Связанные понятия
Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.
Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Подробнее: Шатёр (архитектура)
Фонарь в архитектуре — венчающая здание открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Упоминания в литературе
Архитектура Урфы оказалась зеркалом политических событий: например, разрушенная византийцами арабская мечеть была восстановлена сельджуками, превращена крестоносцами в дворец епископа Эдессы и снова отстроена Зенги. Однако здание Большой мечети Урфы (1146–1174) является новой постройкой, – ее молитвенный зал почти лишен каких-либо сполий, элементы более ранних построек использованы лишь для оформления порталов и более позднего восьмигранного минарета. Молитвенный зал традиционно разделен на три параллельных стене киблы нефа, перекрытых опирающимися на квадратные в сечении столбы продольными сводами, прорезанными смыкающимися распалубками. В интерьере создается абсолютная иллюзия использования исключительно крестовых сводов, – их столь активное применение может быть объяснено усвоением архитектуры крестоносцев, именно в Урфе активно перестраивавших и христианские, и мусульманские здания;[136] однако правомернее говорить о формировании в Северной Месопотамии строительных традиций, связываемых с активным привлечением христианских мастеров. Насколько миграция строителей и распространение элементов восточно-христианской архитектуры были связаны с крестовыми походами, нас в данном случае интересовать не должно; но общим местом в литературе стали указания на сходство перекрытий в Улу-джами в Урфе и в одновременно перестраиваемой Зенгидами Джами аль-Кабир в Алеппо, где используются такие же прорезанные распалубками цилиндрические своды, опирающиеся на квадратные столбы.[137] Однако, в отличие от мечети Алеппо,
купол на тромпах, аналогичный синхронным памятникам Артукидов, в Урфе расположен не в середине центрального нефа, а над михрабной ячейкой плана, к тому же сдвинутой к востоку, как это сделано в Мардине.
По проекту собор Александра Невского должен был стать вторым по размерам после храма Христа Спасителя, высотой около сорока пяти метров и квадратный в плане. Фасады завершались закомарами, с востока он имел семь алтарных апсид, так что казалось, что храм семинефный, что не соответствовало внутреннему пространству. Оно должно было быть единым и грандиозным. Огромный, сложной конструкции свод опирался только на стены и не имел внутренних опор. Вдоль южной и северной стен внутри шли галереи с аркадами, над которыми располагались хоры по образцу древних византийских храмов, в частности Святой Софии в Константинополе. Архитектурный стиль, в котором проектировался собор, был древнерусским, но в нем были элементы византийской и даже средневековой итальянской архитектуры. Число
куполов предполагалось самое большое из всех русских храмов – двадцать один. В центре помещался главный купол с самым высоким и широким барабаном. Вокруг него на стороны света – четыре купола поменьше. По диагонали здания еще четыре, чуть меньше предыдущих. Всего девять больших куполов. По краям здания, между закамарами располагалось тринадцать небольших маковок на тонких шеях. Предполагалось строить собор из современных материалов: бетона и цемента в сочетании с кирпичом, а облицовывать камнем. Новые материалы давали возможности создать столь сложную конструкцию завершения храма, построить его быстро и дешево, и получить при этом грандиозный и эффектный собор.
Впрочем, все эти оттенки и различия касаются лишь внешнего вида здания. Искусство меняет здесь только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный
куполом , образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестовых ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы – все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева – неизменен, листва – прихотлива.
Совершенно исключительное положение занимает построенный в столице в 532–536 гг. императором Юстинианом храм святой Софии – Премудрости Божией [24]. Архитекторы – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Собор, являющийся особым примером купольной базилики, имеет в плане основного объема размеры 70×75 м, с двумя нартексами, к которым примыкает атриум. Боковые нефы решены как двухуровневые галереи, существенно более тесные, чем расширенное центральное пространство. Здесь применен совершенно новаторский конструктивный прием перекрытия центрального нефа.
Купол , диаметром около 32 м, имеет в основании часто расположенные окна, вызывающие ощущение парения его над зданием. Его распор по основной продольной оси перехватывают два полукупола, а ниже их меньшие по размерам также четвертьсферические своды (три с востока и два с запада), один из которых является конхой алтарной апсиды. По поперечной оси распор принимается мощными контрфорсами. К зданию примыкали дополнительные объемы. Храм, вероятно, имел П-образно выступающую к центру алтарную преграду и большой амвон под куполом. К сожалению, живопись доиконоборческого времени в Софии утрачена.
