Связанные понятия
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.
Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.
Па́перть , или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде чем входили в церковь.
Зво́нница (ср. Колокольня) — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.
Упоминания в литературе
В 1797 г. император Павел I приказал очистить и окультурить берега реки Яузы и впадающих в нее притоков. По его приказу спустили ряд прудов, в там числе и Прачечный. На его месте образовалась большая треугольная площадь, названная Введенской. В конце XVIII века, по-видимому, вскоре после образования площади, перед церковью построили четырехъярусную колокольню, через которую был вход не только в храм, но и на церковный двор. Церковная ограда подходила к колокольне с двух сторон широкими полукругами. Церковь с новой колокольней красиво завершала восточную сторону площади. В 1871–1875 гг. к Введенской церкви пристроили большую
трапезную , заменившую старую, более тесную. В ней 17 июня 1875 г. освятили придел святого апостола Иоанна Богослова. Тогда же, возможно, был обновлен и главный иконостас. При его обновлении были оставлены Царские врата середины XVIII века с прекрасной барочной резьбой и деревянный золоченый балдахин над ними того же времени. Иконы также остались от старого иконостаса. Многие образа находились еще в прежней деревянной церкви, и по оценкам специалистов, в храме было около сорока икон XVII века и более ранних. Кроме традиционных росписей в интерьере имелось изображение старой деревянной Введенской церкви.
Под № 8 на Варварке числится целый комплекс культовых сооружений – бывший Знаменский монастырь. Основанный около 1630 года, он полностью выгорел в 1668 году. После этого и начал складываться дошедший до нас архитектурный ансамбль. Его центром является пятиглавый кубовидный собор. Сохранившаяся подрядная запись на строительство донесла до нас имена строителей – костромичей Федора Григорьева и Григория Анисимова. Первый из них именуется «каменных дел подмастерьем», очевидно, именно ему принадлежал замысел храма. Строительство шло довольно долго – с 1679 по 1884 год. Возможно, сказался сложный рельеф, потребовавший устройства фундамента на дубовых сваях. В нижнем ярусе собора размещались теплая зимняя церковь Афанасия Афонского и обширная
трапезная . На втором этаже – летняя холодная церковь Богородицы Знамения с галереями-папертями с западной и северной сторон и ризницей.
Восьмерик на четверике представляет собой образец петровского барокко, характерные черты которого сохранились и после перестройки. Даже
трапезная и колокольня не нарушали первоначального гармоничного замысла. Больший урон нанесли нерадивость и гонения в XX веке. В 1937 г. церковь закрыли, настоятеля арестовали, в церковных помещениях разместили мастерские. В 1960-х годах начали разбирать колокольню и главный алтарь, снесли ограду. В 90-х пришло время возрождения, образована женская обитель Покрова Богородицы с приютом для девочек-сирот. Территория огорожена мощным кирпичным забором. Возведен сестринский корпус, построен монастырский погреб. Обитель имеет статус Патриаршего подворья. Это высокий статус, и есть за что. В церковном дворике от всего веет какой-то благодатью – фруктовый сад, цветочные клумбы, могилы над спуском к воде и тут же лавочка, чтоб посидеть и отдаться своим размышлениям о вечном. Живописности места добавляет вид на пруд с высокого берега. На самом деле это каскад прудов с местами для пикников и платной рыбалкой; от церкви идут деревянные настилы и ступеньки к водосвятной часовне – купели.
Сразу возникла одна трудность – небольшие размеры храма не позволяли проводить масштабные государственные богослужения. Решение нашли быстро, и царь приказал реконструировать первую городскую церковь. В том же году храм расширили, пристроив с северной и южной сторон дополнительные приделы. С западной стороны к старому зданию пристроили большую
трапезную , над которой возвели двухъярусную колокольню с открытыми ярусами звона в виде больших арок. Под колокольней находился и главный вход с крыльцом, традиционно прозванным в народе «красным». В праздничные дни на красном крыльце стояли государь и придворные, а также отсюда оглашались важные правительственные указы.
