Лирика в школьном изучении. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов

Е. Н. Колокольцев, 2022

В книге рассматриваются некоторые вопросы изучения лирики в школе в средних и старших классах. Особое внимание уделяется путям изучения лирических произведений: композиционному анализу, стилистическому разбору, анализу от строфы к строфе. Большое место занимает приём сопоставления лирических произведений, созданных Державиным, Пушкиным и Лермонтовым. Автор не проходит мимо этапов изучения лирических стихотворений, уделяя внимание организации вступительных занятий, чтению произведений, выявлению особенностей их восприятия учениками, разбору стихотворений и характеру заключительных занятий. Анализу поэтических произведений сопутствуют наблюдения учеников над особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении, а также определение двухсложных и трёхсложных стихотворных размеров. Анализ ряда стихотворений сопровождается обращением к картинам художников и иллюстрациям, способствующим углублённому проникновению школьников в образный мир стихотворных произведений. В разделе «Репродукции» воспроизводятся картины, иллюстрации и автографы стихотворений. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Мир русской природы в стихотворениях А. С. Пушкина. V класс

Знакомство учащихся 5 класса с лирикой как родом литературы начинается с изучения пейзажных стихотворений А. С. Пушкина. Эти стихотворения величайшего мастера поэтического искусства посвящены изображению зимы и образуют собой так называемый «зимний цикл». В программах по литературе пока нет полного единства в выборе этих стихотворений. Например, программа под ред. В. Ф. Чертова предлагает для чтения и изучения «Зимний вечер» (1825), «Няне»(1826) и «Зимнее утро» (1829). А в программе под ред. Т. Ф. Курдюмовой к этим стихотворениям добавлены «Зимняя дорога» (1829) и «Бесы» (1830). Особняком в «зимнем цикле» стоит стихотворение «Няне», которое является поэтическим портретом, хотя и не лишено пейзажных деталей. Его изучение станет своеобразной увертюрой, пролагающей путь к чтению и анализу «Зимнего вечера», одним из героев которого является няня поэта. Изучение стихотворений Пушкина со свойственным им лаконизмом и точностью описаний природы расширит представления школьников о средствах создания художественного образа в лирических произведениях.

В стихотворении «Няне» создается запоминающийся образ Арины Родионовны Яковлевой, имя которой известно пятиклассникам. Именно она, первая няня поэта, пела ему русские песни и рассказывала сказки. Вспоминая свои детские годы, Пушкин писал:

…в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой,

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила…

Особенно сблизила Пушкина с няней Михайловская ссылка. В стихотворениях поэта и в его письмах появляется образ «голубки дряхлой», «старушки бедной», «наперсницы волшебной старины». Пушкин многое извлекал из долгих вечерних бесед с няней, которая оказалась накрепко связанной с миром его творчества. Анна Керн не случайно говорила о том, что Пушкин по-настоящему любил только свою Музу и свою няню.

Стихотворение «Няне» было написано после окончания Михайловской ссылки, когда поэт вернулся к шумной и людной петербургской и московской жизни. В стихотворении он трогательно вспоминает об одинокой няне, как вспоминают о любимой женщине. «Мамушка», как называл няню Пушкин, вдохновляла его на стихи, близкие к любовной лирике.

После чтения стихотворения ученики расскажут о том, что оно пронизано нежностью в отношении поэта к няне. Разбор стихотворения целесообразно начать наблюдениями над его жанром. По своей жанровой форме стихотворение относится к посланию: об этом красноречиво говорит и его название — «Няне», и обращение, которое содержится в двух начальных стихах. Вместе с тем жанр послания зачастую содержит характеристику того лица, к которому обращается поэт в стихотворении. И само обращение к няне, и отношение к ней поэта, и ее характеристика станут объектами разбора стихотворения.

Первые две строки стихотворения представляют собой развернутое обращение к няне. Каким чувством оно проникнуто? Внимание учеников сосредоточится на слове «подруга», которое поэт непосредственно связывает и со своей судьбой, с пережитыми им «суровыми» днями. Следующее обращение — «Голубка дряхлая моя!» — является оценочно-характеризующим. В трогательном «голубка» привлекает внимание уменьшительно-ласкательный суффикс «к», подчеркивающий нежное отношение поэта к няне, а в определении «дряхлая» содержится прямая характеристика старого, прожившего долгие годы человека.

Характеризуя стихи, обращенные к няне, исследователь творчества Пушкина отмечает в них «искренность», «классическую простоту» великого мастера, «который извлекает поэтическое золото из всего, чего касается, из великого и малого, из человеческих страстей и из любой подробности быта, <…> из мелькания спиц в наморщенных руках старой няни» (1, с.31). Внимание исследователя не случайно привлек образ «И медлят поминутно спицы / В твоих наморщенных руках». Этот образ запоминается благодаря мастерски использованному олицетворению («медлят… спицы»), которое выразительно подчеркивает напряженность ожидания. Именно ожидание является лейтмотивом стихотворения. Как же выражается в стихотворении напряженность ожидания? Прежде всего ученики отметят те слова и выражения в тексте стихотворения, которыми передается длительность ожидания: это временные наречия «давным-давно», «поминутно», «всечасно» и сравнение «будто на часах», поясняющее глагол «горюешь». Мотив ожидания прямо связан в стихотворении и с мотивом дороги, «пути», который сопровождается эпитетом «черный» и определением «отдаленный». Эти признаки только усиливают горестные чувства героини. Не случайно после стихов «Глядишь в забытые вороты / На черный отдаленный путь» стоит поясняющее двоеточие, за которым следуют имена существительные, емко передающие тончайшие оттенки чувств героини стихотворения — «тоска, предчувствия, заботы…», — которым предшествует прозвучавшее ранее «горюешь». Метафора «теснят… грудь» в завершении стихотворения пронзительно подчеркивает переживания его героини.

