Связанные понятия
Ча́шка (устар. — чаша; польск. czaszka — череп) — сосуд небольшого объёма (прибл. 200 мл), имеющий форму полусферы (с возможными вариациями), к которой опционально присоединена кольцевидная «ручка» для держания. Сосуд используется для непосредственного питья горячих напитков. В некоторых культурах из чашек принято также есть, во многих странах Азии распространена чашка без ручки — пиала.
Таре́лка (от ср.-в.-нем. talier «тарелка», что от итал. tagliare и лат. taliāre «резать») — вид столовой посуды. Обычно круглой формы, служит для подачи пищи на стол. Тарелки появились значительно раньше ложек и ножей. Самые первые тарелки появились в эпоху неолита. Их лепили из глины и обжигали.
Столо́вый прибо́р — инструмент или набор инструментов для манипуляций с пищей непосредственно за столом, изготавливается из пластмассы, дерева, алюминия, нержавеющей стали, мельхиора или столового серебра. Приборы из столового серебра и мельхиора применяют при сервировке столов на приёмах, банкетах и торжественных вечерах.
Подробнее: Столовые приборы
Миска — глубокая посуда в виде маленького таза. Может быть металлической, эмалированной, деревянной или глиняной.
Ви́лка — предмет из столового прибора, состоящий из рукояти и нескольких узких зубцов (обычно от двух до четырёх) на одном конце. При сервировке стола вилку обычно кладут слева вогнутой стороной кверху. При приеме пищи вилку обычно держат левой рукой, а нож — правой, поскольку правшам, коих большинство, ножом легче пользоваться в правой руке. После окончания использования вилку, как и другие столовые приборы, следует класть в тарелку.
Упоминания в литературе
Раскладывая на столе
ложки , вилки и ножи, вы можете вспомнить, что ложки являются одним из первых приспособлений для еды. Наши первобытные предки использовали вместо них раковины. Древние греки и древние римляне придавали ложкам довольно сложную форму. Основным материалом для них служила бронза. Первые серебряные ложки имели форму плода фигового дерева. Общепринятая в наши дни форма эллипса появилась в семнадцатом столетии.
В одной из древних китайских книг, относящейся в III в. до н. э., у китайцев уже в то время существовал магнитный компас. Он напоминал суповую
ложку с длинной ручкой, по-видимому, вырезанную из куска магнитного железняка. Эта ручка указывала на южный магнитный полюс. Своей выпуклой частью «ложка» касалась гладкой середины медной или деревянной подставки, на которой делениями обозначались стороны света. Действовал такой компас очень просто: «ложку» крутили за свободно торчащую ручку и ждали, когда она остановится. Направление, которое занимала ручка, и было южным.
В пору Раннего Возрождения хорошим тоном стало использование ножей с закругленными кончиками,
ложек , рюмок для спиртного и небольших стаканчиков для сока, тарелок с широкими краями, куда еду перекладывали из общего блюда. Вилки сначала вошли в обиход у итальянцев и лишь в XVI векe распространились по всей Европе.
Нержавеющая сталь – это метафора современной жизни. Сияющая, опрятная на вид, практически неуничтожимая и при этом весьма демократичная. Менее чем за сто лет она стала близка нам, как никакой другой металл, ведь мы каждый божий день кладем ее в рот. Потому что Брирли в конце концов получил из нержавейки столовые приборы – ножи, вилки и
ложки . Прозрачный защитный слой оксида хрома делает ложки безвкусными: язык не касается металла, и слюна не вступает с ним в реакцию. Мы уже не знаем, какова ложка или вилка на вкус. Нержавеющая сталь часто используется в искусстве и архитектуре именно потому, что ее сияющая поверхность кажется неуязвимой. Скульптура Аниша Капура «Врата облаков» в Чикаго – яркое тому подтверждение. Мы видим себя в ней как в зеркале: современных, бесстрастных, победивших грязь и хаос. Мы представляем себя такими же непобедимыми, как нержавеющая сталь.
Весьма любопытны маленькие терракотовые ложечки (рис. 474 и 475), которые, поскольку они обожжены лишь слегка, также могли использоваться троянскими металлургами. Похожие
ложки очень редки в Гиссарлыке; редки они и в других местах. Сломанная ложка похожей формы была найдена в поселении каменного века в Инцигхофене[19]. Три других подобных экземпляра были найдены в Дозмате в графстве Ваш и в Тиса-Уге в графстве Хевеш в Венгрии[20]. Сломанная терракотовая ложка, обнаруженная в Сихаломе, выставлена под № 38 в стеклянной витрине IX в Национальном музее в Будапеште. Две такие терракотовые ложечки были найдены в озерных жилищах каменного века на стоянке Овернье на озере Невшатель[21] и на стоянке Жерофин на озере Бьенн[22]. Профессор Вирхов сообщил мне, что ложки из обожженной глины иногда встречаются в древних могилах на востоке Германии.
