Том 1. Основы и структура арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров

Сергей Войтковский, 2017

Работа посвящена основным аспектам современной арт-индустрии, истории становления и развития её главных элементов, а также базовым принципам её организации и плодотворного функционирования. Для специалистов и всех желающих ими стать. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Секреты профессии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Том 1. Основы и структура арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1. Исторические предпосылки возникновения и развития арт-индустрии

Глава I. Значение творчества

Творчество и изобретательство, представление и внедрение. Конечный продукт — продукт интеллектуальной деятельности

Творчество требует свободного времени!

Во все времена творчеством могли заниматься лишь патриции, но не рабы. Творчество дорого как по времени, так и по затратам, поэтому рабы могли заниматься творчеством лишь по назначению или распоряжению.

Дворянская культура России опиралась на крепостное право. Отсюда экономическая основа творчества Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Барство превратило домостроение в целом и усадебное строительство в частности в искусство архитектуры и ландшафтно-парковое искусство.

Колесо — высшее техническое достижение древнего мира — повысило уровень технологичности многих процессов, среди которых выделим производство нити, которое ускорило производство тканей, что привело к удовлетворению потребности красиво одеваться, а последнее — к рождению индустрии моды.

Творчество и его продукты требуют уникальности и эксклюзивности. Только это достойно внимания, только за это они ценятся, за это платят деньги и на это тратят время.

Вторичное не продается и ценности не имеет.

Оно может рассчитывать лишь на бытовой обиход и прозябание на задворках художественно-культурной жизни общества, но в анналы истории искусств не попадает.

Для понимания этого вопроса нужно внести некоторую ясность.

Существуют важнейшие основания и начала для раскрытия каждым человеком своих уникальных возможностей:

1. Уже только лишь по факту своего рождения каждый уникален. Поэтому не случайно приходим в этот мир в это время и в это место;

2. Поэтому для самореализации необходимо определить лишь сильные (уникальные) стороны своей личности и понять, какие из них нужно доработать, какие из них следует специально развить, а какие-то приглушить или стереть за ненадобностью.

Также нужно знать, что односторонний менеджер — не менеджер, равно как и односторонний художник — не художник.

Управленец — это личность. Поэтому нужно беречь свою уникальность, и не просто беречь, а культивировать.

Творчество и изобретательство пронизывает всю человеческую деятельность и все сферы интересов, включая деятельность управленца. В становлении основ арт-индустрии сыграло огромную роль техническое изобретательство. Искусство в целом и его общественно значимые публичные жанры с начала XIX века выходят на общественное содержание, что становится источником независимой деятельности и способом самостоятельного существования. Именно в это время, в том числе и в России появляется и юридически закрепляется понятие «свободный художник»!

И если В.А. Моцарт (1756-1791) еще должен был обязательно служить, без чего невозможно было обеспечить свою повседневную жизнь и быт, то уже Л.В. Бетховен (1770-1827) творил свободно и службой себя не связывал, а Николо Паганини (1757-1817) стал первой публичной звездой европейской концертной эстрады!

Развитию основ арт-индустрии уже в начале XIX века способствовало изобретение и внедрение в жизнь ряда технических средств. К примеру, появляется фотография, что позволило фиксировать уникальное изображение и в дальнейшем осуществить его печать, что создало реальные условия для тиражей уникальных публикаций. Следовательно, развивается полиграфия и печатное дело.

Напомним, что штамп как особый прием художественно-архитектурного оформления стел и сооружений появился еще в древних Ассирии и Египте. Но его истинные возможности использования были освоены лишь с изобретением и усовершенствованием печатного станка.

Дальнейшее развитие пошло в направлении воспроизведения цвета: цветная фотография повлияла на создание технологии цветоделения и производство полиграфических машин для скоростной цветной печати. За последнее столетие совершенствование технологических открытий и изучение дополнительных возможностей привели к тому, что печать стала глубокой и рельефной. Развитие продолжается. Только в последние лет 30 активно создаются малотиражные комплексы и т. д.

Технологии развиваются параллельно с творчеством и экспериментом.

