Связанные понятия
Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.
Антими́нс (др.-греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие») — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.
Введе́ние во храм Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S. Mariae in templo, церк.-слав. Вхо́дъ во хра́мъ прест҃ы́ѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы, и҆ приснодв҃ы мр҃і́и) — христианский праздник, основанный на апокрифах о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где была введена первосвященником (по преданию, Захарием) во Святая...
Часо́вня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь. Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах. В старообрядчестве является молельней. У католиков близким аналогом православной часовни является капелла.
Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.
Упоминания в литературе
АНТИМИ́НС (от греч. «вместопрестолье») – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей и изображением положения во гроб Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам. На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение. Антиминс помазуется святым миром и разворачивается только в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне. Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Более того, по своему значению антиминс равен престолу. При
освящении храма один или несколько антиминсов возлагаются на престол и освящаются вместе с ним. При этом в молитве на освящение престола антиминсы названы жертвенниками, на которых должна совершаться бескровная жертва Евхаристии. Таким образом, в сознании Церкви отождествляются неподвижный престол в алтаре храма и подвижные антиминсы. Это отождествление возникло в древности, когда, в связи с гонениями на христиан, появились переносные престолы-антиминсы, куда полагали мощи святых мучеников.
В православной церковной традиции «храмовые, или престольные, праздники – праздники местные и празднуются они в дни
освящения храмов или в дни воспоминаний событий и святых, в честь которых устроены храмы»[54]. Престольные праздники по Уставу – однодневные, по характеру богослужения относятся к разряду средних[55]. Богослужения в храме в престольные праздники регламентированы особо: «В дни храмовых праздников перед Божественной литургией принято совершать малое водоосвящение и окропление святой водой алтаря и всей церкви. По окончании литургии совершается молебен с многолетием. Согласно предписанию Устава, “того же дне”, когда случится храмовый праздник, на вседневной вечерне “бывает отдание праздника за почесть храма”, то есть ради чести, ради славы храма, так как праздники однодневные отдания не имеют. В храмовый праздник бывает обычно крестный ход»[56].
В канун годовщины обретения мощей и прославления преподобного Серафима, 18 июля 1904 года, состоялось торжество освящения прекрасного по архитектуре, уютного храма. Множество дачников и жителей ближайших деревень собрались в тот день в новом Доме Божием. Чин
освящения храма и Божественную литургию совершил преосвященный Сергий (Страгородский), епископ Ямбургский, ректор Духовной академии в сослужении протоиерея Философа Орнатского и других священнослужителей.
В 1880 г. началось восстановление из руин древнего Симоно-Кананитского храма, причем были приняты меры для сохранения его древнего облика: развалины тщательно очистили от мусора и щебня, восстановили местами обрушившиеся стены и покрыли храм куполом в византийском стиле. Пол был сделан деревянный, а иконостас поставлен резной дубовый; многие иконы для храма прислали с Афона.
Освящение храма совершил в день памяти св. апостола Симона Кананита, 10 мая 1882 г., экзарх Грузии, архиепископ Иоанникий. С. В. Булгаков писал об этой церкви в 1913 г., что «в ней заметны еще в двух местах остатки древней стенной живописи, причем один из ликов святого великомученика Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо почти в полной неприкосновенности». Вблизи храма был устроен беломраморный фонтан в виде креста, материал для которого привезли со Святой Горы Афонской, а воду провели из скалы, где, по преданию, была пещера св. апостола Симона. Соседняя высокая пирамидальная гора, на которой находились остатки Анакопийской крепости, была названа Иверской в честь одной из главных святынь Афона. В дальнейшем на этой горе в месте, где сохранились высокие стены еще одной древней церкви, была устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери[173]. В 1884 г. пещера св. ап. Симона Кананита, где, по преданию, уединялся и молился апостол, была освящена водосвятием, в ней прорубили вход для паломников и поставили икону святых апостолов Андрея и Симона.
