Теория социальной работы в основных понятиях и схемах

Леонид Васильевич Топчий, 2015

В учебном пособии представлены разделы учебного курса «Теория социальной работы», предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «Социальная работа», в основных понятиях и схемах. Автор, изучая особенности восприятия слабослышащими студентами РГСУ теоретического материала по проблемам социальной работы, обратил внимание на то, что значительная часть студентов на лекциях и семинарских занятиях с особым вниманием относится к изучению схем по основным разделам учебного курса, фиксируя их в своих конспектах. В процессе обучения были выявлены способности слабослышащих студентов к поэтапному усвоению системы знаний по теории социальной работы. Затем к схемам были добавлены основные положения различных тем учебного курса, которые в обобщенном (тезисном) виде давали представления студентам об изучаемом материале. В последующий период возникла необходимость в создании мультимедийного курса и раздаточного материала на бумажных носителях по всем изучаемым темам, что позволило перейти к созданию учебного пособия для слабослышащих студентов. Главным приемом интерактивного обучения является сравнение текстов различных учебников и учебных пособий, что, по мнению автора, является действенным способом интеллектуального развития не только студентов с нарушениями слуха. Учебно-методические и учебные материалы, а также конспекты лекций в таблицах и схемах были изданы в РГСУ в 2006/2007 учебном году. Учебное пособие предназначено для студентов факультета социальной работы, а также преподавателей, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов и бакалавров социальной работы, работников социальных служб и органов управления социальной сферой.

Оглавление

  • Введение
  • Модуль I. Проблемы теории социальной работы

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория социальной работы в основных понятиях и схемах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Модуль I

Проблемы теории социальной работы

Глава 1

Объект, предмет и категории теории социальной работы

Вопросы: 1. Научное осмысление социальной работы.

2. Объект и предмет теории социальной работы.

3. Категории и понятия теории социальной работы (категориально-понятийный аппарат).

Цель занятия: при помощи основных понятий и схем уяснить сущность социальной работы как разновидности социально-гуманитарного знания; понять особенности теории социальной работы в сравнении с другими научными дисциплинами общепрофессионального блока; разобраться в теоретических основах социальной работы, ее структуре; сформулировать фундаментальные теоретико-методологические вопросы социальной работы; рассмотреть основные подходы к классификации категорий и понятий теории социальной работы.

Основные положения

1. Социальная работа как взаимосвязанная система ценностей, теории и практики. В отечественной учебной литературе социальная работа (система) рассматривается как наука, как многопрофильная практическая и учебная деятельность (см. схему 1).

Социальная работа как теория базирует свою методологию на систематизированном, основанном на фактах знании, полученном в результате научных исследований и анализа практики, рассматриваемом с учетом местной специфики и контекста. Исследования могут проводиться как при помощи философских, общенаучных (социология, психология, педагогика и др.), так и специальных научных методов, адекватных природе общей и прикладной теорий социальной работы. Как правило, в учебной литературе и ряде научных трудов отечественных исследователей применяется системный или функциональный подход.

Профессия «социальная работа» способствует развитию теорий, связанных с человеческим бытием и поведением, а также с функционированием социальных систем для использования их в процессе анализа комплексных ситуаций и стимулирования индивидуальных, организационных, социальных и культурных изменений в обществе и личности.

Прослеживается развитие теории социальной работы в последние 100 лет в трудах зарубежных мыслителей, начиная с Мэри Ричмонд, Алисы Соломон, Марии Гахери, Джейн Адамс, Елизаветы Фрай и до Адлера, Фрейда, Юнга, Гамильтона, Ранка, Джеймса, Фоллета, Мида, Селье, Парада, Алто, Пейна и других современных исследователей.

Становление и развитие теории социальной работы отечественными исследователями прослеживаются в трудах, начиная с В. Герье, А. Горовцева, В. Гагена, А. Лазурского, В. Ленина, Н. Семашко, П. Сорокина, К. Ушинского, С. Шацкого, А. Макаренко, В. Сухомлинского и до современных исследователей, создающих научные и научно-методические основы профессиональной социальной работы в России (см.: Топчий Л. В. Отечественные исследователи проблем социальной работы (Словарь персоналий). — М.: МОО «Ассоциация работников социальных служб», 2005–2006; Современная энциклопедия социальной работы (под ред. В. И. Жукова. — М.: Союз, 2007); История социальной работы: учеб. / под ред. В. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2011; Теория социальной работы: учеб. / под ред. В. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2011).