К примеру, первая потребность в усилении звука появилась еще у устроителей публичных театральных представлений IV века до нашей эры и инженеров-строителей древних амфитеатров. Именно древние греки решили проблему усиление звука с инженерной точки зрения, поскольку амфитеатр от 2-х до 50 тысяч зрителей необходимо было как-то озвучивать. И талантливое решение было найдено: использовать разного объема и конфигурации керамические кувшины и разного диаметра керамические трубы для передачи (подачи) звука на все ярусы и на все уровни амфитеатра, вплоть до галерки.

Они кое-где сохранились в первозданном виде и сегодня также превосходно действуют, как и в дни великих Дионисовых празднеств, поражая чистотой и естественностью звука на всех уровнях при его передаче и звуковоспроизведении!

В 1896 году появился первый массовый звукозаписывающий прибор.

Принцип, заложенный в основу прибора записи, сохраняется до сего дня. Первым носителем, на который производилась запись, был восковой валик, а затем и на плоский носитель. В первой четверти ХХ века появилось радио, была рождена система передачи и трансляции звука. С развитием технологий и появления пластинки решились и расширились возможности тиражирования, что в свою очередь значительно повлияло на все процессы массового потребления художественного творчества.

Но и творчество также требует своего постоянного развития.

В области творчества работает накопление исторического опыта. Художники веками осваивают ракурсы, объемы, перспективы, и сегодня это служит основой для создания великих произведений искусства. А поскольку всё запретное манит и обывателя, и покупателя, художник постоянно экспериментирует с образной сферой. В свое время он мог позволить себе лишь написание ликов, позже делаются попытки овладеть живым изображением тела. Сегодня мы имеем стиль «Ню». Но он интересует лишь специфического потребителя.

Приведем еще один простейший пример.

Классический пиджак появился в середине XIX века. Время, прошедшее с тех пор с точки зрения исторического процесса — это секунда. Но именно эта секунда позволила сотворить наш новый мир и изобрести современные чудеса техники и технологий.

Человеку, чтобы складывать о чем-то свое собственное суждение, необходимо самостоятельно этот предмет ощущать, переживать и видеть. Только в этом случае он может получить свой конкретный опыт и определить свое индивидуальное мнение о каком-то конкретном предмете, получив возможность о нем предметно рассуждать. Но подобную роскошь в былые времена не каждый мог себе позволить.

Однако то, что только вчера еще было абсолютно невозможным и недоступным, сегодня является обыденным и банальным.

К примеру, еще в середине XIX века мало кто мечтал побывать в соседней губернии, тем более стране. Книг было мало, да и стоили они дорого. Сегодня же любые книги любого формата и ценовой категории — пожалуйста, только учись и насыщайся знанием! Не говоря уже о вояжах и путешествиях.

Крутые перемены произошли в области личных впечатлений. Сегодня вояжируй, хоть куда: хочешь в Турцию, хочешь в Грецию, а хочешь на Ямайку! Всё открыто, всё доступно! Пробуй, смотри, сопоставляй, сравнивай, изучай и создавай! Проблем нигде и никаких нет!

Творчество и изобретательство в арт-индустрии играют базовую роль, поскольку экономическую выгоду извлекает и достигает лишь тот, кто способен быстрее осваивать, перерабатывать и предлагать рынку то, что для общества в целом и его отдельных сегментов потребителей актуально и является уникальным.

Поэтому сегодня рынок особенно востребует два типа людей:

1. Человека уникального, способного разрабатывать уникальные идеи;

2. Человека знающего, способного воплотить конкретные идеи в жизнь.

Основные знаковые открытия обычно делаются либо в одиночку, но чаще коллективом единомышленников. Для доведения до человечества новых изобретений рынок изобрел свой особый способ — представление. Не было бы придумано механизмов представления, не знал бы мир многих удивительных изобретений, а значит и не получили бы они реального объема необходимого внимания заинтересованной публики.

Сегодня представление идеи определенному объему публики в любом деле является первичным и строго обязательным. Но без изобретения никогда не состоялось бы и внедрение. Поэтому в области научно-технической деятельности они играют определяющую роль.

