Связанные понятия
Ку́льт пре́дков — одна из древних и распространённых форм политеизма, в основе которой лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков.
Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, Австралии и Океании, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал...
Тотеми́зм — некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.
Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.
Кита́йская наро́дная рели́гия (кит. упр. 中国民间信仰, пиньинь: zhōngguó mínjiān xìnyăng) или шэнизм — комплекс религиозных представлений, сложившихся в ходе исторического развития китайской цивилизации. Является эклектическим сочетанием религиозных верований и практик, основанных, прежде всего, на почитании предков и сил природы, добрых и злых духов, а также Неба, которое оказывает влияние на общество и правителей. Имеет множество региональных форм, происходящих от разных источников; примерно к XI веку...
Упоминания в литературе
В истории религий и в культурологии различают несколько основных классов, или типов таких религиозных форм:
анимизм , тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, древний пантеизм. Однако это не стадии, не исторические этапы в развитии религии. Возникнув в первобытно-общинном мире, они могли сосуществовать в религиозных представлениях одного племени (например, анимизм и тотемизм) и с теми или иными изменениями передавались в течение тысячелетий из рода в род. Политеистические и пантеистические религии исповедуются во многих странах современного мира.
В истории религий и в культурологии различают несколько основных классов религиозных форм –
анимизм , тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, древний пантеизм. Однако это не стадии, не исторические этапы в развитии религии. Возникнув в первобытно-общинном мире, они могли сосуществовать в религиозных представлениях одного племени (например, анимизм и тотемизм) и с теми или иными изменениями передавались в течение тысячелетий из рода в род. Политеистические и пантеистические религии исповедуются во многих странах современного мира.
Анимизм , по Тайлору, является и самой древней формой религии, и минимальным основанием для любой и всякой религии, «анимизм составляет, в самом деле, основу философии как у дикарей, так и у цивилизованных народов»[328]. Тайлор полагал, что если опираться на приведенное им определение минимума религии, то на Земле нет безрелигиозных народов[329].
Существенные изменения в анимистическую теорию Тайлора внес Дж. Фрейзер, который считал универсальной формой мировоззрения древних магию. Ее он и противопоставил
анимизму Тайлора. По мнению Дж. Фрейзера, магия, религия и наука являются последовательными этапами развития мировоззрения. Миф ученый рассматривал не как сознательную попытку объяснения окружающего мира, а как осмысление определенного магического ритуала.
Религиозное сознание отличается верой в сверхъестественное, в чудо, в необъяснимое рациональным путем. Главное свойство религии – сплочение и связь единоверцев. В первобытной культуре религия проявлялась в формах
анимизма , тотемизма, фетишизма и магии, затем, развившись от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам), она установила градации ценностей, придав им святость, безусловность, греховность. В силу этого постоянное моральное совершенствование человека выходит на первый план.
Связанные понятия (продолжение)
Африканские традиционные религии , исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления, относящиеся к фетишизму, анимизму, тотемизму, культу предков и культу вождей. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.
Этническая религия (народная, национальная религия, национально-государственная религия), наряду с местной (коренной) религией, термин, используемый в религиозных исследованиях для описания различных проявлений религии, которые связаны с той или иной этнической группой. Этнические религии часто отличаются от религий, которые утверждают, что не могут быть ограничены этническими или национальными рамками, такими как христианство или ислам.
Фетишизм (фр. fétichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного камня.
Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие») — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого, политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, и атеизму — отрицающему существование единого Бога и любых других богов.
Традицио́нная рели́гия — ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени, — в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесённым» извне в течение последних десятилетий.
Матрилинейность (от лат. mater, род. падеж matris — «мать»), счёт происхождения и наследования по материнской линии. Согласно представлениям некоторых советских этнографов, матрилинейность — одна из важнейших особенностей эпохи материнско-родового строя, основной принцип организации людей в материнский род (матриархат) как социально-экономическую единицу первобытного общества. Согласно этим представлениям, матрилинейность — наиболее стойкий институт этой эпохи, долго сохранявшийся даже после распада...