Специалисты выделяют два основных стиля и многочисленные школы. Северный, или индоарийский, стиль отдает предпочтение башне с округлой вершиной и криволинейными очертаниями, в то время как башня южного, или дравидского, стиля имеет обычно форму усеченной пирамиды. В VI–VIII вв. храмовое строительство в Декане получило широкое развитие благодаря покровительству династий Паллавов и Чалукьев. Вершина архитектурного стиля Паллавов – Береговой храм в Мамаллапураме и храм Кайла-санатха в Канчи, построенный в начале VIII в. Последний имеет пирамидальную башню, состоящую из кладки двух полуцилиндрических сводов, которую венчает массивный
купол , вызывающий в памяти буддийские ступы.
Связанные понятия (продолжение)
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились...
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
Подробнее: Луковичные главы
Па́рус , пандати́в (от фр. pendentif) — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану.
Глава ́ в архитектуре — декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане. Главка — глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия.
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Люка́рна (фр. lucarne, от лат. lux «свет»), или дóрмер — оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.
Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.
Хо́ры (греч. χορός — хор, древнерусское наименование — пола́ти) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях хоры имеют гораздо более широкий набор функций, на них могут располагаться как клирос, так и приделы, подсобные помещения и т. п.В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной алтарю) или опоясывают...
Тромп (фр. trompe) — сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеющая вид ступенчатой ниши. Является конструктивным элементом, обеспечивающим перенос нагрузки и визуальный переход от сферического купола или верхнего восьмерика к кубическому (или близкому к нему) объёму нижнего помещения; как правило, в храмовой архитектуре. Иногда служит опорной конструкцией угловых куполов, эркеров и т. д..
Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок), аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс — непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя...
Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.
Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.
Коко́шник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник.
Восьмери́к (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.
Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом. Самое раннее использование пинаклей обнаруживается в архитектуре...
Столп, или столб — распространённый архитектурный элемент вертикальной формы; несущая часть опорной конструкции зданий и сооружений; наименование башни, вертикально вытянутого здания (например, столпообразный храм).
Неф , или кора́бль (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Тимпа́н (др.-греч. τύμπανον барабан), в архитектуре — внутреннее поле фронтона, щипца, закомары — плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой.
Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Лопа́тка (лизе́на, лизерна) — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту. Та часть плоскости стены, котoрая располагается между соседними лопатками, носит название прясла.
Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Подробнее: Конха
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
Бабинец — одна из трёх частей тридильного храма. Название происходит от украинского слова «баба», то есть притвор храма, где во время церковной службы могли стоять женщины. В связи с этим данное понятие преимущественно распространено в Восточной Европе (Украина, Белоруссия, Польша, Чехия) для обозначения западного притвора храма (преимущественно деревянного).
Полуколонна — колонна, обычно полукруглая в плане, выступающая из плоскости стены на половину или ¾ своего диаметра. Полуколонны с выступами на ¾ диаметра и более часто встречаются в мебели. Конструктивно полуколонна — контрфорс, увеличивающий устойчивость сооружения. Декоративно — элемент, применяемый для достижения лучшего оптического эффекта.
Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд...
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х...
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Роза (англ. rose window) — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом.
Траве́я (фр. travée — пролет, ряд, лат. trabs — балка, деревянная кровля, пролёт) — структурная секция внутреннего пространства нефа в некоторых христианских храмах. Травеи в основном свойственны храмам, построенным в готическом стиле (в которых система травей формирует большую часть внутреннего пространства); также встречаются в храмах, построенных в романском стиле. Как правило имеет прямоугольную форму, ограниченную четырьмя (шестью) устоями, на которые опираются пяты арок, таким образом нервюры...
Ва́льмовая кры́ша — вид крыши с четырьмя скатами, причём торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы. Благодаря своей конструкции крыша очень практична в плане схода с неё осадков. Однако в то же время в силу технологических особенностей является самой сложной в исполнении. И делается как правило только специализированными строительными работниками.
Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.
Упоминания в литературе (продолжение)
К первому – византийскому – направлению относится действующая церковь Спаса Нерукотворного на Шуваловском кладбище – творение гражданского инженера К. А. Кузьмина (а не И. А. Монигетти, как иногда утверждают). Трехпридельный храм был сооружен на средства дачников и крестьян в 1876–1880 гг.[205] Он стоит на высоком стилобате, на холме у Суздальского озера, и его голубой
купол на высоком барабане виден издалека. Другую вертикаль создает одноярусная восьмигранная колокольня над входом. Характерны для храма три массивные абсиды, сложного профиля выносной карниз и «перспективные» порталы. Снаружи Спасская церковь производит меньшее впечатление, чем внутри, так как архитектор плохо учел ее местоположение – она тяжеловесна и неудачна в пропорциях. Зато внутри ее украшает красивый резной иконостас с иконами на золотом фоне – типичное произведение церковного искусства царствования Александра II.
