Предлагаются страницы семейного дневника. Каждый стих – выстраданный монолог для кого-то. Строки написаны в жанре верлибр – как наитие обнажённого нерва. 10 песен – муз. Б.Чорный.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Валентина Мушкатина
Н А И Т И Я
УДК 82-1
ББК 84(2Рос=Рус)6,5
М 93 Мушкатина В.Н.
Наития: стихотворения.
— М.:"У Никитских ворот", 2014, — 200с.
ISBN 978-5-91366-799-1
Вниманию читателя предлагаются страницы семейного дневника.
Каждый стих — выстраданный монолог для кого-то.
Строки написаны в жанре верлибр — как наитие обнажённого нерва.
Текст печатается в авторской редакции с сохранением пунктуации автора.
10 песен — муз. Б.Чорный
© Мушкатина В.Н.
Авторское право охраняется Законом РФ.
Воспроизведение всей или части книги
воспрещается без согласования с автором
ВВЕДЕНИЕ
ВЕРЛИБР
В настоящее время наблюдается рост интереса к верлибру, как феномену поэзии, формирование которого до сих пор не имеют однозначной трактовки. Существует множество противоположных точек зрения на этот стиль: от отрицания поэтической ценности верлибра до утверждения, что верлибр — перспективное течение, процесс становления которого ещё не завершен, но принадлежность к поэзии — несомненна. Число поэтов-верлибристов увеличивается. В том же Серебряном веке практически все поэты так или иначе попробовали свои силы в этом типе стиха; например, М.Цветаева, Н.Гумилев, А.Блок. И, конечно, В.Маяковский понял, сколь многое можно выразить, задавая интонацию чтения особым переносом поэтической строки.
Верлибр — (фр. vers libre — свободный стих) — как форма метрической композиции, появился в русской поэзии в XX веке. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора — сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп и др., от чего содержание уходит, порой, на второй план за счёт соблюдения формы. Степень свободы стиха — полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения — стал поистине свободным верлибром. В таком стихе ритм иногда очень трудно уловим и только повторяющаяся интонация и определяет своеобразный пульс стихотворения (стиль автора).
В целом, Верлибр определяют по признакам: в стихотворных строках произвольно количество ударных и безударных слогов, нет повторяющихся единообразных строф, нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине, может не быть и рифмы. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, эмоционально разбить его на строки — и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества — сам факт этого разбиения. Второе, что очень важно: в результате этого творческого разбиения и появляется феномен стихотворной строки — кодирование стихотворной речи, постоянно балансируя на грани поэзии и ритмической прозы. Верлибр является стихом, а не прозой, потому что в нём графически выделена автором установка на стих. Потому верлибр, порой, мало понятен читателям, традиционно привыкшим к ритму, рифме, строфе (форма превыше содержания). Именно верлибр превратил процесс сегментации текста в искусство.
Свободный стих или верлибр и вольный стих — не одно и то же. В отличие от верлибра, вольный стих основан на закономерном чередовании ударных
и безударных слогов в каждом стихе; в XIX веке вольный стих был связан с некоторыми поэтическими жанрами: например, с басней.
Есть одно золотое правило верлибра. Хороший верлибр, как и прозу, написать в десятки раз сложнее, чем хорошее стихотворение, окаймлённое рифмой и размером. Ведь в “правильном” стихотворении за умелой
игрой словами, за рифмами и размерами, за системой ударений можно скрыть абсолютно любые огрехи смысла. Стихотворение может стать красивым только потому, что его форма радует ухо. В верлибре нет размера и рифмы и 100%-ный упор делается на смысловую нагрузку стихотворения (содержание превыше формы). В верлибре не должно быть лишних слов. Если в размерном произведении возможно вставить любое дополнение (определение) для того, чтобы вписаться в размер/рифму, то в верлибре должно объяснить, почему тут стоит именно это слово, а не какое-либо другое.
Что же такое хороший верлибр? Этому сложно дать определение, ведь законов в верлибрах, по сути, нет. Правила хорошего верлибра:
— как можно меньше лишних слов;
— желательно присутствие игры слов, остроумия и
других приёмов “украшения”, не требующих
размера и рифмы как обязательных;
— чтобы смысл был!
Верлибр создан для изречения истин, для утверждения фактов. В общем, Верлибр, по сути — афоризм, просто длинный и разбитый на строки. В нём должна быть и-д-е-я. Повторяю: и-д-е-я, а не набор слов. Зарифмованный набор слов ещё можно, с горем пополам, назвать стихотворением, но незарифмованный набор слов не имеет к поэзии никакого отношения.
Верлибр — это не просто"стих без рифмы". Верлибр требует от автора интуиции. Верлибр свободно связан с другими формами стихосложения.
Для определения типологии верлибра определена количественная норма переходных форм:
— если в произведении нет строк, которые написаны
тем или иным силлабо-тоническим размером, мы
имеем дело с"чистой формой"(ЧФ) верлибра;
— если таких строк менее 25%, то перед нами
переходная форма с метрическими вкраплениями
(МВ),
— если же метр захватывает от четверти до половины
от общего числа строк, произведение можно
трактовать как свободный стих с определенной
метрической доминантой (МД).
