Второй этап развития
социальной педагогики – научно-эмпирический.
Всё вышесказанное свидетельствует о том, что
социальная педагогика является самостоятельным разделом педагогики, имеющим свои особые методы социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Социальная педагогика рассматривает социум, социальную среду, прежде всего с точки зрения процесса включения учащегося в неё через ближайшую социальную среду, в общество в целом.
Основная цель современной
социальной педагогики – это оказание своевременной помощи ребёнку, попавшему в кризисную ситуацию.
Для
социальной педагогики личность выступает объектом воспитания. Процесс личностного становления осуществляется в ходе социализации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кантиленный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Третий этап становления
социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.
Например, рассматривая глобальную философскую проблему – человек и природа,
социальная педагогика решает задачу оказания помощи больным детям, которые страдают от экологических нарушений.
Появление некоторой пустоты дало возможность
социальной педагогике занять определённое место в сфере воспитания и становления человека.
Социальная философия рассматривает различные проблемы различных слоёв общества;
социальная педагогика регулирует положение человека в обществе с учётом новых экономических условий.
Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Ответ на последний вопрос, который для практической и
социальной педагогики особенно важен, как правило, неоднозначен.
Здесь необходимы
социальная педагогика, игротехника, контактологияи разл. формы тренинга со своим инструментарием и технологиями.
Предлагаемый словарь ориентирован на практическое использование студентами и аспирантами при изучении ими курсов общепрофессиональной и специальной подготовки, социальными педагогами, социальными работниками и другими специалистами социальной сферы, а также профессорско-преподавательским составом, занимающимися проблемами
социальной педагогики.
Практика
социальной педагогики связана с историческими и культурными традициями и особенностями народа, зависит от социально-экономического развития государства, опирается на религиозные, нравственные и этические представления о человеке и человеческих ценностях.
При раскрытии содержания учебника обеспечена ориентация на современные достижения в области
социальной педагогики.
Предметом
социальной педагогики являются содержание, принципы, формы и методы исследования (практической деятельности), определяющие социально-педагогический процесс, условия его реализации, а также факторы среды (социума), существенно влияющие на социальное формирование человека, группы, общества в целом.
Принципы
социальной педагогики, обусловленные объектным фактором.
Словарь включает в себя отечественные и зарубежные имена, внёсшие определённый вклад в развитие идей
социальной педагогики.
Содержание
социальной педагогики определяется её функциями (лат. functio –отправление, деятельность) – обязанность, круг деятельности, назначение.
Аксиологические основы
социальной педагогики находят отражение в её этических нормах и принципах.
Функции
социальной педагогики характеризуют её назначение, помогают понять её содержание.
Таковы основы деонтологии
социальной педагогики.
Основанием для её выделения явилось установление приоритета методологических связей
социальной педагогики с социологической наукой.
Совокупность данных процессов во взаимосвязи с соответствующими социально-педагогическими системами и видами деятельности порождает три основных теоретических раздела
социальной педагогики: социальное развитие личности; социальная работа; социальная среда.
Теоретическая
социальная педагогика тесно связана с другими научными дисциплинами: это педагогика, психология, социология, антропология, философия.
Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, способствующей этому становлению.
Велика в
социальной педагогике роль влияния самого человека на его социальное становление в зависимости от возраста.
Идеи
социальной педагогики находят отражение в работах многих авторов.
Значительная часть работ, рассматривающих аспекты
социальной педагогики, принадлежит перу как зарубежных, так и отечественных авторов.
На страницах «Истории
социальной педагогики» встречаются такие виды педагогики как буржуазно-демократическая или либеральная педагогика и радикальная, в том числе революционно-демократическая педагогика, индивидуалистическая педагогика и ещё несметное количество педагогик.
Первая парадигма развития
социальной педагогики может быть условно названа педагогической.
Механизм формирования данного парадигмального знания – аналогия, т. е. перенос свойств и связей общей педагогики (целого) на раздел педагогической науки (часть), в качестве которого выступает в данном случае
социальная педагогика.
Под системой
социальной педагогики следует понимать целенаправленное динамическое единство разных элементов, их внутренних и внешних связей.
Субъект становится клиентом под воздействием общества и тех ненормальных условий жизни, которые это общество создаёт, т. е. главным поставщиком клиентов для
социальной педагогики становится общество или его отдельные институты, не справляющиеся со своими обязанностями.
Для работы в сфере
социальной педагогики необходимо обладать определёнными теоретическими знаниями и практическими умениями; специалист должен уметь анализировать ситуацию, грамотно действовать и активно использовать свои социальные навыки.
Процесс
социальной педагогики – это процесс взаимодействия педагога с клиентом.
Таким образом, целью
социальной педагогики, понимаемой предельно широко, является формирование субъектности человека в его социальной среде.
Аналогичные задачи
социальная педагогика решает и на уровне группы.
Второй подход – компенсаторный – понимание
социальной педагогики как социальной помощи обездоленным детям, их опека и защита, профилактика правонарушений несовершеннолетних и другие виды помощи социально несостоятельным детям и подросткам – восполнение, компенсация недостатков воспитания в традиционных институтах – семье и школе.
Всё это позволяет говорить о растущем влиянии
социальной педагогики на общественную жизнь страны.
Изучение
социальной педагогики занимает высокое место в подготовке всех педагогов, работников социальной сферы, так как позволяет понять закономерности социализации и развития человека, а также возможные причины и способы профилактики нарушений этих процессов.
Социальная педагогика превратилась в дидактику.
К практико-ориентированным наукам(отраслевая педагогика)относят
социальную педагогику, профессиональную педагогику,производственную педагогику, семейную педагогику, сравнительная педагогика.
Автор убедительно подчёркивает в своей работе состоятельность и перспективность научного знания
социальной педагогики как формирующего образовательный и воспитательный комплекс – основы профессии «социальный педагог».
Таким образом, материал учебного пособия «
Социальная педагогика русского сказочного фольклора» представляет собой уникальную в своём роде попытку создания методики и техники реализации образовательно-воспитательных возможностей художественных произведений русского сказочного фольклора в учебно-воспитательной работе.
Социология и
социальная педагогика оперируют такими понятиями, как социум, формы общественного сознания, социализация.
Соответственно, пособие может рассматриваться как учебное издание, которое может быть включено в учебные курсы по общей
социальной педагогике, её отдельным направлениям и областям.
И надо заметить, что открытия современной науки, в том числе идеи современной социальной психологии и
социальной педагогики нередко представлены в свете христианской антропологии.
Третий раздел посвящён
социальной педагогике среды.
При решении их социальных проблем специалистам и социальной работы, и
социальной педагогики приходится полагаться на собственную профессиональную подготовку.