Купол романского храма был в чистом виде заимствованием из традиций римской архитектуры. Его лишь немного видоизменили, сделав крестово-купольным, чтобы, как пишут исследователи, «погасить боковой распор четырех угловых устоев подкупольного пространства связанной системой парусов и малых куполов». Идеалом подобного архитектурного принципа стала константинопольская церковь Святой Софии. Гораздо сложнее было архитекторам, работающим над базиликой, асимметричной в плане. Однако приходилось изыскивать новые решения: места в соборах не хватало катастрофически. Архитекторы начали использовать крестовые своды, под прямым углом пересекая два полуцилиндра; в этом случае удавалось переместить тяжесть со стен исключительно на боковые опоры. И все же вес каменных сводов оставался прежним, и угловые распоры утолщались; известны случаи, когда их толщину приходилось доводить до 2 метров. В результате создавался огромный боковой распор, а большое пространство перекрыть подобным образом не представлялось возможным.
Когда у христиан возникла потребность в строительстве храмов, они не стали ориентироваться на формы языческих культовых зданий, а взяли за основу принцип гражданского сооружения – базилики. Базилика (от греч. βασιλικ?ς – царский, государственный) – это здание для общественных собраний, здесь устраивали суды, диспуты, школы. Языческие культы были по духу настолько неприемлемы для христиан, что они не захотели иметь ничего общего с ними, отрицая даже возможность заимствования архитектурных традиций. Для первых христиан красота не существовала в отрыве от нравственных требований. Базилики имели простые формы, в основном это были продолговатые сооружения с плоскими перекрытиями. Христиане пристроили с востока апсиду для совершения евхаристии (полукруглая форма апсиды напоминала своды катакомб). Со временем базилики стали перекрывать
куполом , что позволило расширить пространство храма и осмыслить верхнюю часть как небесный свод. Купольные базилики получили распространение на Востоке, на их основе возник крестово-купольный тип храма, через Византию затем пришедший на Русь. В плане такого храма греческий равноконечный крест, все пространство концентрируется под куполом, чашеобразная форма которого сообщает храму ощущение космичности – неба, сходящего на землю.
Собор представляет собой южнорусский вариант храма, но отличается от него пятиглавием и исключительной высотой. Последнюю в полной мере можно оценить, лишь мысленно убрав 2,5-метровый культурный слой. Отсутствие лестничной башни объясняется тем, что на второй этаж собора (хоры) попадали через переход, соединявший его с княжеским дворцом. Несмотря на то что современный облик Никольского собора искажен пристройками XIX века, расположенными с запада и севера, восстановленное пятиглавие, реконструкция изначальной формы
куполов , возвращение посводного («позакомарного») покрытия делают его образ очень близким первоначальному.
Купол , спроектированный Реном, – тройной. Снаружи видна только его свинцовая оболочка, которая закреплена на деревянной конструкции. Несущим в этом сооружении является кирпичный конус, полностью скрытый от глаз посетителей. Его не видно и внутри собора, так как под конусом расположен еще и внутренний купол в виде полусферы с отверстием в центре. Кажется, что взгляд через него уходит в беспредельную высоту. Инженерный расчет Рена выдержал не только проверку временем, но и выстоял в годы Второй мировой войны, когда почву вокруг собора сотрясали взрывы бомб и снарядов. Купол великолепно сохранился.
Строгое соответствие всех частей здания отражало священный статус столицы государства, которым правил Ярослав – уподобленный цесарю владыка, создатель всего этого великолепия. Своеобразие храму придавали открытые галереи, а также уступчатый ансамбль
куполов , отличавшие Софию Киевскую от византийского образца. Первый купольный уровень состоял из 12 низких наверший, паривших над помещениями внутренних галерей. Выше располагалось столько же куполов на приземистых и вытянутых световых барабанах. Венчавший постройку главный купол достигал высоты 31 м. По желанию Ярослава архитектурная композиция воспроизводила идею племенного союза: 13 глав на световых барабанах олицетворяли славянские народы, а низкие купола напоминали об остальных, находившихся во власти Киева.
