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Возникла в противовес геоцентрической системе мира в античности, но получила широкое распространение в XVI—XVII веках.
Бессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколько угодно) долгое время.
Реинкарна́ция (лат. reincarnatio — «повторное воплощение»), то есть перевоплощение; также переселе́ние душ, метемпсихо́з (др.-греч. μετ-εμψύχωσις — «переселение душ»), — группа религиозно-философских представлений и верований, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность в различных традициях называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я»; в каждой...
Евре́йская филосо́фия — философия, опирающаяся на еврейскую традицию, коллективный опыт еврейского народа. Нередко еврейскую философию определяют более узко как философию иудаизма, то есть как рациональное обоснование иудейской теологии, посредством системы философских понятий. Согласно профессору Э. Берковичу, ни один еврейский мыслитель никогда не начинал с самого начала, поскольку иудаизм уже дан в тот момент, когда философ начинает своё исследование.
Строители святилища или (B. O. T. A.) («Строители святая святых», «Школа вечной мудрости») (англ. Builders of the Adytum (B. O. T. A.)) — школа западной эзотерической традиции, находящаяся в Лос-Анджелесе, которая зарегистрирована как некоммерческая освобождённая от налогов религиозная организация. Она была основан в 1922 г. в Нью-Йорке Полом Фостером Кейсом под первоначальным названием "Школа вечной мудрости" (в 1938 г. переименована в «Строители святая святых»). Она происходит как от Герметического...

Упоминания в литературе (продолжение)

В познании природы – в условиях недоверия к разуму и науке стал развиваться своеобразный «схоластический эмпиризм». Французский культуролог М. Фуко приводит чрезвычайно характерный образец такого рода: в трактат о змеях, помимо чисто естественнонаучных сведений, входили также описания чудес и пророчеств, связанных с тайными знаками Змеи, Змееносца, Дракона (название созвездий), описания геральдических знаков и так далее. Такой подход вполне соответствовал «книжному» характеру средневековой культуры. Исследования «книги природы», соответственно, сводятся теперь к расшифровке божественного замысла – к поиску различных «симпатий» и «антипатий» в природе, глубоко скрытых соответствий между вещами и их именами и знаками. Так, целительное действие снадобья от головной боли из грецких орехов объяснялось «симпатией» между строением ореха и головного мозга. Ученый представлялся как маг и чародей, выявляющий тайные знаки, символы и предзнаменования (отчего и вечные подозрения в связях с дьяволом). Ведущее место в средневековом познании природы и всем образе жизни занимали астрология и алхимия – характернейшие феномены культуры той эпохи.
Вплоть до XVII века астрономия и астрология развивались в неразрывном единстве. Долгое время астрология считалась такой же важной и обязательной для изучения наукой, как сегодня, например, математика. В европейских странах медики обязательно сдавали экзамен по астрологии, а в Германии в начале XIX века астрология изучалась в университетах. Однако в XIX веке, в период расцвета материализма, большинство ученых отвергали астрологию, так как было невозможно проверить с помощью строгих научных методов связи между движением планет и судьбами людей. Тем не менее, эта связь существует, в чем каждый может убедиться, познакомившись с астрологией.
Испокон веков большинство людей считали астрологию чем-то мистическим, а гороскопы, составленные посредством астрологических наблюдений, воспринимали как нечто необъяснимое, колдовское, выходящее за грань логики и понимания. Между тем в основе всех астрологических толкований лежат вполне научные астрономические данные и точные расчеты, которые и помогают устанавливать различные закономерности, однако обывателям эти расчеты зачастую недоступны. Поэтому те, кто использует в своей жизни хотя бы минимум астрологических знаний, принимают на веру толкования небесных знаков и даже не задумываются, откуда подобные выводы берутся.
