Времена. От Цезаря до Путина

Игорь Анатольевич Карпусь

Новая книга историка-педагога уникальна по содержанию и охвату – более двух тысячелетий. Это занимательная лента политики и истории знаменитых и неизвестных, литературы и искусства, общественных нравов и природы, лирических заметок…Автор поднимает жгучие проблемы современности и пишет о них вдумчиво, живо, искренне. Перед читателем разворачивается яркая панорама российской действительности с глубоким выходом в прошлое.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Времена. От Цезаря до Путина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Верю — не верю

Во времена моей молодости очень популярным было коротенькое гадание на ромашке. Обрывали поочерёдно лепесток за лепестком и загадывали: любит? не любит? Последний лепесток и давал ответ на жгучий вопрос. А сегодня в числе востребованных другие гадания и вопросы, спрашивают не про любовь, а про окраску вашей совести: веришь? не веришь? И если получают отрицательный ответ, то хмурятся и с недоверием смотрят на смельчака — как это он позволил себе бросить вызов обществу? Ибо общество в основном верующее. Более 80% опрошенных заявили, что верят в бога.

Однако не спешите умиляться, не принимайте всерьёз результаты статистики. Уверяю вас, что подлинно религиозных людей у нас наберётся не более 5—6%. Это те, кто регулярно читает Священное Писание, ходит в церковь и убеждённо исполняет все обряды, а главное, старается жить, как предписывают религиозные нормы. Все остальные — самозванцы и стали таковыми без рассуждений и сознательного выбора, чисто механически, как машинально люди едят, оправляются, совокупляются и дышат. Это верующие не по убеждению, а по обычаю, чтобы не отстать от других, быть «как все», не выделяться и не вызывать подозрения. Они пришли к вере так, как выбирают перчатки: подходят — не подходят, сегодня одни, завтра другие.

Религия объявлена, вопреки Конституции, идеологической опорой государства, она всемерно насаждается и поддерживается властью, её вбивают в сознание населения с детского возраста. И не требуется никакого мужества, чтобы покорно и послушно заявить, как требуется: я верю. Если завтра религию признают предрассудком и заблуждением незрелого ума, то мгновенно миллионы новоиспечённых верующих перекрасятся в атеистов и будут вызывающе отвечать: не верю. Во всяком случае, чтобы уважать себя, постарайтесь не гадать и не подстраиваться. Помните о свободе совести и дорожите этой свободой.

Отношение к религии напоминает известную поговорку: и хочется, и колется. С одной стороны, человеку трудно примириться с бессилием перед реальной действительностью, её непреодолимыми угрозами и бедствиями: болезни, катастрофы, войны, голод, несправедливость, смерть… Человеку страстно хочется верить, что есть в мире силы, могущественнее природы и реальности, силы, которые придут на помощь и отведут неисчислимые страдания и несчастья, упрочат положение слабого бедного существа. В наличие бога верит и хочет верить абсолютное большинство. Тут задействована ещё и тысячелетняя традиция, привычка веры. С другой стороны, оспаривать давно доказанное, отрицать неопровержимые научные факты и выводы в 21 веке слишком наивно и глупо, это могут делать только упрямцы и фанатики. Никакой сверхъестественной, иной наличности, кроме бытия и небытия, нет и не может быть, никаких внеприродных, внекосмических сил и творцов.

Религия — потребность человеческой психики, и это подтверждают самые последние исследования, в частности — результаты археологических раскопок. Из них следует, что существует генетическая предрасположенность к усвоению преобладающей в данном обществе религии. Американские археологи Маркус и Флэннери, которые 15 лет занимаются раскопками в Мексике, настаивают, что вера в сверхъестественные силы возникла в родовом обществе и прочно закрепилась в первой системе человека, поскольку давала преимущества в борьбе за существование, сплачивала людей и побуждала ставить общественные потребности выше собственных интересов. Таким образом, ещё раз обоснована давняя материалистическая теория земного происхождения религии, её эволюционных корней.

Человеку тепло, уютно с Богом и не хочется расставаться. Первез Худбхай, физик-атомщик из пакистанского университета, свидетельствует, что на лекциях по космологии студенты слушают внимательно, пока он рассказывает об истории Вселенной от Большого взрыва до возникновения жизни и эволюции. Как только речь заходит о происхождении человека, так в аудитории вспыхивают такие бурные протесты, что приходится вызывать охрану. «Студенты не могут согласиться с Дарвином, — говорит Худбхай, — ведь с их точки зрения то, кем были твои предки, определяет и то, кто ты сам».

Что ж, таких студентов и их единомышленников можно лишь пожалеть. Они просто не сообразили, что быть потомком приматов для человека вовсе не оскорбительно. Приматы не знают вероломства, лжи, подлости, изуверства, извращённости, лицемерия, тирании и прочих человеческих пороков. По сравнению с нами, это просто добродетельные существа — чистые дети природы. А если признать себя сотворённым по образу и подобию, то возникает масса вопросов и главный: зачем было создавать такое чудовище, зачем было выпускать в мир двуногое мозговитое существо, чтобы оно тысячи лет насиловало, убивало, грабило, опустошало и при этом ссылалось на Бога?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Времена. От Цезаря до Путина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я