В 1812 г. храм серьезно пострадал от огня и грабежей наполеоновских мародеров. Но уже вскоре после освобождения Москвы, 5 декабря, в Андреевском приделе отслужили молебен «об избавлении от иноплеменных». Через полвека, в 1862–1868 гг., храм обзавелся новой колокольней – одной из самых внушительных в Москве. Проект выполнил Н.И. Козловский, средства на строительство пожертвовал богатый прихожанин купец С.Г. Котов. Огромное сооружение, высотой более 60 м, не отличается ни выдержанностью пропорций, ни чистотой стиля. Тем не менее прихотливое смешение романских и ренессанских элементов с формами древнерусского зодчества создает живописный образ, явно ориентированный на созвучие с Кремлем. Во втором ярусе колокольни, тщанием П.И. Харитоненко в память об излечении его дочери от тяжкой болезни, была устроена небольшая церковь иконы Богоматери «Взыскание погибших». Она славилась прекрасным беломраморным иконостасом. Первое время наряду с новой колокольней Софийский храм сохранял и старую. Но в ходе большой реконструкции 1891–1893 гг. ее снесли. Тогда же по проекту В.И. Веригина древнюю
трапезную заменили новой, несоразмерно громоздкой, с приделами Николая Чудотворца и Андрея Первозванного. Внесли изменения в форму окон и убранство фасадов. Древние росписи также неоднократно подновлялись.
Связанные понятия (продолжение)
Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.
«Восьмерик на четверике » — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий).
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились...
Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов) — в целом, то же самое, что опистодом в египетском или античном храме.Духовное лицо, заведующее ризницей, называется ризничим, а в кафедральных соборах — это соборный ключарь.
Восьмери́к (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.
Подклет , подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Глава ́ в архитектуре — декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане. Главка — глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия.
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Подробнее: Шатёр (архитектура)
Хо́ры (греч. χορός — хор, древнерусское наименование — пола́ти) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях хоры имеют гораздо более широкий набор функций, на них могут располагаться как клирос, так и приделы, подсобные помещения и т. п.В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной алтарю) или опоясывают...
Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.
Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
Подробнее: Луковичные главы
Коко́шник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник.
Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.
Ру́сско-Византи́йский сти́ль — направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. В рамках эклектики мог сочетаться и с другими стилями.
Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции используются преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх...
Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Кресто́во-ку́польный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.
Бабинец — одна из трёх частей тридильного храма. Название происходит от украинского слова «баба», то есть притвор храма, где во время церковной службы могли стоять женщины. В связи с этим данное понятие преимущественно распространено в Восточной Европе (Украина, Белоруссия, Польша, Чехия) для обозначения западного притвора храма (преимущественно деревянного).
Солея ́ (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. На концах солеи располагаются...
Домо́вая церковь — в православии освящённое помещение, расположенное в жилище частного лица (домовая церковь в узком смысле слова) или в учреждении (домовая церковь в широком смысле слова). Иногда домовой церковью служит отдельная, на том же участке стоящая, освященная постройка. Домовая церковь имеет собственный антиминс, используется для совершения богослужения. Особым видом домовой церкви является «крестовая церковь» в архиерейских домах или резиденциях епископов.
Же́ртвенник — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва для совершения евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды».
Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».
Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Подробнее: Конха
Неф , или кора́бль (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Кио́т , киво́т, кио́ть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег), божница — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).
Ца́рские врата ́ — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Дом при́чта , при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского...
Пря́сло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями. То же, что и куртина в европейской терминологии.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Подробнее: Типы русских деревянных храмов
Баптистерий (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω — «крестить», крестильня, крещальня) — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Как правило, планировка баптистерия имела многогранную или округлую форму, а верхняя часть увенчивалась куполом.
Пресвите́рий (пресбитерий, пресвитерия; лат. presbyterium — «место для избранных», от др.-греч. πρεσβυτέριον — «собрание священников») — в западноевропейской (прежде всего, католической) церковной архитектуре пространство между нефом и алтарём (аналогом которого в восточных церквях является «престол») в восточной части храма. Название имеет тот смысл, что в пресвитерий могут заходить только пресвитеры (то есть священники).
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках...
Собо́р вселе́нских учи́телей и святи́телей (др.-греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — соборный праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви. Торжество совершается 30 января (12 февраля).
Часо́вня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь. Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах. В старообрядчестве является молельней. У католиков близким аналогом православной часовни является капелла.