Подобная коллизия произошла потому, что оккультисты Золотой Зари, в соответствии с характерным европейским универсалистским подходом, полагали, что существует некая общая символическая система, являющаяся корнем для всех остальных, роль которой отвели каббале. (Универсалистский подход сдал свои позиции в начале XX века в гуманитарных науках, затем в социальных, а ныне мы наблюдаем его падение в социально-политических ожиданиях масс, с утратой веры в существование единой и лучшей цивилизации для всех.) Это способно запутать современного исследователя и практика, честно полагающего, что знак Девы или планета Марс обозначают именно то, с чем он привык иметь дело в современной или традиционной арабо-европейской астрологии. Эклектичность же представлений Золотой Зари, опирающаяся на универсалистские идеи, не видела в этом проблемы, наоборот, дополняя исходные символы ассоциациями, которые могли возникнуть. Это сделало систему гораздо более «личной», «субъективной» и менее системно-универсальной, но при этом достаточно «практичной» для церемониальных ритуалов, в которых через многочисленные образы появлялось большее количество смысловых акцентов.
На протяжении всей истории развития астрологии удивительным остается один момент. Расшифровка шумерских и аккадских клинописных текстов дает понять, что 6000 лет назад древним цивилизациям были известны фундаментальные законы мироздания. Уже с самого своего зарождения астрология развивалась не хаотично, не методом проб и ошибок, а на вполне четких принципах и концепциях. Другими словами, наблюдения за небесными телами были не случайными, а целенаправленными. Создается впечатление, что древние жрецы уже заведомо знали, где и что искать… Но знания о природе мироздания, на которых древние астрологи развивали астрологическую науку, оказались впоследствии (ориентировочно в VI–VIII веках н. э.) утерянными. И только исследования, проводимые уже в XXI веке, частично позволяют их вернуть, понять смысл древних текстов, открыть тайны природы.
Изучая подобный контекст интерпретации сути ведовства, необходимо указать на фигуру входившего в фёлькише движение «рунического йога» и астролога Эрнста Иссбернера-Хальдене (1886–1966), который входил в ариософский кружок, сложившийся вокруг издателя Герберта Райхштайна. Кроме астрологии и «рунической йоги» Иссбернер-Хальдене занимался разработкой так называемой «научной хиромантии». Однако в рамках данной книги для нас в первую очередь представляет интерес та часть его изысканий, в которой он говорил об «идеальной религиозности на арийско-героической основе». Эти идеи были впервые высказаны им в начале 20-х годов XX века. Не будучи слишком оригинальным, Иссбернер-Хальдене исходил в своей теории из того, что некогда существовала правящая каста древних арийских жрецов (священников), частью которой являлись пророчицы. Именно этих пророчиц христианская церковь преследовала под видом ведьм во времена Средневековья. Он писал по этому поводу: «Несчастные девушки, лишенные света, любви и молодости, как монахини оказались заточенными в монастырях. Христианство истязало Европу. Сотнями горели костры, а невинные жертвы истязались на дыбах. На Европу опустилась непроглядная мгла. Церковь могла торжествовать!» Однако, несмотря на преследования со стороны церкви, знания ведьм (в том числе хиромантия) не были полностью утраченными, но оказались во владении цыган. В этом месте Иссбернер-Хальдене соединил традицию «ведовской литературы» XIX века с антицыганскими настроениями, которые были сильны в некоторых странах Юго-Восточной Европы. Он утверждал, что цыгане были «шарлатанами», «паразитами» и «прирожденными преступниками», которые в силу своей природы не могли постигнуть истинное значение «тайных наук», которыми они злоупотребляли для собственных целей.
Эта книга прежде всего для тех, кто хочет увидеть причины и осознать их следствия, вооружившись искусством древних. В ней собраны все известные гороскопы мира так, как их толкуют астрологические си стемы разных народов. У вас в руках полный свод знаний по астрологии, накопленных человечеством. Различные народы находили свои, особенные слова для описания удивительных закономерностей Космоса, по которым выстраивается жизнь человека. Ведь всегда остаются справедливыми слова «что наверху, то и внизу».
