Связанные понятия
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции используются преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх...
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.
Упоминания в литературе
Майяский
свод имел особенность. Он возводился путем сближения стен, начиная с определенной высоты. Ряды камней при этом накладывались один на другой так, чтобы каждый последующий выступал над предыдущим. Когда отверстие вверху становилось совсем небольшим, его закрывали плитой. Новый свод был значительно прочнее. Ведь он строился из камня и не поддавался, в отличие от дерева, губительному и разрушительному воздействию влажного тропического климата. Этот тип перекрытий обеспечивал острый угол свода, большую его высоту и огромную массивность стен, на которые данный свод опирался. В то же время внутренний, полезный объем зданий был очень мал по сравнению с внешним. Из-за ложного свода архитектурные сооружения имели небольшую ширину помещений при достаточной длине.
Египетским храмам присуща исключительно прямоугольная форма, причем как в горизонтальной, так и в вертикальной проекции; и ни в одну историческую эпоху здесь не встречаются криволинейные сооружения. Возможно, этим мы обязаны египетскому ландшафту, для которого характерны прямые линии, вертикальные, горизонтальные или косые; и так как зодчие не знали ничего иного, построенные ими здания соответствовали своему окружению. Так появились вертикальные колонны, горизонтальные крыши и наклонные пилоны египетской архитектуры. С III династии известна такая конструктивная особенность, как круглая арка, но она применялась только там, где ее не было видно, и только в качестве необходимого опорного элемента. Порой можно встретить ложный
свод , например, в храме Сети в Абидосе и храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где он использован в качестве крыши над лестницами или небольшими помещениями, но даже в этих случаях он находится внутри здания и не виден снаружи. В каждом случае, будь то ложная или настоящая арка, она неизменно является полуциркульной, а не стрельчатой.
Конструкция самого купола и его место в плане доказывают его позднее происхождение: весьма вероятно, что архитекторы маленькой мечети пытались воспроизвести изменения, внесенные в перекрытия Улу-джами, – памятника явно нормативного для культовой архитектуры Кайсери. Однако если для размещения купола над михрабной ячейкой в Большой мечети пришлось «раздвигать» центральный неф с помощью Г-образных столбов, то зодчие Гюлюк-джами ограничились лишь расширением прямоугольной южной ячейки по центральной оси до квадрата, из-за чего прилегающая с севера ячейка плана оказалась гораздо короче остальных. При этом, однако, перенесение столбов не коснулось боковых нефов, и в результате две ячейки левого нефа оказались трапециевидными (очевидно, так же должен был выглядеть и правый неф, позже лишенный деления на ячейки и перекрытый единым полуциркульным сводом). Надо сказать, что любые изменения пропорций ячеек плана были бы малозаметны при сохранении плоского потолка, но при перекрытии мечети
сводами вызвали у мастеров очевидные сложности, с которыми те не сумели справиться, – и арки, и своды трапециевидных ячеек выглядят откровенно кривыми, выдавая мучительность поисков баланса между конструктивной целостностью здания и эстетическим единством каждой отдельной ячейки.
Металлические каркасы для всех перегородок (потолков и др.) можно купить сразу в комплекте, выбрав их из стандартных профилей заводского производства. Система каркасов изначально подразумевает создание самых сложных плоскостей. Вместе с тем, создавая в воображении будущие арочные переходы квартиры, помните, что минимальный радиус изгиба составляет 1000 мм. Нарушение этого правила приведет к неминуемой поломке листа. Согнув и просушив лист по всем правилам (теплым воздухом до 90 °C), вы сможете его использовать для отделки невзрачных поверхностей, превращая их в купольные
своды , колонны, остроконечные и асимметричные арки или же просто создавая вокруг себя строгую элегантную гладь белоснежных стен, потолков и перегородок.