Установлено множество факторов и условий, которые воздействуют на модернизацию теории социальной работы. Ученые (В. И. Жуков, С. И. Григорьев, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова) отмечают, что в развитии теории социальной работы особую роль играют трансформация общественного и личного развития, усложнение социальных практик, рост темпов изменений и многообразие социальных рисков. Модернизация теории социальной работы связана с эволюцией общественной жизни во всех ее проявлениях. Она отражает современное взаимодействие науки и основных форм общественного сознания. Безусловно, на развитие теории оказывают влияние индивидуальные или коллективные труды современных исследователей.

2. Теория социальной работы как специфический вид научного знания, являясь комплексной, интегративной дисциплиной, изучает острейшие современные социальные проблемы общества, семьи, личности и различных категорий населения, а также обосновывает оптимальные модели реализации социальных изменений в обществе для решения проблем человеческих взаимоотношений, укрепления свободы человека и его прав на достойную жизнь, теоретически обосновывает эффективные методы восстановления основных социальных функций человека, семьи и социальных групп в условиях взаимодействия с окружающей средой.

В современной российской действительности изучение проблем социальной защиты и поддержки социально ослабленных слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, занимает ведущее место. Постепенно на передний план выходят практико-ориентированные теории, направленные на объяснение процесса активизации внутреннего потенциала человека и выработки у профессиональных социальных работников умения оказывать психологическую и социальную помощь клиенту, актуализировать «самоусиление» человека.

Системный подход в социальной работе предполагает широкое использование достижений таких наук, как социальная философия, антропология, аксиология, этика, социология, психология, педагогика, медицина, демография, экономика, право, культурология, политология и др., связанных с теоретическим осмыслением комплексных проблем человека в процессе социального становления и развития в социуме. Безусловно, существующая дифференциация теорий социальной работы вызвана особенностями разных национально-культурных, цивилизационных и культурно-исторических условий, различными контекстами исторического развития народов, общественным строем и экономическим укладом.

Теория социальной работы представляет собой научное знание, так как изучает эмпирические факты и выстраивает определенные теоретические системы на основе логических приемов и доказательств. Вместе с тем она содержит присущие любой социальной науке, такие особенности, как условность социальной диагностики и прогнозов, интерпретативность и относительный характер выводов и рекомендаций.

3. К числу объектов теории социальной работы отечественные исследователи относят: различные категории населения, личность; социальные процессы и явления, порождающие проблемные ситуации для отдельных людей и семьи, социальных групп и общин; систему взаимосвязей человека в сфере его непосредственного социального окружения; функционирование и развитие социально-экономических и духовных отношений; социально-психологическое здоровье и социальное воспитание населения.

При этом следует понимать, что система объектов и субъектов социальной работы постоянно изменяется и трансформируется. Этот процесс связан с объективными и субъективными факторами развития и изменений общества (см. схему 2).

4. Предметом теории социальной работы становятся: процесс социального и духовного влияния на взаимодействие человека и семьи с государством и его структурой в течение всех периодов их развития в различных сферах жизнедеятельности; воздействие социальной политики государства на социальные процессы и явления, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, различных категорий семьи, отдельных социальных групп и слоев населения; закономерности развития социальной работы в трансформирующемся обществе; сущность предметно-объектных и объектно-субъектных отношений в социальной работе.

Предмет исследования в социальной работе — это ядро исследовательского интереса; это основа и фокус внимания к сущностным проблемам социозащитной деятельности общества и государства; к социальным явлениям и процессам, выходящим за границы обычного опыта познания процесса сложения сил и способностей человеческих индивидов в обществе как главного резерва социальности, обеспечивающего высокое качество жизни людей, укрепление свободы человека и его права на достойную жизнь; это изучение проблем творчески-созидательного потенциала человека в различных социальных системах и конкретных ситуациях, личностной самореализации и самоосуществления как мощного ресурса развития общества и отдельного человека; это исследование проблем взаимодействия и взаимозависимости жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, взаимозависимости субъектов общественной и индивидуальной жизни по поводу жизненного пространства, воспроизводства и развития жизни во всем ее разнообразии; это целенаправленная деятельность заинтересованного ученого в освоении конкретной предметной сущности процессов и свойств, проявившихся и актуализировавших себя в специально выделенном объекте исследования (см. схему 2).

Объект и предмет исследования в теории социальной работы — это категории научного процесса, соотносящиеся между собой как общее и частное. Выработка и систематизация объективных знаний о предмете теории социальной работы — важнейшие задачи формирующейся социальной науки.