Едва ли в процессе беседы с учащимися следует стремиться к исчерпывающему пояснению стихотворения. Но, памятуя о том, что Пушкин «извлекает поэтическое золото из всего, чего касается», целесообразно продолжить наблюдения над пространственными образами, которые подчеркивают переживания одинокого человека. В рамках небольшого по объему стихотворения поэт в нескольких деталях дает яркую картину окружающего героиню пространства: к «черному отдаленному пути» примыкают панорамный образ «глуши лесов сосновых», замкнутое пространство «светлицы», в окно которой видны «забытые вороты». В этом пространственном аккорде пронзительно-контрастно звучат слово «одна» и определение «забытые», которые усиливают горестность и напряженность ожидания.

К трем ямбическим четверостишиям стихотворения с перекрестной рифмовкой примыкает еще одно полустишие «То чудится тебе…». Но Пушкин по каким-то причинам не стал продолжать стихотворение. Может быть потому, что образ-переживание, воссозданный в коротком стихотворении, отличается яркостью, полнотой и передает в чудесных стихах искреннюю и нежную привязанность поэта к няне.

Стихотворение «Зимний вечер» было написано Пушкиным во время пребывания в ссылке в селе Михайловском зимой 1825 года. «…32 строчки «Зимнего вечера» — это одно из чудес Пушкинской простоты и точности…» (2, с.31). Стихи «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя…» так часто используются в обиходной речи и в художественной литературе, что давно знакомы и пятиклассникам. Этими строками и начинается стихотворение, которое будет прочитано учителем и двумя-тремя подготовленными учениками.

После чтения «Зимнего вечера» пятиклассники поделятся своими впечатлениями о стихотворении. Непосредственным переходом к его анализу станет вопрос, который поведет учеников к познанию композиции «Зимнего вечера»: какие картины запечатлены в стихотворении? Нет сомнения, что пятиклассники выделят две картины — картину бури и изображение «ветхой лачужки». Ю. М. Лотман, часто обращавшийся к анализу лирики А. С. Пушкина, отмечает, что «Зимний вечер» построен на противопоставлении мира бури и мира дома. Мир бури — это мир внешний, который находится за пределами дома, это пространство безграничное, лишенное покоя; мир дома — это мир внутренний, это пространство внутри «бедной лачужки», пространство малое и спасительное (3, с.227). Терминология литературоведа доступна школьникам и может быть использована в разборе стихотворения.

Мир бури и мир дома нарисованы в четырех строфах стихотворения. Одним из этапов постижения главной мысли стихотворения и особенностей его построения станет определение лейтмотивов строф, в каждой из которых создается завершенная картина. Ориентируясь на короткие фрагменты текста, ученики без труда найдут лейтмотивы первых трех строф стихотворения — «Буря», «Ветхая лачужка», «Спой мне песню…». А наименование четвертой строфы, возможно, вызовет у школьников некоторые затруднения. Уникальность пушкинского стихотворения состоит в том, что четвертая строфа включает в свой состав первые четыре стиха первой строфы, следом за которыми расположились в заключительной части стихотворения первые четыре стиха третьей строфы. Повторяемость стихов заставит учеников искать другое заглавие заключительной строфы, отличающееся от заголовков строфы первой и третьей. Таким заглавием, которое продиктовано характером образа-переживания, возможно, станут слова последнего стиха — «Сердцу будет веселей» (4, с.229). Представив себе лейтмотивы каждой строфы, ученики перейдут к осмыслению «Зимнего вечера».

Как же изображен в стихотворении мир бури? После перечитывания первой строфы «Зимнего вечера», состоящей из восьми стихов, внимание учеников следует обратить на то, что вся первая строфа, рисующая картину бури, состоит из одного сложного предложения. Благодаря этому описание бури воспринимается читателем и слушателем как единая, подчеркнуто законченная картина, которая воспринимается цельно, на одном дыхании. Чередование сменяющих друг друга картин зимней бури подчеркнуто повторением частицы «то», которая непосредственно связана с глаголами движения «завоет», «заплачет», «зашумит», «застучит». Приставка «за», настойчиво повторяющаяся в этих глаголах, оттеняет сочетание разных начальных действий в картине разыгравшейся бури (к этим глаголам примыкает прилагательное «запоздалый» с той же приставкой, поддерживая звуковой аккорд первой строфы). Звуковая выразительность картины создается в «Зимнем вечере» искусным использованием запоминающихся сравнений — «как зверь», «как дитя», «как путник запоздалый». «Звуковой портрет» бури дополняет и повторение звуков: звука «р» в начальной части стихотворения («буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь», «кровле», «вдруг») и «шуршащих» звуков, которыми насыщена вторая часть первой строфы стихотворения («обветшалой», «зашумит», «в окошко застучит»).