Наро́дная рели́гия (англ. Folk religion, англ. popular religion; «коренная (местная) религия» англ. vernacular religion) — понятие используемое в религиоведении, социологии религии и фольклористике для обозначения различных форм и проявлений религии, которые отличаются от официальных доктрин и практик институциональных (организованных) религий. До сих пор определение народной религии является предметом дискуссии среди учёных. Иногда «народная религия» обозначается как «народная вера» (англ. popular...
Гиндуку́шская рели́гия — совокупность политеистических верований и культов архаичных нуристаноязычных и дардоязычных племён, распространённых в труднодоступных долинах бассейнов рек Кунар (Читрал) и Алинагар (притоки р. Кабул) к югу от Гиндукушского хребта. Связана происхождением с подвергшимися субстратному влиянию местного неиндоевропейского населения культами индоиранских племён (ариев), вторгшихся в Южную Азию в сер. II тыс. до н. э. Последователи гиндукушского язычества («кафиры»), основную...
Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «Пома́занник», «Месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Экзога́мия (др.-греч. εξω, exo — вне, снаружи + γάμος — брак) — заключение брака за пределами определённой социальной группы, чаще всего родственной (например, рода, фратрии, клана, линиджа). На ранних стадиях социальной эволюции была особенно жёстко санкционирована. Противопоставляется эндогамии. У некоторых народов (например, у китайцев) запрещены браки между однофамильцами, потому что одинаковая фамилия считается...
Лаос расположен на площади 237 тыс. км² и имеет население в 6,4 млн человек. Лаосцы, которые составляют примерно 40-50 процентов населения, в подавляющем большинстве являются последователями буддизма Тхеравады. Остальная часть населения принадлежит по крайней мере 48 различным этническим группам. Большинство из этих этнических групп практикуют анимизм с верованиями, которые сильно различаются между этими группами. Анимизм в большей степени преобладает среди тайских групп (тай дам, тай дэнг), а также...
Подробнее: Религия в Лаосе
Полигини́я (от др.-греч. πολύ- «много-» и γυνή «жена»), многожёнство — термин, который может означать...
Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека.
Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma IAST), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
Монотеи́зм (букв. «единобожие» от греч. μονος «один» + θεος «бог») — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.
Зоола́трия (от греч. ζωον — животное и λατρεια — служение, культ), теротеизм, анимализм — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных. В современных гуманитарных науках зоолатрия часто рассматривается как одна из первобытных форм религии.
Эндога́мия (от др.-греч. ἔνδον — внутри + γάμος — брак) — заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории (например, сословия, касты, конфессиональной общности). Противопоставляется экзогамии. Одно из следствий эпигамии. Обязательная или предпочтительная эндогамия считается одним из признаков этнической общности, наиболее характерной для первобытного племени.
Умбанда — бразильская синкретическая религия, состоящая из католицизма, спиритизма Аллана Кардека и афро-бразильских традиций. Основана в 1907 г. в Рио-де-Жанейро и окончательно сформирована в 1920 г. К концу XX в. число приверженцев умбанды составило около миллиона человек, преимущественно жителей Бразилии.
Адиваси (хинди आदिवासी, Ādivāsīs — «старые (первые) жители», англ. Adivasi) — термин, обозначающий этнические группы или племена, которые считаются аборигенными жителями Индии и сохраняют этническую обособленность, традиционную социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные воззрения и обрядность. Хотя эти группы считаются меньшинствами, совокупно они составляют существенную часть населения Индии.
Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).
Горные кхме́ры (горные мо́ны) — условное название малых мон-кхмерских народов Индокитая, принятое в советской и российской этнографии. Живут в горных районах Юго-Западного Китая (Юньнань), западного Вьетнама, Лаоса, Восточной Мьянмы, северного и восточного Таиланда, северо-восточной Камбоджи (провинции Ратанакири, Стынгтраенг, Мондолькири). Общая численность в Мьянме — более 1,8 млн чел., Лаосе — около 1,6 млн чел., Вьетнаме — около 1,3 млн чел., Китае — более 700 тыс., Таиланде — около 600 тыс...