Трудности выделения предмета исследований как объекта в теории социальной работы определяются спецификой данной работы, которая тесно связана со всеми сферами жизнедеятельности общества и отдельного человека, с социальной политикой и социальной защитой населения, окружающим миром и каждым гражданином страны.

5. Категории и понятия, используемые в отечественной теории социальной работы, как правило, подразделяются на три группы.

К первой группе относят категории и понятия, которые имеют междисциплинарный характер и не являются специфическими, поскольку обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими научными дисциплинами (социальность, социальное, социализация, социальная деятельность, личность, семья, социальная группа, социальная активность и др.). Во вторую группу включаются категории и понятия, которые по содержанию находятся на стыке с содержанием понятий из других наук. Будучи основными понятиями социальной работы, они используются и другими научными дисциплинами (психосоциальная работа, социальная реабилитация, социальное благополучие, социально-медицинская помощь, психосоциальная терапия, социально-педагогические услуги, социально-бытовые услуги и т. п.). К третьей группе, по мнению ряда отечественных исследователей, относятся собственные категории и понятия теории социальной работы (социальная работа, социальная защита, социальное страхование, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение, адресная социальная поддержка, социальная помощь, социальное обеспечение, общественное и государственное призрение, благотворительность, специалист социальной работы, социальный работник и т. д.).

В отечественной теории социальной работы применяются категории и понятия, используемые в международной практике, в зарубежных теоретических парадигмах и моделях социальной работы (структурная социальная работа, клиническая социальная работа, групповая социальная работа, социальные услуги, психосоциальная работа, семейная терапия, технология вмешательства, интервенция, интеракция, холистический подход к человеку и окружающей среде, волонтерство, социальные сети, бакалавр и магистр социальной работы и т. п.).

В отдельных учебниках и учебных пособиях выделяются другие группы категорий и понятий по таким основаниям, как содержание социальной работы в различных сферах жизнедеятельности (в здравоохранении, образовании, социальной защите, на производстве, в сельской местности, пенитенциарных учреждениях и т. д.), рамки теоретических подходов (когнитивный, коммуникативно-ролевой, социально-педагогический, социально-медицинский и т. д.), специфика организации профессиональной и непрофессиональной работы (менеджмент в социальной работе, учреждения и предприятия социального обслуживания и др.), акцентирование внимания на специфике объектов, методов, функций и форм социальной деятельности, взаимодействия людей и т. д.

6. Институционализация теории социальной работы — процесс разработки, определения содержания основных положений, закрепления системы научных знаний в области социальной работы и адаптации зарубежных парадигм, теорий и теоретических моделей социальной работы, способных функционировать в направлении удовлетворения общественной потребности в становлении и развитии социальной науки и социального образования в России; результат процесса теоретического обоснования базовых моделей социальной защиты и социальной поддержки населения; становление устойчивых структур практической организации социальной работы.

Основные понятия: профессия «социальная работа», институционализация теории социальной работы, социальная деятельность, социальность, социальная работа как наука, социальная модернизация общества, социальные изменения, социальные системы, ценности социальной работы, теория социальной работы, практика социальной работы, методология социальной работы, объект теории социальной работы, предмет теории социальной работы, категории и понятия теории социальной работы.

Чтобы составить личный словарик (глоссарий), необходимо обратиться к указанным энциклопедиям и словарям и провести самостоятельную творческую работу.

Схема 1. Методология теории социальной работы. Социальная работа как наука

Схема 2. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер (базовая схема)

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Предмет теории социальной работы.

2. Социальная работа как научное знание.

3. Категории и понятия теории социальной работы.

Список основной литературы

Введение в профессию «Социальная работа»: учеб, пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова, И. В. Наместникова. — М.: КНОРУС, 2011.

Основы социальной работы: учеб. / отв. ред. П. Д. Павленок. — М., 2009.

Современная энциклопедия социальной работы / под ред. акад. РАН B. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2008.

Теория и методология социальной работы: учеб, пособие для высших учеб, заведений / под ред. проф. С. И. Григорьева. — М.: Наука, 1994.

Теория социальной работы: учеб. / под ред. акад. РАН В. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2011.

Топчий Л. В. Методологические проблемы теории социальной работы: учеб, пособие. — М.: Изд-во РГСУ, 2011.

Холостова Е. И. Социальная работа: учеб, пособие. — М., 2009.

Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений. — М., 2009.