С левой стороны у западных врат собора была повешена памятная доска со следующей надписью: «Сей великолепный храм заложен собственноручно его императорским высочеством великим князем Алексеем Александровичем 16 июня 1867 г. в память чудесного спасения августейшего родителя его, благочестивейшего государя императора Александра от злодейского покушения на священную жизнь его величества в Париже 25 мая 1867 г. Начало постройки последовало 4 апреля 1881 года при жизни архимандрита Феодорита. В его настоятельство фундамент храма доведен с основания до уровня земли. Дальнейшая работа начата 3 мая 1893 г. при настоятеле архимандрите Иосифе и закончена, с Божией помощью, при нем же, с постановкой иконостаса 1 июля 1899 года. Торжественное
освящение храма сего совершилось 16 июня 1900 г. в настоятельство того же архимандрита Иосифа с братией о Христе Иисусе. Освящал престол бывший Константинопольский Патриарх Иоаким III».
Связанные понятия (продолжение)
Обре́тение моще́й — процесс нахождения (открытия, обнаружения, эксгумации) останков (мощей) христианина, причисляемого Церковью к лику святых. Связан с освидетельствованием останков и перенесением их в храм для всеобщего почитания до, во время или после канонизации. С древних времён окружен молитвенным обрядом. В память об обретении мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых.
Собо́р вселе́нских учи́телей и святи́телей (др.-греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — соборный праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви. Торжество совершается 30 января (12 февраля).
Преображе́ние Госпо́дне (греч. Μεταμόρφωσις τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна...
Домо́вая церковь — в православии освящённое помещение, расположенное в жилище частного лица (домовая церковь в узком смысле слова) или в учреждении (домовая церковь в широком смысле слова). Иногда домовой церковью служит отдельная, на том же участке стоящая, освященная постройка. Домовая церковь имеет собственный антиминс, используется для совершения богослужения. Особым видом домовой церкви является «крестовая церковь» в архиерейских домах или резиденциях епископов.
Вознесе́ние Госпо́дне (Вознесение) — (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου; лат. ascensio) — событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́ (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου καὶ Θεού καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ), который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг. Как изъясняет...
Ра́ка (лат. raca — ящик, ковчег, гроб) — ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.
Настоя́тель (др.-рус. настотєль ← греч. ἐφεστώς от греч. ἐπί (ἐφ) — «на» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») в Православной церкви — старший клирик прихода или монастыря.
Подво́рье — чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Изначально — постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов; позднее — удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви.
Ико́на Бо́жией Ма́тери «Взыска́ние поги́бших» — православная икона Пресвятой Богородицы. Создание образа относится к XVII веку. Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших».
Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).
Литурги́я (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение в исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии. В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение» (например, Литургия часов).
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ВоздвиженьеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских...
Подробнее: Воздвижение Креста Господня
Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Тезоименный святой (патрональный) — святой, чьим именем нарекает священник человека во время таинства крещения. Традиционно имя выбирается родителями или священником из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого празднуется в день рождения или крещения человека.
Моле́бен (церк. болг. — «молебный», «молитвенный») в православном богослужении — краткое частное богослужение просительного или благодарственного характера (благодарственный молебен) с молитвенным обращением к Богу, Богородице и другим православным святым. Обычно совершается на средине храма в связи с какими-либо событиями и памятными датами. Несколько молебнов могут объединяться в один общий.
Причт — в Русской православной церкви название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц (см. Причетник).
Местночти́мые святы́е — в исторических церквях святые, канонизированные в рамках отдельной епархии, или почитаемые лишь в определённом регионе, и не имеющие общецерковного почитания.
Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник») — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.
Мо́щи (др.-греч. λείψανα, лат. reliquiae) — останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Исторических церквях. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями.
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ОсениныРождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Γενέθλιον τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, церк.-слав. Ржⷭ҇тво̀ прест҃ы́ѧ влⷣчицы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и, Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны, праздник в исторических церквях. В православных церквях относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы...