Связанные понятия (продолжение)
Кру́жка — посуда для хранения и употребления напитков, холодных или горячих (напр., молока, чая, кофе и т. п.), крупный толстостенный стеклянный или керамический (глиняный) стакан с ручкой на боковой поверхности . В общих чертах кружка имеет форму, приближающуюся к усечённому конусу или цилиндру, и варьирующуюся от одного производителя к другому.
Ча́йник — небольшой закрытый сосуд с носиком, крышкой (как правило, хотя бывают и исключения — см. фото) и ручкой для подогревания и кипячения воды. Обычно чайники изготавливаются из металла.
Зубочи́стка — заострённая палочка (деревянная, бамбуковая или пластмассовая), предназначенная для удаления остатков пищи, застрявших между зубами. Часто подаётся в ресторанах в конце трапезы. Орудовать зубочисткой нужно осторожно — так, чтобы не повредить дёсны. Зубные врачи рекомендуют держать зубочистку под углом 45° к зубу и не злоупотреблять ковырянием в зубах.
Кастрю́ля — ёмкость для варки на открытом огне или в духовом шкафу. Как правило, в отличие от горшка, обладает ручками и крышкой.
Стака́н — обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки. Применяется для холодных и горячих напитков. В последнем случае часто используется подстаканник.
Ска́лка — предмет кухонной утвари, предназначенный в основном для раскатки теста. Бывает цилиндрической или веретенообразной формы.
Пиа́ла ́ (от перс. پیاله ; др.-греч. πύελος — корыто, лохань) — небольшой сосуд, расширяющаяся кверху чашка без ручек, полусферической или усечённо-конической формы, используемых во многих культурах для сервировки пищи или напитков или для хранения продуктов. Известна со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры. Ранние пиалы сделаны из обычной гончарной глины.
Чайная посуда — посуда для питья, заваривания и хранения чая. Набор чайной посуды, выдержанной в едином стиле, именуется сервизом.
Ковш , ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов.
Шампу́р (от арм. Անթրոց,Ձող,շամփուր, Shampur, в свою очередь от сир. šаррūδā) — инструмент для приготовления мяса, рыбы или овощей на открытом огне (мангале или костре). Служит для приготовления шашлыка.
Тёрка — кухонный инструмент для измельчения пищевых продуктов: овощей, сыра и других.
Посу́да — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Вся посуда может быть разделена на несколько категорий...
Вертел — приспособление для жарки мяса над огнём в камине или на костре (реже в духовке), представляющее собой длинный твёрдый стержень, вращаемый поваром, благодаря чему собственный сок мяса распределяется по нему равномерно. На вертеле, как правило, жарятся большие куски мяса или туши небольших животных целиком.
Манга́л (от араб. مَنْقَل , азерб. manqal, груз. მაყალი , перс. منقل , арм. մանղալ, тур. mangal) — жаровня у народов Ближнего Востока, медная чаша на ножках с широкими горизонтальными полями, двумя ручками для переноски и полусферической крышкой.
Горшо́к — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или...
Сковорода ́ — приспособление для жарки пищи. Имеет, как правило, круглую форму. Может быть без ручек, с одной ручкой или с двумя ручками. Изготавливается из чугуна, нержавеющей стали или стали, покрытой различными эмалями, алюминия, керамики и др. материалов. Снабжается крышкой, изготавливаемой из различных материалов (прозрачных или непрозрачных), и, иногда, сеткой, препятствующей разбрызгиванию жира или масла.
Си́то — инструмент для разделения сыпучих масс (зёрен, круп, песка и т. п.) по величине их частиц. Небольшие ручные сита используют в быту и лабораториях.
Блю́до — комбинация доведённых до готовности пищевых продуктов, которая кулинарно оформлена в виде порции и готова к употреблению.
Сто́пка — небольшой стакан (серебряный), кружка, чарка, бокал; большей частью без ручки, без пережабины, прямая либо с развальцем или рюмка.