Принцип арки успешно применялся и в более поздние времена. Древнейшие горшки неолита, как правило, имеют большие размеры и очень тонкие стенки. Высота сосудов зачастую достигает полуметра и более, а между тем толщина их стенок не превышает одного сантиметра. Шедевром архитектурного зодчества является купол Пантеона, который имеет соотношение диаметра к толщине купола 1 : 20, что свидетельствует о том, что в каменном веке при создании сосудов достигалось более оптимальное соотношение толщины и диаметра
свода , нежели в более поздние времена. При этом необходимо иметь в виду, что купол Пантеона сооружали из прочных материалов, тогда как сосуд изготовлялся из песка и глины, в мокром состоянии рыхлых и тяжелых материалов. Свод сосуда должен был бы неминуемо рухнуть под собственной тяжестью, если не была точно рассчитана его форма.
Связанные понятия (продолжение)
Фонарь в архитектуре — венчающая здание открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок), аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс — непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя...
Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.
Люка́рна (фр. lucarne, от лат. lux «свет»), или дóрмер — оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились...
Хо́ры (греч. χορός — хор, древнерусское наименование — пола́ти) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях хоры имеют гораздо более широкий набор функций, на них могут располагаться как клирос, так и приделы, подсобные помещения и т. п.В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной алтарю) или опоясывают...
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Подробнее: Шатёр (архитектура)
Столп, или столб — распространённый архитектурный элемент вертикальной формы; несущая часть опорной конструкции зданий и сооружений; наименование башни, вертикально вытянутого здания (например, столпообразный храм).
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
Траве́я (фр. travée — пролет, ряд, лат. trabs — балка, деревянная кровля, пролёт) — структурная секция внутреннего пространства нефа в некоторых христианских храмах. Травеи в основном свойственны храмам, построенным в готическом стиле (в которых система травей формирует большую часть внутреннего пространства); также встречаются в храмах, построенных в романском стиле. Как правило имеет прямоугольную форму, ограниченную четырьмя (шестью) устоями, на которые опираются пяты арок, таким образом нервюры...
Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).
Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Стрельчатая или ломаная арка — разновидность архитектурной арки, представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под некоторым углом (имеющая оживальную форму). Является одним из характерных строительных приёмов готической архитектуры.
Па́рус , пандати́в (от фр. pendentif) — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану.
Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом. Самое раннее использование пинаклей обнаруживается в архитектуре...
Неф , или кора́бль (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Лопа́тка (лизе́на, лизерна) — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту. Та часть плоскости стены, котoрая располагается между соседними лопатками, носит название прясла.
Тромп (фр. trompe) — сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеющая вид ступенчатой ниши. Является конструктивным элементом, обеспечивающим перенос нагрузки и визуальный переход от сферического купола или верхнего восьмерика к кубическому (или близкому к нему) объёму нижнего помещения; как правило, в храмовой архитектуре. Иногда служит опорной конструкцией угловых куполов, эркеров и т. д..
Коко́шник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник.
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
Подробнее: Луковичные главы
Тимпа́н (др.-греч. τύμπανον барабан), в архитектуре — внутреннее поле фронтона, щипца, закомары — плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой.
Цилиндрический свод (полуциркульный) — свод с полуокружностью в сечении, одинаковом на всём протяжении.
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости...
Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).
Глава ́ в архитектуре — декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане. Главка — глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия.
Нервюра в архитектуре (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода.
Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Подробнее: Конха
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.
Ва́льмовая кры́ша — вид крыши с четырьмя скатами, причём торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы. Благодаря своей конструкции крыша очень практична в плане схода с неё осадков. Однако в то же время в силу технологических особенностей является самой сложной в исполнении. И делается как правило только специализированными строительными работниками.
Восьмери́к (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.
Консоль (фр. console) — в архитектуре тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. Профиль консоли часто имеет форму завитка. Иногда консоль декорируется на концах двумя завитками-волютами, из которых прилегающая к стене больше по размеру и закручивается кверху, а вторая, меньшая по размеру, завивается в противоположную...
Аркбута́н (фр. arc-boutant — «подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания.
Роза (англ. rose window) — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом.
Шири́нка — разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение. Применялся для внешней отделки плоских частей каменных построек (фасадов, устоев воротных арок, пилястр, парапетов крепостных стен). Особенно часто ширинки применялись в отделке колоколен, где иногда всё прямоугольное основание верхнего восьмерика и нижний парапет сплошь покрывались ширинками.