Шама́н — согласно религиозным верованиям шаманизма, человек, способный в состоянии транса общаться с ду́хами и излечивать болезни.
Бви́ти или буи́ти — традиционная африканская религия, основанная на приёме священного растения ибога. Видения, вызываемые этим растением, являются центральным опытом для её последователей. Бвити распространена в Западной части Центральной Африки среди племён бабонго и митсого на территории Габона и народа фанг (Габон и часть Камеруна). В последние десятилетия бвити распространяется на соседние страны (Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Экваториальная Гвинея). Несмотря на энергичное...
Патрилине́йность (от лат. pater «отец» + linea «линия») — в этнографии: унилинейное правило счета родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с отцом. Связь предка и потомка «линии» поддерживают только мужчины.
Линидж (англ. lineage — происхождение; род) — наиболее распространённая в сложных негосударственных (а также архаических государственных) обществах форма устройства родственных объединений, имеющих либо отцовскую, либо материнскую филиацию, основанная на генеалогическом принципе.
Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её...
На́га — группа родственных чинским горных племён и народностей (ангами, ао, суми, лотха, лиангмай, мао, марам, поумай, ренгма, ронгмей, сангтам, зелиангронг, всего более двадцати), большинство которых населяет штат Нагаленд, частично Манипур, Аруначал-Прадеш и Ассам в северо-восточной части Индии, а также северо-запад Мьянмы. Нага говорят на языках тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской семьи, однако, достаточно изолированы при этом друг от друга. Основа хозяйства народностей нага — земледелие...
Негрито́сы , также негри́то (от исп. negrito, во мн. ч. negritos, уменьшительная форма от negro в знач. «негр»), — разнородная группа темнокожих и сравнительно низкорослых народов, проживающих в тропических лесах Южной и Юго-Восточной Азии, некоторых островов Меланезии, а также северо-востока и севера Австралийского континента и отдельных прилегающих островов. Их средний рост составляет от 1,40 до 1,55 м.
Австроазиатские (аустроазиатские) языки — семья (или надсемья, см. ниже) языков, распространённых в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Бирма, Малайзия, Китай) и на востоке Индии. Общее число говорящих — более 90 миллионов человек (середина 1990-х гг., оценка). Большинство аустроазиатских языков используется небольшими группами говорящих, в основном в горных районах, окружённых иноязычным населением. Исключение составляют вьетнамский и кхмерский языки.
Культурный герой (англ. Culture hero, фр. Heros civilisateur, нем. Heilbringer), герой-просветитель — тип мифологического героя, великий созидатель и исследователь, часто божественного происхождения или обожествлённый впоследствии. Культурными героями являются многие персонажи мифа и эпоса.
Наро́д — историческая общность людей. Употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятое в первом значении слово является синонимом понятия «нация», взятое во втором значении — синоним понятия «этнос». Следует отличать от понятия население. По мнению специалистов по международному праву, принадлежность к единому народу предполагает наличие определённых исторических, культурных и практических связей: Существуют прочные связи, … принадлежности...
Религио́зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Поко́мчи (покончи; Poqomchi') — индейское народ группы майя, живущий в центральной части Гватемалы (штаты Баха-Верапас и Альта-Верапас). Численность — 120 тыс. чел. (1978). Верующие — католики, протестанты.
Божество ́ — постулированная сверхъестественная или бессмертная личность, которая может рассматриваться как святая, божественная или священная. В более широком смысле — предмет почитания и поклонения.
Сорорат (от лат. soror — сестра) — это обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена ещё жива, так и после её смерти.
Инициа́ция (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Среди ритуалов перехода особое место занимают ритуалы инициации, или посвящения. История религии различает три категории посвящения — три типа перехода. Первая включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (совершаются в возрасте 6-ти или 12-ти лет), а также...