Вафельница — устройство для выпекания вафель. В современных вафельницах, которые изготавливаются как в бытовом, так и в промышленном варианте, нагрев производится посредством электрического тока, поэтому они могут также называться электровафельницами. Первоначально же нагрев вафельницы осуществлялся на открытом огне или в печи, и сама она представляла собой две чугунные плиты, соединённые петлей друг с другом, к каждой из которых была прикреплена ручка.
Дуршла́г (от нем. durchschlagen — пробивать насквозь) — предмет кухонной утвари в виде маленькой кастрюли или ковша с отверстиями на дне (а иногда и по бокам). По своему предназначению подобен ситу.
Калеба́с , калебаса (исп. calabaza — тыква) — традиционный сосуд для приготовления и питья мате, тонизирующего напитка народов Южной Америки. Сосуды выделывались индейцами из древесной тыквы-горлянки (Lagenaria siceraria). Познакомившиеся с напитком испанцы начали производить калебасы также из других материалов, таких как древесина палисандра, дуба, кебрачо, а также фарфора, керамики, серебра и некоторых других.
Вок (кантон. wok6 (鑊), станд. кит. guō (锅)) — круглая глубокая китайская сковорода с выпуклым дном маленького диаметра. Используется в традиционной южнокитайской кухне. Основная техника приготовления пищи в воке — обжаривание при постоянном помешивании (стир-фрай).
Бокал (из франц. bocal или ит. boccale ) — тонкостенный стеклянный или хрустальный сосуд для напитков (чаще для вина или коктейлей).
Рулет (фр. roulé) — западноевропейское, преимущественно германское блюдо, как правило, состоящее из ломтика мяса в которое завёрнута начинка: грибы, сыр, овощи, яйца, зелень, мясо другого сорта и даже крабовое мясо. Такой рулет обычно скрепляют зубочистками, металлическими шпажками или шпагатом.
Фо́рма для вы́печки — предмет кухонной утвари для выпекания хлеба (хлебопекарная форма), хлебобулочных изделий, кондитерских изделий (пирогов, тортов и печенья) и других блюд с использованием духового шкафа, хлебопекарной пе́чи или кондитерской печи. Первые формы для выпечки были керамическими. Сейчас наиболее популярны формы для выпечки из эмалированного или оцинкованного железа, часто с антипригарным покрытием. Помимо этого выпускаются прозрачные формы для выпечки из огнеупорного боросиликатного...
Ку́хонный комба́йн — многофункциональный электро-механический бытовой прибор, предназначенный для обработки различных продуктов. Кухонный комбайн сочетает в себе ряд универсальных функций: миксер, тёрка, блендер, мясорубка, ломтерезка, шинковка, чистка. При выборе рекомендуется выбирать более мощные модели, а также обращать внимание на соотношение мощности прибора и емкости чаши, входящей в комплект.В зависимости от типа устройства может быть...
Готовка на пару , паровая кухня — вариант термической обработки продуктов питания горячим паром. Является более щадящей по сравнению с варкой, а также используется в диетической кухне.
Про́тивень — тонкий металлический (или стеклянный) лист с загнутыми краями и невысоким бортиком для приготовления пищи (жарения и выпекания).
Подстака́нник — подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своём цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони. В России и СНГ подстаканники традиционно используются в железнодорожном транспорте как обязательный элемент сервировки стола (их использование значительно повышает устойчивость стаканов). Кроме того, подстаканники служат для отвода тепла, чтобы стаканы при наливании в них кипятка не лопались.
Па́лочки для еды ́ — пара небольших палочек, традиционный столовый прибор в Восточной Азии. К четырём странам, где преимущественно используют палочки, относятся Китай, Япония, Корея и Вьетнам. В Таиланде, с введением в обращение в XIX веке королём Рамой V европейских столовых приборов, палочками едят только лапшу или супы. Палочки обычно изготавливают из дерева, металла, кости, слоновой кости, а в настоящее время также из пластика. Считалось, что в императорском дворце Китая для выявления ядов в пище...
Кухонный нож — нож, который предназначен для использования в приготовлении пищи. Обыкновенно большая часть этой работы может быть выполнена с помощью нескольких универсальных ножей. Однако существует множество специализированных ножей, которые предназначены для решения конкретных задач.
Кре́ндель (от нем. Kringeln «сгибать, скручивать») — североевропейское хлебобулочное изделие из сдобного теста, напоминающее своим видом букву «В». В Германии и странах Северной Европы часто изображается в качестве эмблемы на вывесках хлебных магазинов и пекарен.