В последнем стихе первой строфы появляется местоимение «нам», которое соединяет картины, изображенные в смежных восьмистишиях стихотворения. Тема второй строфы — изображение «ветхой лачужки», в которой нашли приют поэт и старая женщина. Миру бури противостоит мир дома с его тишиной («приумолкла у окна», «дремлешь»). Стихотворение насыщено обращениями-перифразами: поэт, избегая повторения, в каждом новом обращении к няне, использует разные слова и отмечает разные качества героини, то есть перефразирует обращения. Обращение «моя старушка» проникнуто щемящей нежностью. В традиционно высоком обращении «мой друг» нет никакого преувеличения: няня была одним из первых друзей поэта, о ней он помнил всегда и любовь к ней пронес через всю свою жизнь. Наконец, обращение «добрая подружка бедной юности моей» в начале третьей строфы заставляет вспомнить и об испытаниях, выпавших на долю поэта, и о верности, преданности няни поэту во время вынужденной долгой разлуки с ним.

Все предложения, которые включают в свой состав обращения, по своему интонационному строю вопросительные. Они содержат и предположения, которые отмечены повторяющимся в начале пятого и седьмого стихов второй строфы союзом «или» (единоначатие), и даже побуждение, которое реализуется повторяющимся глаголом «выпьем» (единоначатие). Школьники попытаются определить, каким настроением проникнуты вторая и третья строфы в стихотворении. Вчитываясь в текст второй строфы «Зимнего вечера», они обратят внимание на глаголы и глагольные формы, характеризующие состояние старушки — «приумолкла», «утомлена», «дремлешь». «Кто до Пушкина в России, — отмечает писатель и литературовед Генрих Волков, — мог о таком так написать, кто мог сделать прозаичнейшую картину дремлющей за веретеном старухи шедевром поэтической лирики?» (5, с. 91–92). Слова, передающие палитру чувств героини, вызывают у читателя настроение грусти, печали. И о «лачужке» не случайно говорится, что она «и печальна и темна». А в третьей строфе характер переживания определяется побуждением «выпьем с горя», в котором емко передано единство чувств героев и где внимание учащихся привлечет слово «горе». Оно входит в устойчивое словосочетание и едва ли может служить лейтмотивом, передающим состояние героев; скорее всего в их настроении преобладает печаль. Стоит обратить внимание на последующий стих — «Сердцу будет веселей», чтобы убедиться в этом. Слова «веселье» и «печаль» в русском языке являются антонимами.

Нельзя не сказать и о том, что слова «Выпьем с горя; где же кружка?» стали крылатыми словами русской поэзии. В энциклопедические словари и сборники крылатых выражений включаются и другие строки из «Зимнего вечера»: это и начальные слова стихотворения «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя»; это и стихи, которыми завершается третья строфа: «Спой мне песню, как синица / Тихо за морем жила; / Спой мне песню, как девица / За водой поутру шла». В чем же поэтическая прелесть этих стихов? Почему они так быстро запоминаются? В эти строки властно вторгается фольклорное начало. Выразительность стихов подчеркнута и повторами («Спой мне песню, как…» — «Спой мне песню, как…», «за» — «за»), и звучной рифмой «синица — девица», встречающейся в народных песнях.

В четвертой строфе повторяются стихи предыдущих строк. Какое же впечатление производит на читателя такое повторение стихов в финале «Зимнего вечера»? Едва ли намерения поэта могут быть объяснены каким-то строго определенным образом. Возможно, поэт сознательно стремился к тому, чтобы повторением стихов подчеркнуть композиционную завершенность стихотворения. Вместе с тем, исследователи говорят и о «подобии песенного кольца» в «Зимнем вечере» (М. Новикова), и об «эффекте нескончаемости» финала стихотворения (И. Альми), и о недоступности однозначного определения художественного смысла концовки.

Не столь существенен для разбора стихотворения вопрос о том, в каком доме находились поэт и его няня во время бури. Мнения исследователей не совпадают. Одни утверждают, что в стихотворении изображен господский дом, другие — переносят действие в нянину избушку. Но такие детали стихотворения, как «наша ветхая лачужка» и «…по кровле обветшалой / Вдруг соломой зашумит», наводят на мысль, что в стихотворении изображен именно домик няни, который действительно был покрыт соломой (господские дома соломой не покрывались). Он был невелик по сравнению с господским домом, и его легче было протопить. Кстати, в воспоминаниях И. И. Пущина говорится о том, что в барском доме комнаты, кроме кабинета поэта, не отапливались, и только в честь приезда друга няня приказала во всех комнатах затопить печи. Общий план усадьбы воспроизведен на литографии П. А. Александрова «Сельцо Михайловское. Вид на усадьбу» (6, с.84). По литографии видно, что домик няни находился в непосредственной близости с господским домом. На современных фотографиях («В краю великих вдохновений». Фотоальбом. 1975) воспроизводится домик няни, в светелке которого можно увидеть прялку, упоминаемую в стихотворении.