Сикхи́зм (от в.-пандж. ਸਿੱਖੀ, «сикхӣ», «последователь, ученик») — монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи индуизма и ислама, гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).
Ка́ста (через нем. Kaste или фр. caste от порт. casta «происхождение», изначально «чистая порода») — общее название социальных групп, на которые исторически разделялось индийское общество. Касты характеризуются эндогамией, наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессии.
Политеистический реконструкционизм или реконструкционизм - собирательное название направления в неоязычестве, состоящее из нескольких религий, имеющих в своей основе общую идею и происхождение. Как отдельное направление зародилось в конце 1960-х - начале 1970-х, и получило дальнейшее развитие и распространение в 1990-х и 2000-х годах. Реконструкционизм «пытается» восстановить в современном мире существовавшие до распространения христианства исторические политеистические религии (см. Язычество), однако...
Нерелигио́зность (иррелигиозность, от фр. irréligieux, безверие) — отсутствие религиозных убеждений, равнодушие к религии, неприятие или враждебность по отношению к ней.
Папуа́сы — древнейшее население острова Новая Гвинея и некоторых других островов Меланезии и Индонезии.
Мана в верованиях народов Меланезии и Полинезии — существующая в природе сверхъестественная сила, носителями которой могут быть отдельные люди, животные, различные предметы, а также «духи». Манипулирование маной применялось для достижения ближайших целей: хорошей погоды, обильного урожая, излечения от болезни, успеха в любви или победы в сражении. Аналогичные представления под разными названиями известны у многих племён и народов (оренда — у ирокезов Северной Америки, еки — у понгве в Африке, и др...
Исто́рико-культу́рные о́бласти (историко-этнографические области, ИКО) — территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. Историко-культурные области проявляются в материальной культуре — типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор...
Как отмечает Клаус Клостермайер, само понятие «история индуизма» является внутренне противоречивым. Индуисты называют свою традицию санатана-дхарма «вечной дхармой», а всё, что имеет религиозное значение, считают анади — не имеющим начала. В случае с индуизмом, его история не играет в изучении традиции ту же роль, что в христианстве или буддизме. Возникновение индуизма и его развитие не связаны с каким-либо центральным историческим событием или общим историческим движением. Большинство индуистов...
Подробнее: История индуизма
Упоминания в литературе (продолжение)
В истории религий и в культурологии различают несколько основных классов, или типов, таких религиозных форм –
анимизм , тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, древний пантеизм. Политеистические и пантеистические религии исповедуются во многих странах современного мира.
Древнерусская культура относится к сакральному типу культуры, по отношению к которой языческая культура древних славян может быть охарактеризована как культурная архаика или протокультура, основой которой выступает первобытный
анимизм или архаический традиционализм. Славянскую архаику, собственно, нельзя охарактеризовать вполне как мифотворческую культуру. По сравнению с классической мифологией Древней Греции, славянская мифология бедна сюжетами, но богата персонажами. Славянский космос – густо населенный мир духов и живых существ, то есть одушевленный мир живой природы. Такой «стиль» мышления более архаичен, в нем доминирует первобытный анимизм, а не мифологический космологизм или антропоцентризм. На архаическую форму сознания была трансплантирована христианская картина мира, которая привнесла представление о вертикальном строении мира, духовной природе человека, идею творения, боговоплощения и вечной жизни. Христианство, по выражению выдающегося исследователя культурной истории России А. М. Панченко, избавило русского человека от страха смерти, дало свободу. Зримыми истинами нового учения и новой культуры стали художественные произведения – образы духовного мира. Храм, икона (образ), слово – смысложизненные и идеалообразющие категории средневековой культуры, ее духовные лики и идеалы.
