Времена. От Цезаря до Путина

Игорь Анатольевич Карпусь

Новая книга историка-педагога уникальна по содержанию и охвату – более двух тысячелетий. Это занимательная лента политики и истории знаменитых и неизвестных, литературы и искусства, общественных нравов и природы, лирических заметок…Автор поднимает жгучие проблемы современности и пишет о них вдумчиво, живо, искренне. Перед читателем разворачивается яркая панорама российской действительности с глубоким выходом в прошлое.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Времена. От Цезаря до Путина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Беседы с учениками

Славик, ты задаёшь мне вопросы, на которые нет однозначных и определённых ответов. Есть люди, полагающиеся только на свой разум, знания и опыт, они планируют и рассчитывают свои действия и поступки и никогда не рискуют поступать необдуманно. А есть другие, они предпочитают верить своему чутью и предрасположенности, потому что не раз добивались успеха на этом пути. Это люди, наделённые от природы сильным даром предчувствия — интуицией, она их, как правило, не обманывает. Вообще же все мы иногда взываем к этому ценному дару, когда условия и обстоятельства слишком ненадёжны и неопределённы, когда наверняка предпринять что-либо весьма затруднительно. Надо уметь себя слушать и слышать, наша природа всегда спешит нам на помощь.

Выбирать приходится всю жизнь, Алина, и даже саму жизнь, когда возникает желание наложить руки. Помню, в раннем детстве мать повела меня в магазин и остановилась у витрины с игрушками: «Выбирай». Я схватил маленький яркий автобус и крикнул: «Хочу это!» Но матери мой выбор не понравился, и она строго сказала: «На автобусах катаются только взрослые, тебе он не нужен. Смотри, какой красивый зайка-попрыгайка», — и она протянула мне ватного зайца в блёстках. Так первый выбор за меня сделала мать, и не скажу, что в дальнейшем всегда делал выбор в пользу того, что хотелось.

Урок пошёл впрок, и приходилось брать то, что доступно и более необходимо. В этом и заключается ограниченность наших выборов, душевные и умственные терзания. Сначала выбор между яблоком и конфетой, кино и мороженым, игрой и уроками, любимой химией и нелюбимой математикой, «Как закалялась сталь» и «Человеком-амфибией» (читал вместо заданного романа), между товарищеской солидарностью и дисциплиной (они сбежали с урока, а я остался)… — это детские выборы. Потом наступает выбор профессии, невесты, образа жизни, линии поведения. Выбор приятелей и друзей, местожительства, одежды и мебели, развлечений, марки автомобиля, дачного участка, турпоездок… Выбор президента, депутатов, зрелища и книги, коллег и начальников, напитков и марки кофе…

Каждый день вы делаете маленький или большой выбор: что надеть, что приготовить, куда пойти, кого позвать, как вести себя с детьми… Необходимость выбора постоянно напоминает о себе и направляет вашу волю в жёсткое русло решений и планов, мы выбираем не только сегодня, но на перспективу, своё будущее. Мы в равной степени рабы воли, когда выбираем, и безволия, когда отказываемся это делать и передоверяем другим. Тогда мы ещё позволяем и управлять собою.

Бывают сложные и лёгкие выборы, но в каждом из них проявляется наш характер, вкус, опыт, предпочтения, сложившаяся система ценностей. Поэтому можно перефразировать: скажи, что ты выбрал, и я скажу, кто ты. Надо научиться выбирать самое значительное, настоящее, достойное, прекрасное, и тогда исчезнет засилье пошлости, халтуры, безвкусицы, ширпотреба, исчезнут ничтожные надутые политики и «звёзды», хамство и самозванство. Ошибка в выборе нередко пускает под откос всю нашу жизнь: рушатся семьи, вгоняет в депрессию нелюбимая работа, разоряют необдуманные расходы, уходят хорошие люди. Наконец, ложный выбор может стоить и самой жизни.

Но есть вещи, между которыми не может быть выбора, иначе вы рискуете потерять лицо. Это ложь и правда, подлость и благородство, независимость и лакейство, верность и предательство, жестокость и милосердие. В таких случаях, которыми переполнена жизнь, постарайтесь не делать выбора.

Артём, кто сказал, что материальная стеснённость противоречит личному выбору и желаниям? Многие увлечённые люди признавались в моё время, что занимаются любимой работой, да ещё и деньги за неё платят. Весьма скромные, даже символические. Это библиотекари, учителя, архивисты, музейщики, хранители, лесники… кто там ещё? Они при любом раскладе не бросили бы свои занятия, уверен, и преданно служили выбранной профессии.

Известно немало случаев, когда, получив огромные деньги, их обладатели не изменили ни на йоту образа жизни и продолжали заниматься привычным делом. Это распространённое заблуждение, что достаток и избыток радикально меняют человека. Нет, он остаётся самим собою, со своей культурой, психологией и опытом. А деньги дают лишь дополнительные возможности раскрыть неосвоенный потенциал.

Была до революции такая сверхпопулярная газетка «Московский листок», её издавал Николай Пастухов. Он с гордостью говорил «Я сам себе предок» и был абсолютно прав: выбился в крупные предприниматели и миллионеры при полном отсутствии образования и воспитания, только благодаря недюжинной энергии, смекалке и способностям.

Родом из бедных мещан провинциального городка, Пастухов служил мелким чиновником и в юности жадно читал всё подряд, начал писать стихи. На скопленные деньжонки открыл маленькую пивную-забегаловку, но проторговался и подался в репортёры одной из московских газет. Деловая хватка, настойчивость и изобретательность в добывании самых свежих новостей быстро выдвинули Пастухова на первое место в газетном мире, в 1881 он сам добился издания «Московского листка» и вскоре довёл его тираж до нескольких десятков тысяч.