Представляемое вниманию читателей небольшое произведение св. Григория «Против судьбы» написано им на основании диспута, произошедшего между ним и языческим философом, сторонником астрологии, в Константинополе в 382 году. Языческий философ, как видно из беседы, не был профессиональным астрологом, но весьма упорно основывал свое мировоззрение на астрологии. Его мировоззрение было детерминистским (все происходящее основывается на прочной причинно-следственной связи, не может иметь никакого элемента случайности и жестко обусловлено внешним влиянием, в данном случае звезд) и фаталистическим (отметающим всякое представление о человеческой свободе и ее проявлении). По сути такой взгляд был атеистическим и отрицал существование Бога даже как высшей разумной силы, участвующей в управлении миром (что признавали в той или иной форме даже многие язычники). Этот философ-астролог считал, что все в земном мире определяется воздействием звезд, а жизнь каждого человека «запрограммирована» влиянием определенного сочетания звезд на небе в момент его появления на свет. Результат этого влияния он и называл судьбой, которой подчиняется жизнь всякого человека и которую можно предсказать на основании астрологических расчетов.
О степени строгости методов Асова говорит и следующее. Соглашаясь с другими неоязычниками в том, что зодиакальная эпоха, т. е. интервал между сменой знаков весеннего равноденствия, длится будто бы 2160 лет и что двенадцать таких эпох составляют «год Сварога» (см., напр., Гусев 1996: 5), Асов определяет этот период как длящийся «около 27000 лет» (а не 25920 лет как это следует из строгих математических расчетов). В дальнейшем он уже безоговорочно пользуется цифрой в 27000 лет, ибо иначе его хронология существенно разойдется с исторической, которой он пытается следовать для позднейших эпох (ср. Асов 1998: 34, 165, 173). Между тем, строгость, а не приблизительность (!), астрологических подсчетов диктуется тем, что в их основе лежат священные числа. Например, в основе ведической традиции лежали магические числа 3, 7, 12 и 72, а вавилонские жрецы использовали числа 1, 72 и 200 (Thapar 2000a: 163; 2000b: 14–18). Иными словами, Асов сам сознательно нарушает законы астрологии, на которую он пытается опереться в своих рассуждениях.
В то время космические явления уже были наделены дополнительным значением – предсказательным. С того периода астрология стремительно развивалась. Первые индивидуальные гороскопы стали разрабатывать в V–VI веках до н. э. Это самые древние доказательства существования личных астрологических предсказаний.
Разница в отсчете времени – вообще камень преткновения. Именно из-за этого астрология и современная астрономия не могут «договориться». Но, возможно, ответы на спорные вопросы будут найдены, поскольку, несмотря на скептицизм астрономов, качества, присущие людям, рожденным под одним знаком зодиака, все же соответствуют астрологическим описаниям гораздо чаще, чем это может быть объяснено теорией вероятностей.
Та часть астрологии, что затронута в книге, содержит так много истин и удивительных тайн, хоть и стоит в ряду Божественных откровений особняком, ибо чудеса Всевышнего, как известно, не поддаются ни анализу, ни математической обработке. Вероятно, это всего одна страница из необъятного тома астрологической премудрости, но она имеет столь важное значение, что стала краеугольным камнем астрологии.
У геомантии менее счастливая судьба, чем у ее сестры – астрологии. После века Просвещения она стала считаться суеверием. В результате надолго было забыто и главное направление геомантии – исследование влияния духов местности на человека и животных. По современной терминологии – изучение воздействия геофизических полей на живые существа.
В древние времена в астрологии уже оформились две школы: восточная (в Китае) и западная (в Индии, Ассирии, Вавилоне, Египте). Эти школы имели как сходные черты, так и отличия. Обе школы признавали существование двенадцати знаков зодиака, их влияние на человеческую судьбу, а также имели сходное понимание гороскопа.