В искусстве же довольно функциональна своя аналогия — создание и представление. Главное — нельзя подражать! Нельзя быть вторичным! Поэтому всегда нужно всеми фибрами своей души и силами собственного таланта уходить и от всегда существующих в любом искусстве штампов, и от вторичности, и от любых перепевов!

Кроме того, и это важно знать, на рынке искусства осуществляют свою деятельность несколько основных базовых типов художников, которые появились в истории искусства и приобрели своё место в нем в разное время.

Наиболее древние из них:

1. Художник-импровизатор — тип первый;

2. Художник-мыслитель — тип второй.

3. Третий тип — художник-интерпретатор появился в XIX веке и дал основание многим современным сценическим и творческим профессиям, в том числе и профессии режиссера-постановщика. Этот тип занял в ХХ веке ведущее положение на рынке искусства, поскольку цивилизация накопила великое множество бесценных художественно-культурных ценностей, требующих выдающейся интерпретации и адаптации к реалиям и ментальности сего дня. Но и не только это. Если бы человечество могло осмыслить всё своё великое историческое наследие, цивилизация не стояла бы как сейчас на краю пропасти!

4. Четвертый и последний тип художника — художник-реставратор также приобрел огромную роль именно в ХХ веке. Именно ХХ век стал точкой отсчета многих великих исторических потерь и еще более великих эпохальных находок и открытий, которые и по сей день требуют своего воссоздания и/или восстановления — это великое наследие художественной и вещной истории жизни всего человечества: храмы, иконостасы, утварь, предметы интерьера, обихода, а также инструменты, оружие, украшения, одежды и многое другое. Оно требует постоянного ухода, изучения и обновления. И это особенно важно в музейном и коллекционном деле.

Один из основных этапов развития конкретного интереса в любом человеке — его увлечение. Нет увлеченности — нет становления в профессии. Поэтому необходимо знать, что любовь как основное и определяющее чувство в жизни людей всегда проходит три основных стадии своего становления:

— стадия узнавания;

— стадия увлечения;

— стадия обожания.

Конечный продукт — только тот, что продается, и за что мы можем получать реальные деньги. Каждый человек что-то продает: кто-то свой труд, кто-то своё время. В нашем деле таким предметом всегда является плод интеллектуальной деятельности человека, но чаще — группы людей.

Вместе с тем, любой продукт художественного рынка проживает четыре базовых периода своего существования, которые составляют основу его производственного жизненного цикла:

1. Пилотно-стартовый период — когда конкретную идею всесторонне прорабатывают и создают конкретный конечный сценический продукт — он абсолютно затратный;

2. Рассчетно-коррекционный период — когда готовый продукт впервые представляется людям, за что публика начинает впервые платить, и чем дальше, тем больше. Чем больше и дольше публика платит, тем больше возможностей появляется у творческой группы для создания всё новых и новых творческих продуктов — период возврата вложенных средств.

Главное и безусловное условие этого важного процесса — обязательность публичного представления! Поэтому еще раз повторим: «То, что не было представлено, его нет, оно для рынка не существует!».

3. Эксплуатационный период — период устойчивого массового признания, активного потребления и широкого проката — капитализации!

4. Диверсификационный период — период модификации продукта через диверсификацию и версификацию с целью преодоления эффекта «усталости публики» и «старения продукта», придания ему налета и эффекта новизны.

Так повторяется каждый раз и с каждым отдельным продуктом!

Авторское право необходимо регистрировать! Поскольку только в этом случае появляется реальная возможность организации массового исполнения, благодаря чему приходит популярность, следом за которой устремляется и достаточное материальное вознаграждение.

Историческое юридическое признание авторского права и авторской ренты дало блестящие возможности ставить творчество отечественного художника на конвейер и на самостоятельные экономические рельсы. Это произошло благодаря великому русскому драматургу А.Н. Островскому, который стаял у основания создания в 1874 году «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов». Именно благодаря этому в четвертой четверти XIX века в России появляются базовые экономические основания независимой творческой авторской деятельности. Эти основания и призвали к жизни современную систему защиты авторского права:

1. Российское авторское общество в Москве (РАО);

2. Сеть уполномоченных авторских агентов на местах.