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Ви́мперг или вимперк (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра или нем. Wimper — ресница) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами. Одним из предназначений вимперга является зрительное увеличение высоты сооружения.
Пря́сло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями. То же, что и куртина в европейской терминологии.
Упоминания в литературе (продолжение)
При сооружении погреба, как правило, возникает довольно много сложностей, но главная из них – кладка сводчатой кровли. Здесь необходимо правильно рассчитать и заложить в верхнюю часть
свода замковый (нечетный) камень, который расклинивает свод, обеспечивая тем самым высокую прочность и надежность всей конструкции погреба. Кладка свода производится по деревянной опалубке с кружалами. Кладку следует вести одновременно с двух боковых сторон.
Металлические каркасы для всех перегородок (а также потолков и т. д.) вы купите сразу комплектом, выбрав их из стандартных профилей заводского изготовления. Система каркасов изначально подразумевает создание самых сложных плоскостей. Разумеется, для того, чтобы сгибать гипсокартонные листы (например, дугообразно), вам придется сначала их увлажнить так, как будет рассказано далее, в главе 3. Но, создавая в воображении будущие арочные переходы своей квартиры, помните, что минимальный радиус изгиба составляет 1000 мм. Нарушение этого правила приведет к неминуемой поломке листа. Согнув и просушив лист по всем правилам (теплым воздухом до 90 °С), вы сможете использовать получившиеся у вас криволинейные поверхности для отделки невзрачных поверхностей, превращая их в купольные
своды , колонны, остроконечные и асимметричные арки или же просто создавая вокруг себя строгую, элегантную гладь белоснежных стен, потолков и перегородок.
Технические новшества затронули систему отопления, в частности архитектор отказался от старых обогревателей, ставших причиной пожара в 1837 году. Стремление обезопасить дворец от повторной трагедии заставило заменить устаревшие печи трубами, подававшими нагретый воздух. Опасные деревянные перегородки сменились кирпичными стенами. Небольшие комнаты были перекрыты
сводами , а в больших залах использовались металлические конструкции. К новым перекрытиям крепились потолки, собранные с помощью клепки из железных или медных, как в Георгиевском зале, пластин. Мастерство выполнения конструктивных работ вызвало одобрение императора, а ранее спорное новаторство Брюллова получило развитие при строительстве Нового Эрмитажа.
Так называется важнейшая деталь готического строения – наружная каменная полуарка, передающая распор
сводов главного нефа к опорным столбам-контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу культовой архитектуры готики. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры и количество внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы и пролеты сводов.
Инженерная конструкция Казанского собора и выполнение строительных работ являют собой образцы высокого мастерства архитектора и его помощников. К. Л. Энгель, главный архитектор Хельсинки в 1816–1840 годах, писал о строительстве в Петербурге так: «Последняя из построенных церквей – собор Св. Богоматери Казанской… а купол составляет 55 футов (16,76 м. – А. Б.) в просвете диаметра. В 1814 г. я имел возможность внимательно осмотреть
свод сверху и должен сказать, что нигде не видел лучшей работы. Своды возведены с большой точностью и тщательностью, так что видеть эту работу – просто истинное наслаждение» (Меланко, с. 60). И далее: «На них (сводах) на расстоянии 1 сажени друг от друга и лежат в длину массивные балки, в которых укреплены собственно стропила. Благодаря большим сводам такая крыша выглядит очень смело и отважно[12]. При укладывании балок надо подходить к делу очень осторожно, чтобы не опрокинуть своды. Для ещё большей надёжности в Казанском соборе поставили под своды ещё три малых столба, которые опираются на нижние своды церкви и поддерживают верхние своды» (Меланко, с. 67–68).