Стихотворение «Зимнее утро» датируется 3 ноября 1829 года. Оно было написано в селе Павловское Тверского края, где очень любил бывать Пушкин. Тут жили его друзья, со многими из которых он постоянно поддерживал теплые отношения. Тверские деревни помогали обрести Пушкину душевное равновесие, столь необходимое для пробуждения поэзии. В одном из писем из «глухоманных» Малинников, освобождавших от треволнений столичной жизни, поэт пишет Дельвигу: «Здесь мне очень весело, ибо я деревенскую жизнь очень люблю». Пушкина привлекала тишина, покой, природа этих мест. В октябре 1829 года поэт уже в который раз посещает полюбившиеся ему тверские места. Он гостит у Павла Ивановича Вульфа в тихом имении Павловском, откуда часто наведывается в деревню Малинники и село Берново Старицкого уезда. В Павловском Пушкин пишет стихотворение «Зимнее утро».

«Не много во всей мировой литературе, — пишет исследователь Тверского края Л. Керцелли в книге «Мир Пушкина в его рисунках», — найдется шедевров, сохраняющих эффект первооткрытия прекрасного вне зависимости от частоты воспроизведения строк, давно знаемых и давно, звук за звуком, привычно изученных, но всегда, несмотря на то, — новых. «Зимнее утро» — один из них. Один из немногих выдержавших испытание временем, хрестоматийностью, и немодой, и модою, и бытованием в роли «шедевра», один из выдержавших все возможные испытания для поэзии — и победивших» (7, с.278).

После чтения стихотворения ученики в рамках ориентировочного занятия ответят на вопросы: что больше всего запомнилось в стихотворении? Каким чувством пронизано «Зимнее утро»? Какие картины изображены в стихотворении? Последний вопрос ориентировочной беседы даст возможность учителю перейти к разбору стихотворения «вслед за автором», от строфы к строфе. В стихотворении Пушкина пять картин-строф. Необходимо вспомнить с учащимися, что строфа — это сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью. Строфа играет большую роль в выразительности стихотворных произведений, их построении и помогает в раскрытии их содержания. Вот и в «Зимнем утре» строфа содержит завершенную картину и имеет свое особое содержание. Поэтому возможным этапом разбора «Зимнего утра» станет обращение к композиционному анализу текста. После перечитывания каждой строфы стихотворения школьники озаглавят ее, используя слова из пушкинского текста. В результате коллективного осмысления содержания каждой части стихотворения на классной доске может быть сделана следующая запись:

1. «Пора, красавица, проснись…».

2. «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…».

3. «Блестя на солнце, снег лежит…».

4. «Вся комната янтарным блеском озарена».

5. «…предадимся бегу

Нетерпеливого коня…».

Этот вариант плана художественного текста, разумеется, не является единственно возможным. Он может приобрести иной вид и по форме (план может состоять, например, из назывных предложений: 1. Обращение к красавице. 2. Воспоминание о вчерашней вьюге. 3. Вид из окна. 4. Описание комнаты. 5. Описание предполагаемой прогулки), и по содержанию, когда в соответствии с заглавием стихотворения внимание учеников концентрируется на описании природы (1. «Мороз и солнце; день чудесный!» 2. «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» и т. д.). Если учитель считает целесообразным составление плана при анализе отдельных стихотворений, то предпочтительнее цитатный план, поскольку он дает школьникам возможность запомнить отдельные строки стихотворения, использовать их в речи, навсегда связать отдельные стихи с именем поэта.

В стихотворении «Зимнее утро» немного событий, в нем преобладает описание: это и описание вчерашней вьюги, и описание зимнего солнечного дня, описание комнаты, озаренной «янтарном светом», и описание воображаемой прогулки. Описание всегда труднее для запоминания, и план явится опорой для усвоения стихотворения. В классах с высоким литературным развитием учащихся словесник может и не прибегать к озаглавливанию отдельных строф стихотворения (то есть к составлению плана).

Первая строфа стихотворения начинается словами «Мороз и солнце; день чудесный!» Это единственная строка, которая создает картину зимнего дня, а остальные пять стихов поэт посвящает «другу прелестному». Что же привлекает внимание читателя в первом стихе? Это восклицательное предложение, которое произносится с особым чувством и оказывает сильное эмоциональное воздействие на читателя. Отношение поэта к морозному и солнечному дню передается эпитетом «чудесный», который определяет тональность не только первой строфы, но и всего стихотворения.

Чувство восторга зимним днем поэт стремится разделить со своим другом. В обращении к «другу прелестному», «красавице» нельзя не почувствовать нетерпеливого побуждения, которое находит воплощение в излюбленном Пушкиным слове «пора», выступающем в роли безличного сказуемого, и в повелительных глаголах «проснись», «открой», «явись».

Перечитывание первой строфы вслух откроет перед учащимися тайны пушкинского волшебства:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Прежде всего ученики откликнутся на звуковую выразительность всей первой строфы, в которой согласные звуки р и с сочетаются в звучном аккорде и «спорят» друг с другом: если в первом и шестом стихах преобладает звук с, то во втором-пятом — звук р. Наряду с музыкальностью звукообразов, школьники, руководимые словесником, постигнут метафорическую насыщенность четвертого и пятого стихов, то есть отметят, какие слова употребляются в переносном значении (взоры — глаза, нега — сон). «Зимнее утро» заставит обратиться и к метонимии как распространенному поэтическому тропу, сущность которого, в частности, состоит в перенесении свойств и действий одного предмета на другой предмет. «Северная Аврора» в стихотворении Пушкина является синонимом слова заря, а «друг прелестный» назван «звездою севера». Насыщенность восклицательных предложений, несущих побудительное начало, звукообразами и тропами сообщают первой строфе «Зимнего утра» неповторимую художественную выразительность и завершенность.