Сама система со дня её основания развивалась гигантскими темпами, поскольку в России семимильными шагами развивались живопись и литература, оперная и драматическая антрепризы, закладывались основы киноиндустрии и индустрии развлечений, которые требовали все новых перформенсов и всё новый публичный репертуар. Поэтому велась активная переписка и поиск актуальных зрелищно интересных сочинений, пьес, оригинальных либретто, как среди своих доморощенных драматургов, так и среди авторов зарубежных. Подобная тенденция, в свою очередь, привела к тому, что уже в 1905 году РАО вынуждено было подписать первый свой международный договор между Парижем и Москвой о защите прав французских авторов в России и русских — в той же Франции.

Так индустрии дебюта и премьеры получили свой фундамент для дальнейшего плодотворного развития, а значение системы защиты интеллектуальной собственности как системы защиты экономических интересов и оснований было поднято на международный уровень.

Совокупность всех перечисленных выше обстоятельств определила выход России в первой четверти ХХ века на мировую творческую арену как страны, в художественной жизни которой стали преобладать мировые премьеры! Поэтому Россия этого периода для многих зарубежных авторов, в том числе и авторов драматических пьес, и оперных сочинений, стала своеобразной манной — трамплином в великое артистическое будущее!

И для многих, кто стремился прославиться на мировых сценических подмостках (и это не грешно с особой гордостью указать), часто путь в большое профессиональное искусство начинался именно с Москвы и исключительно благодаря заинтересованному вниманию, беззаветной любви и преданности своему делу замечательных русских антрепренеров. Среди них особое место и по праву занимает первый великий профессиональный русский оперный антрепренер Сергей Иванович Зимин (1875-1942).

Глава II. Значение развития человека и общества

Человек и его базовые потребности, разделение труда, выделение профессий, специализация

Чем же занимается менеджмент искусств?

Мы лечим людские души и устраиваем судьбы художников.

Это благородная профессия.

Человек по происхождению — продукт животного мира, который приспосабливается к жизни и приспосабливается к миру. Древний человек наблюдал падающую молнию, поджигающую хворост, что давало ему возможность согреться. Долгое время он пытался хранить и поддерживать данный небесами огонь. Однако это сложно, непредсказуемо, а главное — неуправляемо! Нужна надежность. Поэтому человечество веками стремится быть независимым от природных и социальных явлений. И в конечном итоге изобретает спички и зажигалку. Именно таким образом оно осваивает окружающий мир и приспосабливает природные явления под себя.

У человека существуют свои базовые потребности (пить, есть, любить и быть любимым, жить в тепле, уюте и комфорте). Для удовлетворения потребности человека выглядеть красиво появляется мода, а следом и её индустрия, которая в свою очередь вызвала к жизни много специальных профессий, среди которых не последнее место отведено профессии «манекенщица». Она родилась из необходимости модельеров представлять свои новые модели и модельные коллекции. Развитие индустрии красоты повлекло за собой появление индустрии фитнеса и индустрии низкокалорийного питания.

«Хочу знать, понимать и видеть» — это уже уровень поистине человеческой природы, стремящейся всё познать, пощупать и описать. Главный уровень потребностей человека — удовлетворение социальных и профессиональных запросов.

Три основных уровня потребностей всех людей:

1. Потребность в жилье, защите и пище.

2. Потребность в любви и понимании.

3. Потребность в статусе (к примеру, у древних индейцев: чем больше перьев на голове, тем выше статус, тем большее признание, уважение и авторитет в обществе).

Знать структуру потребностей человека — значит знать, где находятся денежные средства, кто платежеспособен и может себе позволить использовать свои ограниченные ресурсы, включая своё время, на общение с искусством. Концерты и зрелища возможны лишь там, где устойчиво удовлетворены первичные человеческие потребности и люди перешли уже на уровень необходимости удовлетворения потребности в социальных статусах, где общество и каждый отдельный его член может позволить себе и для себя праздник.

Весь арт-бизнес ориентирован на три основные возрастные точки, которые могут принести человеку известность. Но о них ниже. Сейчас же скажем о возрастной индустрии, основанной на психологии человека и базовых потребностях конкретных возрастных групп.