Кроме Санта-Томе, колокольни-минареты имелись во многих церквях Толедо, в том числе в храме Святой Леокадии, где с 1492 года уцелели постройки в стиле мудехар. Его капеллу покрывает
купол с сеткой звездообразных нервюр (от лат. nervus – «жила»), как в архитектуре обозначается арка из тесаных камней, укрепляющая ребра свода. Система этих деталей образует каркас, значительно облегчающий кладку дугообразных перекрытий. Звездно-сетчатый рисунок украшает одно из помещений в женском францисканском монастыре Непорочное зачатие, купол которого запоминается своей живописностью.
До него никто не знал, как накрыть огромное пространство главного зала Санта-Мария дель Фьоре, используя известные приемы. Взявшись за эту, казалось, невозможную задачу, Брунеллески предложил решение, оригинальное с технической стороны и великолепное эстетически: составленный из двух оболочек восьмигранный
купол поддерживала система связанных между собой арок-нервюр. Облицованное кирпичом, его сооружение не нуждалось в лесах и состояло из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. В готовом виде купол Брунеллески пленял легкостью, гибким упругим контуром, а вознесшись над городом, определил характерный силуэт Флоренции. Несмотря на грандиозные размеры (высота 91 м, диаметр 45,5 м), он выглядел так, словно парил в воздухе.
В России в 1860-1870-е гг. храмы в «византийском стиле» были построены и в Петербурге, и на окраинах империи. Одним из первых примеров может служить церковь у Греческого посольства в Петербурге (1863–1866) по проекту Р.И. Кузьмина. Прототипами этой церкви служили малые византийские храмы Греции, но она отличалась от них симметричностью композиции и сухостью прорисовки деталей. В аналогичном стиле построены храмы по проектам Д.И. Гримма в Херсонесе (1861–1879)[75] и Тифлисе (1865–1870-е гг.). Эти сооружения отличает скрупулезное воспроизведение подлинных деталей византийского зодчества – двухчастные и трехчастные окна и аркады, опирающиеся на массивные колонны, плоский
купол с полуциркульными окнами барабанов, аркатурные пояса.
Когда римляне завоевали Грецию, они начали подражать греческой архитектуре. Но вскоре они поняли, как строятся арки, и их применение позволило им возводить большие по размеру постройки. Именно римляне впервые начали строить здания со сводами, перекрытыми
куполами . Они же первыми стали применять известковый раствор в качестве соединительного материала. Свод и арка в сочетании с внешним и внутренним оформлением отвечали задаче прославления могущества государства и личности императоров.
Антиквариум, ныне отнесенный к одному из самых значительных светских сооружений европейского Ренессанса, включал в себя зал длиной около 70 м, перекрытый большим
куполом , который, в свою очередь, перекрывался малыми куполами. Вдоль продольных стен стояли бюсты и статуи в античном духе: содержание пластических композиций перекликалось с сюжетом аллегорической сцены на потолке, выполненной художником-зодчим Петером Кандидом. Работу предшественника продолжил Вильгельм V, хотя от его строительных мероприятий сохранилось очень небольшое количество объектов, в частности зал курфюрстов на верхнем этаже Антиквариума, Восточный зал и водный источник, устроенный скульптором Зустрисом и его учениками в центре двора с фонтанами.
Сейчас посетители проходят в капеллы через внутренний двор – клуатр, с XVIII века принадлежащий и Новому, и Старому соборам. Примыкающая к последнему башня Петуха построена в 1163 году, когда многие архитекторы венчали свои творения византийскими
куполами . Создатель главного храма Саламанки не пожелал выделяться среди коллег, но, в отличие от них, немного увеличил принятую высоту купола, тем самым придав ему изящный вид. Тишина внутри собора напоминает о вечном покое; мягкий свет проникает через купол, освещая главное сокровище храма – ретабло, как в испанской архитектуре именуется огромный, доходящий до потолка иконостас позади алтаря.
Принцип арки успешно применялся и в более поздние времена. Древнейшие горшки неолита, как правило, имеют большие размеры и очень тонкие стенки. Высота сосудов зачастую достигает полуметра и более, а между тем толщина их стенок не превышает одного сантиметра. Шедевром архитектурного зодчества является
купол Пантеона, который имеет соотношение диаметра к толщине купола 1 : 20, что свидетельствует о том, что в каменном веке при создании сосудов достигалось более оптимальное соотношение толщины и диаметра свода, нежели в более поздние времена. При этом необходимо иметь в виду, что купол Пантеона сооружали из прочных материалов, тогда как сосуд изготовлялся из песка и глины, в мокром состоянии рыхлых и тяжелых материалов. Свод сосуда должен был бы неминуемо рухнуть под собственной тяжестью, если не была точно рассчитана его форма.