Обращению к следующей части стихотворения может предшествовать чтение фрагментов из стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?..», которое было написано 2 ноября 1829 года, за день до создания «Зимнего утра».

Вот вечер: вьюга воет;

Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;

По капле, медленно глотаю скуки яд.

Вчерашняя вьюга как раз и находит отображение во второй строфе «Зимнего утра», которая перечитывается в классе. Эта строфа не только рисует мрачную картину вчерашней вьюги, но и содержит обращение к другу. Если морозное и солнечное зимнее утро пробуждает в поэте приподнятое настроение, которое он стремится передать «другу прелестному», то картина мрачного вечера вызывает у его друга чувство печали: «И ты печальная сидела…». Какими же образными средствами языка воссоздается картина вчерашнего ненастья? Впечатление о мрачном вечере усиливается тем, что о зимней вьюге поэт говорит как о недобром существе («вьюга злилась», «мгла носилась»). Школьники без труда найдут и эпитеты с выразительными метафорическими прилагательными («на мутном небе», «тучи мрачные»), и сравнение с привычным для них подсобным словом «как» («луна, как бледное пятно»).

Вторая строфа завершается стихом «А нынче… погляди в окно…», который связывает воедино вторую и третью строфы. Не случайно обе эти строфы представляют собой одно предложение. Двоеточие, завершающее вторую строфу, пролагает путь ко второй части предложения, которое входит в пределы третьей строфы. В ней открывается картина зимнего дня, которая контрастирует с картиной вчерашней вьюги. Какие же краски преобладают в картине зимнего утра и в каких словах проявляется восхищение поэта открывшейся перед ним картиной?

Прежде всего привлекает внимание цветовая насыщенность картины зимнего утра. На смену «мутному небу» приходят «голубые небеса», «бледное пятно» луны уступает место блеску снега под солнцем. Чувство восторга перед открывшейся в окне картиной передается оценочным словом «великолепными» и сравнением снега с коврами. А в каждом из трех стихов, завершающих центральную строфу стихотворения, дается еще три картины — «прозрачного» леса, зеленеющей ели и блестящей подо льдом речки, которые связаны повторяющимся союзом «и». Эти картины дополняют пейзажную панораму зимнего утра.

Обращение к черновым вариантам третьей строфы дает возможность показать ученикам, что поэт сознательно стремился к звуковой выразительности картины зимнего утра. Художник слова в третьем стихе последовательно отвергает варианты «Лежит, как саван, белый снег» (слово «саван» придает мрачный оттенок пейзажу), «Простерлись белые снега» («белые» не передает сияния снега), «Простерты новые снега» («новые» не создает живописной картины), и, наконец, останавливает свое внимание на строке «Блестя на солнце, снег лежит…». Школьники отметят, что в этой строке, превосходящей по своей художественной выразительности отвергнутые строки, сильна и звукописная сторона: настойчиво повторяются звук с и сонорные согласные л, н.

Очень важно добиться от учеников интонационно правильного чтения следующей четвертой строфы. Она включает в свой состав четыре предложения; естественно, что после чтения каждого из них необходимо соблюдать паузу. Но при чтении строфы необходимо считаться и с переносом, то есть несовпадением стиха с фразовым членением. Фраза, заполняющая весь первый стих, заканчивается во втором стихе. В ее живом чтении после первого стиха, как обычно, соблюдается концевая пауза. Но пауза требуется и после слова «озарена», которым завершается первое предложение. Второе предложение тоже отмечено переносом, то есть при его произнесении надо соблюдать концевую паузу, которая делит предложение на два интонационных сегмента. Овладевая навыками интонационного членения текста, школьники приходят к его истолкованию. Следуя за поэтом, они открывают для себя красоту комнаты, озаренной «янтарным блеском» и наполненной «веселым треском» затопленной печи. Звуковой образ комнаты создается и с помощью аллитерации — повторения согласных звуков с, т, р, л в первых трех стихах четвертой строфы. Вся обстановка комнаты вызывает у поэта радостное, приподнятое настроение, которое находит выражение в стихе «Приятно думать у лежанки». Потребует комментария слово «лежанка»: это выступ у печки для лежания, который прогревался, когда затапливалась печь.

Но солнечное морозное утро зовет человека к новым впечатлениям. В конце четвертой строфы и в начале пятой следует новое обращение к «другу милому», которое подчеркивает гармоничность построения стихотворения: лишь в центральной третьей строфе нет упоминания о друге — в ней развернута запоминающаяся картина зимнего пейзажа. Завершающая строфа стихотворения, пронизанная движением, бегом «нетерпеливого коня», близка по своему содержанию центральной строфе стихотворения: в ней тоже развернута панорама зимней природы с ее «пустыми» полями, лесами, «недавно столь густыми» и берегом. В последнем стихе пронзительно звучит лирическая нота, заставляющая поэта вспомнить о дорогом и пережитом — «берег, милый для меня».