Московский журнал «Национальная демократия», отстаивавший позиции русских националистов-рыночников, избегал термина «язычество» и писал о «крестьянской религии», связывая ее с
анимизмом и народными обрядами (Лапин 1995). Петербургские неоязычники из «Союза венедов» используют для своей системы верований термин «ведизм». По примеру Э. Геккеля и германских «монистов» (Gasman 2004), они представляют свою веру научным знанием и вообще отвергают понятие религиозной веры. Это разделяет и А. Аратов, учредитель московского радикального издательства «Русская правда». Он заявляет, что славяне «ведали» (т. е. «знали»), а не «верили». Для него это означает, что их знания были основаны на научном видении, а не на религии (Амелина 1998). В этом он следовал И. Синявину, называвшему мировоззрение пращуров «Ведением (знанием) подлинной духовной основы бытия» (Синявин 2001: 4). Мало того, по уверениям Синявина, само понятие «православие» было неправомерно присвоено христианской церковью. Ведь так якобы называлось «коренное национальное мировоззрение» задолго до крещения Руси, и термин «славяне» понимался Синявиным как «славящие бога» (Синявин 1991: 200–201; 2001: 93). Этого определения, как мы видели, придерживаются и калужские язычники. Его принимает и Тулаев, доказывающий, что исконно оно означало «славить Правь» (Тулаев 2006: 122).
Всегда и всюду первым источником религиозного знания является не
анимизм и не почитание предков, как это долго принято было считать, тем более не метафизические заключения разума, а опытный контакт особо отмеченных личностей с самим всемогущим священным, который восприняла и в который уверовала группа – контакт, подтверждаемый определенными ритуалами и действиями и сохраняемый посредством веры в «чудо». Первые носители этого «харизматического» свойства до появления религий основателей – патриархальные вожди кровно-родственных сообществ; в религиях высшего типа, религиях основателей, – это постоянное, будь то наследственное или ненаследственное, «введенное» основателем священничество.
По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже –
анимизм .
В конце XIX века сравнительные исследования активно используются в Европе. Классическим образцом сравнительного анализа в исследовании культуры стала знаменитая книга Дж. Фрэзера (1854–1941) «Золотая ветвь» (1890), в которой были показаны сходства в обычаях разных народов и систематизирован обширный материал по первобытным верованиям: тотемизму,
анимизму , табу, первобытным культам и т. д. В работах Э. Тэйлора (1832 – 1917), ученого-исследователя первобытной культуры, на основании сравнительного изучения таких обычаев и институтов, как левират, кувада, экогамия, классификационные терминологии родства, обычаи и формы совместного проживания, обосновалась историческая тенденция перехода от матриархальных к патриархальным отношениям в обществе. Отделение сравнительного метода от эволюционистской модели наметилось у Э.Таилора в лекции 1888 «О методе изучения институтов в приложении к законам брака и родства», в которой в основу сравнительного анализа был положен метод статистической корреляции. Тэйлор настаивал на необходимости в антропологии строгого метода анализа, и гарантией такой строгости, с его точки зрения должна была быть количественная (статистическая) значимость результатов исследования. В этой лекции он попытался установить различия между разными обычаями на основе сравнительных данных об обычаях брака и отсчета родства у 350 народов.
Первый шаг к пониманию глубинной жестокости египетской религии был сделан в 1878 г., когда Р. Питчман[2]предложил рассматривать ее истоки как точную параллель к чистому
анимизму и фетишизму Центральной Африки, показав в то же время, что подобная религия должна повсюду принимать в основном магический характер. Воздействие этой концепции трудно переоценить. И хотя теория Питчмана вызвала немало возражений и все еще отрицается многими предубежденными учеными и дилетантами, этот автор внес неоценимый вклад в развитие вопроса, и его точка зрения теперь господствует среди исследователей. Историком, наиболее энергично пропагандирующим эту теорию, был Г. Масперо, чьи многочисленные статьи способствовали более полному познанию и пониманию египетской религии.
Самыми древними религиями были
анимизм и тотемизм, традиции которых положили начало политеизму.
Палеолит. Мезолит. Неолит. Эпоха первоначальной культивации. Некоторые характеристики эпохи раннего земледелия. Характер поселений и культурные достижения. Развитие культуры. Типы поселений. Торговые и культурные связи. Духовная культура первобытного общества. Духовная связь человека с природой.
Анимизм .