Изучая конструктивные и смысловые особенности египетских пирамид, нельзя не отметить их принципиальное сходство с православными храмами. Христианские соборы, как и пирамиды, имеют в основании прямоугольник (квадрат), что характеризует связь с землей. Венчающие храм
купола располагаются на башенках, символизирующих соединение земного (прямоугольное здание) и небесного (купол, в сечении которого окружность). Подобный объект сферической формы мог являться вершиной Великой пирамиды.
Инженерная конструкция Казанского собора и выполнение строительных работ являют собой образцы высокого мастерства архитектора и его помощников. К. Л. Энгель, главный архитектор Хельсинки в 1816–1840 годах, писал о строительстве в Петербурге так: «Последняя из построенных церквей – собор Св. Богоматери Казанской… а
купол составляет 55 футов (16,76 м. – А. Б.) в просвете диаметра. В 1814 г. я имел возможность внимательно осмотреть свод сверху и должен сказать, что нигде не видел лучшей работы. Своды возведены с большой точностью и тщательностью, так что видеть эту работу – просто истинное наслаждение» (Меланко, с. 60). И далее: «На них (сводах) на расстоянии 1 сажени друг от друга и лежат в длину массивные балки, в которых укреплены собственно стропила. Благодаря большим сводам такая крыша выглядит очень смело и отважно[12]. При укладывании балок надо подходить к делу очень осторожно, чтобы не опрокинуть своды. Для ещё большей надёжности в Казанском соборе поставили под своды ещё три малых столба, которые опираются на нижние своды церкви и поддерживают верхние своды» (Меланко, с. 67–68).
Ниша михраба кордовской мечети и примыкающие к ней части выделены светом, цветом, сопоставлением различных материалов, применением растительного, геометрического орнамента, надписей, инкрустаций, мозаикой, позолотой, резьбой по мрамору и стуку. Центральный
купол перед михрабом – воплощение красоты и смелого воображения: словно грандиозный раскрытый цветок парит в воздухе. Узор его сине-золотых мозаик мерцает в изменчивой полутени. Центральная ниша михраба в форме широкой подковообразной арки, украшенная византийской мозаикой, кажется неподражаемым драгоценным изделием. Мозаика горит, сверкает, сливает воедино красные, серые, белые, золотые кубики смальты. Узорчатая поверхность михраба словно покрыта изморосью, тонким слоем сияющего льда. О легендарной красоте другого памятника – загородной резиденции Мадинат аз-Захра в восьми километрах от Кордовы – позволяют судить только средневековые литературные источники и результаты археологических раскопок. Город площадью 120 га, окруженный каменной стеной в 1500 м длины и 750 м ширины с прямоугольными башнями, располагался на трех террасах. На самой верхней стоял дворец халифа Дар ал-Мульк и находились несколько дворцовых построек, здания придворной администрации и военной охраны, на второй террасе – дворцы знати, в нижней зоне размещались различные службы, баня, лавки и пятинефная мечеть. Повсюду были разбиты прекрасные сады с водоемами, которые следовали правилам строгой геометрии. На фоне покрывавших горы дубовых рощ и темной зелени парков город казался совсем белым.
Стоя на коленях возле первого ряда скамей, Сайлас притворялся, что молится, а сам украдкой и очень внимательно оглядывал внутреннее убранство церкви. Сен-Сюльпис, подобно большинству церквей своего времени, была построена в форме гигантского латинского креста. Удлиненная центральная ее часть, неф, вела к главному алтарю, где пересекалась со второй, более короткой частью, известной под названием трансепт, или поперечный неф готического собора. Пересечение это находилось точно под центром
купола и считалось как бы сердцем церкви… ее самой священной и мистической частью.
Одновременно с принятием христианства на Руси возникает русская церковная архитектура. Ее характерной особенностью является устройство
купола , напоминающего пламень свечи. Позже появились и другие архитектурные формы, например на Западе – готический стиль: храмы с высокими шпилями. Таким образом, облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свои черты.
Прекрасный памятник эпохи русского классицизма – здание бывшего Сената. Оно воздвигнуто в 1776–1787 годах замечательным русским зодчим М. Ф. Казаковым. Мерный ритм оконных проемов и пилястр, строго продуманные пропорции придают этому крупномасштабному сооружению спокойный и величественный вид. Оно никак не претендует на соперничество с инородными по характеру древними памятниками Кремля, вписавшись в его ансамбль свободно и гармонично. Центр его обозначен массивным зеленым
куполом , над которым ныне постоянно реет красный флаг. Под куполом – чудесный Екатерининский зал, круглый в плане, украшенный барельефами.
