На Руси и в других православных странах издавна придавалось особое значение воде некоторых рек, ключей и даже озер. Старинные легенды связывают возникновение многих из них с именами живших в прежние времена святых подвижников или с явлением святых икон. Священные источники находятся в пределах многих знаменитых в православном мире иноческих обителей, в частности, в Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Почаево-Успенской лаврах. В данной книге рассказывается о наиболее известных и почитаемых святых источниках.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудотворные православные источники России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
По иноческим обителям
Киевские святыни
Утверждение христианства на Русской земле связано с древней столицей — Киевом. Там, в водах Днепра, происходило массовое крещение обитателей воспетого в былинах города. А на холмах над рекой вырастали первые каменные храмы. С Киевом связано и становление русского монашества — в знаменитой Киево-Печерской лавре работали первые прославленные подвижники, художники, летописцы. Неслучайно в старину было принято совершать паломничества к киевским святыням, подобно тому, как совершались паломничества в Иерусалим или в Царьград.
Возвращаясь из Киева в различные грады и веси российской страны, паломники обычно набирали святой воды из колодцев Киево-Печерской обители. Ее переносили на дальние расстояния в изготавливаемых на монастырском заводе бутылях с изображением преподобных Антония и Феодосия Печерских — основателей Лавры и первых наставников русского монашества.
В отличие от многих других русских монастырей XI в. Киево-Печерский был создан без предварительных денежных пожертвований, только благодаря труду и духовным подвигам его святых. «Мнози бо монастыри от князь и бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлены слезами, пощеньем, молитвою, бдением», — отмечали еще современники-летописцы.
Как свидетельствуют древние предания, святой Антоний был одним из первых русских подвижников, решивших посвятить свою жизнь служению Богу. Он, выходец из черниговского Любеча, принял монашеский постриг на святой горе Афон, а потом возвратился на родину и поселился в пещере под Киевом. К святому Антонию приходили со всей Руси люди, стремившиеся к духовному подвигу и истинно монашеской жизни. Среди них были иеромонах Никон, представитель боярского рода Варлаам, сын васильковского тиуна Феодосий, бывший слуга Моисей Угрин и многие другие прославленные Церковью святые. Так было положено основание знаменитой впоследствии иноческой обители.
Поручив управление монастырем своим ученикам (Варлааму, а затем Феодосию), преподобный Антоний устроил для себя новую пещеру на некотором отдалении от первой и проводил там время в посте и молитве. Со временем рядом были вырыты и заселены другие пещеры.
Те киевские пещеры, которые расположены на дальнем холме, но оказались освоены монахами раньше, известны как Дальние, или Феодосиевы.
Другие пещеры названы Ближними, или Антониевыми. Они заселены иноками позже, а находятся под ближним холмом, к югу от села Берестово.
Как свидетельствует старинное повествование о монастыре, Киево-Печерский Патерик, преподобный Антоний сам выкопал колодец для братии основанной им обители.
С именем святого Антония монастырское предание связывает чудотворный источник, и поныне существующий неподалеку от Ближних пещер, около ворот. На некотором расстоянии от первого колодца находится второй, посвященный другому знаменитому печерскому подвижнику — игумену Феодосию.
Житие этого святого, написанное преподобным Нестором Летописцем, сообщает, что Феодосий с малых лет стремился посвятить свою жизнь служению Богу. В юности он покинул родной дом и пришел к святому Антонию в киевские пещеры, где и принял монашеский постриг, а затем стал настоятелем монастыря после того, как был переведен в другую обитель его предшественник — преподобный Варлаам.
При игумене Феодосии авторитет управляемого им монастыря неуклонно возрастал — за духовным наставлением к печерским подвижникам все чаще обращались князья и бояре. Число монашествующей братии увеличилось до ста человек. Прежних келий оказалось уже недостаточно, и Феодосий расширил монастырь. При нем было начато строительство величественного Успенского собора, увенчанного видимыми издалека золотыми куполами.