Кли́рос (греч. κλῆρος — жребий, метание жребия, жеребьёвка, в том числе получение места или земли по жребию) — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию.
Лопа́тка (лизе́на, лизерна) — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту. Та часть плоскости стены, котoрая располагается между соседними лопатками, носит название прясла.
Упоминания в литературе (продолжение)
Монастырь, в храме которого 16 марта 1925 г., за 9 дней до кончины, служил свою последнюю литургию патриарх Тихон, был закрыт, и многие его строения обращены в «трудкоммуну для беспризорных», впоследствии в них помещались различные учреждения. В 1933–1934 гг. главный собор снесли и на его месте построили стандартное здание школы. На территории сохранились некоторые постройки: при входе в монастырские ворота с правой стороны стоит здание настоятельских покоев, с левой – кельи, к западу – здание
трапезной с больничной церковью, а вокруг еще остались стены монастыря, для возведения которых использовался камень от разобранной древней церкви Николы, что в Киевцах. Многие строения теперь отремонтированы, в церквах проходят службы. В 2006 г. Синод одобрил проект строительства Рождественского монастырского собора, который освятили в ноябре 2010 г.
К середине XV века монастырь имел две церкви, звонницу, кельи, множество хозяйственных построек. Но все дотла выгорело в 1485 году, а потом в 1538 году были выжжены новым страшным пожаром вновь отстроенные церкви, жилые и хозяйственные постройки. И тогда началось каменное строительство. Первым был построен Успенский собор с
трапезной палатой и келарской. Особенность собора, как и других монастырских построек XVI века, – внутренний уклон наружных стен. На третьем этаже собора – два придела: Усекновения главы Иоанна Предтечи и Великомученика Димитрия Солунского. К собору примыкает огромная квадратная трапезная. Она вмещала более 400 человек. Успенский собор с прилегающими к нему зданиями задумывался одновременно и как оборонительное сооружение. Храм, трапезная и келарская соединялись между собой переходами.
В 1711–1715 годах деревянный Никольский храм был заменен каменным. Он состоял из двухсветного четверика с трехчастной апсидой и небольшой
трапезной . Крестообразная церковь имела низкую трапезную и небольшую отдельно стоявшую колокольню. Новый храм был построен на пожертвования почетного гражданина А. И. Малюшина и московских купцов М. Я. Заботина, И. Я. Львова. На средства жертвователей в Никольской церкви установили великолепный иконостас, иконы которого были украшены ризами тонкой работы. Храм был освящен 16 мая 1715 года преосвященным Иоанникием Ставропольским. При храме устроили бесплатную столовую для бедных, богадельню и мастерские. В 1722 году по желанию благотворителей в церкви Святителя Николая устроили придел во имя преподобного Сергия Радонежского.
Напротив собора – гигантская
трапезная , на 800 человек, самая большая на Афоне, расписанная, как и кафоликон, русскими мастерами в конце XIX века. Над трапезной – прекрасная колокольня в московском стиле. На ней водружены два десятка колоколов, главный из которых, весом 13 тонн, – один из самых больших в мире. Рядом с соборной церковью – храмы Святителя Митрофана Воронежского и Успения Божией Матери, библиотечное здание. Тут же – громадный северный корпус, где расположено девять параклитов. Среди них выделяется верхняя соборная церковь Св. Александра Невского и Покрова Богородицы, украшенная русскими мастерами, с золочеными иконостасами и множеством икон. В ней хранятся многие реликвии, в том числе честная глава преподобного Силуана Афонского, одного из величайших молитвенников XX века (святой нес послушание на мельнице вблизи монастыря). Вседневные монастырские службы идут именно в этой церкви, попеременно с кафоликоном.
В 1696 году на средства Андрея Леонтьевича Римского-Корсакова, вельможи Петра I, были сооружены парадные въездные ворота с надвратной церковью Спаса Нерукотворного Образа. В центре, под храмом, устроен широкий сводчатый проезд, а с восточной стороны (под алтарем) – более узкий сводчатый проход. Композицию дополнила небольшая, одной высоты с алтарем,
трапезная . С юга и запада храма была устроена открытая галерея – гульбище. Сохранившийся надвратный храм монастыря теперь представляет собою одну из древнейших построек Остоженки.
