Искусство Кореи

Е. А. Хохлова, 2023

Перед вами книга-путеводитель в мир сюжетов и образов корейской живописи эпохи Чосон (1392—1897). Из этого путеводителя вы узнаете, какие идеи выражены в произведениях корейских художников и какие символические смыслы заложены в искусстве Кореи. В издании собраны как очень известные произведения, так и работы, которые трудно увидеть где-то, поэтому с многими из них вы познакомитесь впервые. Этот мини-альбом – лучший способ разгадать содержание корейского искусства. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: МиниАрт. Мастера и шедевры (АСТ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство Кореи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Неоконфуцианство и живопись

На Корейском полуострове с 1392 по 1897 годы существовало государство Чосон, которым правила династия Ли. Искусство этого периода формировалось под влиянием идей государственной идеологии — неоконфуцианства. Учение провозглашало идеал «образованного человека» или «человека культуры», т. е. ученого мужа, который через обучение и самосовершенствование должен был стремиться понять принцип устройства мироздания ли, свою единую с ним природу и стать настоящим конфуцианцем. Ученость была неотъемлемой частью жизни мужчин благородного происхождения. Стремление к накоплению знаний также стимулировала система сдачи экзаменов на получение должности чиновника. В эпоху Чосон мужчины из благородных семей стремились поступить на государственную службу, что было возможно только при условии успешной сдачи экзамена на чин. Подготовка к экзамену заключалась в штудировании конфуцианских трактатов, исторических сочинений, развитии навыков стихотворчества, письма и пр. Мужчины благородного происхождения, включая правителей, большую часть жизни должны были посвящать изучению произведений классиков, истории, созерцанию природы, развивать в себе способность контролировать эмоции, способность обуздывать страсти и желания.

Государственная идеология формировала представления о задачах и значении живописи. Конфуцианцев должно было характеризовать понятие анбиннакто (安貧樂道) — «спокойно [мириться с] бедностью и [испытывать] блаженство в познании» [1]. До XVIII века было сильно убеждение, что «увлечение бесполезным приводит к потере смыла (сути)» (ванмульсанчжи (玩物喪志)) [2]. Духовные ценности ставились выше материальных. Благородный муж не должен был привязываться к вещам и растрачивать силы на занятия, не имеющие отношения к процессу познания принципа ли, включая живопись.

В истории живописи эпохи Чосон можно выделить два периода: XV–XVII века и XVIII — начало XX веков. В первый период произведения живописи создавались преимущественно для прославления конфуцианских ценностей: профессиональные придворные художники писали портреты правителей и выдающихся конфуцианцев, исторические сцены поучительного характера, пейзажи и собрания чиновников на фоне природы. С целью привить населению правила поведения государство издавало иллюстрированные книги о нормах поведения с жизнеописанием достойных для подражания преданных чиновников, почтительных сыновей и дочерей, верных жен и пр. Первое такое пособие «Самганхэнсильдо» было издано в 1431 году, спустя всего четыре десятилетия со времени установления новой династии и утверждения неоконфуцианства в качестве государственной идеологии (рис. 1).

В этот же период начала развиваться мунинхва — «живопись образованных людей» или живопись интеллектуалов. Для привилегированного сословия занятие живописью было средством самосовершенствования, прославления конфуцианских идеалов и приятным досугом. Однако творили интеллектуалы немного, так как до начала XVII века, когда неоконфуцианская доктрина была особенно влиятельна, среди аристократов увлеченность искусством не приветствовалась и даже осуждалась. Считалось, что искусство отвлекает от сути, т. е. процесса познания ли. Аристократы, обладавшие художественными талантами, стыдились и скрывали их. Так, выдающийся деятель своего времени, художник-интеллектуал Кан Хиан (강희안, 1417–1464) завещал детям и внукам не увлекаться искусством, так как «живопись — занятие низкое, и, если потомки узнают об увлечении рисованием, добрым словом не помянут» [3]. По этой же причине не приветствовалось и коллекционирование произведений. Критике подвергали даже правителей, проявлявших чрезмерный интерес к живописи. Например, придворные чиновники осуждали вана Инчжо (1595–1649) за то, что он проводил слишком много времени за созерцанием живописи.

Рис. 1. Самганхэнсильдо. Ксилография. 23,5 × 37,5 см. Национальный музей Республики Корея, Сеул

Такое отношение к живописи не способствовало формированию художественного разнообразия и объясняет вместе с другими факторами как количественную, так и качественную скудность художественного наследия эпохи Чосон XV–XVII веков. Среди других факторов выделим кровавую межпартийную борьбу среди правящей элиты и разрушительную Имчжинскую войну (1592–1598), в результате которой погибло множество произведений искусства.

«Золотым веком» живописи стало XVIII столетие: увеличилось количество создаваемой живописи, появились новые направления и жанры. Это связано, прежде всего, с ростом благосостояния населения и увеличением контактов с Китаем. В XVIII веке под влиянием культуры китайских интеллектуалов-эстетов привилегированное сословие увлеклось коллекционированием предметов искусства. Благодаря этому появился спрос на живопись — как китайскую, которую завозили в больших количествах, так и местную. Эстетство вошло в моду, живопись, помимо воспевания конфуцианских добродетелей, превратилась в один из способов повысить свой социальный статус, организовать досуг. Зажиточное население активно приобретало произведения искусства. Придворные мастера и частные профессиональные художники творили с учетом вкусов разных слоев населения. Начал формироваться рынок искусства.

Необходимо оговорить, что корейская живопись эпохи Чосон непосредственно связана с китайской художественной традицией. Китайская живопись часто стимулировала изменения в корейском искусстве. Это объясняется тем, что государство Чосон было частью конфуцианской цивилизации, культурным донором которой на протяжении многих веков выступал ее центр — Китай. Корейские художники ориентировались на китайские школы живописи, учились, копируя и творчески переосмысляя работы китайских мастеров. Большинство направлений, техник, жанров, сюжетов, а также теория живописи были заимствованы в разное время из Китая.

Оглавление

Из серии: МиниАрт. Мастера и шедевры (АСТ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство Кореи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ко Ёнхи. Чосонсидэ сансухва (Пейзажи эпохи Чосон). Сеул: Тольпэге, 2007. С. 24.

2

Юн Чхольгю. Чосонсидэ хвехва (Живопись эпохи Чосон). Сеул: Марониэбуксы, 2018. С. 85.

3

Елена Хохлова. Главное в истории искусства Кореи. Москва: МИФ, 2023. С. 65.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я