Та же основа лежит в топологии белого и вольного стиха.
В культуре возникает понятие"верлибризации" — в первую очередь, явление сочетания несочетаемых предметов в одном изобразительном пространстве. Связующим звеном опять-таки является только интуиция (в написанном текста это выделяется и графически). Стравинский — как верлибрист в музыке. Сюрреализм — как в изобразительном искусстве.
ВСТУПЛЕНИЕ
Зapиcoвkи мои — мой дневниk.
Kаждый стиx —
монолог из семьи для kого-то.
А…за мной волочится kpecт,
приоднаkо, из прошлого веka!
Посвящаю
Дочери,
Внуку!
Ради Вас слажен сей труд.
В каждой строчке — о Вас
с думой,
с надеждой.
Вам спасибо!
Что вдохновили,
любили
в этом мире.
~~~
Ещё сей труд посвящаю потомкам.
Конечно — всё лично, субъективно,
посему странички-годы
старалась заполнить фактами.
Решайте Сами,
Кто Род не запятнали
ни при каких соблазнах.
Низкий поклон Вам
от ровесника 20-го века.
Эпоха сложной была.
В погоне за технологией
мы оБЕСчеловечили себя.
~~~
Но Вам напутствую — Век гуманизма.
И с трепетом — к Поколенью грядущему.
На высоте всегда будьте!
Я верую и люблю Вас!
Души порыв зарифмовать —
что забетонировать
реки русло в красивую набережную
и восхищаться последнею.
Я — верлибрист…и ничего не поделаешь
МОЙ СТИЛЬ
Я — ни прозаик, ни поэт.
До состраданий — сочувствующий.
Посмела роль Нестора принять.
Но явилась
в обличье моралиста занудливого
~~~
Главное, чтоб пела душа,
а слова найдутся.
Главное, чтоб нерв дёргал струну,
а строка пусть топорщит страницу
Это — совсем не стихи.
То — раздумий плоды.
Слышишь.
Строки не блещут изяществом.
Но бывает, застонет душа —
так пронзительно рвётся струна.
Бурлящим потоком страданья и выльются.
Мне б поспеть — половодье в русло облечь.
Но они.
Мчатся галопом и вскачь.
Окаянные…
Да и клячей фыркает грамота.
~~~
В поисках рифм и размеров
я совсем растерзанна.
Хотелось бы быть поэтом,
пусть и худым стихотворцем.
Хотелось возвыситься до высокого вкуса,
пусть и будучи просто прозаиком.
Не получилось…
~~~
*** Однако ж, доколь нерв обнажён,
Желаю добра.
Чтоб не ведали зла.
И стали мы — гуманистами.
А философию мою назовите,
пожалуй — Н а и т и я м и.
КТО Я
Я — пионерка. С визгом свинячьим.
Я — комсомолка. С сомнением подкравшимся.
Я — не партиец. Ортодоксальный.
Теперь я — пишущий, по этапам.
~~~
Я — обличитель.
Пусть, нет и права:
бывало молчала.
Каюсь.
Страх — это вина, не оправдание.
Хотя, свист плети познала.
ВОЗРАСТ
Отсиренилась весна —
отщетинилась судьба —
промязгла осень.
Лет мало мне — до мудреца.
Хоть, и не очень.
Но.
До морозов,
был вдребезги хрусталь расколот оземь.
И вот…
Как поседевшая икона,
вишу на ржавом гвОзде.
ПРЕЛ-Э-СТНО
Поиздырявилась мечта.
Судьбу подштопаю.
Натяну картуз на босу голову.
Нацеплю пенсне на глаза, подслеповатые.
А так — жизнь удалась!
Живу пока.
Правда, шамкаю.
Р А З М И Н К А
Ахиллесовой пятой ты оттолкнулся от Земли.
Передохни!
Пред новым стартом
Присядь!
Броню сними!
Осмысли!
*** Post scriptum.
На пиру
во хмелю,
как в хлеву.
Дай Бог! Чтоб музыка твоя не визжала!
<>
Боль моя.
Боль уходящая?
Бог мой.
Молю тебя лишь об одном:
«Уйми — боль!».
<>
Болью внимая,
утратой звенели
уставшие годы надежд.
А рядом, как ложь
по нервам бежала тайная жизнь,
ударяя по грёзам,
по чувствам
и больше поддых.
<>
Будь земным
и смертным мни.
Не бронзовей без меры.
Что вокруг ни зрело, ни цвело,
дай трезвости тебе, ума —
понять,…почему не колосилось.
<>
Видно не очень и любит,
раз, изгваздать готов.
Да, и как мочь:
не уберечь,
не защитить,
поверить в ложь.
~~~
Значит так и надо,
Пусть, всё так и будет:
на поляне — рассада,
гряде — чертополох.
<>
Дорогие мои, из гороскопа зверята!
Если б знать, что Вы вершите судьбу,
Я б сама б на печи лежала.
Лишь ворота для счастья держала открытыми.
<>
Дай Бог, тебе начать с листа
И вспомнить:
«Женщина — Я!».
Конечно, сложно рядом с…сапогом.
Но, дай Бог,
дай Бог!