Перед чтением стихотворения «Зимняя дорога» необходимо пояснить школьникам значение сочетания «версты полосаты» и слова «докучные». В стихотворении «версты полосаты» означает верстовые столбы, которые отмечали на дороге каждую версту и были окрашены контрастными белыми и черными полосами по диагонали. «Докучные» означает «наводящие скуку, надоедливые»; употребляя это слово в стихотворении, поэт имеет в виду «докучных» гостей, которые задержались до полуночи.

После чтения «Зимней дороги» центральным в ориентировочной беседе станет вопрос, каким чувством проникнуто стихотворение. Школьники отметят, что зимняя дорога вызывает у поэта чувство грусти, тоски, печали. Именно так воспринимает пушкинское стихотворение большинство учеников. Задача анализа сведется к тому, чтобы показать, к каким средствам прибегает автор стихотворения, чтобы показать одолевающее человека в дороге переживание.

Какое чувство у путника вызывает пейзаж зимней лунной ночи? Какие слова стихотворения наиболее емко передают его настроение? Обращаясь к тексту, ученики найдут в четвертой строфе слова «Скучно, грустно…», которые составили отдельное предложение. В заключительной строфе «Зимней дороги» слова четвертой строфы повторяются в обращении: «Грустно, Нина: путь мой скучен…». К этим повторам примыкает словосочетание «сердечная тоска», которое вызвано «долгими песнями» ямщика и которое созвучно переживаниям путника. Слово «тоска» близко по значению словам «скучно, грустно» (в «Словаре синонимов русского языка» слово «тоска» сопровождается синонимами «печаль, скука»).

Очень важно обратить внимание учеников не только на чувства, испытываемые героем стихотворения, но и на картины природы, открывающиеся путнику. Каким же нарисован в стихотворении пейзаж зимней лунной ночи? Школьники не пройдут мимо оценочного эпитета «печальные поляны» и метафоры, характеризующей действие, — луна «льет печальный свет». Выразительная картина зимнего пейзажа создана и в четвертой, срединной, строфе стихотворения:

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Сопоставляя настроение путника и состояние зимней природы, ученики отметят близость, созвучие этих образов-картин: печальные картины природы определяют чувства скуки и грусти у героя стихотворения. Очень близки по своей структуре назывное предложение «Глушь и снег…» и безличное предложение «Скучно, грустно…», которые являются полустишиями, начинающими стихотворную строку и которые завершаются многоточиями. Эти короткие предложения подчеркивают слитность переживаний лирического героя и картин природы. Вся центральная часть стихотворения — строфы третья, четвертая и пятая — насыщены многоточиями, которые требуют при чтении достаточно длительной паузы. Что же стремится подчеркнуть поэт, прерывая стихотворную речь длительными паузами? Они подчеркивают и смену путевых впечатлений, и утомительность дороги, и оттеняют остроту воспоминания о предстоящей впереди встрече. Целесообразно предложить школьникам прочитать стихотворение «про себя», а затем прочитать его вслух, соблюдая паузы разной длительности. Такое чтение станет одним из этапов вживания учеников в текст пушкинского стихотворения.

Следующий этап разбора «Зимней дороги» будет связан с наблюдениями над звукописью стихотворения. Звуковыми образами насыщены вторая и третья строфы. Образ «печальных полян» первого четверостишия сменяется образом «скучной» дороги, которую сопровождают звук колокольчика и «долгие песни ямщика». Смысл определения «однозвучный» откроется ученикам в значении «однообразно, монотонно звучащий». Эта монотонность подчеркнута аллитерацией:

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Звукописность стихов связана прежде всего с последовательно используемым поэтом ассонансом, который усиливает испытываемые человеком чувства тоски. Нельзя не заметить, что ключевые слова стихотворения «скучно», «грустно», «глушь», передающие настроение человека и создающие образ зимней дороги, объединяются ударным гласным «у». Уже в первой строфе стихотворения в словах «туманы» и «луна» дважды встречается в неударной позиции гласный звук «у» (огубленный гласный заднего подъема, который редуцируется в меньшей степени, чем остальные гласные). Во второй строфе «у» дважды стоит в сильной ударной позиции в рифмуемых словах «скучной» — «однозвучной». А вокализм (звуковой аккомпанемент) строфы поддерживается словами «дороге», «тройка», «борзая», «колокольчик» с ударной огубленной «о», которая тоже является гласной заднего ряда. Учащиеся самостоятельно найдут слова с ударной и неударной гласной «у» в третьей-седьмой строфах стихотворения, которая зачастую соединяется в звуковом аккорде с ударной гласной «о». И даже размышления путника о предстоящей встрече находят тот же звуковой аккомпанемент, который сопровождал «скучную» дорогу: «забудусь», «загляжусь» — в пятой строфе, «звучно», «круг», «докучных» — в шестой строфе. В заключительной строфе ассонанс приобретает наиболее концентрированное выражение: к словам, имеющим ударный «у» («грустно», «путь», «скучен», «однозвучен», «лунный»), примыкают слова с неударным «у» («смолкнул», «отуманен») и ударным «о» («смолкнул», «колокольчик»). Настойчивое повторение звука «у», приобретающего высокую значимость и имеющего значение грусти, печали, тревоги, не является случайностью, а выступает как определенная звуковая закономерность, сообщающая стихотворению внутреннюю гармоничность и художественную цельность.

