Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам
стихотворной речи.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация – способ организации звукового состава
стихотворной речи.
Все средства
стихотворной речи, во главе с ритмом и рифмой, были доступны уже древнерусской литературе.
При всей важности для литературы второго начала, она не даёт ему возможности войти в светлое поле нашего сознания, пусть не отрицая resp. финализуя его, как то обычно для философии, но всё же выдавая его за присущее течению самой жизни или, как в организации
стихотворной речи, за сугубую условность, за приём, не отражающий сущности всего словесного искусства.
Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (см. Стих), соотносимые и соизмеримые между собой (см. Поэзия и проза).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: толстотелый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Стопа– повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места
стихотворной речи.
Повтор прекращённого повтора очевиден в плане выражения
стихотворной речи, возвращающейся к избираемой ею мерности после конца строки, но он определяет собой и смысловое членение (семантический синтаксис) литературных текстов, неважно стихи ли они или проза.
Таким образом, понятие стихотворного ритма раздвоилось: в одном значении («Ритм с большой буквы») это общая упорядоченность звукового строя
стихотворной речи, и частным случаем её является метр; в другом значении («ритм с маленькой буквы») это реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки, и оно само является частным случаем метра – его «ритмической формой» («вариацией», «модуляцией»).
Включив в определение жанра
стихотворную речь, мы лишь усложняем задачу, ибо в стихотворной форме в разные эпохи реализовывались не только все три рода, но и практически все описанные жанры.
Признаком-определителем рода и жанра оказывается
стихотворная речь – категория ещё более формальная, чем тип строфы в твёрдой форме.
И всё это сказано с такой ненатужностью, с такой естественностью
стихотворной речи.
Можно сказать, что общим свойством
стихотворной речи является симметричность её построения, основанная на повторяемости составляющих её элементов: слогов, строк и т. д.
А с ним – «поэма» окончательно перешла в разряд сочинений, судимых по двойному счёту: и как переложение библейской книги, и – в целом – как собственно-авторское нечто, факт русской
стихотворной речи.
Конечно,
стихотворную речь легче изучать, и с неё, в общем, и началось изучение поэтического языка.
Признаюсь, что я не с первых же минут вчитался в
стихотворную речь якута, вернее сказать, не сразу почувствовал и постиг её своеобразную, неизъяснимую прелесть.
Это – прежде всего – предельная искренность поэтического высказывания, лирическая исповедальность, свободное дыхание, естественность интонации, прямота
стихотворной речи.
Сложность организации
стихотворной речи видится излишней для повседневных языковых нужд, но истина, выразительно поданная посредством мелодичных словосочетаний и метких образов, действует на человека мощнее, чем просто и безыскусно сказанная в лоб.
В основе
стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип.
Кроме того, писатель неоднократно обращался также к имитациям народной
стихотворной речи (былинного тонического стиха и рифменного раёшного).
Автор говорит о господстве в дореволюционной
стихотворной речи двустрочной строфы, объединяющей 11-сложные строки, и именно эту форму унаследовала из того времени туркменская советская поэзия (стр. 3).
Второе, что очень важно: в результате этого творческого разбиения и появляется феномен стихотворной строки – кодирование
стихотворной речи, постоянно балансируя на грани поэзии и ритмической прозы.
Это связано с тем, что в прозе русского языка расстояние между ударными слогами в целом такое же, как и в 3-сложной
стихотворной речи (или же наоборот, это кому как нравится).
Рифмы не просто узвончают
стихотворную речь.
Что же стремится подчеркнуть поэт, прерывая
стихотворную речь длительными паузами?
В XV в. к устоявшимся критериям «сладостного» стиля добавляется определение идеальной
стихотворной речи как «красочной» (рангин), которое в дальнейшем становится доминирующим.
Сейчас такое отношение вполне понятно: в отечественной словесности всё ещё господствовала поэзия, и развитие литературы ХVIII – начала ХIХ в. оценивалось современниками по развитию
стихотворной речи, а не прозаической.
Сколько ни появлялось в 20-е и даже в 30-е годы теорий словесности, все они занимались
стихотворной речью, уже имевшей терминологию, правила, традицию.
На первое место выходили приёмы, противоположные качествам, воспитанным
стихотворной речью.
Стихотворная речь лилась так быстро, что я еле успевала печатать.
Описание их и анализ, прослеживание их трансформации во времени для автора – основной способ описания сегодняшней поэзии, выяснения того, что отличает её от
стихотворной речи десяти- и двадцатилетней давности.
Поскольку эти метрические подсчёты неизменно давали двойные характеристики: явлений основного фона и отклонений от него (фон общеязыковой нормы и поэтическая речь как индивидуальный случай; среднестатистические нормы русского ямба и вероятности появления отдельных разновидностей и т. п.), появлялась возможность оценить информационные возможности той или иной разновидности
стихотворной речи.
Поэзию надо было сделать более «содержательной», программной, стих как таковой – менее заметным; надо было усилить эмоциональную и идейную мотивировку
стихотворной речи, чтобы заново оправдать самое её существование.
Но там, в каменной глубине
стихотворной речи, в вековом силлабо-тоническом гуле столько ещё жизни!
Красивый кавалер в соседнем помещении не уходил – глядел исподтишка и слушал
стихотворные речи.
В более узком смысле под стихосложением понимается конкретный комплекс особенностей организации
стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.