Святой Феодосий, отличавшийся большой физической силой, нередко подавал братии пример при проведении тяжелой работы, в частности нередко рубил дрова. Подобно своему духовному наставнику, он сам вырыл и колодец. Местное предание указывает, что обретенный Феодосием источник — тот, который называется его именем, и поныне находится у Ближних пещер неподалеку от Антониева колодца. Вода в этих расположенных на небольшом расстоянии друг от друга колодцах имеет различный вкус: в Антониевом — более мягкий, а в Феодосиевом — достаточно жесткий (вследствие прохождения струи сквозь слой извести).
Согласно мнению некоторых исследователей, в действительности вырытые Антонием и Феодосием колодцы должны были находиться на другом месте. А те, что почитаемы сейчас, стали известны только с XVII столетия. Но все же лаврская вода почитается святой и приносит исцеление. Ведь она освящена многими подвигами сотен подвижников старейшей на Руси иноческой обители.
За время своего многовекового существования Киево-Печерская лавра неоднократно испытывала скорби и невзгоды. Ныне живущие поколения помнят запустение, в котором пребывали лаврские святые источники в годы советской власти.
Даже в послевоенный период, когда за стенами древней обители действовал монастырь, по соседству находился музей атеизма. Некоторые из посетителей последнего под влиянием проведенных с ними антирелигиозных бесед плевали в воду источников или бросали в нее различные вещи.
А в 1960 г. монастырь был закрыт. Не сразу смирившись с утратой, богомольцы еще некоторое время приходили к источникам за целебной водой. Особенно много людей собиралось в день праздника Крещения Господня, 19 января. Тогда к колодцам выстраивались длинные очереди.
Рвение местных властей в борьбе против религии оказалось столь велико, что пощады не было даже памятникам истории и культуры, каковыми являлись чтимые православным народом лаврские колодцы. Сооружения над источниками снесли и сровняли с землей, а сверху провели сточную трубу канализации.
Лишь с конца 80-х гг. минувшего столетия в связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси в пределах Киево-Печерской лавры стала воссоздаваться монашеская обитель. Заваленные землей и мусором источники едва удалось тогда отыскать. Несмотря на препятствия колодцы были восстановлены.
В наше время над источниками возвышаются часовни. Множество богомольцев приходит сюда, чтобы набрать воды, наделенной благодатной силой.
Из летописи Макариево-Жабынского монастыря
На правом берегу Оки в живописной местности неподалеку от города Белева находилась некогда процветавшая Макариево-Жабынская иноческая обитель. За высокой крепостной стеной красовались каменные храмы с нарядными куполами, ютились кельи и хозяйственные постройки. Но главное, что приносило монастырю известность и привлекало к нему толпы паломников из ближайших городов и селений, это дивный источник чистой студеной воды.
В одном из описаний монастыря, составленном в начале XX века, можно прочитать следующее:
«Обилие воды, чистой, холодной, прозрачной как кристалл прямо поражает вас в этой обители. Против святых ворот у Макариевского собора в крытой часовенке беспрерывно бьет фонтан; по другую сторону того же собора другой крытый же фонтан, с устроенной около него колодой для водопоя; посреди монастыря у цветника, разбитого в виде креста, устроена открытая беседка, в которой также бьет вода из животворящего креста, водруженного среди круглого большого резервуара… И все это из одного святого источника, из одного небольшого ключа, бьющего на полугоре к северо-востоку от Макариевского собора, получившего свое начало, как гласит предание, по молитве преподобного Макария — возградителя сей обители. В настоящее время над сим ключом часовня и при ней две купальни для прибегающих к цельбоносным струям этой живительной влаги — плода силы и веры и молитвенного дерзновения преподобного Макария».
О том, как был обретен этот чудесный источник, сообщается в житии святого Макария Жабынского — современника царей Ивана Грозного и Бориса Годунова.
Стремясь к подвижнической христианской жизни, Макарий поступил в монашескую обитель, основанную в конце XVI в. (в царствование Федора Иоанновича) неким старцем Онуфрием.