Наряду с хиромантией в то время существовало много других видов искусства предсказывания, с которыми она была тесно связана, в особенности – астрология, которую связывали с судьбой человека и вследствие этого применяли при предсказаниях по линиям рук. Гиппарх, основатель астрономии как науки, считал доказанным фактом, что между планетами и душой человека существует известное взаимодействие. Эта мысль легла в основу хиромантии. И до сих пор в этом искусстве пальцы и в особенности под ними возвышенности, так называемые бугорки, именуются по небесным светилам: Аполлон (Солнце), Луна, Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий и Венера.
Незадолго до смерти Пико завершил «Рассуждения против прорицающей астрологии» (издано в 1496 г.), отвергнув представление о звездном (астрологическом) предопределении в пользу идеи о свободе человеческой воли. Этот труд имел скорее моральный и религиозный, нежели научный смысл, оказав влияние на И. Кеплера. Главный пафос сочинения – призыв не искать общие причины явлений природы и человеческой жизни в движении небесных светил, поскольку они ничего не объясняют, и обратиться к изучению того, что следует из собственной природы самих вещей и ближайших и связанных с ними явлений.
По преданию, сведения о медицинской астрологии, изложенные в собрании древних книг – «Авесте», передали людям жрецы, спустившиеся на землю со звезд, входящих в Большую Медведицу Суть учения в том, что недуги, терзающие тело человека, порождаются людскими пороками: лживостью, гордыней, стяжательством, пьянством, предательством и т. п. Следовательно, чтобы одолеть немощь тела пациента, надо, в первую очередь, очистить его грешную душу Однако эта цель, по мнению авторов «Авесты», недостижима, если пытаться вести лечение общими для всех методами. Каждый человек уникален, и добиться его очищения от скверны можно лишь тогда, когда известны особенности его неповторимой души. А они определяются более всего расположением звезд в момент появления каждого человека на свет. Целители древности считали необходимым, прежде чем приступить к врачеванию, определить знак Зодиака, под которым родился больной, построить его гороскоп.
Естественно каждого человека волнует, будет ли у него семья, будет ли он богат, и, конечно же, каждого из нас волнует состояние собственного здоровья. В поисках ответа люди обращаются к астрологии. Мода на астрологические прогнозы в нашей стране началась несколько десятилетий назад и до сих пор не сдает позиций. Ориентируясь на зодиакальные гороскопы, люди пытаются регламентировать свою жизнь, свое поведение, свои отношения с другими людьми, свой распорядок дня, и, в конце концов, свой рацион. Некоторые люди верят, что кроме судьбоносных предсказаний, астрология дает и более частные рекомендации, в том числе по правильному питанию.
Давний и близкий друг Антонины – Татьяна Алексеевна Данилова, отозвавшаяся на её кончину эссе «Возьмёмся за руки, друзья…». Татьяна Алексеевна – человек деятельный, много путешествующий по сокровенным, святым местам планеты. Обширна сфера её интересов – от психоанализа и изучения шаманских практик до мировой истории и религиоведения. На тему «Религии мира» ею опубликовано более 30-ти статей. Курс лекций по истории религии она читает в Академии народного хозяйства, а также с 1994 года – в Высшей школе классической астрологии. Татьяна Алексеевна убеждена, что «духовная жизнь – это необычайное явление, которое носит в высшей степени личный характер. Так же, как ни один человек не похож на другого, выражение духовной жизни верующих различается, даже если речь идёт о приверженцах одной и той же религии. Связь каждого человека с Богом уникальна. В поиске Бога есть свобода каждого и опыт всего человечества».
Индийская астрология делится на солнечную и лунную, в ней имеется несколько взаимодополняющих и уточняющих (а порой и прямо противоположных) направлений и течений. Однако мы взяли на себя смелость описать правила прогностики согласно лишь солнечной астрологии и хотим, чтобы наш читатель сам научился ориентироваться в астрологических принципах древних (как, впрочем, и современных) индусов, научился самостоятельно составлять собственный гороскоп, не прибегая к компьютерным программам и советам газетных астрологов.