Одно из подобных сооружений, возведенных по его проекту в конце 1880-х годов – водолечебница, названная в Железноводске «Островскими ваннами» в честь известного общественного деятеля М.Н. Островского, брата великого драматурга. Сюзор спроектировал ее в мавританском стиле, считая его вполне уместным для южного курортного города. Формы здания ассоциировались с архитектурой старинных восточных дворцов. Зодчий применил здесь луковичные
купола с орнаментом, высокие арочные окна с декоративными обрамлениями; даже вытяжным трубам он довольно остроумно придал формы минаретов. В интерьерах выделяются сводчатые коридоры, оформленные остроконечными арками, потолок вестибюля с богатой декоративной росписью. В центре здания – озелененный дворик.
Черты московского зодчества видны в архитектуре стен: килеобразные навершия и закарманные покрытия напоминают такие же детали, составляющие стены московского Благовещенского собора. Кроме того, внутренние столбы казанского храма напоминали колонны, установленные в Успенском соборе Московского Кремля. Отличительной деталью казанского Благовещенского собора стали расположенные с внутренней стороны
купола тромпы – элементы восточной архитектуры, заменившие русские парусные переходы.
Небольшая, но очень нарядная пятиглавая церковь Георгия на Псковской горке (дом № 12) завершает ряд церквей на правой стороне улицы. Живописность построенному в 1658 году храму придают рельефный кирпичный декор, покрывающий всю плоскость фасадов, ярко-голубые с золотыми звездами боковые
купола . Колокольня, соединенная переходом с трапезной, выстроена в 1818 году. Ее неизвестный автор постарался согласовать ее с храмом и с этой целью прибег к использованию ложноготических форм. Уж такими были представления о древнерусской архитектуре. Как ни странно, получилось удачно. Причудливые формы колокольни неплохо сочетаются с яркой пестротой основного объема храма.
Куда в более выгодном положении был независимый Новгород, чья художественная жизнь во второй половине XIV в. намного опережала Москву по объему каменного строительства и, соответственно, размаху монументальных живописных работ. В связи с нашим интересом к судьбе неконтрастного санкирного приема, построенного на сочетании сближенных по тону охр в прокладочных и моделирующих слоях, стоит обратить внимание на то, что новгородская стенопись последней трети XIV в., особенно памятники Феофановского плана (ц. Успения на Волотовом поле (60–80-е гг. XIV в.), ц. Федора Стратилата «на ручью» (70-е гг. XIV в.), ц. Спаса Преображения на Ильине-улице (1378), дают его многочисленные примеры, в то время как в постфеофановский период, с 80-х гг., картина меняется в сторону большего разнообразия приемов. Обычно колориту стенописи нижних регистров центрального объема в ц. Спаса Преображения на Ильине (1378) с желтыми охристыми прокладками в «личном письме» не принято придавать большого значения, поскольку, как правило, анализ живописного стиля памятника, по традиции, строится на зрительно доминирующей красно-коричневой гамме росписей
купола и Троицкого придела. Однако интенсивно ведущиеся на протяжении последнего десятилетия реставрационные работы по восстановлению росписей церкви Успени я на Волотовом поле (60–80-е гг. XIV в.), в желтой охристой гамме неконтрастным приемом, а также близость с ними большей части росписей ц. Федора Стратилата «на ручью» (70-е гг. XIV в.) показывают преобладание этого приема и большую значимость желтых охр в колорите основных новгородских памятников последней четверти XIV в. Возможно, на этом фоне стоит говорить о реальных путях освоения Андреем Рублевым традиций неконтрастной живописи с желтыми охристыми прокладками, которые, в частности, ему мог открыть Феофан Грек при совместных работах в Московском Кремле в 1405 г.