1. Возрастной ценз: от рождения до 3-х лет — нежный возраст — индустрия любви: всё должно быть красивым, круглым, мягким, улыбчивым и ласковым. И русский «колобок» как ничто другое представляет собой убедительно конкретный пример продукта именно для этого младенческого состояния. «Смешарики» же уже вторичны — представляют собой скрытый плагиат. Однако в этом возрасте не всё так просто.

Наши предки знали давно, а недавно во всеуслышание заявили японцы: «после трёх уже поздно»! Речь идет о том, что воспитать и обучить человека можно лишь до 3-х лет. Все, что он будет в дальнейшем в себе развивать и культивировать, закладывается именно здесь. Вот почему этот возраст так заманчив для индустрии массового художественного производства, особенно в тех странах и государствах, где глубоко продумывается система сохранения и воспитания нации, где реализуются продуманные программы.

2. Возрастной ценз: от 3 до 5 (так очень точно называется одна из литературных работ Корнея Чуковского) лет — это возраст «почемучек», когда маленький человек смотрит на мир широко раскрытыми глазами и пытается увязать все в единый процесс: прочему, почему, почему, а почему?

Почему вода мокрая, а солнце яркое? Почему ночь сменяет день? Почему по утрам поют птицы, а по ночам трещат сверчки? Эти и другие вопросы требуют ответов, и индустрия их актуализирует и персонифицирует.

3. Возрастной ценз: от 6 до 12 лет — время первого практического социального опыта, поскольку появляется необходимость в общении с коллективом и потребность в коллективных действиях: школа, учителя, наставники, друзья и т. д. Первые опыты и первые потери. Первые волнительные симпатии и антипатии. Первые персональные достижения и примерка на себя первых имиджей. И т. д.

4. Возрастной ценз: от 12 до 19 (лучше до 17) лет — возраст тинейджера — индустрия тинейджерства (мода, стиль, имидж). На эту группу ориентируются средства массовой информации, значительные группы шоу-индустрии и индустрии потребления, предлагающие всевозможные эрзацы: псевдо культура, псевдо идеи, псевдо музыка, псевдо искусство, псевдо кино, псевдо театр и т. д. На подмене ценностей не только прилично зарабатывают, но главное — именно в этом возрасте проводятся культурные диверсии и диверсии замещения: отрывают людей от своих корней, навязывают чужие ценности и желания, выращивая беспамятную человеческую глину.

Это первый архиважный для общества контрольный возраст!!!

5. Возрастной ценз: от 18 до 25 лет — время накопления знаний, самообучения и первого жизненного опыта. Своя индустрия средств массовой информации, своя музыка, молодежные «тусовки» и модные андеграунды. Но если именно в это время создается семья, а в семье создаются традиции. И какими они будут для арт-индустрии не всё равно. Поскольку, если среди них будет традиция постоянного выделенного внимания к современному искусству и общения с его высокими образцами, то искусство получает благоприятную среду для развития. Эта традиция будет с годами только развиваться, укрепляться, неуклонно сохраняться и культивироваться, а впоследствии в качестве достояния рода будет передаваться следующим поколениям.

Это второй архиважный возраст, который нельзя пускать на самотек!!!

6. Возрастной ценз: от 26 до 33 лет — время молодых волков — задача этой категории людей добиться первых ощутимых профессиональных результатов и застолбить за собой базовые профессиональные позиции через свои реальные достижения. Поэтому в этом возрасте вся работа осуществляется предельно сознательно! Здесь свои средства массовой информации, книги, запросы и художественные идолы и потребности. Они в целом характеризуются такими понятиями, как успех, благополучие, карьера, рост, самореализация и нуждаются в различных способах морально-творческой поддержки и показа путей их осязаемого достижения в обществе.

Это третий архиважный возраст, который нельзя упустить!!!

7. Возрастной ценз: от 34 до 50 лет — время статуса — именно в этом возрасте получают общественное признание, правительственные награды, звания, научные и академические степени, а также делаются эпохальные открытия и очевидные всем достижения.

Если это происходит естественным образом, человек продолжает расти и ставит перед собой всё более высокие цели.