Существует множество самых причудливых «оккультных», «статистических», «теоретических» толкований физиогномики. Астрологи считают, что внешний облик человека дарит ему господствующая в его гороскопе планета, создающая соответствующий своему влиянию «имидж» и специфические черты характера. Подробные описания типичного внешнего облика, характерного для избранных, «чистокровных» детей каждой планеты, позволяют достаточно легко выделить их из толпы смертных. Этим людям свойственны подтвержденные многовековым опытом черты характера. К сожалению для физиогномики, такие люди встречаются довольно редко. На внешнем облике большинства смертных запечатлены плоды коллективного руководства нескольких планет. Каждая из них не только управляет жизнью и судьбой человека, но и одаривает его специфическими чертами характера и внешности. Хиромантия, астрология и физиогномика по-своему определяют господствующую планету и ее доминирующее влияние на человека.
Их новое, необычное открытие состоялось в последние 200 лет. Изучавшие их эзотерики (Кур де Жеблен[1], Эттейла, Мария Ленорман, Элифас Леви, Папюс, А. Е. Уайт, А. Кроули) считали, что восстанавливают некогда действительно существовавшее знание, приводя рисунки карт в соответствие с такими эзотерическими дисциплинами, как астрология, каббалистика, магия и др. Были сделаны попытки сравнить Таро с различными системами знаков, но приходилось менять местами буквы или знаки, что-то вставлять, что-то отбрасывать и т. д. Были попытки сопоставить Таро и с русским алфавитом, однако успеха они не имели.
Тема талисманов и зодиакальных камней охватывает обширную область, и трудность, исследования увеличивается в связи с различными мнениями разных авторов в вопросе, к чему относятся те или иные камни, или что они означали у того или иного древнего народа. Все это осложняется архаичностью языков, с которых были переведены большинство записей, помимо этого большинство писателей, описывавших камни, очевидно, не были знакомы ни с астрологией, ни с астрономией.
Для того, чтобы исследовать Таро, необходимо ознакомиться с основными идеями каббалы и алхимии. Так как, по мнению многих толкователей, эти карты являются обобщением знаний герметических наук: каббалы, алхимии, астрологии, магии и их разделов. Все эти науки, авторство которых приписывается Гермесу Трисмегисту, в действительности представляют собой единую систему очень широкого и глубокого понимания природы человека в его отношении к миру ноуменов (Бог, мир Духа) и миру феноменов (наблюдаемый физический мир). Буквы иврита и различные аллегории каббалы, названия металлов, кислот и солей в алхимии, планет и созвездий в астрологии, добрых и злых духов в магии – это всего лишь инструменты для сокрытия истины от непосвященных.
Астрология – наука не только прогностическая. Прежде всего, это наука о человеке, о том, как он устроен, к чему стремится и чего может достичь. Она говорит нам о том, что мы не одиноки во Вселенной – вокруг нас звезды, планеты и другие небесные тела. По оккультному закону резонанса мы влияем друг на друга. Когда планеты входят в созвучие с нашим гороскопом, мы переживаем определенные внутренние состояния и внешние события.
Сама наука в течение длительного «инкубационного периода» питалась плодами знания, развиваемого в лоне религии и на ее интеллектуальной основе. Она возникла и выросла на почве христианства. Иначе и быть не могло в религиоцентричном мире Европы Средневековья. Возрождение означало кризис религиозного сознания, возврат к язычеству и астрологии, культам Венеры и Марса, поклонению Гермесу Трисмегисту, интересу к восточным культам и т. д. В ответ на этот кризис религиозные искания были направлены и на укрепление рационального сознания, став, таким образом, частью Научной революции. Оформился союз науки и христианства, который тогда был спасительным для судеб европейской культуры. Опытное исследование мира как воплощения божественного плана было главным мотивом в деятельности творцов науки.