В 1733–1737 годах вдоль красной линии Невского проспекта была возведена церковь Рождества Богородицы. Позади нее, в глубине, находилась Переведенская слобода. Авторство проекта церкви часто приписывается М.Г. Земцову, но возможно, что к нему был причастен И.Я. Бланк, руководивший строительством. Трехнефный храм базиликального (зального) типа завершался мощным восьмигранным барабаном с
куполом и высокой колокольней со шпилем. Фасады членились пилястрами, окна обрамляли наличники сложного рисунка. По общей схеме сооружение в стиле раннего барокко напоминало Петропавловский собор. Церковь служила главной вертикальной доминантой проспекта, ее колокольня перекликалась с новой башней Адмиралтейства, воздвигнутой в те же годы по проекту И.К. Коробова. В храме хранилась самая чтимая в столице чудотворная икона Казанской Божией Матери (список привезен в Петербург в 1708 году). В церкви венчались Анна Леопольдовна с герцогом Антоном Ульрихом (1739 год), будущие императоры Петр III и Екатерина II (1745 год), Павел I и Наталья Алексеевна (1773 год). Здесь Екатерина II была провозглашена императрицей. С 1740-х годов от храма начинался общегородской крестный ход. Впоследствии икона Казанской Божией Матери была перенесена во вновь построенный Казанский собор, а церковь в 1811 году разобрана (ее остатки обнаружены при раскопках в 2000 году).
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезной, колокольней и церковным домом составляют комплекс с элементами разных архитектурных стилей. Сам храм имеет архаичные черты XVII века. Он украшен наличниками и броским фризом из поребрика и бегунца. Во время реконструкции церкви по уцелевшим фрагментам был восстановлен декор того времени. От XVII века уцелели венчающий карниз и оформление южного портала.
Купол , над которым поднимается восьмигранный световой барабан, и все завершение храма от фриза появились в конце XVIII века. Каменный церковный дом (богадельня) находится как раз на том месте, где Черниговский переулок «сгибается в колене». В XIX веке он был надстроен вторым этажом, но в целом сохранил планировку конца XVIII века.
Под началом Миронова трудилась команда получивших специальные знания плотников, каменщиков, маляров, резчиков, позолотчиков. Один из воспитанников – Григорий Дикушин – стал известным крепостным архитектором, самостоятельно построившим колокольню церкви Спаса Нерукотворного. Созданная в 1792 году деревянная звонница каменного храма сохранилась до сегодняшнего дня. По своей конструкции она несколько отличалась от религиозных сооружений того времени. Все карнизы украшали скульптура и декоративные вазы; в нишах ниже
купола стояли статуи евангелистов. Изящной формы крест не просто крепился на куполе, а поддерживался фигурой парящего ангела. Соответствующее дворцу оформление указывает на то, что при возведении церкви с колокольней уже намечался парадный ансамбль усадьбы.
Это имело и отрицательные последствия – теперь с Охотного Ряда прекрасно просматривалась верхняя часть Колонного зала. Ее примитивные формы плохо увязывались с эффектным казаковским фасадом. Стала очевидной необходимость реконструкции здания. Однако отсутствие средств заставило отложить эту меру почти на столетие. Лишь в 1903–1908 годах по проекту архитектора А. Ф. Мейснера над всеми корпусами был надстроен третий этаж, изменены фасады и планировка помещений, прилегающих к Колонному залу. Коренным образом изменилось решение фасадов. На главном – старый тяжеловесный фронтон с аркой сменился легким антаблементом, колонны (теперь уже коринфского ордера) поднялись на уровень второго этажа, над серединой фасада появился невысокий
купол .
Нижняя башня высотой в 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Основание нижней башни было квадратным с размером стороны 30,5 метра. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами. В верхней башне – круглой, с
куполом , установленным на гранитных колоннах, помещался фонарь. На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимался пандус и лестница. По пандусу – отлогому пути без ступенек – на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляла горючее для огня маяка. Маяк не раз выручал из беды мореплавателей. Он служил и для обзора морского пространства, позволяя обнаружить вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега. Здесь был устроен флюгер, часы и астрономические приборы. Маяк простоял более полутора тысяч лет, дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из-за выветривания камня. На развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. В 1980 году на морском дне археологи обнаружили остатки Фаросского маяка, а до этого была найдена колонна и бронзовая статуя Посейдона.
Эль-Гарам представляет большой прямоугольный двор, длиною в 525, шириною в 426 футов. С трех сторон он окружен тремя рядами гранитных и мраморных колонн. Колонны, вышиною около 25 футов, соединены наверху аркадами и увенчаны рядом небольших
куполов . Внутри двора помещается зараз от шести до восьми тысяч молящихся. Вся мечеть окружена толстою стеною, в которой проделано восемнадцать ворот, никогда не затворяющихся. За оградою, с внешней стороны, построены дома; в них останавливаются богатые пилигримы. Весь двор усыпан песком; через него несколько выложенных камнем дорог ведут к помещающемуся в центре двора мощеному месту овальной формы, на котором стоит священная Кааба. Должно заметить, что эта святыня так высоко чтится мусульманами, что, вследствие их известного фанатизма, лишь весьма немногим европейцам удалось проникнуть до нее и осмотреть ее во всех подробностях. Немногие из них, достигшие своей цели, принуждены были переодеться мусульманами и исполнять с буквальною точностью все обряды и церемонии, предписываемые законом правоверных. Один из новейших путешественников, посетивших Мекку, – Джон Кин, сын американского пастора, Вильяма Кина, в Калькутте, издал книгу о своем путешествии, под названием: «Шесть месяцев в Мекке», в которой находятся весьма интересные описания Каабы, церемоний и обрядов, обязательно составляющих священный характер паломничества в Мекку.