Список дополнительной литературы

Гоигорьева И. А., Келасьев В. Н. Теория и практика социальной работы. — СПб.: Изд-во СПб-ского университета, 2004.

Демидова Т Е. Современные модели социальной работы. — М.: Экон-Информ, 2007.

Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.

Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учеб, пособие / Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга. — М.: Изд. центр «Академия», 2007.

Теория и методология социальной работы: учебное пособие / под ред. C. И. Григорьева — М., 1994.

Топчий Л. В. Возникновение теории социальной работы в России: научные пути и воззрения первых отечественных исследователей (информационно-аналитический обзор) / Отечественный журнал социальной работы. — М., 2005. № 1.

Топчий Л. В. Отечественные исследователи проблем социальной работы (Словарь персоналий 1992–2000 гг.). — М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 2006.

Топчий Л. В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. — М.: Союз, 2007.

Глава 2

Теоретические парадигмы и модели социальной работы

Вопросы: 1. Понятие теоретической парадигмы социальной работы. Классификация основных теоретических парадигм социальной работы.

2. Современные зарубежные и отечественные теоретические парадигмы социальной работы.

3. Общее и особенное в отечественных и зарубежных теориях социальной работы.

4. Системный подход в теории и практике социальной работы.

Цель занятия: уяснить сущность современных теоретических парадигм социальной работы; понять место и роль теории социальной работы в осмыслении социальной поддержки и защиты нуждающихся, обосновании базовых и оптимальных моделей социальной работы с личностью и различными категориями населения.

Основные положения

1. В научной литературе понятие «парадигма» имеет несколько значений. В одних работах оно используется для обозначения определенной традиции в исследованиях проблем социальной работы. Парадигмы, как правило, имеют междисциплинарный характер (П. Леонард, М. Пейн). В других — парадигма — это совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности в организации эмпирических исследований. Это традиция социального мышления (Т. Кун). В третьих — представление о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика, определяется порядок, исследователи мыслят и ведут научные разработки (Т. Керимов). В четвертых — излагается общий взгляд на природу социальной работы и концептуальный, нетрадиционный, взгляд на сущность исследуемых процессов и явлений (Л. Гуслякова).

В отечественной учебной литературе под парадигмой социальной работы понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период, в той или иной стране. Для парадигмы помощи характерны: доктрина помощи; организационные формы; субъект-субъекты помощи в их культурно-исторической индивидуальности; объект помощи (см., например: Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. — М., 2000. С. 6).

В научной литературе подчеркивается, что смена парадигм — это революционный скачок в области развития науки и практики.

2. В учебниках и учебных пособиях теоретические парадигмы социальной работы подразделяются на зарубежные и отечественные. Современные зарубежные парадигмы, как правило, объединяются в три группы: 1) социолого-ориентированные; 2) психолого-ориентированные; 3) комплексно-ориентиро-ванные парадигмы.

В книге М. Пэйна «Социальная работа: современная теория» в обзоре теорий социальной работы выделяются психодинамические концепции социальной работы, модели кризисной интервенции и задачи — центрированные модели, когнитивно-поведенческие теории, системно-ориентированные и экологические теории, теории коммуникаций в социальной работе, гуманистические, экзистенциональные и духовные концепции, концепции социального развития, радикальные и критические теории, антидискриминационные и этнокультурные подходы в социальной работе.

В то же время в научной литературе имеются другие группировки парадигм, которые состоят из группы парадигм естественных наук, совокупности парадигм наук о человеке, группы социологических парадигм (альтернативных) и группы социолого-ориентированных теорий социальной работы. К социолого-ориентированным парадигмам, как правило, относятся: радикально-гуманистическая, радикально-структурная и функциональная парадигмы. К психолого-ориентированным — психодинамическая, экзистенциональная и гуманистическая парадигмы. К комплексно-ориентированным — когнитивная, витально-ориентированная, социально-педагогическая и другие парадигмы.

В отдельных пособиях дается генезис наиболее распространенных парадигм — от христианских парадигм спасения человека, теорий естественного права и благотворительности, философии либерализма, картезианско-ньютоновской парадигмы науки, парадигмы психоанализа, философии гуманизма и ценностей к парадигме глобальной социализации и синергетической концепции социальной работы, теории индивидуальной, групповой и общинной работы, социального администрирования и социального планирования, философии позитивизма и профессионализма.