<>
До коли будешь ты мычать,
До коли рылом землю рвать?
Встань на копыта,
хвост задри.
И мчи, СКАКУН,
прошуууууу, СКАЧИ!
<>
Должен,
Обязан,
Надо.
Так укореняют вину
в мнимых грехах
и лживых заклинаниях.
И невинна Душа уж спешит исполнять
в порыве усердия бычачьего.
<>
Думы мчатся, как кони ретивые.
Годы едва поспевают за ними.
Что задумаешь, то и исполнится.
Что исполнится,
тем жизнь и наполнится.
<>
ЗАГАДКА
Он накроет пургой,
обмотает вьюгой.
Он во льду и снегу,
на ресницах, рукавицах.
Снег накинет у забора.
И сосульки заморозит.
~~~
С кем играем мы в снежки,
Кто наточит нам коньки,
Кто придёт под Новый год?
И зовётся Дед-… (ответ — Мороз).
<>
Заметна поступь рысака.
Ты затаился для прыжка.
Ты взял реванш…
И покажешь всем, как мчатся СКАКУНЫ.
<>
И…
Крестницу,
что не успев родиться,
«грехом священным»
в купели
окропили.
Кто в храм случайно заглянули.
Так и обвенчаны бывают.
*** Ах, Инкогнито-еретик-крёстный.
Пред алтарём освящена цена обмана.
Да, ни кощунственна ль она?
<>
И продажные алчные сучки,
стиснув зубы до отвращения,
будут искусно млеть и стонать,
изображая экстаз, до омерзения
под навалившейся тушей немощи.
И тайком мечтать — совокупляяся с молодым телом.
~~~
Природа не терпит изъяна.
И впереди расплата
Одному — за преступление,
Другой — в наказание.
Для дитя — позор.
Для старца — плаха.
*** Вот и весь мезальянс.
Кто ж не знал?
Это классика.
Читать с умом надо бы.
<>
И уверившись в благочинии,
провозгласив себя Триумфатором,
жрицей и судеб-вершителем
для мимо случайно заблудших
уж поминальную книгу раскрыла.
*** Да, давно под задом — сломанное кресло,
а не трон раскачало.
С незамоленным грехом, знать, к Богу не взывала.
<>
Как на душу легло, так и написала.
Мне кажется — красиво.
Кому-то — так коряво.
Но кони тоже танцуют на манеже.
Кому-то кажется — легко.
Кому — не очень, может.
Поэзия — не цирк.
Приму, конечно, к сведенью.
Но, если что-то, уж, смешит,
Имеет место, может быть?
<>
Как паук — окутан паутиной.
По отработанной канве петлёй плетётся кружево.
Затягивает в узелки крючок
где силком,
штрихом
иль узорами.
*** Спасайся, кто может.
<>
Кончаю собачью жизнь.
Перехожу на свинячий визг.
<>
Кто мы есть — поступков наших сеть.
А словами — лишь сосуд наполняем
для чистоты омывания
иль обливания грязью.
<>
Кто, поскольку, угрюмый и сам,
Юмор не воспринимал.
Но размазать палитрой зла не пропускал.
<>
Кто родился гнидой, как паразит пьёт чужую кровь.
Здесь ясен печальный конец и исход.
Срок зависит
от донора, к кому присосалась вошь
… иль от щелчка подошвы сапог.
<>
Кто-то любит птичек.
Кто-то — деревьев лес.
Но, впрок ли взаимность,
Нужна ли любовь?
Конечно, подкормят прилётных.
Под Новый год нарядят и ель.
Так вот, кто отогреет душу,
Когда мороз за окном продерёт.
*** Спасибо, друзья, за взаимность!
Спасибо, мои, за любовь!
<>
Лучик солнца в искрящих глазах.
Нараспашку невинна душа.
Как вино бородит —
бьётся новая жизнь.
И копытца рвут стремя,
чтоб уже бороздить океан.
*** Удачи тебе,
строптивый,
ещё необъезженный, Мустанг!
<>
Любила, люблю и буду любить
Гармонию в Ваших творениях.
Терзала, терзаю, и буду терзать
Ваш слух в своих дерзновениях.
*** Это в ваших ушах — диссонанс.
А в моих — мелодия потрясающая.
Извольте — не обижать.
<>
Магдалина — раскаявшаяся ли блудница?
*** Таки, сумела в храм дорожку проторить —
индульгенцию купить,
чтоб преступленье замолить.
<>
Мне бы стихи, да рояль.
Хотя не умею играть и слагать.
Но петь, так х о ч е т с я.
И вовсе, я не пою,
раздирая душою воздух.
Но трель соловьиная слышится мне.
*** Может, сходить к ушному?
<>
Мне читать для Вас — одно наслаждение.
Но где же силы Вам взять, чтоб не зевать?
<>
На вспаханной земле набух бутон.
Чаруй цветок
кого — с весны и до жары,
кого — с росы и до морозов
<>
Напоившись соками
до дна истомлённой Души,
и пустой сосуд у брега разбил,
надев маску праведности,
как скафандр.
Сам в море поиска Счастья нырнул…и уплыл.
Прощай, Вампир!