Стихотворение «Зимняя дорога» привлекло внимание писательницы Людмилы Петрушевской: «Строчки сами собой набегают, равномерно, неуклонно, под топот копыт.

«Мчатся тучи, вьются тучи… Невидимкою луна освещает снег летучий. Мрачно небо, ночь темна».

Стихи о зимней ночной дороге. Печальные вроде бы.

Но не то важно, о чём эти строчки. Они — музыка. Почитайте их вслух, скачущие, чёткие звуки, которые то и дело взмывают над снегами. Войдите в их ритм.

Мчч-цц, т-чч, в-цц, т-чч. И сразу же — полёт в небеса: невиди-имкою луна-аа… и опять топот копыт: оссв, щщт, сньглль-тучч — и снова вверх: небо… ночь темнаа-а.

Того, кто написал эти простые стихи, нет на земле уже без малого два века. И столько же пройдёт, и ещё столько же.

А люди всё будут помнить. Дай-то им Бог» (8, с.39).

Завершает «зимний» цикл стихотворение «Бесы», которое было написано Пушкиным в Болдине, отрезанном от мира холерным карантином. Нельзя не обратить внимания на дату создания стихотворения — 7 сентября 1830 года. В «Бесах», созданных ранней осенью, изображены картины зимы с «летучим снегом» и «неведомыми» снежными равнинами. «Это не только снежная равнина, — подчеркивает Генрих Волков, — это вся Россия в круговерти метели и зимней стужи, это Россия после подавления декабрьского восстания, когда рухнули все надежды, когда впереди «хоть убей, следа не видно», — «мутно небо, ночь мутна» и судьба человека во власти бесовской пляски» (9, с.97). Но едва ли в 5 классе следует вести школьников к пониманию тесной связи стихотворения с личной судьбой Пушкина и судьбой всей России. Целесообразно рассмотреть стихотворение как образец пейзажной лирики и показать, что в нем слились воедино и состояние природы, и переживания человека, испытывающего состояние душевного надрыва.

Перед чтением стихотворения необходимо отозваться на заглавие стихотворения. В старых народных поверьях «бесы» — это злые духи, искушающие человека, нечистая сила. В стихотворении развернута картина разбушевавшейся стихии («Вьюга злится, вьюга плачет»), которая рождает в сознании человека зрительные и слуховые представления о «бесконечной» игре бесов, которые кружатся «в беспредельной вышине», подобно плачущей вьюге.

После чтения стихотворения учащиеся поделятся своим впечатлением от него. В формировании общих представлений о стихотворении целесообразно обратить внимание учеников на особенности его построения. Стихотворение состоит из семи строф, каждая из которых включает в себя восемь стихов. Через все стихотворение проходят рефреном строки

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Эти строки начинают первую строфу, повторяются в срединной, четвертой, строфе и заключают последнюю, седьмую, строфу, что позволяет говорить о цельности построения всего стихотворения. Обратившись к перечитыванию стихотворения «про себя», школьники отметят, что от первого лица написаны первая, пятая, шестая и седьмая строфы, а во второй, третьей и четвертой строфах передан разговор «барина» с «ямщиком» (10, с.213). Обращение к черновым автографам (11, с. 376–380) стихотворения позволяет говорить о том, что форму повествования от первого лица поэт нашел не сразу. Первоначально пятый стих первой строфы имел следующую редакцию: «Путник едет в белом поле». Потом ее сменил другой вариант: «Едем, едем в чистом поле». А в окончательный текст вошел стих «Еду, еду в чистом поле», в котором авторское, лирическое «я» находит точное, конкретное выражение. Каким же предстает зимний пейзаж в «Бесах», как он видится герою стихотворения? Уже в зачине стихотворения, передавая «музыку» разбушевавшейся стихии, поэт прибегает к использованию повторов, которые без труда найдут школьники: тучи — тучи, мутно — мутна, еду — еду, страшно — страшно. Выразительность картины усиливается и повторением близких по значению глаголов «мчатся… вьются» в первом стихе, которым вторит запоминающийся аккорд первого стиха пятой строфы: «Вьюга злится, вьюга плачет…». В зачине стихотворения созвучны слова с отрицательной оценкой «невидимкою» — «неведомых», которые «поневоле» усиливают чувство страха у путника. Ученики сопоставят строки черновых вариантов:

Сердцу грустно поневоле…

Скучно, страшно поневоле…

Страшно сердцу поневоле…, —

со стихом, вошедшим в окончательный текст, и выскажут свои суждения, почему поэт предпочел стих, в котором дважды повторяется слово «страшно». Можно предположить, что эмоциональная окрашенность наречия «страшно» привлекла поэта не только потому, что передавала сиюминутные ощущения героя, но и явилась прелюдией к изображению зловещих призраков, которые сопровождают заплутавших путников («Хоть убей, следа не видно, / Сбились мы. Что делать нам!»). Потере пути аккомпанирует мотив круженья, который проходит через все стихотворение. Ученики найдут строки, в которых этот мотив находит прямое выражение: «В поле бес нас водит, видно, / Да кружит по сторонам» (2 строфа); «Сил нам нет кружится доле» (4 строфа); «Закружились бесы разны…» (6 строфа). Настойчиво стремясь подчеркнуть мотив круженья, поэт отвергает предварительные варианты стиха из 6 строфы: «Полетели бесы разны…», «Повалили бесы разны…» и предпочитает использовать глагол «закружились», который вторит глаголам из предыдущих строф.