Экстенсивность заложена в культуру Саманидов, это не только государственная политика, но и устойчивый тренд всей культуры, в первую очередь, архитектуры и изобразительного искусства. Экстенсивность культуры Саманидов дополняется интенсивной напряженностью культурообразующих процессов в рождении и выстраивании новоперсидского языка и новой научно-философской терминологии, поэзии, философии, становлении архитектуры и изобразительного искусства. Нельзя забывать, что будущие креативные начала иранской культуры были заложены и одновременно достаточно основательно развиты именно при династии Саманидов. Творческое начало, заложенное в основы строительства саманидской государственности, закреплялось деятельностью глав чиновничьего ānпарата (визири1): известен визирь Исмаила Самани по имени Абу Бакр ибн Хамид На-сафи; при Насре ибн Ахмаде (Наср II) (914–943) визирями служили две прославленные своими делами и творчеством личности, это Абу Абд-Аллах Джайхани (великий шайх – шайх ал-амид) известен беспримерными способностями к государственному строительству, большими знаниями в области философии, астрологии, астрономии, был специалистом в области географии, он же придал Бухаре ее архитектурный образ. Он был автором многих книг, не дошедших до нас. Абу Фазл ал-Бал’ами считался мудрецом, был большим покровителем науки и ученых, поэтов. Он перевел на язык фарси известное историческое сочинение Мухаммада ал-Табари «История пророков и царей», был отцом визиря Абу Али ал-Бал’ами (ставшего визирем после Бал’ами). Абу Наср Мухаммед Утби (961-1022) – чиновник при Саманидах и Газневидах – написал такие строки: «Во время правления Саманидов и Бал’амидов / Мир был не таким – он держался на [правильном] укладе и порядке»2.
Ссылаясь на «Заявление 186 ведущих ученых» против астрологии, П. Фейерабенд заявляет: «Что удивляет читателя, воспринимающего науку, согласно обычному трафарету, как царство рациональности, объективности, надпартийности, так это религиозный тон, безграмотность „аргументации“ и авторитарная манера изложения. Ученые джентльмены уверены в истинности своих воззрений, используют свой авторитет для их распространения (зачем 186 подписей, если есть аргументы!). Им известно несколько фраз, звучащих как доказательство, однако они полностью невежественны в той области, о которой взялись судить».[52] В этой связи хотелось бы провести параллель с вышедшей в 1931 г. в Лейпциге книгой «Сто авторов против Эйнштейна», в которой отрицалась теория относительности. Узнав про эту книгу, Эйнштейн сказал: «Если бы я был неправ, хватило бы и одного возражающего специалиста».[53]
Нетрудно также заметить, что все эти семь принципов не изолированы один от другого, а соединяются и переходят друг в друга. Так, к примеру, можно сказать, что принцип пола – это вариант принципа полярности, так же как и принципа ритма. А принцип вибрации – это ни что иное, как видоизмененный принцип причины и следствия, называемый в индийской традиции законом кармы. Принцип ментализма таким же образом относится к принципу аналогии и, фактически, объединяет все остальные принципы. Добавим, что древний герметизм и по сей день находит свое прямое выражение в альтернативных науках – астрологии, магии, лозоходстве, ясновидении, биоэнергетическом целительстве.
Кроме того, арийцы унаследовали наиболее ценные науки: алхимию, астрологию, минералогию, геологию и физику. С помощью особых процедур, называемых Мистериями, эти знания передавались от поколения к поколению, делая избранных молодых людей могущественными магами, способными одним усилием воли преобразовывать Вселенную в соответствии с их невероятными замыслами.