*** И уж, тысячи лет
песком засыпан битый кувшин
вероотступника,
что неотмоленный грех.
<>
На птичьем дворе средь монет
Собрал цыплят, восседая пахан.
*** При пустой мощне разбежится малышня.
Это усвоил он.
<>
Не надо мне петь дифирамбы.
Цену я знаю сама.
Ниже — это правда.
Выше — лишь похвала.
<>
Ни Дедал, ни Икар.
Здесь другая ситуация.
Крылья старец пообрезал сам
юнцу неоперившемуся.
*** Не понимает он, что губит юность, не состоявшуюся.
Кого-то надо лишать родительских прав
<>
Ну, да, согласна, наверно, хорош и ваш, но мой —
Красив,
разумен,
благороден,
статен,
пригож
и талантлив,
добр,
шутлив,
незлобен.
Умён,
тактичен,
строен,
деликатен,
отзывчив,
выдержан,
галантен.
Стремителен
и целеустремлённый.
*** Ты же и сам видел.
<>
От собственного бессилия
во всепоглощающей страсти к богатству
преднарчетано непрерывное старание
в неутомимом поддержании
броуновского движения.
<>
Пиррова победа — хлам сокрытого богатства,
за что один зады лизал,
чтоб жизнь беспутную другую содержать.
Ну, да — и власть.
Хоть временно,
но всласть.
*** Каждому своё.
Кому душа — от Бога.
Кому — от Сатаны.
<>
ПОВЕСЕЛИЛИСЬ от ДУШИ
Вьюжится метелица средь сосен и берёз.
С ёлочкой зелёною кружат хоровод —
заиньки, мышата и колючий ёж.
В стужу, холод встречи ради собрались друзья.
В Новый год под ёлкой колкой заискрил костёр.
*** Ах, какая вкусная зайчатина была.
<>
Пряча свою красоту под покровом чужого обличия,
своё гася сияние, излучая свет извне навязанный —
Так погребсти себя под грузом ухищрений,
что, уже, и мать родная удивляется манекену.
<>
Рифма моя скупа.
Изломана, как лекало.
Я б штурвалом держала перо,
Но душа свою песнь напевала.
Строки мои суровы.
Чеканят шаг за шагом.
Я б сама управляла пером,
Но нервы оголены.
Сбивают такт за тактом.
*** А хотелось, рифма чтоб, оседлала верхом.
И скакать, скакать с ветерком.
<>
Себя я чувствую назойливою мухою,
Подсунув книжку плохеньких стишков.
*** Не обессудьте.
<>
Счастье в том, сколько хапнуть — у кого душа пустая.
*** Берегитесь!
К Вам на полпути — армия соглядатаев.
<>
Там, где ты есть,
старайся скрасить собою присутствие.
Нет, Боже!
Не клоуном стать.
Одарить тем, что тебе присуще.
*** Иначе, ты — пустышка.
<>
Уверена,
в клеть птичек никогда не запру.
Кого люблю —
пусть в свободном полёте живут.
В стужу,
в пургу ли
зерном подкормлю.
И не буду в поддон
сыпать корм,
как благодетель.
Но точно знаю,
если себяшных люблю,
пусть рядом будут.
*** Увы. Такая я есмъ, да и все, наверное, будут.
<>
С утра делаю зарядку.
В полдень я уже за партой.
День — для отдыха пора.
Не для дурака.
В вечер — чищу зубы
и в постель, айда.
Ночью опять вижу сны:
снова в Космос я лечу.
Так, за сутки я расту.
*** Делу — время.
Потехе — час.
И б поспать.
<>
Ты сегодня лягался с пони.
А теперь укроти коня.
Ты за партой задачку решал на пятёрку.
Так сумей поставить себя во главу угла.
Как бравурно горланить, рядами шагая.
Разрулить попробуй бурлящий поток бытия Сам.
*** Не тот борец, кто — отличник в школе.
Ратник тот, кто судьбу подомнёт под себя.
<>
Что не умею слагать стихи я,
Это, увы, банально.
Но что в словах мне мила стихия,
Уже, спасибо.
<>
Это не Бог приневолил.
И не обуяло внезапно.
Это многажды лет
таилось,
росло.
И прорвало,
чем душа переполнялась.
*** Глыбу вода подточит.
<>
Я каждый день, как в храм иду,
«зависнув» в Интернете.
Я встречи жду, друзья мои!
Соратники, коллеги —
Народного движенья ополченцы.
<>
Я мараю строку за строкою.
Вы рифмуете, как Апполон.
Я смущаю своей чепухою.
Вы чаруете — мастерством.
Ясно.
Вопрос имеете:
«Что заставляет чудить?»
«Просто, хочется муки испить.
Просто, тянет причастным быть».
*** Пока, мысли тут.
<>
Я перед Вами в долгу
за годы, что как в дрему,
где лирики спорили с физиками.
Я признаюсь Вам в любви,
за годы, вскружившие мысли мои,
когда физики спорили с лириками.
<>
Я работаю в оригинальном жанре.
Я метаю строфу, как шары.
Вроде, намекаю на явное.
Но всё — в пустоту.
<>
Я ревную,
ревную,
до страсти ревную.