Дело в том, что сразу же после завершения строительных работ и снятия опалубки (кружал) кирпичный
свод каменного моста дал трещину, заметно увеличившуюся на протяжении последующих шести лет. К 1842 году трещина стала больше на 25 см. Компетентная комиссия зафиксировала «раскрытие швов» в основании гранитных арок. Попытки ликвидировать дефект забивкой в раскрытые швы гранитных щек мостового сооружения специальных медных клиньев оказались безрезультатными. Через четыре года все забитые клинья разом выпали из гнезд, а кирпичный свод моста еще больше осел и стал интенсивно крошиться. Отдельные массивные кирпичные блоки начали срываться со стенок и падать в воду при любом незначительном сотрясении массивной конструкции свода.
Распалубка кирпичных
сводов производится секциями по ширине установленной опалубки. Загрузка распалубленных кирпичных сводов и арок при температуре +10 °C допускается не ранее чем через 7 суток после окончания кладки и увеличивается при более низких температурах. Возможно нагружение кирпичных сводов и арок в более ранние сроки при условии выдерживания их в опалубке.
Возведите ограду из блоков, контролируя горизонтальность, вертикальность и ровность углов. Виды кладки блоков те же, что и кирпичей. Необходимо следить за соблюдением перевязки швов. Всевозможные пристройки делают по ходу возведения основной стены. Через каждые 4–5 рядов размещают арматурную сетку.
Своды разного рода арок, ниш и проемов, предусмотренных в проекте, укрепляются арматурной сеткой через 1 ряд. Чтобы предотвратить появление трещин, через каждые 6–7 м на стенах по всей высоте делают вертикальные температурные швы.
Ступенчатый
свод галереи, образованный 36 наклонными плитами, длина которого составляет 8,5 м, по мнению г-на Фергюссона, напоминает перевернутую лестницу. Г-н Гробер относится к строителям пирамиды с некоторой насмешкой: «Если бы египтяне были более сведущи в строительном искусстве, они могли сделать в Большой галерее бы voute en berceau (цилиндрический свод), это было бы проще, потребовало меньших финансовых затрат, не говоря уже о прочности такого рода конструкции». Не буду спорить с г-ном Фергюссоном, осмелюсь лишь заметить, что египтяне лучше кого бы то ни было знали, что именно им нужно и как этого добиться.
Большой каирн в Барненез включает одиннадцать коридорных гробниц, накрытых одним длинным курганом (рис. 9). Эта группа представляет особый интерес, так как демонстрирует все разнообразие конструкций. Камеры, накрытые
сводами , образованными с помощью выступов, соседствуют с камерами, накрытыми каменными плитами. В сооружении некоторых коридорных гробниц использовались большие каменные блоки, других – более мелкие камни. Выступы могут образовывать либо крутой свод, либо более плавный и могут покоиться на круглых стенах сухой кладки или на крупных ортостатах (фото 5, 6). Одна из коридорных гробниц особенно интересна из-за ее структуры, довольно необычной для Арморики: перед камерой находится «прихожая», которая расположена в конце галереи, построенной методом сухой кладки с подпорками, сама камера сооружена из гигантских ортостатов, поддерживающих плиту свода впечатляющих размеров. Все входы в галереи этого обширного каирна открываются на юго-восток.
Если топливник узкий и пролет составляет не более 420 мм, то выполняется треугольный
свод (рис. 21), при котором кирпичи укладываются с подъемом кверху, после чего кладка стенок продолжается, поскольку они должны прижать пяты к предыдущим рядам.
После долгих лет изучения архитектуры Софийского собора ученые смогли установить последовательность его возведения. Строительство по разумной традиции началось весной 1018 года. К зиме мастера успели установить столбы и стены на высоту нижнего яруса. Устойчивая конструкция в виде дубовых перевязей легко перенесла вьюги и холода, дожив до второго сезона, когда храм поднялся до уровня хоров. На следующий год строители довели высоту сооружения до перевязей арок хоров, а в следующие два года устроили
своды , центральный купол, 4 больших и все малые купола. Затем работы были приостановлены для просыхания штукатурки. Отделка внутренних помещений заняла около 4 лет, и к весне 1031 года София Киевская имела вполне законченный вид.