В начале XVIII века в честь иконы был освящен престол, который переделали в 1770 году на частные пожертвования. В конце XVIII века на средства купца А.И. Долгова, дом которого располагался прямо напротив храма, к церкви были пристроены
трапезная и приделы Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Проект реализовал прославленный архитектор В.И. Баженов, родственник Долгова. Церковь приобрела черты классицизма: стены трапезной украсились четырехколонными ионическими портиками и выразительными рисунками оконных решеток в виде кругов и овалов. «Баженов выстроил обширную, незатесненную, лишь с двумя внутренними столбами трапезную и многоярусную колокольню»[33], – замечает М.А. Ильин в путеводителе «Москва».
Лавра имеет форму четырехугольника, стены ее в 20–25 метров высоты, и занимает она огромное пространство, разделяясь на две части: на внутренний и внешний двор. Во внутреннем дворе находится вся достопримечательность X века, принадлежащая исключительно самому основателю Лавры: соборный храм,
трапезная , больница, странноприимница и все, что нужно было ему для пустынного обще-жительства по строгому уставу. Но в настоящее время Лавра отступила от строгих правил святого Афанасия, и, несмотря на свое огромное богатство, число братства ее не велико, исключительно греческое.
Во время Смуты и борьбы русских воинов с польскими интервентами храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был основательно поврежден. В некоторых документах того времени церковь упоминается как деревянная. Возможно, после изгнания поляков возле разрушенного храма поставили временную деревянную церквушку. До наших дней от церкви XVI века сохранились лишь белокаменный подклет и фрагменты кладки в апсиде. Существующий теперь храм построен в 1658 году. В XVII веке он был устроен в виде продолговатого «корабля»: четверика, соединенного с расположенными с ним на одной оси
трапезной и колокольней. В 1675 году артель каменщиков, которая занималась строительством каменного храма Черниговских чудотворцев, провела небольшую переделку Иоанно-Предтеченской церкви.
Эти значительные суммы позволили продолжить строительство. После завершения работ в нижней (приморской) части обители иноки приступили к возведению ее верхней (нагорной) части, желая устроить монашескую жизнь подальше от моря и всякой мирской суеты. В 1883-м – марте 1896 г. в верхней части были возведены монастырские корпуса с несколькими храмами. В центре западного корпуса была построена 50-метровая колокольня с часами – даром императора Александр III. Под колокольней устроили монастырскую
трапезную , стены которой, как и в маленьких церквах, были расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами – братьями Оловянниковыми.
Незадолго до этого Грузия подверглась опустошительному набегу сельджуков, разграбивших многие монастыри. Но жизнь в них не прекратилась, а только немного затихла и упростилась по сравнению с предыдущими временами. И в этот период Гареджийские обители занимали исключительное место в духовной жизни Грузии. Каждая обитель представляла собой единый организм; в них сооружаются соборные храмы[9], общие трапезы, просторные кельи, а в некоторых обителях создаются небольшие общежития. В каждом монастыре Храмы, скрытые в скалах сооружается система скальных лесенок и ходов, для всего монастыря были вырублены наружные цистерны с канавками для притока в них дождевой воды. Кроме того, такие «водопроводы» были специально проведены в общие
трапезные . В пещерах устраивались амбары в форме больших кувшинов, которые только сверху имели отверстие. А в лавре Давида была устроена специальная пещера с коновязью и яслями для корма. В ней и еще в монастыре Нартлис-Мцхевели ученые обнаружили и остатки плодовых садов.
Несколько более ранним временем, 1812–1814 гг., датируется небольшая, ныне действующая Никольская церковь на том же кладбище, возведенная на средства купца Г. Г. Никонова по чертежам неизвестного зодчего. Она является упрощенным вариантом рассмотренных храмов. Это центрально-купольное здание без
трапезной и колокольни, со всех сторон оформленное треугольными фронтонами (левый придел добавлен после последней войны). Долгое время здание использовалось главным образом для отпеваний и было как бы филиалом более обширной и богатой Георгиевской церкви.
