Уроки Литературы

Таяна Нестер, 2021

Две ученицы и два учителя. Две судьбы и две жизни. Две драмы и две истории. А между ними – бесчисленное множество слез, предательств и разочарований. Маргарите Зуевой всего семнадцать лет. У нее ангельский взгляд и сердце, полное поклонения красивому преподавателю физики. Загнанная и несчастная Маша Окулова, ученица 11 класса, страдающая от разбитого сердца, оказывается неравнодушной к учителю русского языка, который, кажется, видит ее насквозь и умеет читать мысли девушки. Что будет, если те, кому не положено влюбляться друг в друга, пойдут наперекор условным запретам? Две сюжетные линии и два разных времени, два глубоких переживания и одна любовь. Встреча и разлука, триумф и поражение, честность и жестокий урок – все переплетено в единый клубок из чувств и смыслов. Комментарий Редакции: Когда горькая математика заставляет подчиняться незыблемым аксиомам, на помощь приходит самая настоящая лирика, убеждающая, что истинная любовь растворяет любые запреты. Нехитрый подсчет доказывает: разбитое сердце плюс сильное чувство минус боль сожаления умножить на неизбежную трагедию первого чувства равняется… Впрочем, любопытный читатель и сам узнает исход этой нежно-горькой истории, если осмелится долистать до финальных строк.

Оглавление

Глава 8

Рита

«Тишина школьного коридора дарит какое-то странное успокоение», — подумала Рита, опираясь на подоконник. Шел последний урок — физкультура, от которого у Зуевой теперь было законное освобождение. Она уже подготовила листочки для жеребьевки: в жестяной банке из-под чая, которую Рите дали в столовой, лежали девяносто ровных тетрадных листочков. Оставалось только дождаться всех остальных одиннадцатиклассников и вытянуть имя своего «подопечного».

Когда Егор объявил, что подготовкой к жеребьевке будет заниматься именно Рита, он встретил некоторое возмущение со стороны других девочек. Зуева уже готова была передать возложенную на нее миссию кому-нибудь другому, но Соколов был непреклонен:

— Жеребьевка должна быть честной, девочки, — сказал он. — Без обид.

После этих слов одиннадцатиклассницы вдруг умолкли, подтвердив этим опасения Егора. Он, что-то неодобрительно хмыкнув по этому поводу, пообещал Рите принести ей полный список всех учителей после урока. Соколов сдержал обещание, и теперь Зуевой оставалось только ждать конца седьмого урока.

Библиотека почему-то не работала, свободных и незапертых кабинетов, как обычно, не было, поэтому Рита туда-сюда ходила по коридору второго этажа, периодически останавливаясь у какого-нибудь окна. Сесть на подоконник не позволяло воспитание, скамеек здесь никогда не было, поэтому девушке приходилось стоять.

До конца урока еще оставалось добрых двадцать минут. Достав из сумки учебник по физике, который она всегда носила с собой, Рита стала перечитывать уже почти выученный ею наизусть параграф о законе электролиза. Сквозь пелену научного текста в мысли Риты то и дело врывался образ Игоря Сергеевича, поэтому, услышав его голос, она не сразу поняла, что это было на самом деле.

— Отрадно видеть, что ты не проводишь время впустую, — похвалил девушку учитель.

Рита, оторвав взгляд от учебника, несмело взглянула на него. Игорь Сергеевич выглядел необычно — небрежно уложенные волосы, темно-синие джинсы и белая рубашка делали его совсем молодым. Учитель улыбался, серый клетчатый пиджак был перекинут через его руку.

— Здравствуйте, Игорь Сергеевич, — поздоровалась Рита. — Не ожидала встретить вас в школе.

Игорь Сергеевич развел руками, широко улыбаясь.

— Даже в методический день иногда приходится ходить на работу, — объяснил он. — Почему ты не на уроке?

— У нашего класса сейчас физкультура, — ответила Рита, — а у меня освобождение.

Учитель бросил взгляд на ее ноги. Сегодня Рита была в брюках, которые отлично скрывали повязку на ее колене, и Игорь Сергеевич вдруг подумал о том, что платья Зуевой идут больше. Девушка почему-то покраснела, словно прочитала его мысли.

— Если ты хочешь, можешь пойти со мной, — предложил Игорь Сергеевич. — До звонка еще есть пятнадцать минут, не в коридоре же стоять!

Рита еле различимо кивнула и закрыла учебник. Игорь Сергеевич, бросив вопросительный взгляд на черную обложку, поинтересовался, направляясь к своему кабинету:

— Какую тему повторяешь?

— Закон электролиза. — На один шаг учителя Рите приходилось делать два, и со стороны это выглядело так, будто бы Игорь Сергеевич скрывался от назойливой ученицы, а она пыталась его догнать. — Чем ближе экзамен, тем страшнее мне становится.