Ведро ́ — сосуд для хранения жидких и сыпучих материалов и транспортировки их на небольшие расстояния, а также использование в деревни как ночной горшок .
Корзи́на — плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки или переноски. Корзины плетут из берёсты, ивовой лозы, луба, соломы, кореньев, драни и прочего. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани и пр., отличаясь от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками, без обечайки. Обычно корзина — это изделие народного промысла.
Фритюрница — аппарат для жарки во фритюре (глубоком слое растительного или животного жира). Фри (фр. frit — «жареный») означает «изжаренный в большом количестве жира до образования румяной корочки».
Сдо́ба — различное дополнительное пищевое сырьё для изготовления теста, предназначенное для обогащения вкусовых качеств и повышения питательной ценности изделий. Количество сдобы в тесте определяет его назначение для определённого вида выпечки.
Выпечка — общее название для хлебобулочных изделий и кондитерских изделий, изготавливаемых методом выпекания, а также сам этот процесс.
Серви́з — набор чайной, столовой, кофейной посуды из подходящих друг к другу по стилю предметов. Сервиз рассчитывается на определенное количество персон, обычно от 6 до 16.
Сервировка (от фр. service) — термин в кулинарии, который обозначает ряд связанных процессов при приёме пищи...
Ватру́шка — круглые, открытые сверху и защипанные только с краёв лепешки с наполнителем. Как правило, в качестве наполнителя используется творог, реже картофельное пюре, варенье или повидло. Изделие древнеславянской, русской и украинской кухни.
Сби́тень (зби́тень) — старинный восточнославянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы.
Котёл — металлический сосуд для приготовления пищи методом варки на открытом огне. Используется до настоящего времени в туристических походах. Как технический термин слово «котёл» применяется для обозначения закрытого сосуда, предназначенного для нагревания воды или превращения её в пар.
Напёрсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал. Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте). С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны. Может быть объектом коллекционирования. Это изделие надевается на указательный палец...
Вафля (от нем. Waffel) — разновидность тонкого сухого печенья с оттиском на поверхности. Выпекается из взбитого жидкого теста в специальных формах. Тесто состоит из муки, яиц, сахара (в сладких вафлях) и сливок.
Упоминания в литературе (продолжение)
В таких домах предметов, которые держали бы только «для красоты», заведомо мало. «Стильные» старинные вещи, как правило, используются, хотя и не всегда в соответствии со своей первоначальной функцией. В старинном резном навесном шкафчике хранят пряности. Большое медное блюдо с восточным орнаментом служит подносом, а на маленьком посеребренном подносе для визитных карточек стоят необходимые хозяевам лекарства. Некогда общеупотребительный в России латунный поднос для самовара (в форме прямоугольника, закругленного с одной стороны) теперь служит подставкой для тостера – ведь из него всегда высыпаются хлебные крошки. В чугунной коробочке старого каслинского (от города Касли под Челябинском) литья хранятся мужские запонки, а в деревянной шкатулке для пасьянсных карт хозяйка дома держит свои украшения. Даже «спичечнице» от старого письменного прибора нашлось применение – в нее ставят всякие счета и квитанции, чтобы были на виду. Здесь серебро не начищают до зеркального блеска, а ценят патину; сахар держат в двух разных сахарницах: одна для песка, другая – для рафинада; пользуются стертыми от времени серебряными
ложками ; чай подают не в чашках от сервиза, а в разномастных, где своя – не только у каждого из членов семьи, но и у привычного гостя.
Царский стол во время таких многолюдных застолий обслуживали две, а то и три сотни человек. Одеты они были в парчу, на головах красовались шапки из черных лис, а на груди висели золотые цепи. Перед началом трапезы они низко кланялись государю, который сидел отдельно от других на возвышенном месте. Затем слуги попарно отправлялись на кухню за едой. На столах уже стояли крупно нарезанный хлеб, соль, приправы, ножи и
ложки . Вилок тогда не было. Этим прибором стали пользоваться во Франции во время царствования Людовика XIV. Как не было и салфеток (ими стали пользоваться при Петре Первом, хотя и при его отце Алексее Михайловиче подавался расшитый платок для вытирания рук; бояре, однако, предпочитали пользоваться для этих целей собственными бородами).