В стилистическом и пластическом единстве с главным фасадом разработаны и дворовые фасады; переход во дворы является своеобразным коридором с рустованными стенами и пилястрами. Лепка
свода , каменные плитки пола не только придают этому элементу здания черты интерьера, но и зрительно объединяют все фасады в единую композицию. Важным элементом второго двора является фонтан с львиной маской и высеченной на камне датой постройки. В том же, 1891 году на ул. Ломоносова, 14, появляется другой дом Г.Г. Елисеева, созданный Барановским в единстве с застройкой четной стороны улицы. Фасад, расчлененный двумя ризалитами, также облицован отделочным кирпичом, который тонально объединяет все декоративные элементы фасада. Мастерство зодчего снова проявилось в прорисовке профилей и всех деталей, подчиненных большой форме. Но самое интересное в здании – это хорошо организованное внутреннее пространство, взаимосвязь богато оформленного вестибюля и скругленной лестничной клетки, выделенной пластически со стороны двора.
ГОТИКА (от итал. gotico, букв. – готский, от названия германского племени готов) – готический стиль, художественный стиль (между сер. XII и XV–XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых
сводов , выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV–XVI вв. готику сменяет Возрождение.
Подобно киевской Софии, центральное крестчатое пространство здания замыкалось с севера, юга и запада двойными арками хор, опиравшимися на граненые столбы (выломанные в XVII веке). В западной части храма в боковых нефах устроены хоры с входом через башню, примыкающую к юго-западному углу церкви. В начале XII века собор был обнесен с трех сторон дополнительными галереями, состоявшими, подобно наружным галереям киевской Софии, из арок в четверть окружности, подпиравших основную часть здания и соединенных между собой коробками
свода .
Каменный погреб строят в виде арочной конструкции из естественного камня – известняка, плитняка и др. В верхней части
свода закладывают замковый (нечетный) камень, который как бы запирает, расклинивает свод, обеспечивая прочность и надежность конструкции. В качестве кладочного раствора применяют глиняное тесто, перемешанное с резаной соломой или мякиной. Пол делают глинобитным из раствора, в состав которого входят:
Вначале соберите
свод арки (рис. 31). Для этого одну из дуг положите на пол тыльной стороной вверх, слегка согните панельный лист и вставьте его в паз дуги. Если арка имеет декоративные верхние замки, панельный лист должен выходить за торцы дуги на 7–8 мм с обеих сторон. Если замки отсутствуют, длина панельного листа должна точно совпадать с длиной паза дуги, и выходить за торцы он не должен.
Однако знаменитые «висячие сады» были разбиты не Семирамидой и не во времена ее царствования. Построены они были по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая тосковала по зеленым холмам Мидии. Царь много строил в Вавилоне, превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной роскошью. Свой дворец он построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпных террасах, расположенных на
сводах , были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменные плиты, со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота этажей достигала достигала более 27 метров и давала достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав и кустов. В необыкновенных садах расцвели деревья удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Ефрат. Великолепные сады были настоящим чудом света. В покоях нижнего яруса этих садов провел свои последние дни в июне 323 года до нашей эры Александр Македонский. Разрушены висячие сады наводнениями Ефрата.
Арка прекрасно смотрится около стены дома с помещенной в ее нише скамейкой. Также аркой украшают вход в сад или другие уголки участка.
Своды арок бывают разные: плоские, полукруглые, двускатные, стрельчатые или готические. Материал для изготовления арок также может быть различным. Арку украшают вертикальным озеленением или строят из кирпича. Она может принять вид живой изгороди.
В V веке языческий храм был переоборудован в христианскую церковь Святого Георгия, и внутреннее убранство изменилось в соответствии с новой религией. Коренные переделки в значительной мере коснулись внешнего облика Гефестиона: здание дополнилось
сводом , порталом с западной стороны и апсидой, заслонившей колонны восточного фасада. Позже это нагромождение было снесено, а место, где стояли древние статуи, обозначено блоками синеватого элевсинского камня.