В годы Смуты в начале XVII столетия пострадало немало городов и монастырей. Не избежала тяжелых испытаний и молодая Жабынская обитель — она подверглась жестокому разорению от шайки пана Лисовского. Избежавшие гибели монахи укрылись среди окрестных дремучих лесов. Немногим из них довелось возвратиться на пепелище родной обители.
Возрождение монастыря связано с деятельностью святого Макария. Именно он возвратился на место разоренной обители, построил деревянную церковку и келью, собрал уцелевших братьев. Стал новым настоятелем, а монастырь с тех пор назывался его именем — Макариево-Жабынский.
Однажды, удалившись в лес ради уединенной молитвы, святой старец увидел отбившегося от своей шайки и изнемогшего от жажды грабителя. Тот не мог передвигаться и слабым голосом просил пить. Несмотря на пережитые из-за нападения грабителей бедствия Макарий не утратил способности к христианскому милосердию даже по отношению к недавним гонителям. Он хотел помочь несчастному. Но до монастыря далеко, а поблизости нет ни реки, ни ключа, ни колодца… Движимый состраданием, игумен Макарий обратился с молитвой к Богу и ударил о землю своим посохом. Произошло чудо: из земли хлынул поток светлой чистой воды.
Чудесно изведенный из земли родник был огражден деревянным срубом. Впоследствии над ним установили часовню, еще позже из-за большого притока богомольцев возникла необходимость отвести часть воды из основного источника в другие резервуары.
В обители было установлено совершать крестный ход из храма к святому колодцу на праздник Крещения, в пятницу Пасхальной недели и еще трижды в году.
В летописи монастыря сохранились упоминания об исцелении от различных болезней после купания в святом источнике. Например, такое:
«Иван Петрович Восков заявил: «Одно время я весьма сильно страдал ревматическими болями в руке. Будучи в Макариевской пустыни, я отправился на св. кладязь угодника Божия и с сердечною молитвою об исцелении потер больную руку водою от св. источника. Милостию Божиею, за молитвы преподобного, облегчение получил. Вскорости после сего я, путешествуя по железной дороге, сильно простудился, и сильная боль в ногах началась у меня. Я затруднялся ходить. Памятуя исцеление своей больной руки я предпринял путешествие в Жабынь, где и решился искупаться в св. источнике. Искупавшись, почувствовал себя легче и пошел пешком в Белев»».
А вот еще одно свидетельство:
«Жительница г. Козельска заявила в 1906 г.: «Дочь моя, Мария, будучи еще двухлетнею малюткою, страдала постоянною мучительною болезнью живота. Я носила ее ко врачу, который назначал лекарства, но бесполезно. Мария продолжала страдать. Но вот я, по совету добрых людей, отправилась с больною дочерью к преподобному Макарию, и, помолившись пред его св. мощами, пошла на св. колодезь, где, пренебрегши суетныя опасения, искупала малютку в источнике… И вера не посрамила! Мария после купанья успокоилась и вскоре совершенно исцелилась. В благодарение и память о сем к иконе преподобнаго сделан нами серебряный привесок»».
Жаждущих исцеления не останавливало то обстоятельство, что вода в источнике была очень холодной, ее температура не поднималась выше 7 °C. Впрочем, ведь даже в январские морозы находятся желающие окунуться в ледяную крещенскую прорубь. Многие потом свидетельствуют об отступлении недугов, в частности нервных болезней.
И сейчас источник преподобного Макария Жабынского в возрождающейся Свято-Введенской Макарьевской пустыни — один из самых известных в Тульской области. Множество паломников по-прежнему едут к нему и в зимнее, и в летнее время. Считается, что нужно сначала покаяться в грехах и помолиться, а потом троекратно окунуться с головой в воду, и тогда душевные и телесные недуги отступят прочь.
Но этот источник не единственный в Белевской земле. В самом городе Белеве, поблизости от монастыря на берегу Оки, существует святой родник Василия Прозренного. Его название связано со стоявшим рядом Васильевским храмом и с признанным народом свойством исцелять от глазных болезней.
Известны и другие почитаемые верующими родники.