Маис имел в жизни женщин майя куда большее значение, чем в жизни мужчин. Его подготовка и приготовление из него блюд занимали большую часть их времени, поскольку готовить пишу из этого продукта отнюдь не легко. Сначала его необходимо лущить, а потом частично отваривать, чтобы легче отделялся твердый покров семян. Только после этого его можно размалывать. Полученная мука использовалась самими различными способами, большинством которых по-прежнему пользуются майя и другие американские индейцы и сегодня. Общепринятым способом было приготовление из него тортиллий – плоских пресных лепешек. Их выпекали на глиняных подносах, устанавливаемых на трех камнях, представляющих собой подобие очага, и подавали с большим количеством других блюд. Как это часто происходит и в наши дни, свернутая в трубочку тортиллья заменяла собой
ложку для других блюд, а в конце приема пищи съедали и ее. Для сохранения тепла лепешки держали в нагретой посуде, которую накрывали куском ткани.
Туалет любой великой дамы был трудоемкой церемонией. Туалет Нефертити требовал сосредоточенного внимания многих помощниц. Каждая обладала специальными знаниями, материалами или принадлежностями и высоким титулом, указывающим на ее обязанности. Итак, там были дама, наблюдающая за ванной, первая дама карандаша для глаз, сопроводительница декоративных
ложек для мази с длинными ручками, хранительница мирры, страж ювелирных украшений, ответственная за кувшины с маслами. Пинцеты, расчески, ножницы, палочки для наложения краски на веки, горшочек с румянами и карандаш для глаз, краска для глаз, жидкость для ее смывания, депиляторы, бритвы для бритья головы, булавки, иголки (существовал специальный вид игл с двумя ушками, так что одновременно можно было использовать нитки двух цветов), заколки для волос из бронзы и слоновой кости и множество зеркал из отполированного серебра, золота или бронзы с ручками в форме животных, людей или богов – все имело своих хранителей.
На березах иногда встречаются особые наросты – капы. Древесина капов имеет повышенную твердость и красивый свилеватый рисунок на спиле. Еще в древности крестьяне выделывали из капов
ложки , чашки, ковши, братины, ручки для ножей и другую утварь. Но крестьян в основном привлекала необыкновенная прочность материала, а не его декоративные достоинства, которые были открыты гораздо позже. В начале прошлого века из капов стали изготовлять различные декоративные изделия, отшлифовывая их и выявляя природный рисунок. Отшлифованный кап применяли при отделке дорогой мебели. Каповая древесина ценится очень высоко, но каповые березы растут не всюду. В ином березовом лесу их вовсе не встретишь. Вот поэтому-то изучают ученые-лесоводы природу капов, с тем чтобы в будущем научиться выращивать целые леса из каповой березы.
Наиболее полный комплект оберегов состоял из пяти предметов, крепившихся к полукруглой дужке: птицы,
ложки (или двух), пилообразного предмета (упрощенного изображения челюсти хищника) и ключа. Сама полукруглая дужка имеет устойчивое значение, форма полумесяца рогами вниз была схематичным изображением небосвода. Выбитые на ней колечки обозначали несколько положений солнца: восход, закат и полдень (известно, что наши предки чтили полдень; полдневная пора занимала важное место в магических обрядах).
Герзейцы, как и их предшественники, верили в загробную жизнь; в захоронения они складывали продукты, личные вещи и даже предметы роскоши, необходимые умершему в другой жизни. Судя по количеству и разнообразию амулетов, они, похоже, больше амратцев испытывали страх перед злыми силами. Сохранившиеся амулеты и предметы для совершения обрядов позволяют сделать выводы о верованиях и ритуалах герзейского периода. Искусно вырезанные из камня амулеты в форме головы гиппопотама и быка свидетельствуют о том, что эти животные были священными и, возможно, их рассматривали как воплощение божества. В захоронениях были найдены небольшие
ложки из слоновой кости и серебра; эти ложки, судя по ценному материалу, из которого они сделаны, предназначались для разбрызгивания некой святой жидкости во время исполнения священных ритуалов, а не для использования в повседневной жизни. Скорее всего, сосуды с двумя горлышками тоже использовались в религиозных обрядах, когда возлияние совершалось одновременно двум божествам.
Нижегородская губерния всегда славилась мастерами-резчиками. До нашего времени сохранились украшенные великолепным декором выдолбленные ковши,
ложки , относящиеся к XVII–XVIII вв. В начале XX в. здесь работал Г.П. Матвеев, с именем которого связана целая эпоха в этом промысле. Он ввел особые композиционные приемы: противопоставление гладкого полированного дерева орнаментальному поясу из крупных растительных форм или геометрических фигур, при этом орнаменты имели полированную поверхность, а выбранный фон был темным, матовым того же тона или контрастным.