В отечественной истории и теории социальной работы выделяются такие основные парадигмы, как православная философия призрения (благосклонное внимание, покровительство, забота, попечение), теория соборности (помощь через массовость, коллективизм, общинные формы помощи), парадигма милосердия, парадигма дискретного непрерывного становления профессионализма в социальной работе (объединение усилий разных профессий), мусульманская парадигма, основанная на добродетели (подаяние, помощь бедным, сиротам, милосердие). В современных отечественных публикациях нередко акцентируется внимание на «интегративной парадигме социальной работы», «парадигме социальной работы в системе социального обслуживания», «гуманистической теории социальной работы», «государственной парадигме социальной поддержки и помощи», «парадигме общественной благотворительности в контексте административно-государственного подхода», «парадигме психосоциальной работы» и др.

В некоторых пособиях и научных работах теоретические проблемы социальной работы рассматриваются через призму социологического воображения и мышления. Представляя парадигму как совокупность основополагающих положений и принципов, лежащих в основе той или иной социолого-ориентированной теории социальной работы, исследователи полагают, что парадигма должна обладать специфическим категориальным аппаратом и признаваться определенным научным сообществом. Парадигма должна быть общепризнанной. Она не только ведет к эволюции в развитии системы знаний, но и производит революцию (не надо бояться этого термина) в научном мышлении и психологии исследовательской деятельности.

Не вызывает сомнения, что такое понимание парадигмы сложилось под влиянием книги Т. Куна «Структура научных революций».

Все большее признание получают социологические парадигмы, раскрывающие суть системного обоснования теоретического видения социальной работы, экологической модели теоретического обоснования социальной работы, разрешающей, поддерживающей и социально-радикальной модели социальной работы (Л. Г. Гуслякова, 2002; В. И. Курбатов, 2003; П. Д. Павленок, 2008). В последнее время все большее распространение получают парадигмы, реализующиеся в концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности, в неовиталистской трактовке социальной работы (С. И. Григорьев, 2004, 2006). Естественно, что приведенные классификации не являются абсолютно полными и достаточно глубоко разработанными. Они нуждаются в уточнении и исправлении. Научные представления, которые сложились ранее, постоянно корректируются и изменяются.

Отечественные исследователи и авторы учебников, определив исходные позиции в теории социальной работы, продолжают поиск фундаментальных основ для систематизации новейших отечественных и зарубежных парадигм социальной работы.

3. В философии социальной работы, как правило, выделяются такие парадигмы, как гуманизм, позитивизм, утопизм, профессионализм. По существу, в них изложены идеи, ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как разновидности социальной деятельности.

Философия гуманизма в социальной работе — это исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов. В основе этой парадигмы (доктрины) — экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить каждому индивиду минимальные прожиточные стандарты. При помощи определенной политики и организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества.

Философское направление под названием позитивизм основано на принципе, согласно которому все подлинное, «положительное» может быть получено как результат отдельных специальных наук, так и их синтеза. Данная доктрина абсолютизирует знания вообще и социальные знания в частности. Знание выступает критерием объективности, позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о макро-, мезо — и микросоциопсихических процессах. В учении позитивизма бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология становятся основой идеологии социальной работы.

Парадигма позитивизма сменяется доктриной утопизма, в основе которой лежат идеи либерализма и социал-реформизма. Философия обыденной жизни становится исходным положением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», становятся доминантами понятийного сознания. С позиции философии утопизма человек предстает социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами: отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом, негативным влиянием общественной среды и другими факторами. Позиция философии утопизма приводит к смещению ценностных ориентаций профессиональной социальной работы от социальных реформ к социальным действиям.

Философия профессионализма обосновывает свои положения, исходя из гуманистических и демократических идеалов и ценностей. Удовлетворение потребностей человека, развитие его потенциала и способностей, повышение благосостояния, увеличение ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей, достижение социальной справедливости — вот главные доминанты философии социальной работы.

4. К числу основных научных подходов к социальной работе относится системный подход. Практически каждый студент — будущий специалист, бакалавр или магистр — при подготовке курсовой или дипломной работы, почти каждый исследователь проблем социальной работы и практический социальный работник в своей деятельности используют системный подход. Системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостной системы во взаимосвязи всех ее составных частей, имеет универсальный характер, поэтому его можно всегда применять при изучении общественных и природных явлений. При системном подходе исследования проводятся на стыке методологии, математики, информатики, естествознания и социальных наук, изучаемых на факультете социальной работы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Модуль I. Проблемы теории социальной работы

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория социальной работы в основных понятиях и схемах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я