Подробнее: Рождество Пресвятой Богородицы
Собор Двенадцати Апостолов (Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов) — праздник Православной Церкви, отмечаемый 13 июля (30 июня по юлианскому календарю), на следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания о данном празднике встречаются с IV века.Праздник посвящён двенадцати апостолам: Пётр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома, Левий Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Фаддей, Симон Кананит, а также апостол Матфий...
Духовни́к , или Духо́вный оте́ц, — в православной Церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния.
Баптистерий (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω — «крестить», крестильня, крещальня) — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Как правило, планировка баптистерия имела многогранную или округлую форму, а верхняя часть увенчивалась куполом.
Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый СпасПроисхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού) — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.
Подробнее: Происхождение честных древ Животворящего Креста
Благове́рные (греч. εὐσεβής, лат. pius) — лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам. Изначально этот лик святости возник в Константинопольской церкви в период Вселенских соборов и применялся исключительно при канонизации византийских императоров и их жён, затем стал использоваться и в других православных церквях, в том числе и Русской церкви.
Подробнее: Благоверный
Спи́сок (от спи́сывать) — в иконописи икона, представляющая собой воспроизведение почитаемой иконы (протографа данного списка). В отличие от копии иконы, список в точности не воспроизводит оригинал. Также копия иконы может называться точным списком.
Зво́нница (ср. Колокольня) — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.
Православный храм , це́рковь — православное религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения.
Приходска́я церковь — в христианстве храм, который действует в качестве религиозного центра — прихода и является основной административной единицей епископальной системы церковного управления. Как правило, приходской церковью называют храмы в странах Европы. Например, пресвитерианская Церковь Шотландии использует систему приходских церквей, которая покрывает территорию всей Шотландии.
Церко́вная у́тварь — принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения. В данном списке они сгруппированы по местоположению внутри храма.
Кти́тор (от греч. κτήτωρ — собственник; основатель, создатель от др.-греч. κτίζω — строю, созидаю или от др.-греч. κτίομαι — приобретаю) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. Устар. русск. — здатель. В Католической церкви такое лицо называется донатором.
Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.
Рождество́ Иоа́нна Предте́чи — один из христианских праздников, установленный в честь рождения сына у престарелых родителей — праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей).
Храм (от праслав. *chormъ > храмъ — «дом») — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали...
Ца́рские врата ́ — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
Ру́сско-Византи́йский сти́ль — направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. В рамках эклектики мог сочетаться и с другими стилями.
Ге́рман Валаа́мский — православный монах, «начальник», то есть основатель (вместе с преподобным Сергием), Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам в Ладожском озере.
Дом при́чта , при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского...
Кафолико́н , или католико́н (греч. καθολικόν — главный, общий храм) главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса. Часто в монастырях существуют несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря.
Калужская епархия — епархия Русской православной церкви на территории городских округов Калуга и Обнинск, а также Боровского, Жуковского, Малоярославецкого, Ферзиковского, Тарусского, Дзержинского, Медынского, Перемышльского, Бабынинского, Мещовского районов Калужской области.
День Свято́й Тро́ицы (сокр. Троица), Троицын день, Пятидеся́тница (греч. Πεντηκοστή), Неде́ля Святой Пятидеся́тницы, (греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής), иногда Духов день — один из главных христианских праздников.
Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) — общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь — во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова — например, лжица (т.е. ложка).
Чудотворная икона — в Православной и Католической церквях иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).
Напресто́льный крест — в Православной церкви алтарный крест, распятие, хранящиеся на престоле в алтаре храма. Напрестольный крест вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью алтаря.
Упоминания в литературе (продолжение)
Церковь в селе Елох была построена в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1799 г. в этом храме был крещен А.С. Пушкин, о чем свидетельствует обнаруженная во второй половине XIX в. запись в метрической книге. Современное церковное здание на месте более древнего храма возвели в 1835–1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Внутренняя отделка продолжалась еще в течение нескольких лет, и полное
освящение храма состоялось в 1853 г. Купол и аттик над трапезной соорудили в 1889 г. (архитектор П.П. Зыков). Огромный классицистический храм, вмещающий несколько тысяч молящихся, имеет кубическую форму и увенчан пятью главами. Колокольня первой половины XIX в. имеет четыре яруса. Главный престол храма – во имя Богоявления Господня; приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя святителя Николая Чудотворца (северный; создан в 1912 г., стены расписаны известным иконописцем В.П. Гурьяновым). В соборе находится пятиярусный иконостас.