Для выдачи провизии хозяйкам следует иметь в кладовой: во-первых, столовую
ложку (серебряную, мельхиоровую, никелированную, но только не оловянную); во-вторых, медный или жестяной гарнец (в мелочных лавках называется «большая мерка»); в-третьих, обыкновенный стакан средней величины. Таких стаканов в одной «двадцатой» бутылке из-под столового вина будет три; в старинном штофе, т. е. в двух «двадцатых» – шесть, следовательно, в одной четвертной – пятнадцать.
Едва ли не самой важной составляющей оборудования домашней закусочной является набор ножей: владея хорошим набором ножей, вы можете быть почти на 100 % уверены, что сумеете приготовить качественную закуску. Нож – это практически универсальный кухонный инструмент, имея который, при необходимости можно даже обойтись без
ложек , вилок и без тарелок (что хорошо известно туристам). В настоящее время в продаже имеется множество самых разнообразных наборов ножей, цена которых варьируется в зависимости от качества товара. Не стоит экономить на покупке ножей, отдайте предпочтение дорогому, качественному товару.
У многих народов серебро ассоциировалось с благополучием и радостью. Так, серебряная
ложка символизировала успех. Украшения с изображением Луны – лунницы – считались священными и, по мнению их владелиц, обладали волшебной силой. Чаще всего их делали из серебра. Лунницы, украшенные зернью, найденные археологами на Смоленщине в конце прошлого века, были выполнены русскими мастерами в X в.
Поскольку стихия 2014 года – дерево, разместите в комнате деревянные сувениры, вазы, поставьте на стол посуду из дерева: деревянные миски и расписные
ложки . Изображение изящных лошадей или смешных детских лошадок на посуде или вазах – не редкость. Если в буфете есть такая посуда, ей место на праздничном столе. Если нет – ее вполне может заменить изящная статуэтка лошади или же симпатичный фарфоровый, хрустальный или стеклянный символ наступающего года, который легко можно сейчас приобрести на предновогодних прилавках. Хорошим украшением к Новому году будет бонсай, особенно хвойный. Амулет года – подкова. Можно повесить на дверь и колокольчики-бубенчики, нежный звон которых весь год будет напоминать о добром, теплом празднике, а заодно и охранять покой дома.
Увы, до нас не дошло, знали ли граждане Этрурии, а также Марко Поло (который привез в 1292 году из Китая в качестве сувенира тонкие трубочки из теста, сделанные, правда, из рисовой муки), что при варке волшебного продукта нужно взять обязательно большую кастрюлю. Простейший математический расчет – минимум 2,25 л воды с добавлением 1 ст.
ложки соли на каждые 225 г макарон любого вида – позволит вам насладиться двумя полноценными порциями основного блюда с соусом и четырьмя порциями закуски.
Традиционная форма пирогов – круглая. Их выпекали на плашках в русских печах. Но были и пироги других форм, например треугольные – рыбники. Видов пирогов много – закрытые, открытые, высокие, многослойные и т. д. Когда-то были распространены «хлебальные» пироги, фарш для них делали жидкий, после выпекания снимали «крышку» и ели содержимое
ложками .
При входе гости совершают поклон и усаживаются по-японски на циновки татами. Навстречу выходит хозяин, в свою очередь отвешивающий низкий поклон гостям. Слышатся мелодичные звуки бурлящей воды. Начинается третий этап медитации. Определенное настроение создает и сама посуда. Она удивительно проста: чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая и т. д. Все это несет на себе налет времени, но в то же время все безукоризненно чисто. Японцам импонирует матовость. Самый обыкновенный чайник, деревянная
ложка для насыпания чая, грубая керамическая чашка – все это создает непередаваемый эффект индивидуальности и стиля.
Для начала нужно собрать все необходимое, особенно если отдых будет проходить не на даче, а на природе (в лесу, на берегу реки и т. д.): пластиковую одноразовую или металлическую посуду – тарелки, стаканы или кружки,
ложки , миски, шампура или вертел, казан, мангал, ведро или котелок, особенно если собираются готовить уху, острые кухонные ножи для нарезки мяса, рыбы и овощей; топорик для разведения костра и небольшую лопатку; при необходимости дрова для мангала или костра, спички и несколько старых газет для разведения костра; пакет для оставшегося после пикника мусора, средство от комаров, аптечку, питьевую воду: ее можно набрать в пластмассовые бутылки или в канистру для питьевой воды, и, естественно, заранее подготовленные в нужном количестве продукты.