Недалеко от Губернаторского дворца находится один из старейших православных памятников Казанского кремля – Благовещенский собор Пресвятой Богородицы. Он был заложен Иваном IV 2 октября 1552 года. Деревянную церковь поставили за три дня. К сооружению же белокаменного, пятиглавого Благовещенского храма приступили в 1556 году. Строителями его были все те же псковские мастера, которые в эти дни возводили кремлевские стены и башни. До нас собор дошел в перестройке XVIII века с измененной формой куполов и
трапезной , пристроенной с западной стороны. Во внутренней архитектуре храма использованы приемы, присущие восточному стилю и в целом не характерные для храмового строительства того времени. Собор был богато расписан, и часть фресок сохранилась до наших дней. Центральной темой уникальных многоцветных росписей Благовещенского собора является история обретения чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. Кафедральный Благовещенский собор владел богатейшей ризницей. Отреставрированный храм был торжественно открыт 21 июля 2005 года с богослужением в честь иконы Казанской Богоматери.
До XIX века монастырь был полностью деревянный. Восстановленный после разрушений Смутного времени, монастырь имел в центре два храма: холодный Введенский с приделом апостолов Петра и Павла и теплый Богоявленский с
трапезной , колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святыми вратами, над которыми был Нерукотворный образ Спасителя. На территории монастыря был колодец и разные хозяйственные постройки: погреб, сушило, поварня, квасоварня, амбар. В подцерковье Введенского храма находилась монастырская казна, в которой хранились не только деньги, но и ткани, и разная хозяйственная и рабочая утварь, и запас одежды. Под Богоявленской церковью держали запас хлеба и посуду. За монастырской оградой находились конный и коровий дворы, келья для монастырских работников, мельница, рига, гумно. Чтобы обеспечить себя, братия занималась традиционной для этой местности хозяйственной деятельностью: выращивала хлеб (рожь, овес, ячмень) и овощи, держала скот, ловила рыбу, которая в изобилии водилась в Ояти и Свири.
Как и большинство московских храмов, она время от времени претерпевала более или менее существенные изменения. В конце XVII века к храму была пристроена обширная
трапезная . Ее приземистый объем с грубоватыми деталями исказил первоначальную композицию. Фасады трапезной, где разместились приделы Никольский и Федора Тирона, переделали в XIX столетии. Особенно много изменений претерпело крыльцо (или крытая паперть). Первоначальное сломали после пожара 1812 года, но выстроенное взамен оказалось столь неудачным, что простояло всего полвека[31]. В 1860 году появилось очередное, третье по счету крыльцо. Автор проекта, довольно известный в те годы архитектор А. С. Никитин, постарался придать пристройке формы, близкие основной части храма[32]. С этой целью он даже водрузил на крыльцо шатер, похожий на шатры самого храма. Композиция вышла не слишком удачной, поэтому и никитинское крыльцо разобрали в ходе реставрации храма, проведенной в 1957 году под руководством Н. Н. Свешникова, и заменили новым, стилизованным под XVII век.
В восстанавливаемом игуменьей Марией монастыре были возведены три жилых корпуса для сестер и настоятельский корпус, а также – двухэтажный, с подвалом –
Трапезный корпус, в котором, помимо трапезной палаты, разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерские. Несколько позже к западной стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса – казначейский и больничный. В подвале больничного корпуса устроили резервуар, в который поступала самотеком речная вода Суды для потребностей монастыря.
Начало XVIII в. стало важным этапом в истории Кремля. Даже внешне он отличался от остального города. Если застройка столицы была по преимуществу деревянной, то Кремль в его возвышенной части, «на горе», был почти полностью застроен каменными зданиями. Каменными были царский дворец, терема, Грановитая палата, соборы, церкви,
трапезные и кельи в Чудовом и Воскресенском монастырях, приказы и другие правительственные, монастырские и церковные здания. Только во дворах знати и монастырских подворьях в восточной части Кремля каменные здания еще перемежались деревянными. По переписи 1701 г., в Кремле значилось 43 двора, т. е. почти столько же, сколько и шестью десятилетиями ранее, но из них уже только пять принадлежали дворянству, а 38 числилось за духовенством. Согласно той же переписи, в Кремле имелось 29 улиц и переулков, главным образом на «подоле», что говорит о густой застройке этой части, где стояли маленькие дворики церковного причта. Вдоль стены Кремля со стороны Красной площади тянулся крепостной ров шириной 17 саженей, через который от Спасских и Никольских ворот были переброшены каменные мосты. По соседству с ними размещались каменные «раскаты» с медными пушками на крыше. Стены Кремля, потерявшие свое военное значение, постепенно дряхлели и осыпались.