Стопа Небесной Владычицы
Один из знаменитейших православных монастырей — Почаево-Успенская лавра. Он расположен на западе Украины, неподалеку от города Кременца, прославившегося тем, что в грозном XIII в. эту крепость не смогли захватить полчища Батыя.
Первые упоминания о Почаевском монастыре в письменных источниках относятся к XIV в. Однако известны данные, позволяющие отнести его основание к более раннему времени.
Польские рукописи свидетельствуют о подвизавшемся здесь на рубеже XII–XIII вв. греческом монахе Мефодии, выходце со Святой горы Афон. В действительности на заросшей лесом Почаевской горе была тогда пригодная для жилья пещера. Она существует и поныне и знаменита как место духовных подвигов преподобного Иова Почаевского. Пробраться в образовавшееся в скале естественное углубление с неправильными очертаниями можно только ползком, а вместить одновременно пещера способна не более десяти человек.
Согласно преданиям, после кончины Мефодия на Почаевской горе оставались его ученики. Но особенно увеличилось население иноческой обители после захвата Киева войсками Батыя. Существует предположение, согласно которому среди дремучих лесов близ Кременца нашли пристанище иноки киевских монастырей, избежавшие гибели при захвате их города неприятелем. Даже само название селения Почаев, в окрестностях которого возникла знаменитая лавра, некоторые авторы производят от наименования киевской речки Почайна.
К XIII или XIV столетию относятся и события, принесшие Почаевскому монастырю особую славу. В то время подвизались на горе два праведных инока. Однажды они стали очевидцами дивного явления: в окружении неземного света стояла на скале Пресвятая Богородица. Преклонив колена, монахи прославляли Царицу Небесную. Эту сцену застал еще один оказавшийся поблизости свидетель чудесного события — пастух Иоанн, который охранял стадо.
Когда же удалилась Пресвятая Владычица, на камне остался отпечаток Ее стопы. В образованном следом углублении стала скапливаться обладавшая целебными свойствами вода. На протяжении веков не оскудевал удивительный источник, даруя страждущим помощь и избавление от недугов.
Известно множество примеров исцеления с помощью святой воды источника «Стопа Богоматери». Самые удивительные относятся к XIX столетию. Сколько сохранилось в монастырских летописях свидетельств о прозрении слепых, выздоровлении больных раком и другими неизлечимыми недугами!
Интересна и дальнейшая судьба монастыря. Последний стал особенно знаменит со времен преподобного Иова Почаевского, великого подвижника XVI–XVII вв. Постепенно иноческая обитель украшалась все новыми строениями. Так, в конце XVIII в. на месте Троицкой церкви был воздвигнут престольный Успенский храм. В первой половине следующего столетия монастырь опоясала сохранившаяся до наших дней высокая каменная стена со Святыми вратами. В архитектуре лавры и внутреннем убранстве храмов отразились веяния католического Запада и православного Востока, что явилось следствием особенностей географического положения и исторической судьбы Почаева.
Свято-Успенская Почаевская лавра не закрывалась и при советской власти и продолжала оставаться одним из крупнейших мужских монастырей. А с конца 80-х гг. минувшего века, когда началось возрождение других иноческих обителей, почаевские монахи принимали деятельное участие в восстановлении православных святынь.
Сейчас лавру посещает множество паломников. Особенно почитаемые местные святыни — чудотворная Почаевская икона Богоматери, нетленные мощи преподобного Иова Почаевского и, конечно, неоскудевающий источник «Стопа Богоматери». Он находится под кровлей Успенского храма, под полом, справа от входа. Рядом установлено рельефное изображение чудесного явления Пресвятой Владычицы на горе Почаевской.
Из образовавшегося на камне отпечатка следа по-прежнему источается вода, которая стекает в устроенный ниже небольшой грот. В определенные часы богомольцы имеют возможность получить целебную воду источника и приложиться к изображению отпечатка стопы.