Это признание, случайно брошенное уже у самых дверей кабинета физики, остановило учителя. Теперь он смотрел на Риту с искренним удивлением, огоньки которого плясали в его сапфировых глазах. Девушка, вперившись взглядом в учебник, думала о том, как на удивление просто далось ей это признание, ведь даже наедине с собою она запрещала думать об этом. Но иногда уверенность в собственных силах сменялась ужасом предстоящего поражения, и в такие моменты Рита начинала думать о правильности своего выбора.

— Почему ты боишься? — спросил Игорь Сергеевич, поборов удивление. Вставив ключ в замочную скважину, он открыл дверь, и галантно пропустив девушку вперед, снова запер ее, на сей раз изнутри. — Иначе работать будет невозможно, — объяснил он, поймав встревоженный взгляд голубых Ритиных глаз. — Ну, так что?

Она села за свою парту — вторую в первом ряду и, положив руки на столешницу, ответила:

— Вдруг, я все забуду? Ошибусь в расчетах, перепутаю формулы, испорчу бланк…

Рита тараторила несколько минут и все это время смотрела на свои руки, в то время как Игорь Сергеевич смотрел на нее. Многословность никогда не была присуща этой ученице, наоборот, в большинстве случаев Зуева всегда отмалчивалась. На уроках она отвечала только, когда ее спрашивали, она не позволяла себе лишних комментариев, и учитель всего лишь пару раз видел, что Рита разговаривала с одноклассниками. А сейчас она сказала так много, и ее сбивчивая речь открывала ее с какой-то новой для Игоря Сергеевича стороны.

Когда все слова закончились, Рита взглянула ему в глаза, тут же густо покраснев. Запал прошел, и перед учителем снова сидела молчаливая и постоянно смущающаяся отличница. Но теперь Игорь Сергеевич знал, что Рита может говорить по-другому. А еще он понял, что ей было действительно страшно.

— Ты так сильно боишься завалить физику?

Игорь Сергеевич сел за первую парту, развернувшись лицом к Рите. Они сидели очень близко — их разделяла одна только столешница. К удивлению учителя, Зуева не покраснела, наоборот, кровь отхлынула от ее лица. Голубые глаза Риты на фоне ее бледной кожи казались двумя сияющими клочками летнего неба.

— Нет, — выдохнула Рита. — Я боюсь не этого.

— Тогда чего? — Игорь Сергеевич нахмурился. — Боишься подвести родителей? Себя? Школу? — на последнем слове он усмехнулся.

Рита неожиданно смело посмотрела в глаза учителю и призналась:

— Я боюсь подвести… — Девушка замялась, но понимала, что пути назад уже нет, а лгать Игорю Сергеевичу ей не хотелось. — Вас. Я боюсь подвести вас.

Все эмоции на лице Игоря Сергеевича вдруг исчезли, словно неудавшиеся наброски художника, разочаровавшегося в своих работах и пожелавших их уничтожить. Даже глаза учителя — сапфировые, живые омуты сейчас ничего не выражали. До Риты, наконец, дошло, что она сказала. Безобидные, на первый взгляд слова, прозвучали в пустом кабинете физики, как признание в любви.

Девушка вскочила со своего места, схватила сумку и побежала к двери. Ключ, к счастью Риты, торчал в замочной скважине, но уже через две секунды выяснилось, что он никак не желал проворачиваться в замке. В отчаянии Рита обернулась и увидела, что Игорь Сергеевич стоял в двух шагах от нее.

Бежать было некуда.

— Четыре года назад, — спокойно начал Игорь Сергеевич, — после института я пришел работать в школу. И так случилось, что мне сразу дали одиннадцатый класс, причем, гуманитарно-эстетический.

Рита, заметно успокоившись, подняла глаза. Учитель сделал несколько шагов назад, увеличив дистанцию между ним и ученицей. А девушка инстинктивно шагнула ему навстречу.

— И в этом гуманитарно-эстетическом классе, — продолжал говорить Игорь Сергеевич, — где все поголовно сдавали литературу и историю, был один мальчик — Егор. И вот этот самый Егор всегда хотел сдавать физику.

И снова — его шаг назад, а Ритин — к нему.

— Моя предшественница преподавала в той школе тридцать пять лет, представляешь? — Игорь Сергеевич протянул свою руку, и Рита несмело вложила свою ладонь в его. — Какая холодная! Ты замерзла?

Шокированная Рита отрицательно покачала головой. Игорь Сергеевич, держа ее за руку, подвел девушку к ее парте и, дождавшись, когда она сядет на стул, продолжил:

— Егору я сразу не понравился. Он считал, что я не смогу его научить, и я — двадцатитрехлетний выпускник педагогического института был с ним полностью согласен. Весь сентябрь и добрую половину октября мы убили на взаимную неприязнь друг к другу. Сначала у меня совсем не получалось преподавать: слова путались, формулы выпрыгивали из головы, и даже учебник я всегда открывал не на той странице. — Игорь Сергеевич улыбнулся, вспоминая об этом. — А потом, уже в конце октября, вечером в моем кабинете появился Егор. У него что-то пошло не так с его репетитором, а ноги почему-то привели его ко мне. Я предложил пареньку помощь, он ее, скрепя сердце, принял. Мы начали работать, и Егор сдал экзамен на максимальный балл.