Даже, враги если есть,
пусть и те —
будут только при мне.
<>
Где мой удел — кои устои?
Конечно, весной расцветёшь душой.
Конечно, зимой зябковато.
Заметьте.
У особи каждой
свой род,
свой цикл,
путь
и размеренность.
Но…
Когда наскопилось всё купно,
жить с этим нестерпимо.
СОБРАНИЕ СТРОК
А К Т Ё Р Ы
Ты — на сцене театра.
Я — зритель из зала.
И, вроде, играют герои.
Но дёргают кукловоды.
За рампой всё тот же вопрос:
“Для чего живёшь?”
В ответ — всё то же молчанье.
А ведь это —
далеко, не премьера, однако
Финал был предрешён. Увы. Не тобой.
И результат не заставил себя ожидать.
Вот тогда и испьёшь сполна, чем наполнена чаша сия.
~~~
— Если предкам себя посвятил — жанр один.
Будешь по роли ползти — за хвалою взирая в очи.
Фу. Сцена — не очень.
— Если жизнь для себя — иная стезя.
Будешь стоять, как скала, в мрамор облачив себя.
Какая тоска. Даже, если чего-то и сто`ишь.
— Иль — боготворить дитя, Мадонна что родила.
Будешь живым Кумиром для тех,
кого вознесёшь над миром.
И не отдашь на распятие тем,
за чьей сатанинской душой
уж немало растерзанных судеб.
Но.
Быть отцом и принять того, кто сына отверг твоего…??!
В этом зловещем альянсе — измена до отчаянья.
~~~
Только лишь с расстоянья — лица увидать.
Важно «Браво» не тех,
кто себя опорочил,
кто роль расписал,
иль жуликоватой рукою
что поводырь водит.
Привспомни.
В разыгранной драме тобой — нет судеб перекошенных?
Оглянись.
Если, конечно, живешь средь и для живых!
Страшись.
Пигмеев хлопки принять — за признание.
А звон монет — за бурю овации.
Решись.
Раздать добро тем —
кто стонет от боли,
кто обездолен.
Чем в который раз, выходить на сцену — марионеткой!
*** За опущенным занавесом,
На тех же подмостках
он — всё тот же слуга
или поденщик.
Есть счастье поистине.
Есть — только по роли.
И кого б ни играл герой,
в последний акт пьесы своей
он сыграет лишь самого себя, на бис.
БЕЗ ДАРА
Радушие — радость душевного объятия.
Эта Божья благость снизошла на тех,
кто в общении живёт
За молчанием скрыто невежество.
За враждебностью скрыта немощность.
А обилие денег прикрывает лишь серость.
До поры, до времени.
~~~
Как волна на исходе выносит лишь пену.
Так бездарь на пике славы
показал всю свою несостоятельность —
что шлейф,
лишь вослед
пузырится надувное величие.
И стоит, как скала,
тайн полна,
никому не нужна,
замуровав Божий дар в себя.
*** С душонкой
дуэтом исполнил романс
с удушающей, патологической страстью — скрывать.
Не просочилась,
души не коснулась
Божья благодать.
Боюсь, навсегда.
БЕССРЕБРEНИКАМ
Возьмёт кто в долг чужую жизнь,
Тот — вор или мошенник
Не надо жертвовать зазря
ни для,
ни ради,
вопреки.
Придёт раскаяньям пора и проклянёшь тогда:
Кто опытной рукой,
за горло жертву приподняв,
поился соками до дна.
И, как пустой сосуд, на свалку выброшен был им.
Возненавидишь и себя, что так была наивна и глупа.
*** Берегись лукавого!
Б О Л Е З Н Ь
Болезнь сдавит, что спрутом обхватит.
Будь всегда начеку.
К схваткам,
невзгодам
умей быть готовым.
Пока борюсь — одолею беду
Меж терний стенаний и троп отчаяний
выйдешь на путь праведный.
Лишь только познавший все муки ада
вкус обретает жизни подаренной.
Порой, ускользает бесследно надежда —
уповай на волю, вздохом желанья.
Пускай, в очаге чуть тлеет зола лишь —
раздуй искру, чтоб не иссякла.
~~~
Средь стоны и боли
изможденный муками и мрачным предчувствием
с щемящей тоскою
сладостного ощущения выздоровления,
сквозь просьбы и мольбы
с молитвой Христовой гласу Пророка внимайте.
И…
Зазвучит мелодия зыбкая перезвона колокольного,
сквозь трепет веры в спасенье.
~~~
Чтоб в финале борьбы отслужила месса победная,
в Ангела-Спасителя
Себя
вознесите.
И к храму,
как в подвенечном,
судьбу подведите.
Где свет и тьма,
радость, печаль —
всё пополам.
Иначе, не оценить сполна!
*** Лишь волей душевной даруются силы к исцелению.
С выздоровлением!
ВАКХАНАЛИЯ
МЕЖ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ
Завершился этап половодьем терзаний.
Боль сама не уйдёт.
Придёт Ангел иль Дьявол.
Один будет стенать над чашей желаний.
А другой заколит для новых страданий.
~~~
И я стану метаться меж грёз и утратой,
уповая на фарт в покое иль в ярости.