Казалось бы, уже само по себе навязчивое изобилие таких материалов и безапелляционная форма их подачи должны настораживать вдумчивого читателя, но… задумываться и анализировать зачастую недосуг, а верить в чудо хочется многим. И иные, слепо веря в любые сказки, копируют и развивают дальше, насколько хватает фантазии, даже самые бредовые идеи. И множатся, как тараканы, досужие рассуждения и методики лечения камнями от всего чего угодно, рожденные в большинстве своём энтузиазмом дилетантов, далеких как от геологии, так и от медицины, да и от серьёзной астрологии тоже. Именно от серьёзной астрологии, накопившей немало ценных знаний, но имеющей мало чего общего с тем, о чем идет речь. Эзотерические знания не могут быть предметом обсуждения праздной толпой на базарной площади. Тем не менее число новых авторов и ярых поклонников псевдонаучных идей растет день за днем. Возможно, что изделиям из камня в силу совокупности понятных причин понадобилось в наши дни нечто большее, чем просто торговое название, – не только спрос рождает предложение, но и умелое предложение создаёт спрос. Возможно, но главная причина не в этом.
Первая группа оккультных наук – дисциплины, опирающиеся на объективные данные: астрология, графология, хирология, хиромантия, а также дактилоскопия. Сюда же относится и психиатрия. Вторая группа оккультных наук оперирует субъективными данными. Сюда относятся в первую очередь различные мантические дисциплины, то есть способы гадания. Третья группа оккультных наук – различные виды магии, основная цель которых – воздействие на природу и человека с помощью оккультных методов. Существует несколько видов магии, различающихся по целям и способам воздействия. Профессиональную магию издавна подразделяли на Белую (теургию) и Черную (некромантия, чернокнижие). Но различие между ними скорее этическое, чем техническое.
В XVI веке известные ученые Парацельс и Д. Кардано связали хиромантию с принципами астрологии. Астрологи основывали свое учение на влиянии планет на все земное и делили сущность человека на семь планетных сфер: Венера, Юпитер, Сатурн, Солнце, Меркурий, Марс и Луна. Хироманты считали, что каждой из семи планет соответствует определенная часть руки, на которой «отражаются» хорошие и дурные свойства человека, зависящего от данной планеты.
Иногда предсказания и гороскопы не точны. Специалистов, которые могут дать предсказания в рамках западной астрологии достаточно, но Китай во многом так и остался страной-загадкой. Точные и правдивые гороскопы и по сей день большая редкость.
Процесс формирования и собирания Сокровенного знания был далеко не благостным. Понятно, и тогда были свои войны, классовые противоречия, распри между новаторами и архаистами – все как у людей. Но главная борьба – на идеологическом фронте; это борьба древнееврейского монотеизма и раннего христианства с различными языческими религиозными учениями, с оккультными знаниями. Борьба и внутри своего сообщества, и с влияниями извне. И авторы Библии горячи и непреклонны в отрицании рукотворных кумиров, древних богов, давно выродившихся в бесов. Примером может служить весьма эмоциональное обвинение пророка Исайи по адресу «дочери Халдеев» – астрологии (Ис. 47).
Чтение книги Элис О. Хоуэлл похоже на разговор с «удивительно деятельной и радостной старой женщиной», о которой рассказывается в одной из историй, приведенных в этой книге. Обучая астрологии, автор дает нам отпить из источника множества древних традиций, каждая из которых, по ее собственным словам, «делает различные акценты или по-разному подходит к одним и тем же вещам».
Последние десятилетия ознаменовались необычайным ростом интереса к гаданиям и мистике. Курсы хиромантии читаются в различных учебных заведениях (в частности, в Мюнхенском институте парапсихологии). В 1993 г. Элизабет Тесье – звезда предсказателей в Париже – опубликовала свой альманах, который разошелся тиражом в 60 млн. экземпляров. Достаточно сказать, что одним из ее клиентов является испанский король Хуан Карлос. Известный французский политический деятель Франсуа Миттеран тоже консультировался у представителей астрологических профессий, а его наставник-гуру проживает на Ближнем Востоке. Исследование параллельного мира идет одновременно с достижениями официальной науки. Так, в 2000 г. в Париже собрались лучшие представители параллельной медицины, парапсихологии, астрологии, хиромантии, ясновидения и другие специалисты, занятые эзотерикой.