Из рукополагаемых в алтаре и разделяемых на три чина – епископа, пресвитера и диакона – первый, то есть чин архиерея, называется просветительным и сообщителем Божественного света, потому что все получают через него – и священники, и клир – рукоположения и посвящения,
храмы освящение , миряне – крещение, разрешение от грехов, освящение и причастие Святых Таин. Все это исходит от епископской благодати, как от источника света.
30 декабря 1902 года состоялось
освящение храма во имя Равноапостольного великого князя Владимира. Чин освящения совершил Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Московский и Коломенский в сослужении преосвященнейших: Пар-фения, епископа Можайского, Трифона, епископа Дмитровского и многочисленного духовенства. Пел хор Общества любителей церковного пения.
В 1710 году, по повелению Царя Петра I на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1733 году Императрица Анна Иоанновна издала официальный указ о возведении каменного храма. Его прототипом послужил Петропавловский собор, который строился по проекту М.Г. Земцова. Многоярусная колокольня очень украшала Невский проспект и притягивала взгляды прохожих. В 1737 году состоялось торжественное
освящение храма и сюда, по указу Императрицы Анны Иоановны была перенесена Казанская икона Божией Матери. Когда на трон вступила Императрица Елизавета Петровна, Казанский собор официально получил статус главного храма в Северной столице. «Императрица Екатерина II подарила иконе Казанской Богородицы новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной» [26].
12 сентября. Произнесение Слова по
освящении храма Живоначальной Троицы, что на Покровке, на Грязех: «Вышний не в рукотворенных церквах живет; не в стенах, знамениях, звуках, обрядах состоит благочестие и жизнь благодатная, жизнь Божия в человеке; дабы найти сию жизнь, надобно, в ограде храма, при занятии чувств и мыслей освященными знамениями, божественными звуками слова, священнодействиями Таинств, покланяться Отцу небесному духом и истиною; а также и вне храма всю жизнь свою посвятить исполнению воли Божией, и соделать оную непрерывным богослужением» (Сочинения. Т. 3. С. 381).
В качестве аргументов приводились примеры из недавнего прошлого: случаи служения русских духовных лиц на Востоке без получения соответствующего благословения, которые неизменно заканчивались более или менее конфликтными ситуациями. Так, настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме митрополит Кирилл (Наумов) в 1857 г. служил в Константинополе в болгарской церкви, что было воспринято в патриархате как нарушение канонов. В 1907 г. случился инцидент при
освящении храма Св. Георгия в Мерсинджике близ Смирны. Чесменский митрополит Феоклит не признавал церковь русской, ни разу не помянул на богослужении имени российского императора и пытался отстранить настоятеля посольской церкви о. И. Говядовского от участия в освящении. Причиной этого недоразумения было отсутствие канонической грамоты к Вселенскому патриарху[195]. В. И. Яцкевич указал также на другие случаи подобного рода из истории русского духовенства в Иерусалиме. При назначении начальника Русской духовной миссии архимандрита Рафаила в 1894 г. отсутствие канонической грамоты от Российского Св. Синода вызвало большие затруднения при его представлении патриарху и осложнило налаживание между ними хороших отношений.
– Антиохийский собор 341 г., созванный по случаю
освящения храма , заложенного императором Константином, и постановивший 25 правил по церковному управлению;
На
освящении храма в 1824 года присутствовал сам Император Александр I. Предание гласит, что «проезжавшего мимо этого места, Благословенного Государя Александра I простудный недуг поразил в ноги. Император притекает к мощам преподобного Феофила и, коленопреклоненно молясь у раки с его мощами, получает исцеление».