Если нет, то человек пытается либо подправить жизненную ситуацию, закрепиться на своём уровне и сохранить достигнутое, либо сходит с дистанции (рис. 1). Это три возможных основных сценария жизни любого человека.

Однако в 33 года для многих уже поздно что-либо регулировать и каким-то образом как-то значительно влиять: все окончательно ясно (время упущено!) и для многих дальнейшее их существование и положение предопределено и предсказуемо!

Рисунок 1. Три основных сценария жизни: 1 — успех; 2 — удовлетворение; 3 — изгой.

8. Возрастной ценз: от 51 до 70 лет — время максимальной профессиональной производительности (всё есть: дети, квартира, дача, машина и даже некоторая экономическая свобода) — время искусного управленца и/или перехода в ипостась наставника, учителя и передачи жизненного опыта и накопленной мудрости.

Все серьезные руководители в мире не только на государственном, но и корпоративном поле именно этой возрастной категории. Кроме того, у многих народов существует понятие «старейшина» — люди с богатейшим жизненным опытом, с которыми непременно необходимо советоваться.

6. Возрастной ценз: от 71 и далее лет — время аксакалов — люди уходят на покой, пишут творческие или политические мемуары, или уходят глубоко в тень и становятся «серыми кардиналами» и «кукловодами».

Существует прямая зависимость на уровне закона: если человек правильно складывает свое развитие до 33 лет, далее развивается полноценный, дееспособный и экономически желательный член общества (сценарий 1). Если нет, то он становиться изгоем, проблемой и обузой, как для себя, так и для окружающих, не говоря о государстве, поскольку становится приживалом-иждивенцем (сценарий 3). Сценарий 2 — это способ основной реализации жизни представителей среднего класса, без которого любое государство мертво.

Для каждого возраста существует потребность в своей информации и художественно-культурных предпочтениях (музыка, театр, кино, живопись, архитектура, музеи, парки и т. д.). Поэтому всем производителям современного искусства нужно четко позиционировать и представлять свой продукт на конкретную возрастную аудиторию, для которой его посылаем и которая способна за него благодарно платит. Поэтому настоятельно необходимо заниматься маркетингом конкретного художественного продукта, маркетингом отдельных видов и жанров искусства и маркетингом всего современного искусства в целом.

А вот теперь мы можем вернуться и к трём основным возрастным точкам, которые приносят человеку известность.

Первая жирная точка ставится от 14 до 28 лет — время, когда великое осуществляется на эмоциях и в порыве, бессознательно, а фундаментом успеха становятся природные человеческие задатки. Это тот самый случай, когда людьми водит «божественное предопределение» или страсть.

Вторая жирная точка ставится от 30 до 50 лет — время сознательных достижений и освоения профессии. Здесь признание приходит за мастерство.

Третья жирная точка ставится от 50 до 70 лет — за долголетний опыт, мудрость, а также адекватные и стратегически перспективные рецепты, проекты и решения крупного иногда общечеловеческого масштаба.

Поэтому, если Вы не стали известным до 30 — ничего страшного!

У Вас есть впереди еще две жирных точки для истории и наследия. Если Вы не сделали эпохального открытия в 50 — не беда! У Вас есть еще одна жирная точка для этого. И еще неизвестно, какой успех судьба приготовила Вам. Главное — не останавливаться в развитии и продолжать активно работать и наращивать мастерство!

Основной признак индустрии — широкое разделение труда, поэтому арт-индустрия предполагает наличие обязательного массового производства и тиражирования. Но ни на каком одном произведении (даже сверхпопулярном) достичь исчерпывающей капитализации невозможно. Нужна постоянная продуктивная деятельность всех заинтересованных участников индустрии и всех заинтересованных структур. Поэтому рынок и его развитие определили свои базовые условия и направления действия:

— создавать оборудование и внедрять его в производство — отдельный бизнес;

— эксплуатировать здание, сооружение или оборудование — свой бизнес;

— краски, бумага, расходные материалы — изготовление или торговля — свой бизнес;

— содержание магазина, лавки и т. п. — свой бизнес;

— создание каталогов, справочников, информационных изданий — свой бизнес;

— содержание литературных салонов и библиотек — свой бизнес;

— информационно-рекламное обеспечение изданий — свой бизнес;

— издательство и производство тиража — свой бизнес;

— распространение, продвижение, доставка и продажа — свой бизнес;

— литературный и аналогичные агенты — свой бизнес;

— и т. д.