Рядом с келлией Трех святителей, наверху Кареи, была расположена келлия Святой Троицы, своим видом очень украшающая незатейливые постройки городка. Начало основания ее относится к ХI веку. Она представляла собой большой корпус с красивым храмом во имя Святой Троицы, под которым устроена нижняя церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Построили корпуса,
трапезную , мастерские, гостиницы. Возделали огороды и посадки, и обитель стала одной из лучших на Святой Горе. Паломники получали здесь радушный прием и благословение. В обители было сорок иноков и семь священнослужителей.
Возведение Благовещенского собора в Казани было завершено в 1562 году. С того времени он претерпел немало реконструкций. Первая прошла в 1691 году. Тогда значительно увеличили окна. В 1736 году были изменены шлемообразные навершия: форма четырех крайних стала луковичной, а средней – грушевидной граненой. Тогда же у западной стены собора появилась пристройка – одноэтажная
трапезная . А три восточные абсиды были дополнены еще двумя.
Начиная от Турнель, предместье Сен-Виктор с его мостом через Бьевр с его аббатством, в котором сохранилась эпитафия Людовика Толстого – «epitaphium Ludovici Grossi» – с церковью, увенчанной восьмигранным шпилем, окруженным четырьмя колоколенками. Далее начиналось предместье Сен Марсо, имевшее три церкви и один монастырь. Еще дальше, оставляя влево четыре белые стены мельницы Гобеленов, располагалось предместье Сен-Жак с чудесным резным распятием на перекрестке. Потом – церковь Сен-Жак-дю-Го-Па. Церковь Сен-Маглуар с прекрасным нефом. Церковь Нотр-Дам-де-Шан с византийской мозаикой. Наконец, минуя стоящий в открытом поле картезианский монастырь с множеством палисадников и пользующиеся дурной славой руины Вовера, взгляду представали три романские стрелы церкви Сен-Жермен-де-Пре. Позади этой церкви начиналось Сен-Жерменское предместье, состоявшее из семнадцати улиц. На одном из углов предместья высилась островерхая колокольня Сен-Сюльпис. Но особенно привлекало взор и надолго приковывало к себе внимание… аббатство Сен-Жермен. Этот монастырь, производивший внушительное впечатление и как церковь и как господское поместье, этот дворец духовенства, в котором парижские епископы считали за честь провести хотя бы одну ночь. Его
трапезная , которая благодаря стараниям архитектора, по облику, красоте и великолепному окну напоминала собор. Изящная часовня во имя Божьей матери. Огромный спальный покой. Обширные сады. Опускная решетка. Подъемный мост. Зубчатая ограда на зеленом фоне окрестных лугов. Дворы, где среди отливавших золотом кардинальских мантий сверкали доспехи воинов.
Но началась в Москве эпидемия чумы – и Убогие дома стали страшным источником заразы. Тогда и было принято решение убрать их, чтобы построить на этом месте мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Матери Божией. Появились здесь две каменные церкви – пятиглавая во имя Всех святых и одноглавая Покрова Божьей Матери, была построена и шатровая колокольня, и семинария, и
трапезная , и настоятельские и братские кельи. А еще на территории монастыря был заложен прекрасный фруктовый сад.
По предположению Н. В. Покровского [135], развитой раннехристианской базилике предшествовала базилика частная как переходная стадия от места собраний в доме к отдельно стоящему храму. Можно допустить также, что структура римского дома косвенно оставила свой след в последовательности расположения базиликальных пространств (Табл. VII, VIII). Римский дом имел переднюю парадную часть с главным помещением – атриумом (с отверстием в кровле над бассейном), затем – перестильный дворик, а в глубине – более сокровенная часть дома с личными комнатами и с особой
трапезной (второй после официального триклиния). Эта комната именовалась греческим словом дом – «o?κоς», в латинизированном варианте – «oecus». Здесь собирались христиане для богослужения. Конечно, функциональное зонирование пространств базилики – иное, но ассоциативно представляется структура частного дома как, может быть, один из толчков для архитектурного развития будущего храма. Однако пока единственным археологически определенным фактом домовой церкви раннехристианского времени является обнаруженный в пограничной крепости Дура Эвропос дом-церковь середины третьего века, при этом структура его не столь «классична». Так что генезис храмового пространства раннего времени и сегодня остается во многом гипотетическим.
