На данном этапе развития отечественной
теории социальной работы можно согласиться с точкой зрения авторов учебников, которые считают, что объектом социальной работы выступает система взаимосвязей человека в социуме, в сфере его ближайшего окружения, человек или семья в проблеме.
Проведённый анализ позволяет высказать предположение, что в современных публикациях по проблемам становления и развития
теории социальной работы нет определённости в понимании понятия «теоретическая парадигма социальной работы».
Что является объектом и предметом общей
теории социальной работы?
Предметом
теории социальной работы становятся:процесс социального и духовного влияния на взаимодействие человека и семьи с государством и его структурой в течение всех периодов их развития в различных сферах жизнедеятельности; воздействие социальной политики государства на социальные процессы и явления, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, различных категорий семьи, отдельных социальных групп и слоёв населения; закономерности развития социальной работы в трансформирующемся обществе; сущность предметно-объектных и объектно-субъектных отношений в социальной работе.
И не все современные
теории социальной работы можно отнести к парадигмам.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нелюдный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нерешённость и дискуссионность методологических проблем
теории социальной работы как науки обусловлена целым рядом современных противоречий.
Такой подход предполагал проникновение в сущность современной методологии
теории социальной работы, используемой для получения объективно и субъективно нового знания, открытия, подтверждения или опровержения законов и закономерностей социальной работы.
Сегодня, как никогда, в период становления
теории социальной работы актуальны две задачи.
Предложенная классификация основных категорий и понятий
теории социальной работы имеет относительный характер и является отражением как самого познавательного процесса, реальной практики социального обслуживания населения, так и влияния терминологии, используемой зарубежными теоретиками и практиками.
По аналогии с другими отраслями человековедческого знания некоторые исследователи вводят сегодня понятие «гуманистическая социальная наука»(гуманистическая
теория социальной работы).
Модернизация
теории социальной работы связана с эволюцией общественной жизни во всех её проявлениях.
Читателю предоставляется возможность их сравнения и выбора своего пути к усвоению основ
теории социальной работы.
Поэтому
теория социальной работы имеет интегративный характер, что выражается во взаимосвязи с такими науками, как экономика, медицина, политология, социология, психология, юриспруденция.
Исследования могут проводиться как при помощи философских, общенаучных (социология, психология, педагогика и др.), так и специальных научных методов, адекватных природе общей и прикладной
теорий социальной работы.
К числу объектов
теории социальной работы отечественные исследователи относят:различные категории населения, личность; социальные процессы и явления, порождающие проблемные ситуации для отдельных людей и семьи, социальных групп и общин; систему взаимосвязей человека в сфере его непосредственного социального окружения; функционирование и развитие социально-экономических и духовных отношений; социально-психологическое здоровье и социальное воспитание населения.
Особую роль в актуализации проблем разработки
теории социальной работы сыграли нормативные правовые акты, принятые в 90-х годах XX века.
Объектом
теории социальной работы является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом.
Вопрос разработки и изучения
теории социальной работы в наше время приобрёл не только особую актуальность, но и очевидную сложность, проблематичность и многомерность.
Как правило, в современных публикациях речь идёт не о природе специфических методов
теории социальной работы, а о применении в социальной работе социологических, психологических и педагогических методов исследования.
Анализ современных публикаций позволяет сделать вывод о том, что современный уровень развития отечественной
теории социальной работы представляет собой сильно разветвлённую совокупность теоретических и прикладных разработок, нередко не имеющих единого методологического основания.
Во-вторых, выделение уровней общей
теории социальной работы позволит продвинуться в направлении более высокого и богатого в содержательном отношении уровня обобщения и моделирования социальной работы.
Совершенно очевидно, что смысловая нагрузка понятийного аппарата
теории социальной работы существенно изменилась в условиях трансформации российского общества и адаптации зарубежного опыта в употреблении профессионального языка.
Работая над книгой, автор имел в виду две цели: во-первых, уяснение основных положений
теории социальной работы, которому в немалой степени способствуют попытки дать их письменные формулировки, а во-вторых, помощь тем, кто, приступая к изучению социономии, испытывает естественное желание иметь учебное пособие, дающее хотя и элементарное, но систематическое изложение предмета.
Относительно социальной работы многие десятилетия даже в странах, где существовали уже развитые формы социальной работы, направленные не на локальную сервисную службу, а на самоусиление человекаи помощь ему в нахождении собственных ресурсов, в первую очередь психологических, шла дискуссия по поводу того, возможно ли создание собственной
теории социальной работы, или это практическая область, где необходимы «просто» высокая мотивация и практические навыки помощи страдающим людям.
Язык
теории социальной работы, как разновидности социальной науки, исходит из генезиса социальной работы и перспективы эволюции познания.