Рита не могла представить, что когда-то Игорь Сергеевич сомневался в своих силах, и что ему было сложно преподавать. Всегда уверенный, рассчитывающий все в уме — этот образ никак не вязался с образом человека, которым, по словам учителя, он был всего лишь четыре года назад.

— Егор не боялся меня разочаровать, в какой-то момент он вообще перестал бояться. Он был твердо уверен, что сдаст экзамен, и поэтому сдал его.

Рита нахмурилась.

— Но, Игорь Сергеевич, разве излишняя самоуверенность не является плохим качеством? — спросила она.

— Егор не был самоуверенным, — ответил учитель. — Он был честен с самим собой. Вот скажи мне, Рита, ты готовишься к экзамену?

— Конечно! — воскликнула девушка. — Вы ведь знаете!

— Делаешь ли ты домашние задания?

Кивок.

— Не ты ли выиграла олимпиаду?

— Я.

— А теперь, Рита, подумай: если ты готовишься, если ты знаешь предмет, как ты можешь завалить экзамен?

Задумавшись, Рита вспомнила слова Игоря Сергеевича.

— Вы только что сами говорили, что у вас не получалось преподавать, что вы забывали формулы…

Он поднял ладонь вверх, дав знак, чтобы Рита остановилась.

— Я никогда не считал — и не считаю себя хорошим учителем, поэтому-то я и…

Рита, впервые в жизни перебив взрослого человека, спросила:

— Вы шутите?

— Нет, это правда. — Игорь Сергеевич окинул Риту внимательным взглядом и еще раз объяснил: — Хорошим учителем меня считаете вы — мои ученики, поэтому у меня получается учить. А я верю в вас и ваши успехи. — Учитель улыбнулся. — Тебе нужна уверенность Егора, Рита, потому что все остальное у тебя уже есть.

«Он верит в меня», — думала Рита, счастливо улыбаясь. Она вдруг почувствовала себя так хорошо, что ей захотелось остаться в этом кабинете навсегда. Компания Игоря Сергеевича не давила на нее, как обычно, а наоборот, приносила странное удовольствие.

— И я прошу тебя, — донесся до девушки голос учителя, — больше не пытайся убежать. Что бы ты ни сказала, я пойму.

Рита хотела ответить ему, но не успела начать — прозвенел звонок, а это значило, что ей пора уходить.

— Спасибо, Игорь Сергеевич, — поблагодарила учителя Рита.

— Сейчас только сентябрь, — сказал он. — Я научу тебя не бояться.

— Чего?

Игорь Сергеевич легким движением провернул ключ в замочной скважине, а потом тихо ответил перед тем, как открыть дверь:

— Всего.

* * *

В кабинете биологии Рита появилась через пять минут после звонка, до ужаса смущенная последней репликой Игоря Сергеевича. Соколов, вальяжно сидящий на учительском столе, не без удивления поинтересовался, кто заставил одноклассницу так покраснеть, но получив в ответ недовольный взгляд, хлопнул в ладоши, привлекая всеобщее внимание:

— Начнем?

Выпускники дружно кивнули и по очереди подходили к Рите, вытягивая из банки по листочку. Кто-то радовался, кто-то удивленно вздыхал, а кто-то, понуро опустив плечи, представлял встречу с не самым любимым педагогом.

Олеся Афанасьева из 11В, продефилировав к столу, с широкой улыбкой запустила руку в банку. Вытащив скрученную в трубочку бумажку, а затем медленно ее развернув, девушка хлопнула от восторга в ладоши.

— Игорь Сергеевич!

Ее возглас был встречен понурыми взглядами других девочек, мечтавших о совместном концертном номере с физиком. Рита, представив учителя в компании Афанасьевой, только грустно улыбнулась.

— Эх! Попытаю удачу без очереди! — Егор подцепил листочек, едва не выронив банку из рук Риты, а затем, жалобно взглянув на других ребят, поинтересовался: — Можно поменять? А?

Аккуратным Ритиным почерком было выведено: Славцева Агнесса Илларионовна.

— Еще чего! — возмутилась Афанасьева. — Сам говорил, кому достанется…

— Ладно-ладно, — отмахнулся от нее Егор. — Рит, ты тоже тяни! А то писала это полдня, потом еще в трубочки скручивала!

Улыбнувшись, Рита достала из банки первую попавшуюся бумажку. «Игорь Сергеевич уже точно будет выступать с Олесей, кто достанется, тот и достанется», — думала Рита, развернув листок.

Едва начав читать, она посмотрела на Афанасьеву, а затем протянула бумажку Егору.

— Одинцов Игорь Сергеевич, — прочитал тот.

Класс оживленно вздохнул.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я