Отец купил его у какого-то барина, ранее сдававшего дом под «Пушкинское училище». Дом был без «архитектуры»: ни лицевых фасадов, ни фронтонов, ни колонн, но строен так, точно в нем намеревались не просто жить, а века вековать. Стены были широки, плотны, добротны, как в древнем монастыре. Половина нижнего жилья была на сводах, точно
трапезная палата в таком монастыре. В старом доме, при «господах», под этими сводами помещались кухня с широчайшей русской печью, а подле нее было помещение для челяди. Во второй половине нижнего жилья, отделенной от первой кирпичной стеною, было, при тех же «господах», должно быть, жилье каких-нибудь малых домочадцев: бедных родственников, приживалов, дворецкого – всех тех, кому не было прямого, открытого хода вверх, в господские апартаменты: низ с верхом не сообщался такой лестницей, по которой равные ходят к равным. Всего при отце внизу, что на сводах, было шесть комнат. Вверху – тоже шесть комнат.
В Первопрестольной Воронцов жил в усадьбе на берегу реки Неглинки неподалеку от церкви Николы в Звонарях (современный адрес: Рождественка, 11). Его соседом был знаменитый архитектор К. И. Бланк. По его проекту в Воронове были выстроены усадебный дом, Спасская церковь в стиле барокко и голландский домик по типу бюргерских домов XVI века. Воронцов по-соседски попросил Бланка возвести недалеко от их домов, вместо обветшавшей церкви XVII века, новую в стиле барокко. Бланк использовал типичную осевую схему, когда храм,
трапезная и колокольня располагаются по одной оси. Основной объем церкви – восьмерик на четверике – характерен для архитектуры XVIII века.
В связи с этим изменилась планировка монастыря. Если сначала постройки располагались хаотично, то теперь обитель приобрела более организованный облик. В центре возвышалась деревянная церковка, а вокруг нее располагались избушки-кельи,
трапезная и хозяйственные строения. Вокруг выросла более мощная, чем прежде, деревянная ограда. Главный вход украшала надвратная церковь Святого Димитрия Солунского.
Сергиевская церковь долгое время считалась «артиллерийской», и когда из нее совершался крестный ход на Неглиненский пруд, то пушкари производили «пушечную пальбу». Здание, выстроенное около этого времени, оставалось неизменным до 1763 г., когда пристроили придел иконы Казанской Богоматери. Как бывало обычно,
трапезную в XIX в. пришлось расширить, что и было сделано в1837—1841 гг. Церковь снесли в 1935 г., предварительно закрыв, как было написано в постановлении Моссовета, «в виду острой необходимости помещения для глухонемых» (!). Хотели было выстроить на месте церкви огромное здание клуба, но все окончилось стандартным школьным зданием, которое в последнее время использовалось как помещение для контор Московского метрополитена. В этом переулке прошли последние годы жизни певца О.Л. Лазарева (№ 10). На его дочери, впоследствии знаменитой актрисе Малого театра, был женат артист М.П. Садовский. В доме № 7 много лет прожил специалист по немецкой литературе, профессор Б.Н. Пуришев.
Святой Иосиф Волоцкий был выходцем из Боровского Пафнутьева монастыря. В новой обители он вначале построил часовню, а затем деревянный храм Успения Богородицы. В 1486 году на месте этого деревянного храма появился каменный Успенский собор. Собор великолепно расписал знаменитый живописец Дионисий (ок. 1440–1502), продолжатель традиций Андрея Рублева. Восьмигранная с золоченой главой колокольня предвосхитила своим появлением архитектуру колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В 1504–1506 годах здесь возвели также большую монастырскую
трапезную палату с Богоявленской церковью в стиле «средневековой мощи».
Дом весталок по конструкции был больше всего похож на аристократическую резиденцию, жилище богатого семейства (domus), только очень большое. Жилые комнаты окружали открытый двор – атриум – с бассейнами для сбора дождевой воды. В центре восточного крыла располагалась большая комната с тремя комнатами поменьше с трех сторон от нее. Это, скорее всего, не «квартиры» весталок – дом так велик, что у каждой из жриц были свои обширные покои, в том числе помещения для слуг и рабов, – но, возможно, какое-то церемониальное место, например общая
трапезная . В республиканские времена на внешней стороне дома находились магазины, доходы от которых шли в бюджет весталок.