Будто сам Сатана в танце кружится,
вкушая
любовь,
ненависть,
счастье,
и исступление
в бурлящем потоке страстей и неистовства.
*** К чёрту, покой.
Буду в вечном влечении,
даже, если вальсируя, к беде подкружуся.
ВЕСНА ИДЁТ…
Весна — совсем не за горами.
Придёт она без опозданий.
Ты только верь в свою судьбу.
~~~
Ко встречи с нею будь готов.
Вынь хлам из старых сундуков.
И ввалится Курносая-вещунья,
приветливо улыбки где раскрыты,
для счастия распахнуты сердца.
Она пройдёт иначе мимо, где врата закрыты.
*** Только ты сама верши свою судьбу,
Пусть с помощью и божью.
А я тебя благословлю
за себя,
Христа
и Боженьку!
ВКУС на ГУБАХ
Какая музыка была!
Какая музыка играла
А.П.Межиров
Как кружилась пчела, как вертелась.
Как спешила пчела обороты набрать.
Как красива была эта смелость.
Отражалось солнце в очах.
Радуга разметалась в дождях.
Ветер. Гром. Всё нипочём.
Даже в темень звенела мечта:
«За медком, за медком».
Крылья счастья взмывают всё вверх.
«Заберу я с собой в занебесье богом данную песнь» —
всё жужжала пчела.
Как в полёте — легка, грациозна!
~~~
До цели — каскад взлёт/падений.
Каждый миссию леет.
Мельтешат, машут крылья одних.
Выше — вольная птица реет.
~~~
Но вдруг курс потеряла Земля?
Катастрофа?
С орбиты сошла?
Нет.
Быть юлой — у пчелы судьба!
В руду поизносилась мечта.
Или время остудило — что летом опалило.
Вокруг цели другой закрутился кубарь.
И не слышно жужжанья.
У игрушки — иная стезя.
По касательной новая песнь — лязг металла.
~~~
Мёд был сладок. Ужо пчела ужгла.
Но данная богом песнь для волчка
тяжела-а,
тяжела.
Ах, юла, юла, как была — легка, грациозна!
«ВОИНСТВУЮЩАЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ»
Если кто-то выделяется среди нас, пусть убирается
(фр.)
Падение даётся быстро.
Подняться — тяжело.
А если для низвержения
и подтолкнёт ещё кто,
даже не дав увернуться,
чтоб в грязь лицом не упасть.
Плюх — …и круги вокруг.
~~~
Можно жить с опаскою.
На судьбу уповать.
Может быть, спрятаться в норку
и хвост поджать?
Но кто узреет —
таланта сего размах?
И не найдутся завистники
камень с пыли поднять.
И не будет хулы,
чтоб замарать со спины.
~~~
*** Порой, низложение —
и есть признание Вас!
Да, так печально.
Но увы, это факт.
В ОТВЕТЕ
Брёл котёнок по дороге.
Мокрый ли,
голодный.
У него — своя Судьба.
~~~
На распутье подобрав
из жалости ль,
по доброй воле,
из любви ль,
по просьбе,
Ты в ответе —
из котёнка
пушиста выйдет кошка
иль дрянной котяра.
~~~
*** Вызволив из беды,
не мешай в его пути к своей Цели идти.
ВСЕГО-ТО СЕЗОН…
и ЖИЗНЬ КАЖЕТСЯ СОВСЕМ ДРУГОЙ
Ах. Мечта — не упустить журавля!
Но. Журавль — перелетная птица, друзья.
Хоть — синицу в руках?
Но. Придет весна. Улетит и она.
Не ловите счастье силком.
Оно может бьётся рядом с тобой.
Не спугни сапогом
Отложи решенье судьбы до весны.
— Когда солнце растопит лёд.
— Когда рвётся душа в полёт.
— Когда………..
Впрочем, когда от грёз кружит голова.
~~~
Сдвинь на лето проблем решенье.
— Когда амурно мечтать под луной.
— Когда купидон в страсти вальсирует бостон.
— Когда…………
Впрочем,
лучше увидеть Париж, чтоб боль притупить.
~~~
Можно на осень проблему спихнуть.
— Когда, ах, красота: в багрянце листва.
— Когда пора и консервы «крутить».
— Когда………..
Впрочем, я так занята.
Что-то менять?
Ну, никак не сейчас.
~~~
А зимой — твоя ли беда?
— Когда тьма так в уныние жизнь замела,
— Когда заснежилась тоска.
— Когда…………
Впрочем, дотянуть б до тепла,
что отогреет наши сердца.
~~~
И тогда…
Вновь окрылится душа.
Уж, метит амура стрела.
Bот и грусть замерла.
А проблема решится сама:
просто, вылетит из седла.
Она устанет тебя донимать.
Ей и так уж тебя не догнать.
~~~
Надоел Париж? Попробуй — Тверь или в Рим.
БОРИСЬ!
Не меняй, как перчатки, жизнь.
Солнце — не злая судьба: выйдет из-за туч всегда.
И излучится завет: «Постоянства в мире нет».
*** «Подожди» — даже из-под пня прошипит змея.
А она — ой, как мудра.