Став богачом, Пастухов не переменился даже в мелочах, не кутил и не роскошествовал, а тратил огромное состояние на любимую газету и семью. Его единственным удовольствием оставалась рыбалка, даже в морозы он часами просиживал у проруби. И по-прежнему занимался репортёрской работой, добывал такие сенсации, что Москва только руками разводила. Он первый из всех журналистов опубликовал в 1896 коронационный манифест, опередив даже правительственные газеты.

А секрет был простой: Пастухов дал небольшую взятку курьеру, и тот вытащил из пачки несколько экземпляров для щедрого барина. Мне симпатичны такие люди, они заставляют нажитые капиталы служить своему делу, а не наоборот, когда легкомысленно спускают немереные состояния.

Я пенсионер, и при наличии приличных денег стал бы путешествовать — единственное моё желание. Если бы удалось побывать в Италии не в 60, а в 20 лет, я бы наверное стал в чём-то совсем другим человеком — эта страна облагораживает и возвышает. Всё остальное мне доступно и при ограниченных средствах: книги, природа, интернет, творчество, приятели.

Нет, Олег, недопустимо, добро и зло несовместимы, и либо маленькое зло уничтожит большое добро, либо добро одолеет зло. Твой вопрос из области софистики, которой любили развлекаться и дурачить наивных слушателей античные мудрецы. Софистика выворачивает понятия наизнанку и меняет их местами, абсолютные вещи размываются и теряют своё первоначальное содержание. С помощью софистики негодяи всех мастей оправдывали свои тёмные делишки, преступления и нередко выходили сухими из воды. У нас, в России, именно жажда большого добра любой ценой породила массу маленьких зол, а из них вырос сталинизм, ГУЛАГ, беззаконие, произвол и подавление личности.

Да, Миша, обходиться без потерь мечтают многие. Это вопрос, на который нельзя ответить убедительно и объективно. Уверен, что теряешь, а на самом деле — находишь, например, опыт, мудрость, выдержку. Так бывает, когда лишаешься чего-то дорогого и привычного. Но ведь на смену любым потерям идут новые приобретения, и это уже зависит от судьбы, характера, возраста. Я сейчас теряю больше, чем в молодые годы: здоровье, увлечённость, друзей, мастерство, веру… А что взамен? Наверно, сосредоточенность, зрелость мышления, острота восприятия жизни и природы, обходительность с людьми. Надо всё время испытывать желания, пусть самые маленькие и незатейливые, и шаг за шагом их осуществлять. А ничего не желать — это духовная смерть, превращение в потребляющий механизм.

В самом деле, Валюша, чем отличаются позёры и серьёзные люди? Могу напомнить басню Крылова про пустую бочку. Причина в уровне культуры и самооценки. Глубокому умному человеку нет нужды демонстрировать свои знания напоказ и добиваться дутого авторитета у неразборчивых людей. Он использует свой багаж по назначению в нужное время и руководствуется необходимостью. Пустые самовлюблённые болтуны, напротив, очень ревнивы к своей репутации и любыми средствами стремятся внушить о себе преувеличенное представление. Этим они как бы компенсируют свою неразвитость и ограниченность и создают видимость многознания, образованности.

Впрочем, чаще всего добиваются обратного эффекта: неуместные и бессодержательные высказывания быстро надоедают окружающим и вызывают их осуждение, даже недалёкую публику на чистой воде не проведёшь. Быть хорошим собеседником, рассказчиком — огромный талант и встречается редко. Тут нужны эрудиция, наблюдательность, чувство меткого живого слова и умение придать своим знаниям остроумную форму. Таких ищите и слушайте, остальных посылайте…

Ты интересуешься, Сергей, почему время такое разное? Не только по твоим представлениям, но всеобщим. Объективного, равномерного и неизменного времени для нас не существует, оно преломляется в нашем сознании, психике и трансформируется в новую реальность в зависимости от характера переживаемых событий и процессов. Разве для вас время не останавливалось в момент душевных потрясений, несчастья и ожидания? Как хочется поскорее преодолеть эти тяжёлые выматывающие состояния!

И наоборот: как стремительно бежит время в любви, в любимых занятиях, общении с друзьями, на отдыхе, как его хочется продлить! Отсюда эффект многомерности и наполненности одного и того же времени у разных людей. Про одного можно сказать, что прожил несколько жизней по богатству сделанного и пережитого. Время другого пустое и бесцветное, тягучее и нескончаемое, таким и одну жизнь прожить — сущее наказание. Временем можно управлять, даже подчинять себе, если расширять и умножать содержание своей жизни.

Победит тот, Женя, кто выдержит столкновение: либо сила, либо препятствие. Или вернутся к исходному состоянию до нового конфликта. Вспомните историю Великой Отечественной войны. Немецкая сила была несокрушимой вплоть до декабря 41-го и гнула советское сопротивление. Под Москвой эта сила разбилась о непреодолимое препятствие Красной Армии и вынуждена была отступать. То же самое происходило в ходе Сталинградской битвы, битвы за Кавказ, обороны Ленинграда и особенно ярко проявилось в зеркальном отражении под Берлином. Там непреодолимое немецкое препятствие рухнуло под напором превосходящей силы советских войск. Та же закономерность действует и в личной жизни. Столкновение сильных характеров может закончиться поражением менее стойкого либо уступкой более мудрого. Приветствуется компромисс, особенно в семейной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Времена. От Цезаря до Путина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я