Конструкцию камина можно сделать и по-другому. Перед строительством выкапывают котлован круглой формы глубиной 40 см. Всю поверхность котлована выкладывают природным камнем или кирпичом. В середине делают место под очаг диаметром 80 см. Над котлованом сооружают конусный
свод с трубой из листового железа. Необходимый элемент камина – частокол из подтоварника высотой 60 см, который скреплен с помощью металлических скоб. Если местность, где находится участок, отличается влажным климатом, котлован снабжают водосливной трубой.
Кирпич для кладки печи следует отсортировать. Самые хорошие кирпичи без трещин и отколотых мест применяют для топливников, дымовых каналов и
сводов печи. Толщина кирпича должна быть одинаковой, что дает возможность получить самые тонкие швы.
Характерно, что в эту эпоху развивалось строительство монументальных гробниц и других сооружений заупокойного культа. В Абидосе, священном городе Осириса, египтяне со всей страны стремились установить поминальные стелы, возводили индивидуальные поминальные капеллы («кенотафы»). Как показывает реконструкция, абидосские капеллы Среднего царства представляли собой постройки внушительного размера с прямоугольным объемом, перекрытым цилиндрическим
сводом . Их возводили внутри огороженного двора, где иногда устраивали водоем, выращивали пальмы и сикоморы. Если гробницу вырубали в скале, то вход в нее оформляли в виде колонного портика, за которым располагался зал для церемоний поминовения. Обязательной принадлежностью более или менее богатых погребений был жертвенный стол – каменная плита с изображением приношений умершему, состоявших из снеди и других «полезных» в загробной жизни вещей.
Шамотный кирпич делают из огнеупорной глины. Прочность его невысока, но он способен выдержать достаточно высокую температуру – свыше 1580 °С. Его можно использовать для кладки печи каменки, обмуровки топок и их
сводов .
Из глинобита изготавливают русские печи,
своды в русских печах, облицовывают металлические печи для предохранения их от быстрого прогорания (из кровельной стали) и более длительного удержания тепла.
• верхние поперечные рейки присоединяют к дугам под
сводом конструкции для подвешивания корзин и крепления опор для растений;
► верхние поперечные рейки присоединяют к дугам под
сводом конструкции для подвешивания корзин и крепления опор для растений;
Храмовые жрецы обращались к богам в присутствии нескольких помощников, следивших за правильностью произносимых фраз. Тишину в зале обеспечивал… трубач, который дул в трубу так сильно, что ее звуки заглушали не только ропот толпы, но и слова самого жреца. В домашней обстановке молящемуся помогали родные. Помпейский ларарий представлял собой квадратную, четырехугольную или полукруглую нишу с арочным
сводом . В богатых домах в ней ставили небольшую часовню с пьедесталом, колоннами и двускатной крышей. Бедняки молились изображениям ларов, а граждане средней обеспеченности дополняли их алтарем, куда ежедневно клали цветы, еду, где зажигали ладан и совершали обрядовые возлияния.
Второй тип – баня «по-белому». В этом случае над печью-каменкой выводится кирпичный
свод с трубой, выводящей дым через потолок и крышу бани. Дым, пройдя через камни печи-каменки, собирается внутри свода и, не попадая в баню, выходит наружу. Для поступления жара в баню в своде устраивают дверцу, которая во время топки закрыта. Баня невелика: парильня примерно 3×3 м и предбанник около 3 м.
Каптажную камеру нисходящего родника сооружают из природного камня или кирпича на цементном растворе, покрывают
сводом и засыпают землей. Свод непременно оборудуют вентиляционной трубой с колпаком. Вода поступает в камеру через дренажные отверстия в стенке со стороны водоносной породы. Чтобы не допустить примешивания к родниковой воде дождевой и талой, необходимо соорудить вокруг каптажа «нагорные» отводные канавки, хорошо заизолировать стенки и кровлю, обустроить замок из жирной глины и отмостку.
– кладочные – для каменной кладки фундаментов, стен, столбов,
сводов и пр.;
1 – дымосборник; 2 – каминная доска; 3 – портал; 4 – топливник; 5 – предкаминная плита; 6 – каминный стол; 7 – под; 8 – дымовой уступ (зуб); 9 – футеровка; 10 –
свод