Критика
рынка искусства изнутри способна улучшить его, но она не приводит его ни к каким фундаментальным изменениям.
Художники говорят, что выбирают такие формы выражения, потому что отвергают
рынок искусства.
В конце 1990‑х годов
рынок искусства стал просыпаться, реагируя на общие подвижки в экономическом климате.
Достаточно напомнить, что беседа состоялась на ярмарке Art Basel, которую без труда можно назвать олицетворением произошедших на
рынке искусства перемен.
Другими словами, поведение покупателей на
рынке искусства объясняется совершенно иными факторами, нежели их поведение в обычном экономическом мире.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вытапливаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ведь упоминаемые в нём «субъекты» и «институции» – это как раз те специфические деятели
рынка искусства, которые на первый взгляд могут не иметь к нему непосредственного отношения.
В 2007 г., когда ещё студенткой я начала работать московским корреспондентом небольшого американского сайта Artmers.com, где публиковались новости бурно развивающегося в тот момент российского
рынка искусства, мне было сложно представить, что полученные благодаря той первой работе впечатления об арт-рынке станут основой последующих многолетних исследований о природе этого неоднозначного явления.
Кто бы ни принимал решения, касающиеся
рынка искусства, он всё же может оказаться не прав; широкая публика также способна допускать ошибки и допускала их в течение всей истории искусства.
Критика существующего
рынка искусства и институций, безусловно, правомерна и необходима, однако она имеет значение только тогда, когда её целью является привлечение нашего внимания к интересному и релевантному искусству, не замеченному этими институциями.
В этой книге речь идёт о том, что творится в самых высоких эмпиреях
рынка искусства: о коллекционерах, художниках, аукционных домах, дилерах и ценах.
Рынок искусства ярко горел и погорел; художники заработали больше денег на своей работе чем когда-либо раньше (хотя художников, которым удалось заработать, пожалуй, меньше одного процента от одного процента).
Всем им я тоже благодарна за готовность делиться своим мнением о механизмах
рынка искусства, за профессионализм, за откровенные рассказы о своих историях любви с искусством, за негодование и энтузиазм, которые вызывали в них упоминания отношений искусства на стороне – с деньгами.
Терминология вообще не самая сильная сторона
рынка искусства, тем более в русском языке, не привыкшем к необходимости обозначать такое количество коммерческих действий, которые долгое время считались попросту незаконными.
Однако специфика этого самого «товара», – и кавычки здесь принципиальны, поскольку использование слова «товар» по отношению к искусству вовсе не однозначно, – превращает
рынок искусства в совершенно иную, неподвластную обычным экономическим законам структуру.
Поэтому и с определением
рынка искусства, или почему-то пользующегося большей популярностью слова «арт-рынок» (в этой книге оно будет появляться исключительно в качестве синонима), дела обстоят сложнее.
Да и само функционирование
рынка искусства – это не только продажа и покупка работ, но и целая индустрия, выстроенная для того, чтобы художники повстречались с коллекционерами, а их произведения заняли место в подобающих собраниях.
Почему вдруг
рынок искусства обсуждается столь горячо?
Возвращаясь к самому графику: специалисты ArtTactic рассчитывали, что за обозначенный период общий рост
рынка искусства составит почти 15 % в год.
Этот «человеческий фактор» многократно усложняет попытки объяснить логику развития
рынка искусства и мотивацию покупателя, представляя собой одну из самых запутанных проблем, где желаемое чаще всего выдаётся за действительное.
В разных странах в масонские ложи вступали люди, недовольные засильем иностранцев при тогдашних монархических дворах, которые присваивают себе власть над ресурсами и информацией, люди, выступавшие за свободный
рынок искусства, идей и литературы, в противовес поощряемому сверху иноземному влиянию.
Начал формироваться
рынок искусства.
Ведь на современном
рынке искусства доминируют именно работы с характером, необычным концептом или идеей, а не отточенное изобразительное мастерство.
Это основной сегмент
рынка искусства, который составляет около половины всех сделок.
По некоторым данным, качественный скачок на российском
рынке искусства случится в 2030-му году.
Кроме того, и это важно знать, на
рынке искусства осуществляют свою деятельность несколько основных базовых типов художников, которые появились в истории искусства и приобрели своё место в нём в разное время.
Ко всему вышесказанному следует добавить, что деятелю
рынка искусства необходимо знать основополагающие механизмы развития общества.
Появление академий рисунка и живописи инициирует возникновение
рынка искусств. Это критично важный момент для истории и философии искусства.
Ну и что с того, что на
рынке искусства действительно развелось много фальшивок?
Этот
рынок искусства выходит далеко за пределы традиционной связи власти и искусства.
Поэтому на реальном
рынке искусства всегда существует альтернатива выбора (о которой мы с вами так пафосно рассуждали на страницах первого [главного] тома «Основы и структура арт-индустрии») для участников со всех сторон.
Именно здесь начал бурно развиваться
рынок искусства.
И если кто-либо из вас в будущем вознамерится заняться этой продуктивной и без преувеличения определяющей для
рынка искусства деятельностью, то в этом пособии найдётся максимально исчерпывающий и точный материал, который позволит не только упорядочить знания и представления, но и направить ваши шаги на дальнейшее становление в качестве профессионалов.
Вместе с тем, нужно помнить, что
рынок искусства отличается многогранностью и многомерностью, поэтому он не предполагает наличия полной монополии ни в одном жанре и ни в одном виде искусства или направлении конкретной профессиональной деятельности.
Вне стереотипного рисования
рынок искусства невозможен.
В последнее время
рынок искусства сильно перенасыщен.
Появился
рынок искусства: продавцы и покупатели.
Но, конечно, насущной и большой проблемой для цифрового
рынка искусства является беспрепятственное копирование и пиратство контента.
Однако даже при использовании технологий цифровое искусство не всегда вписывается в привычный
рынок искусства, построенный на владении уникальными объектами искусства.
– Нет, не совсем, но, понимаешь, ситуация на
рынке искусства сложилась неоднозначная, и мы не можем утяжелять нашу структуру…
–Кричит: «Иди в суд, у тебя железобетонный договор». Не понимает особенностей
рынка искусства, у нас же все на репутации.
Или, пожалуй, точнее: настолько ли идея бросить вызов
рынку искусства, выставив найденный на улице предмет, интересна, чтобы эта идея считалась произведением искусства?
В социокультурном пространстве и на
рынке искусства никогда не хватит места для всех.
Вот тогда произойдёт взлёт
рынка искусства и коммуникаций, который подготовит наступление следующей эры.
Значит, перед нами новый массовый продукт, новый бренд, тираж которого не обязательно ограничен
рынком искусства.
От этого запрета страдают отечественные
рынки искусства и антиквариата: вместо свободного потока ценностей – вялый внутренний рынок, заведомо заниженные цены на наше искусство и дополнительный экспорт капитала: коллекционеры предпочитают собирать экспонаты в своих зарубежных домах.
Работы студентов, которые представляют всю палитру отечественных художественных вузов, дополняли творчество зрелых и известных уже мастеров, но и они не опровергали того мнения, что на сегодняшнем
рынке искусств для всего найдётся место – и для жизнеподобного реализма, и для творчества, проникающего за пределы предметного мира.
Все они открыто заявляют, что произведение стоит столько, сколько за него готов платить покупатель, и приберегают для частной беседы рассуждения о том, что любые сделки в верхнем сегменте
рынка искусства всегда игра – игра, в которую играют супербогачи, главный приз в которой широкая известность и статус высококультурного человека.