Мороженым лакомились часто, но не все: его специально сбивали из сливок в богатых помещичьих домах, на кухнях клубов и дворянских собраний к балам и торжественным приемам. Это было мягкое мороженое, подававшееся в вазочках или на блюдцах, посыпанное шоколадом, ванилью, политое сиропом. Впрочем, во второй половине XIX в. мороженое стали разносить в небольших кадках и уличные разносчики, но качество его было сомнительным: в Петербурге даже из поколения в поколение передавался устойчивый слух, что уличное мороженое делают из молока, в котором якобы купали больных в петербургских лечебницах. Подавалось такое мороженое в маленьких стаканчиках с костяными ложечками. В Костроме «во время ярмарки и в праздники иногда на Сусанинской площади появлялась ручная повозка с ящиком, набитым льдом, тут же продавалось мороженое, которое отпускалось потребителям вложенным в большие граненые рюмки. Для извлечения же мороженого выдавалась костяная ложечка, так что мороженое надо было есть, не отходя от тележки. После чего посуда и
ложка прополаскивались в талом льде, вытирались фартуком не первой свежести и были готовы для ублаготворения следующего потребителя. Так что это мороженое употреблялось обычно приезжавшими на базар крестьянами, не предъявлявшими особых требований к гигиене, ибо не были просвещены в оной». Для публики почище, летними вечерами гулявшей по бульварам, была устроена будочка, где мороженым высокого качества и разных сортов торговал известный всей Костроме Михеич (69; 395).
Масло и джем следует также поставить рядом с тарелкой, ни в коем случае не намазывая их прямо на хлеб. Салаты подают на специальной салатной тарелке, если таковая имеется, или же на тарелке для мяса. По своему усмотрению вы можете воспользоваться соусом или подливкой или подлить их сбоку от еды, но запрещается перемешивать с ними пищу. Пока прожевываете пишу, положите нож и вилку поперек своей тарелки, приблизительно под прямым углом друг к другу. Ни в коем случае не следует класть их на скатерть. Когда вы закончили с блюдом, положите аккуратно нож и вилку вместе на свою тарелку. Это укажет официанту, что вы закончили. Предполагается, что существуют два направления: как поворачивать зубцы вилки и ложе
ложки – вверх или вниз, но этот незначительный вопрос, конечно, не заслуживает особого внимания.
Вообще, это удивительное явление – украшение предметов крестьянского обихода. Казалось бы, тяжелая жизнь не оставляла ни времени, ни чувств для красоты. И вот, поди ж ты: буквально все, что могло быть украшено, – украшалось резьбой или росписью. Глиняные муравленые горшки покрывались зеленой, иногда коричневой поливой, а из-под нее выглядывал простенький орнамент. Иной раз горшки ярко расписывались цветными глинами – ангобами. Разрисовывались чашки,
ложки , ковши, братины, ендовы, туеса, коромысла, затейливой мелкой резьбой были покрыты трепала для льна, конские дуги, вальки и рубели, украшались резьбой или росписью прялки и донца, расписывался иногда даже интерьер избы: дверки голбца и шкафов и даже потолки. Мало того, резные вологодские прялки были с гремками: в отверстия в лопаске на проволочке вставлялись обточенные цветные камешки, и, когда прялка при работе подрагивала, они издавали легкое погромыхиванье. Кстати, в России выработалось множество местных школ резьбы и росписи по дереву и их типов. По-видимому, суровая и тяжелая жизнь требовала хотя бы какой-то радости, душевной компенсации. Ну, казалось бы, не все ли равно, треплет лен баба простой дощечкой или резным трепалом, которое все равно ведь быстро сработается, сотрется о жесткую льняную соломку либо сломается. Ан нет, мужик сидел над ним с ножом, покрывая розетками, чтобы бабе веселее было работать.
Было два типа рычагов. Один – толстый и тяжелый, оканчивающийся углублением в виде
ложки , другой тонкий и гибкий, с пращой из каната или кожи. Последний – более ранний и эффективный тип, использовавшийся греками и римлянами: он был легче, более упругий, отскакивал с большой скоростью и, с добавлением пращи, увеличивал «дальность выстрела» не менее чем на треть.