«ВСЁ ВОЗВРАЩАЕТСЯ на КРУГИ СВОЯ…»
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать
Б.Пастернак.
Отяжелела сума —
опустошилась душа
Ты просто получил сполна.
За всё, что хапнул.
Считал, другие рождены — плац создать тебе для взлёта.
А сын потребовал долги за детство, выроненное ненароком.
Как убегаючи, пята чувств близких отметала.
Сейчас прочувствуй сам, как равнодушия жжёт жало.
Когда других винил во лжи — сила опьяняла.
Теперь вертись, как уж, в террариуме обмана.
Мишень чужую победой опалил
сквозь слёзный ряд укоров и обиды.
Сегодня банк сорвал — поставив на кон рубль.
~~~
Но…
Что сверх черпнул — по рукам стекает.
И вот уж, по уши стоишь,
как монумент из воску:
в немилости,
во лжи
и одинокий.
Ты к этому сам
шёл,
бежал вприпрыжку,
в агонии — галопом уж, скакал.
…И славою хмелён,
отхлебнув из поднесённой рюмки,
от важности, собачка как, хвост закорючив.
~~~
Чего ты ожидал?
Любви — в припляс, под лязг металла.
Ты только деньги cчитал,
Себя обожествляя.
Не ведая
о ценности любви,
чем жизнь богата и без злата.
В пиру, в своём хмелю, ты не заметил
как непорочную мечту размазал по лицу.
И пятернёй прихлопнул…
~~~
*** Потом уж, анализа после
успех возводим в ранг милости Божьей,
а неудачу — в проклятие ада.
Рассудит кто:
награда где,
а где — судьбы расплата?
Г Л А С ВОПИЮЩИЙ
Всяк инструмент имеет полную октаву.
Но музыкант ту ноту выбирает,
что настрой полнее отражает
Вихри и бури, в пустыне барханов
Зачем вы несётесь пути не щадя,
Туда, где скопилась Земли тишина?
Зачем вы гремите, тревогу неся?
~~~
В этой обители жёлтых песков
Странник нашёл бы мир и покой.
Здесь можно б укрыться от бед и невзгод.
Но глас вопиющий и здесь достаёт.
~~~
Тот голос, идущий как вопль из нутра.
Голос, наполненной желчью и зла,
Для близких в дар поднесённый…
Бури и вихри, ну где же вас нет?
Д И А Г Н О З
Гнев слаще мёду
Гомер
…… Жалкий человек.
Один враждует он — зачем?
М.Ю.Лермонтов
Ох, как от имени злодея я ворочу лицо.
И нет спасения:
ни у алтаря,
ни около
Хулу, насмешку, клевету — всё будет изрыгать, подобно жабе.
И — на алтарь легло меню из гнева и расправы.
Запреты напрочь сметены.
Здесь лишь кукушкины гнездовия.
Необозрим уж ряд — надгробной скорби и мольбы.
И море пенится от злобия.
~~~
— «Пусть вымолит прощенья гений».
— «Красивый — паранджу наденет».
— «А благородность, пускай, докажет негреховность».
…Так оговор-наветы изгваздают всяк проходящего.
~~~
Кого грязью оболью — пусть отмываются.
Слезами лживыми зальюсь — пусть обстрадаются.
Хочу казню, хочу прощу — пусть устрашаются.
Как победитель вознесусь в разыгранных пасьянсах.
И как спаситель появлюсь в подстроенных страданьях.
…Х-о-ч-у, хочу.
Как я хочу, жизнь всех перерождается.
*** Ау-у!
Не надо столько маяться.
Давно в палате койка дожидается.
Д И Т Я
Да счастлив тот Ребёнок,
что принят в чистые пелёнки.
Святое ложе — когда желанное Дитя!
Как божья благодать
Он будет в темя поцелован.
~~~
Если семя невзначай залетело
И неизвестно где, от кого, когда?
Вот уж — несчастное дитя,
что зачато наспех, в тайм-ауте,
на халяву в пустой хате,
когда постель на миг пуста,
без любви,
даже, не расшнуровав шнурки,
лишь трусы приспустив слегка.
~~~
Ни в Святости,
ни в Чистом укрывале
обречено в купель опуститься —
отмыться, окреститься
…как божия отрыжка.
Д О Н О Р
Могу признаться, мама, не тая:
Дороги все мои — твои дороги,
И всё, что прожил, это жизнь твоя,
И лишь твои всю жизнь писал я строки
Р.Гамзатов
Как скот был я пред Тобою.
Но я всегда с Тобою
(пс.72.22,23)
Дорога была ходовая.
По ней скот гоняют.
А он вскачь пронесся,
по жиже навоза
с саблей на отлёт,
вдобавок
Ты не сумел защитить семью.
Не смог.
Поставить себя во главу угла.
Возвеличил ты совсем не ту.
Отелилась та,
чтоб доить тебя,
Коровушка моя!
*** Остерегись!
У коровы уж, вымя набрякло
на иссушённом мелиоратором поле.
Да, и хвост хлебещет по лицам…прохожих.
ДОРВАЛИСЬ до РУЛЯ…
20-й век —
эпоха Творцов и Душегубов,
Моцартов и Сальери ~~~
Чиновник — не профессия.