Созданный продукт в идеале должен окупаться и впоследствии капитализироваться, поскольку там, где нет прибыли, работа ведется вхолостую. Однако существуют особые случаи и обстоятельства, когда даже работа вхолостую экономически целесообразна и творчески необходима. Но об этом мы поговорим позже.

Бизнес экономически оправданный строится на двух базовых основаниях:

1. Постоянной репродукции и

2. Максимальной капитализации.

Отсюда широкое разделение труда и профессий, как в искусстве, так и в прикладных специальностях и направлениях деятельности, которыми пользуются для достижения своего успеха, в том числе и экономического, искусство и культура, включая их в свой производственный, информационный, финансовый, прокатный, потребительский и общественно-экономический оборот.

Голливуд создает свыше 1000 фильмов в год. Не случайно. Он делает это устойчиво из года в год на протяжении многих лет, поскольку технология создания фильма перешагнула возраст аксакала, когда все детали производственных процессов до мелочей выверены.

Поэтому любую кинопродукцию здесь создают коллективно и по кальке:

1. Введение в действие;

2. Развитие сюжета;

3. Апофеоз (кульминация);

4. Реприза (отпуск).

5. Кода (финал).

Все сценарные планы идентичны. Под них подгоняются сюжетные идеи и линии. Технология производства следующая: сюжетную болванку передают мастеру диалогов, проводят кастинги актеров, делают раскадровку с режиссером и оператором, а далее работа сопровождается участием художников, инженеров, компьютерных специалистов и конструкторов, трюковых артистов, каскадеров и многих других специалистов и помощников. После съемки нужного объема материала его чистят, сводят в целое, монтируют, озвучивают и создают мастер, с которого в дальнейшем производят копии как для показа в определенных технических условиях (кинотеатр или телевидение), так и/или для выпуска массовых тиражей для домашнего пользования. Часто всё и специально совмещается.

Голливуд может себе это позволить и выпускает в год, повторимся, более 1000 картин, имея дееспособные (не числящиеся) крупнейшие и влиятельнейшие на рынке киноиндустрии профессиональные организации: гильдии режиссеров, гильдии сценаристов, гильдии артистов, гильдии художников, гильдии продюсеров и т. д., которые совместно вырабатывают и обеспечивают исполнение правил профессиональных взаимоотношений во всей индустрии. И попробуйте нарушить правила заключения контрактов!

Поэтому люди регулярно организовывают, пишут, снимают, представляют, продвигают и прокатывают созданные работы безостановочно — это как раз и есть творческий конвейер, истоки которого заложили отечественные деятели искусства еще в начале ХХ века!

Золотые законы арт-бизнеса:

1. Умеешь заработать, умей и поделиться.

2. Чтобы взять свои, нужно вовремя отдать чужие.

На рубеже XIX — ХХ веков появились профессии художника-декоратора, осветителя, режиссера-постановщика и многие другие. Это разделение труда и глубокая специализация — обязательные атрибуты арт-индустрии — свидетельство того, что Россия в своем организационно-творческом и художественно-артистическом развитии (проявленных в бесспорных и признанных художественных достижениях) впервые за более чем 360 лет вышла на уровень авангарда мировых творческих процессов, создала основополагающие профессиональные технологии и возглавила их дальнейшее развитие.

Не случайны огромные и показательные успехи русских антрепренеров, артистов, художников, скульпторов и режиссеров, музыкантов и архитекторов в ХХ веке за рубежом — на всех континентах и во многих направлениях. Не случайны визиты представителей зарубежных арт-корпораций в Москву, к примеру, к С.И. Зимину для ознакомления с передовым организационно-творческим опытом. Не случаен и недостижимый по сей день уровень художественно-артистической жизни России, прежде всего Москвы, в первой четверти ХХ века. И появление в этот период плеяды отечественных высокопрофессиональных и влиятельных антрепренеров в разных видах и жанрах искусства уже не кажется нам чем-то невероятным. Это как раз они и стояли у основания успеха и именно они и сотворили мировой художественно-артистический прорыв!