Серебро обладает наибольшей теплопроводностью среди металлов. Поэтому следует аккуратно использовать серебряные столовые приборы с горячими блюдами. К примеру, серебряная чайная
ложка в чашке с очень горячим чаем мгновенно нагревается и может даже стать причиной ожога.
Одним из замечательных видов прикладного искусства была резьба по камню и дереву. Ею украшали стены и арки домов, опорные столбы и стены мечетей, домашнюю утварь. Вырезанные из дерева шкатулки, трубки, трости, черпаки,
ложки и кувшины поражают прочностью, совершенством отделки.
На левой панели правой колонны (панели С) изображены: прямоугольная доска или поднос, занявший почти всю поверхность панели, с кожаным мешочком, висящим на одном с ней гвозде (доска для игр или доска для изготовления макарон (?). В мешочке могла храниться мука или предметы для игры), черпаки и
ложки , клещи, еще один литуус и кот, играющий с ящерицей.
Миниатюрные статуэтки превосходно передавали пластику реальных или мифических зверей. Декор ритуальных вещей составляли архары, совмещенные фигуры коне-птице-козлов, летящие птички. Головы ушастых грифонов укреплялись на рукоятке меча, золотые цапли украшали серебряные
ложки . В кровосток кинжала часто вставлялись золотые пластинки с изображением змей, зайцев, кабанов, лисиц, волков, тигров, сайгаков, козлов. Последовательное расположение зверей в «скребущихся» позах характерно также для оружейного декора сарматов Приуралья.
Особое место среди названных вин, наделенных культовым значением, занимает красное виноградное вино. Это особое место оно обеспечило себе с приходом и широким распространением по всему миру христианства. Как известно, красное виноградное вино символизирует кровь Сына Божьего Иисуса Христа, пролитую им на кресте в страданиях за грехи человеческие. Через таинство причащения, в ходе которого человеку дают выпить
ложку красного вина, верующий приобщается к вере во Христа и становится одним из тех, за кого Божий Сын невинно пострадал.
Ингридиенты: масло (хорошо использовать несколько капель масла мелабиа – это индийское масло, но можно использовать оливковое и эвкалиптовое); холодная вода; чай растворенный в воде; сок лимона, три
ложки сока на каждую чашку раствора (воды, чая, кофе); кофе – заменяет чай, обеспечивая более интенсивный коричневый цвет, можно использовать молотый или быстрорастворимый. Весь этот состав называют раствором-катализатором, его вы будете добавлять в порошок хны.
Традиция пить чай с лимоном появилась лишь в XIX веке, когда этот цитрусовый начали завозить из соседних государств. Обычно лимон резали дольками и клали на тарелочки-лимонницы с небольшими углублениями, слегка присыпав его сахаром. Каждый человек брал себе дольку и помещал в чашку. Потом этот лимон съедался. По современному этикету, сидя в гостях за чашкой чая, не следует вынимать руками или
ложкой дольку лимона из чашки и съедать его, это считается проявлением дурного тона.
Сегодня мастерицы все больше экспериментируют, стараясь «одеть» не только чайник, но и чашки, а также другие элементы посуды, даже
ложки и блюдца. Некоторые вязаные и шитые изделия годятся для ежедневного использования, другие – исключительно декоративные.
«Сграбь руками, загреби… Граблить, грести граблями. Грабли, ручная борона; состоит из хребта, бруска в аршин, сосквозными дырьями, до 12-ти, в которые вколочены зубья, колышки в палец, и из грабловища… палки в рост человека, воткнутой посредине хребта отвесно зубьям. Граблями гребут, сгребают сено, катают; на грядах бьют комья и ровняют…» – вот так емко несколькими словами В. Даль раскрывает происхождение слова «грабли» и суть предмета. Раньше на Руси «граблей» называли любой предмет, позволяющий что-либо цеплять или удерживать. Этим словом называли и человеческую руку, и деревянную
ложку .
Из дерева изготавливались балки для подпорки потолков – «хам-храр», лари – «танхар», сани – «мярхяр», лопаты для зерна – «йирфар», грабли – «кьюршар», корыто– «кьяб»,
ложки – «муччвур», веретено – «личIан», стойки ковровых станков – «дуркьар».
Возьмите 1/2 унции копайского бальзама, 1/2 унции спиртового раствора этилнитрата, 1 часть толченой камеди, 1 часть белого сахарного песка, 2 части сложной настойки лаванды, 1 часть раствора опиума, 4 унции дистиллированной воды, смешайте. Принимайте по столовой
ложке три раза в день. Взболтайте перед использованием.