Чиновник — статья уголовная.
И эту метамарфозу,
как розу,
передали мы потомству
Скольким
на Конкурсах,
Смотрах,
Тендерах
душил талант Перст указующий.
И как чёрный нал,
лился в карман
себя-избранных.
Это преступленье перед Будущим.
Они не узнают потом,
как жили,
творили.
На страже стояли наёмники —
люд невеличественный.
~~~
А ведь в 17-ом
от зарвавшихся коммунистов
сумели отстоять
достояние души русской
образованы люди.
Тогда у руля оказались
Граждане России.
Им благодаря,
Мы — потомки
Пушкина,
Моцартов,
Ломоносовых.
Как не оказались бы Вы —
внуками олигархов,
что в собственном стане напакостили
Неграждане России.
~~~
Дорогие Потомки!
Покопайтесь
в архивах,
чуланах.
Какие там чудеса,
сокрытые невеждами у руля.
Жаль.
Вам придётся заново велосипед изобретать.
А мы на нём уже ездили.
~~~
Простите!
Не уберегли.
Тихо роптали.
Устали от борьбы,
как рок безнадёжного поражения.
20-ый век —
Эпоха проигранной борьбы
за право быть Человеком.
Зло победило.
Дерьмо всплыло.
*** 21-ый век — впереди.
На лучшее надеюсь.
Да просто, уверена!
ДРОВОСЕК
И так всегда: то радость впереди,
То вновь печаль спешит её сменяя
Р.Гамзатов
День сменяется ночью.
А ночь сменяется зарёй.
И за каждой удачей —
неудачи не минуют вослед
Из-за каждой радости щурится беда.
Через боли страданий родится Твоя звезда.
Будьте смиренны и мужественны,
что ниспошлет судьба.
~~~
При падении — вопль отчаяния: «За что?».
В парении — кайф опаляет лицо.
Просто, когда в миноре — полымя неудач.
На пиршестве — перепляс в разгул и вскачь.
~~~
Мы сами себя хороним.
И сами себя спасём.
Будем смиренны и мужественны,
…Когда наломаем дров.
ЖИЗНЬ АЛЮРОМ
Кто оседлал,
Кто отхлестал —
Отторгайте!
Иной,
кто лямку тянул,
что вол в ярме,
к вечеру падал,
как тростник подкошенный.
Чуть, что — с чувствами обострёнными
по лезвию клинка
балансировал за всех и вся.
А утро вставая — брызжало прожектов навалом.
Другой
пытался вскочить на запятки.
А там удобно устроившись,
скакать без оглядки
по назначению
до своей станции,
чтоб потом крадучись удрать восвояси.
И…
Bновь новому всаднику круп подставлялся,
хотя хребет уж дугой прогибался.
~~~
Я всех ездоков порознь вожделею.
Но особняком,
с предельной предосторожностью —
к седоку молодому,
коего заботливая маменька
спихнула
к старой кляче
и маленькой пони,
которая за непосильную ношу
здоровьем поплатилась позже.
Вначале малость,
робко,
бочком
подпрыгивал.
Потом, как конник,
метелил хлыстом со свистом.
И далее по полной программе,
сиганул со шпор на своём перестане.
Теперь уж — рысак удалой,
с саблей на отлёт,
зашторив глаза на чужой спины боль,
весом своим подмятую
и изогнутую.
~~~
Ах, юные Девы,
сколь бескорыстны,
столь и неопытны,
сбросьте наездника
уже на перроне!
И завет для другой половины:
из жен
скотину вьючную не сотворите.
Только в нежных руках садовода
расцветёт цветок из бутона,
а иначе загублен плод будет.
Но этот совет — для только Мужчины.
А сосункам — цедить кого, всё равно.
Лишь бы была довольная мать,
родила которая, одолжение как,
и в чужое гнездо подкинула,
где из милосердной жалости
неблагодарную пичужку подкармливали.
*** Мне урок — не впрок.
Может Вам он на пользу пойдёт!
ЖИЗНЬ в ОТСТОЕ
В омуте угорь —
нем,
да рылом туп,
обтекаем
и склизок до мерзости.
На столе, зато — деликатес
~~~
В ответе мы,
кого родить изволили —
не запятнать бы родословную
Человек уважаем по цене продажной.
И не вознестись искушённой душе,
что кров дала и преступлению, и судье.
Суть индивида едина
пред Крестом
и Миром.
~~~
Кто ластится к верхам,
поёт сладострастным голосом.
Один бороздит океан,
другой — в цене блюда застольного.
Породнившийся с ложью —
ни раз предавал
и мечту,
и мать,
и жену,
и сына.
При том, беззастенчивым образом.
~~~
Помогите понять.
Из души не изгнав
отвергших сына с рождения,
на путь измены встал.
При том, ещё/уже` беззащитного.
Чтоб с чужого стола питаться крохами,
подставив спину согбенную,
надо волю распять,
даровалась чта в изобилии.
~~~
Утомившись и пресытившись
свободой, данной семьёй,
по глупости иль недомыслию
уж, не ценится икона в углу, что скралася.
Глаза привыкают к созерцанию.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других