Небольшой монастырь, расположенный на восточной окраине современного Бейт-Шемеша, на расстоянии 17 км от Бейт-Гуврина и в 10 км от Эммауса, был раскопан в 2005 г.[13] Сохранилась монастырская стена, базилика,
трапезная , кухня, башня, кельи и кладовые, маслодельня и цистерны для сбора воды (см. фото 8). Строительство монастыря датировано VI в.
Иноки пустыни Фиваиды немалой благодарностью обязаны достопочтенному схимонаху Игнатию (Замятину), заботами и попечениями которого фиваидская больница так прилично обустроена и приведена в цветущее состояние. В 1899 году больничная церковь расписана иеромонахом Уриилом на средства тоже отца Игнатия, а в 1900 году была еще прибавлена с северной стороны больничного корпуса двухэтажная пристройка. Нижний ее этаж был отведен для братий, трудящихся в братской
трапезной , а в верхнем помещены приемная, перевязочная и кельи для слабых иноков. Постройка эта производилась на средства обители с участием схимонаха Игнатия.
При холодной Георгиевской церкви была
трапезная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1738 г. священник Георгиевской церкви Павел Васильев с диаконом Иваном Ивановым просили освидетельствовать ветхую деревянную трапезу. В следующем году здание было перестроено, а между 1761 и 1783 гг. теплая трапезная церковь была выстроена уже в камне. В 1847 г. была перестроена часть паперти холодного храма и появился еще один придел – св. равноап. кн. Владимира.
Собор св. Троицы в Иерусалиме (1860–1864), являющийся результатом коллективного творчества архитекторов Ф.И. и М.И. Эппингеров, принадлежит к самым ранним сооружениям, построенным в «византийском стиле». Некоторые особенности композиции и облика храма св. Троицы обнаруживают генетическое родство с классической традицией или представляют своеобразный синтез черт древнего византийского зодчества и зодчества Нового времени, где одно невозможно отделить от другого. На архитектурный облик собора св. Троицы в Иерусалиме, несомненно, оказал влияние стиль соборов афонских монастырей. Хотя в данном случае говорить ни о подражании, ни о заимствовании нельзя. Их роднит обращение к одному прототипу: величественного восходившего к византийским образцам пятикупольного, четырехстолпного храма. Столь же неоднородно происхождение плана собора, имеющего форму латинского креста. Центральная часть храма с пятикупольным завершением и гранеными апсидами с трех сторон отделена от западной части – нартекса с двумя башнями – трехнефной
трапезной . Такая форма плана восходит к ранневизантийским сирийским церквям VI–VII вв., позже в XI–XIV вв. такие церкви строились в Восточной Европе: Сербии, Болгарии. Троицкий собор Русского подворья, а также церковь великомученицы Александры в здании Русской Духовной Миссии принадлежат к одному типологическому ряду с этими сооружениями, стилистически они развивают ту же архитектурную тему.
Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор, или
трапезную . Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.
В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу стал пользоваться особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь – форпост Православия в Северной Руси. В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь. В годы игуменства святителя Филиппа (1548–1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с
Трапезной и Келарской палатами (1552–1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. По благословению святителя Филиппа прокладывали дороги, озера соединяли каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма.
Баженов считается первым русским архитектором, воплощавшим объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. Среди последующих работ особой похвалы заслужили дом Юшкова на Мясницкой, дом Прозоровского на Полянке, дом Долгова (родственника Баженова) на Мещанской улице. Талантом великого зодчего отмечены колокольня и
трапезная церкви Всех Скорбящих на Ордынке, а также проект церкви в селе Быкове.
Мы стоим в пронаосе, или вестибюле храма бога Митры, созданного в конце II века н.э. Напротив располагается триклиниум, или
трапезная , которая была центром этого храма. Это маленькая комната со сводчатым потолком и лавками по стенам. В центре комнаты мы видим алтарь с прекрасным барельефом, на котором изображен Митра, убивающий быка.