Велика в стихотворении роль зрительных образов, которые то и дело выделяются в стихотворении словами «не видно», «посмотри», «вон», «вижу». Но эти зрительные образы не имеют точных характеристик: «в мутной месяца игре» трудно уследить за бесовской круговертью. О происходящем можно судить по поведению коней: то бес «…в овраг толкает / Одичалого коня», то они «стали», то «Кони чуткие храпят», то, испугавшись, они «снова понеслися». Обратясь к тексту стихотворения, ученики найдут и прочтут отрывки, которые характеризуют особенности «видения» окружающего «ямщиком» и «барином».

Зрительные образы дополняются образами звуковыми. Одна часть звуковых образов передает состояние природы, жизнь человека («Колокольчик дин-дин-дин…»; «Колокольчик вдруг умолк»; «…вьюга плачет»), а другая — выражает поведение бесов («Что так жалобно поют?»; «»Визгом жалобным и воем / Надрывая сердце мне…»).

Зрительные и слуховые образы передают детали, подробности окружающей героев среды. Следуя за художественным текстом от строфы к строфе, учащиеся проследят за тем, как постепенно раздвигается пространство стихотворения. Во 2-й строфе «бес» возникает в предположении ямщика: «В поле бес нас водит, видно, / Да кружит по сторонам». В 5-й строфе он «далече скачет». В этой же строфе, в видении лирического героя, существительное «духи» употребляются уже во множественном числе, и пространство становится шире: «… духи собралися / Средь белеющих равнин». В 6-й строфе в характеристике «бесов» поэт использует краткие прилагательные «Бесконечны, безобразны… бесы разны…», первое из которых последовательно увеличивает пространство, не имеющее начала и конца. Прилагательное «беспредельный» в заключительной строфе очень близко по значению к прилагательному «бесконечный» в предыдущей строфе; но «бесы рой за роем» появляются не только среди «белеющих равнин», но и в небесной выси. Внимание школьников следует обратить на то, что беловой автограф стихотворения имел название «Шалость». Ученики выскажут свои суждения о том, почему поэт дал стихотворению такое предварительное заглавие и почему предпочел в итоге назвать стихотворение «Бесы». Интерес учеников вызовут картины русского художника XIX века Николая Сверчкова, который в своих многочисленных полотнах запечатлел природу средней полосы России с ее необъятными просторами, бесконечными дорогами и проселками. Высокого мастерства добился живописец в изображении животных, особенно лошадей. Школьники рассмотрят зимние пейзажи «Зимняя дорога. Возвращение с охоты», «Застигнутые бурей», «Тройка», «В метель», «Тройка зимой» (12, с. 13–43) и отметят близость этих картин стихотворению Пушкина. Сопоставление живописи пластической и живописи словесной естественно приведет учеников к решению вопроса, какие художественные приемы (эпитеты, олицетворения, сравнения) использовал поэт в описании зимней природы и игры бесов.

В заключение разбора стихотворения ученики подготовят устный ответ на вопрос: «Почему поэт XX и XXI веков Андрей Вознесенский в стихотворении «Ядерная зима» назвал пушкинских «Бесов» «болдинским вихрем строф»?

Дома ученики дадут письменный ответ на один из вопросов:

Какое из «зимних» стихотворений А. С. Пушкина мне наиболее близко и почему?

Какова роль звукописи в «зимних» стихотворениях А. С. Пушкина?

В чем сходство и в чем различие стихотворений А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы»?

Литература

1. Тыркова-Вильямс А. В. Жизнь Пушкина: В 2 т. Т 2.: 1824–1837. — М.: Мол. гвардия, 1998.

2. Там же.

3. Лотман М. Ю. Учебник по русской литературы для средней школы. — М.: Языки русской культуры, 2001.

4. Там же.

5. Волков Г. Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение /Ил. Ю. Иванова. — М.: Мол. гвардия, 1989.

6. Мир Пушкина. Альбом / Сост. Э. С. Лебедева, Е. В. Пролет, Г. С. Тюрина, Е. Н. Иванова, Л. П. Февчук. Введение С. А. Фомичев. — М.: Русская книга, 1990.

7. Керцелли Л. Ф. Мир Пушкина в его рисунках: В 2-х кн. / Предисл. Ю. Нагибина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Моск. рабочий, 1988.

8. Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. Сборник. В 2 т. Т.1. — СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2011. (См. статью Людмилы Петрушевской «О Пушкине», с.39).

9. Волков Г. Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение /Ил. Ю. Иванова. — М.: Мол. Гвардия, 1989.

10. Коровин В. И. «Бесы» / Лирика А. С. Пушкина: коммент. к одному стихотворению / Отв. ред. Н. И. Михайлова; Научн. совет РАН «История мировой культуры»; Государственный музей А. С. Пушкина. — М.: Наука, 2006.

11. Северные цветы на 1832 год / Издание подготовил Л. Г. Фризман. — М.: Наука, 1980.

12. Николай Сверчков /Автор текста Владислав Артемов. — М.: Белый город, 2007.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я