Одним из наиболее ярких архитектурных сооружений Кремля, видного поверх белокаменных стен, а значит, господствующего в панораме города, является заново отстроенная мечеть Кул-Шариф. Она напоминает нам о самой красивой мечети Казанского ханства, разрушенной в XVI веке. Имамом той мечети был ханский сеид Кул-Шариф. Во время штурма Казани войсками Ивана IV он возглавил оборону города и вместе со своими 200 учениками-шакирдами погиб, защищая родную землю. Память об этом событии сохранилась в татарском народе, и в 1995 году было принято решение о возрождении на территории Кремля легендарной мечети. В ее «многоминаретности» нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века. Главный
купол выполнен в форме казанской шапки – короны казанских ханов. Высота каждого из основных минаретов 58 метров. Голубой цвет куполов символизирует небо. Комплекс мечети Кул-Шариф одновременно культовый центр – с одной стороны и, культурно-просветительский и научный – с другой; в состав его помещений включен музей исламской культуры Поволжья, музей древней рукописи, библиотека. Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек.
Уединенные постройки без окон, с толстыми стенами из крупного камня действительно напоминали укрепления. В больших городах они отличались роскошной отделкой, огибались широкой мостовой и снабжались металлическими трубами. В Помпеях castella представляла собой простое, невыразительной архитектуры здание с потолком в виде
купола . Единственное помещение скудно освещалось двумя узкими окнами. Треугольный водоем с дугообразным основанием и перфорированными перегородками из свинца принимал воду из канала. Поток сливался по ступенькам и падал в бассейн, проходя через фильтры – отверстия в пластинах, которые задерживали грязь и мусор, попадавшие в воду на протяжении длинного пути из Нолы.
Богослужения в церкви Святителя Николая в Дербеневе возобновились в 1994 году. Только через шесть лет начались восстановительные работы, которые не закончены и по сей день. Но сделано уже многое: полностью отреставрированы внутренние помещения храма, установлен временный иконостас, построена крестовидная купель, частично восстановлены фасады южного и северного приделов, завершены работы по ремонту кровли, восстановлены главный
купол , малые главы над южным и северным приделами с установкой над ними крестов. Еще предстоят работы по восстановлению колокольни, реставрации четверика, главного придела и апсиды, а также по благоустройству территории храма, которые включают в себя восстановление ограды, вертикальную планировку и озеленение. Сегодня при Никольском храме создана и действует служба поддержки и помощи молодым людям, желающим обрести веру. Приход помогает приюту для детей и подростков «Ховрино».
Главный фасад здания с аккуратной башней выходит на Малую Неву и развёрнут по отношению к Стрелке так, чтобы создавалась некоторая симметрия с Кунсткамерой – вторым здесь зданием с башней. Классическая по стилю постройка выделена по главному фасаду высоким портиком с ионическими колоннами, опирающимися на выступ первого этажа, решённого зодчим как цоколь и выделенного рустовкой. Полуциркульные оконные проёмы дополнительно выделяют первый этаж здания. Тимпан (пространство внутри портика) украшен сложным рельефом. Портик Таможни венчают медные скульптуры богов Меркурия, Нептуна и Цереры. Само здание завершено
куполом на высоком барабане с прямоугольными окнами.
Постройка новгородской Софии была завершена в 1050 году, однако более полувека храм оставался не расписанным внутри. Как сообщает новгородская летопись, к росписи храма приступили в 1108 году. В 1144 году были расписаны притворы. От фресковой росписи сохранились лишь ничтожные фрагменты. Огромное погрудное изображение Вседержителя в центральном
куполе , неоднократно переписанное в XVI – XVII веках, оставалось недоступным для изучения. Расчистка этой фрески стояла в числе первоочередных мероприятий по изучению новгородской монументальной живописи. В 1941 году центральный купол был пробит немецким снарядом, и изображение Вседержителя полностью уничтожено.