Предметная сущность
теории социальной работы воплощена в сложнейшем феномене социальности, который выражает многообразие форм и методов сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных отношений и субъектов.
Проводимые в рамках
теории социальной работы исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения её взаимосвязей с естественными, гуманитарными и социальными науками.
Цель занятия:уяснить сущность современных теоретических парадигм социальной работы; понять место и роль
теории социальной работы в осмыслении социальной поддержки и защиты нуждающихся, обосновании базовых и оптимальных моделей социальной работы с личностью и различными категориями населения.
Остановимся на специфических категориях
теории социальной работы.
Мы предлагаем, что пришло время направить свои помыслы и интересы на поиск ответа на вопрос о том, каким образом
теория социальной работы как наука может выйти за пределы межпредметных взаимосвязей, за пределы её интегрального характера, которые в то же время органически ей свойственны.
И сделать это хотелось не с точки зрения умозрительных действий по разбору известных публикаций забронзовевших авторов по проблемам социального обеспечения и социальной помощи, а путём выяснения явных методологических оснований современных исследований в области
теории социальной работы, заимствованных из социальной философии, социологии, истории, социальной психологии, социальной педагогики и социальной медицины.
К третьей группе можно отнести переведённые работы зарубежных авторов, в которых просматриваются методологические основания научного исследования, в частности
теории социальной работы.
Теория социальной работы ищет новые формы рациональности и коммуникации людей, новые трактовки традиционных образов и понятий, новые способы активизации социального потенциала отдельного человека, семьи и целых групп населения, теоретического обоснования разных форм самореализации человеческих индивидуумов, сложения их жизненных сил и способностей для самопомощи и взаимопомощи.
Некоторые теоретики «Социальной педагогики» (одной из парадигм в системе
теорий социальной работы) стали отстаивать положение, согласно которому социальная педагогика – это самостоятельная отрасль научного знания, якобы являющаяся идеологией всей социальной работы.
Теория социальной работы стоит на этом трудном пути.
Однако формирующаяся
теория социальной работы никогда не рассматривалась изолированно от других наук.
Сегодня, используя современные способы познавательной деятельности, исследователи отечественной
теории социальной работы пытаются выделить из каждой социальной науки и интегрировать те разделы и отдельные компоненты, которые имеют прямое отношение не только к практике социальной работы.
Познание специфики предмета
теории социальной работы всегда будет опираться на методологический анализ содержания логико-гносеологического и научно-методического уровней теории социальной науки.
В-третьих, «полипарадигмальность»
теории социальной работы подчёркивается при рассмотрении вопроса о формировании научных направлений и школ.
По мнению некоторых исследователей, «концептуальная макропарадигма» представляет собой адекватное описание структуры, значения, терминологии теории, необходимое для того, чтобы теоретически воспроизвести и объяснить изменения в семантике терминов
теории социальной работы при переходе от одного концептуального или социального контекста к другому и в то же время учитывать определённую преемственность значения терминов.
Автор, выделяя такие подходы как позитивизм и интерпретативная парадигма, практико-доказательные подходы, социально-конструктивные подходы, подход активизации, реалистический подход, производит обзор следующих
теорий социальной работы: психодинамических, когнитивно-поведенческих, системно ориентированных, экологических, моделей кризисной интервенции, социально-психологических, гуманистических, экзистенциональных и духовных.
По существу все подходы в современной
теории социальной работы подразделяются на индивидуально-реформистский, рефлексивнотерапевтический, реформистский, радикальный, критический, социал-коллективистский (трансформационный) или неомарксистский, антидискриминационный и этнокультурный.
И эти парадигмы на основании применения определённой методологии могут включать несколько
теорий социальной работы и их разновидности.
Во-первых, по содержанию эти публикации являются научными трудами, посвящёнными исследованию разных сторон
теории социальной работы.
В-третьих, говоря о парадигмах
теории социальной работы, следует иметь в виду историчность парадигм, её социально-эволюционный характер как результат взаимного проникновения и взаимовлияния разных социальных наук, школ, направлений и способов исследования.
Однако это не значит, что проблемы «становления» или «разработки» методологии
теории социальной работы уходят на второй план.
Уровень разработанности методологии
теории социальной работы непосредственно связан с методологической культурой исследователей, пришедших в область социальной работы из области философии и социологии, педагогики и психологии, медицины и правоведения, экономики и лингвистики.
Считается, что
теория социальной работы отстаёт в своём развитии от других социальных наук.
Вместе с тем
теория социальной работы постоянно развивается.
В-третьих, процесс перехода от более конкретных базовых моделей
теории социальной работы к базовой матрице более высокого уровня приведёт к существенной объективизации процессов внутреннего мира социальной работы как науки и преодолению противоречивости самого процесса познания.