А в оккультном смысле Старшие Арканы Таро воплощают в себе схему отношений Вселенной, Бога и человека или схему ментального, астрального и физического планов бытия. Не правда ли, это очень напоминает Книгу Перемен? Можно сказать, что Таро – это своего рода конспект, дающий на символическом языке ключ ко всем герметическим наукам – магии, алхимии, астрологии и каббале. Но похоже, что «ключ» к овладению «ключом» все-таки утерян, – и сейчас Таро используется в основном для гадания, хотя теоретически его возможности неисчерпаемы.
А нестандартно мыслящие ученые уходили раньше и уходят сейчас за пределы ортодоксальной науки: Пифагор был чистым мистиком и оккультистом; один из основателей современной науки, Френсис Бэкон, явился и основателем масонства; Ньютон занимался астрологией и еще более фанатично алхимией; Парацельс был алхимиком и астрологом; Бутлеров занимался спиритизмом; современный американский ученый Джон Лилли, прославившийся опытами на дельфинах, является представителем современной мистики и оккультизма; известный американский физик-теоретик Энтони Мертон занимается теософией [42]; профессор Г. И. Дульнев изучает Тонкий Мир (телепатию и телекинез); доктор биологических наук, профессор С. В. Сперанский исследует телепатию и телепортацию (перенос лекарственных препаратов на больного); академик П. П. Гаряев занимается изучением фантомных эффектов и телепортации; доктор сельскохозяйственных наук Э. К. Бороздин исследует тонкие тела живых существ; академик В. П. Казначеев исследует полевую форму жизни человека; доктор Цзян изучает вопросы биосвязи и влияния ее на живые существа [59, с. 42] и т. д.
Все знания, которые автор предлагает читателю, имеют практическую направленность. Они основаны на обзоре древних и современных источников по астрологии и нумерологии, а также на опыте автора.
Были выявлены связи между каббалой и Таро, гностицизмом, нумерологией. Появились, как и во многих науках, пересекающиеся дисциплины (каббалистическая астрология, например), которые быстро нашли своих многочисленных последователей.
БЛИЗНЕЦЫ. Знак Зодиака. Согласно астрологическим понятиям, этот знак – символ космической двойственности. Энергия Близнецов выражается в духовной подвижности, процессах мышления и коммуникации, полярности и относительности жизни. Месяц Близнецов – 21.5 – 21.6 способствует тому, чтобы обрести чувство реальности, распознать противоречивую ситуацию, увидеть новые пути к внутренней свободе. Планета Близнецов – Меркурий. В трактовке классической астрологии под управлением знака находятся плечи, предплечья, кисти рук, легкие, кровеносная и нервная системы. Характерно, что очень многие представители знака Близнецов подвержены бессоннице, а после напряженной умственной работы им требуется длительный отдых. Близнецам крайне важно умение расслабиться, навыки для снятия нервного напряжения, чтобы предотвратить весьма болезненные срывы, что не редкость для этого знака. Здоровье Близнецов вообще зачастую не слишком крепкое: кроме указанных выше, у них довольно часты болезни кишечника, артриты, ревматизм, головные боли.
Нумерология также очень тесно связана с астрологией. По мнению нумерологов и астрологов, каждая планета соответствует какому-либо числу и тем или иным образом влияет на поведение и характер человека.
В восьмой книге в обших чертах изложена египетская теология: первопричина (гл. 1), Единое, бог – отец сущности, или первое умопостигаемое (гл. 2), высшие боги (гл. 3), герметическая астрология (гл. 4–5), астрология и судьба (гл. 7–8).
Астрология – наиболее древняя из дошедших до нас областей знания. Она развивалась одновременно во многих культурах: в Древнем Египте, Китае, Индии, у индейцев майя, а в более поздний период и на Ближнем Востоке.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я