В пределах киевских обителей
Земля древнего Киева богата чудотворными источниками. Так, один из ключей бьет на крутом днепровском берегу неподалеку от Киево-Печерской лавры. Он, как и другой родник, находящийся поблизости от Голосевской пустыни, посвящен Пресвятой Богородице. А на месте первого в Киеве женского монастыря известен источник святых мучеников Флора и Лавра — его называют Флоровским. Вода здесь также целебная. Она имеет желтоватый оттенок, поскольку содержит железо.
Еще один чудотворный источник находился у подножия горы, на территории основанного в XI в. Никольского монастыря. С ним связано удивительное древнее предание.
Некогда богатый киевлянин отправился на богомолье в Иерусалим. Он взял с собой в дальнюю дорогу красивый серебряный ковшик, но потерял его в Святой земле, уронив в реку Иордан. Однако свершилось необъяснимое чудо — утраченная вещь оказалась в Киеве, под водой расположенного в Никольской обители источника. Происшедшее настолько всех поразило, что монастырь начали называть уже не просто Никольским, а Николо-Иорданским. Такое же имя получил и чудотворный родник.
В наши дни известный с древности монастырь уже не существует. Он был упразднен еще во второй половине XVIII столетия при императрице Екатерине II. Давно разрушен и монастырский храм, а на месте иноческой обители находится предприятие.
Если с Николо-Иорданским монастырем связаны старинные предания, то родники так называемой Лазаревщины прославились чудесами относительно недавно — в конце XIX столетия.
Само наименование местности достаточно древнее. Оно восходит к тем временам, когда в ближайшем лесу жил древнерусский монах-отшельник Лазарь. Впоследствии земля стала принадлежать киевским монастырям или храмам. В частности, в XIX столетии там находились загородное хозяйство и дача Михайловского монастыря.
Как нередко бывало и прежде во многих святых обителях, в Лазаревщине не доставало питьевой воды. Несколько ключей било из-под земли поблизости, в овраге. Но доставлять воду оттуда к расположенным на возвышенности строениям приходилось вручную, перенося ее в ведрах.
Наконец управлявший обителью схиигумен Иринарх решил соорудить водопровод. Но специалисты утверждали, что для подъема водного потока вверх необходима водонапорная башня. Средств на строительство водокачки у монастыря не хватало.
Тогда старец Иринарх с молитвой сам принялся за работу. Были прорыты канавы, установлены деревянные трубы и кадушка, в которую должна была собираться вода. Профессионалы смеялись над такой бессмысленной затеей. Но однажды свершилось чудо: после того как в монастырском храме была совершена божественная литургия, вода наполнила приготовленную для нее кадку. Труд и молитвы смиренных иноков не оказались тщетными — им удалось устроить водопровод, по которому вода из расположенных в низине ключей сама поднималась по трубе вверх, к расположенной на холме обители.
Воду собирали из трех родников: Живоносного источника, источника Великомученика и целителя Пантелеимона и Тихоновского ключа, посвященного жившему в XVIII в. святителю Тихону Задонскому, в день памяти которого пробился родник. Сначала родниковая вода наполняла так называемый Великий источник, а уже оттуда поступала вверх, в монастырь. В дальнейшем над указанным источником воздвигли храм, посвященный Владимирской иконе Богоматери.
Впрочем, всего несколько десятилетий спустя грянули революционные бури. Недолго довелось продержаться устроенной над источником церкви — сейчас не ее месте сохранился лишь фундамент.
Однако память о родниках не померкла. Особенно знаменит тот, который старец Иринарх при освящении назвал источником святого Пантелеимона. На некотором расстоянии от места, где бьет из-под земли ключ, сейчас установлен крест. Там богомольцы набирают целебную воду, поступающую по трубе от самого родника.
Загадки Гродненского края
На белорусской земле в нескольких километрах от Слонима находится Свято-Успенский Жировичский монастырь. Его основание и последующая история связаны с чудотворным образом Пресвятой Богородицы, о явлении которого в 1470 г. повествуют старинные предания. В начале XVII в. некоторые рассказы записал местный иеромонах Феодосий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудотворные православные источники России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других