Гордитесь!

Ко всему вышесказанному следует добавить, что деятелю рынка искусства необходимо знать основополагающие механизмы развития общества. И здесь следует указать, что всех Вас учили тому, что общество развивается по спирали.

Забудьте!

И еще Вас учили, что поколение в среднем составляет 25 лет, и за век проходит 4 поколения.

А это уже полуправда! Точнее, правда, но не вся!

Еще в начале ХХ века великий русский ученый А.Л. Чижевский показал, что все мы и общество в целом дети космоса и подвержены его постоянному влиянию. Самое серьезное влияние на нас оказывает ближайшее светило — Солнце. Оно с периодичностью раз в 11,5 — 12 лет выбрасывает сгустки огромной энергии — свои протуберанцы в окружающее космическое пространство, что для человечества является мощным тумблером подачи стимуляции! Выброс — включение; выброс — выключение!

Таким образом, поколение состоит из двух противоположно заряженных электрическими полюсами и направлениями внимания частей подымающегося человечества и составляет по продолжительности в среднем 24 года (рис. 2)!

Рисунок 2

Почему это так важно для арт-индустрии будем говорить дальше и подробно. Сейчас же нужно понять, что любой человек и общество в целом непременно проходят и переживают эти поколенческие циклы.

Это закон!

И они не развиваются по спирали, а благодаря колебаниям космических энергий движутся волнами: приливами и отливами!

Это дыхание вселенной и Земли!

Дышит всё!

И циклы эти бывают разными: малыми, средними, большими и эпохальными, что с точки зрения основ арт-индустрии является самым важным!

Глава III. Искусство в жизни человека

Феномен искусства. Тиражирование как способ удовлетворения потребностей

«Искусство — Солнце в жизни человека!» (М. Баттистини).

Искусство, как и любовь, вечно!

Оно за короткий отпущенный человеку срок позволяет ему прожить множество судеб и жизней одновременно. Оно обладает особой притягательной силой — очарованием. Через него приходит любовь, без которой ничего замечательного ни создать, ни сделать невозможно.

Искусство многолико. Оно имеет разный инвентарь и отражает различные стороны человеческого бытия. Да и сам человек жив до тех пор, пока любит. Но к любви приходят по-разному.

В искусстве всегда существует единственный и уникальный оригинал, который заставляет других людей стремиться приблизиться к этому идеалу. У скрипачей — Паганини, у пианистов — Лист, Рахманинов.

А кто же они — эти идолы и кумиры?

Первые звезды музыкальной и гастрольной индустрии.

Для достижения мастерства и совершенства необходимо «набить» глаз и руку, выработать свою технику и стиль. Это требует создания ни одной, а сотен и тысяч работ, эскизов, опусов. Одна картина — не картина. 100 картин — ты маляр. 1000 картин — ты начинающий художник.

Мастерство требует постоянного внимания и безраздельной преданности искусству. Мастером стремятся стать для того, чтобы творить красоту, творить и дарить её людям! Поэтому фраза: «Красота спасет мир» не случайна! Только так творят высоко одухотворенные люди. Они среди прочего изобрели и театр. Это были текстовики, которых позже потомки назовут драматургами. А поскольку искусство учит, назидает и воспитывает, Древнегреческий театр породил феном создания человека-гражданина.

Феномен искусства — сценического, музыкального или визуального — заключается в том, что эмоции и впечатления от соприкосновения с ним можно получить только здесь, только сейчас и больше никогда и нигде!

Увидеть и стать соучастником события, имя которого «чудо»! Вот, что дарит людям сценическое искусство и искусство театра в частности. Этого искусства не может быть без зрителя! Оно требует участия, соучастия и свидетельствования. Такого же свидетельствования, как и у любого чуда.

Чудо есть лишь тогда, когда у него есть свидетели и последователи. Это и составляет главный феномен искусства!

У чуда должна быть молва!

Есть молва — состоялось чудо! Нет молвы — нет чуда!

И до тех пор, пока вообще нет молвы, или не выстраивается вокруг тебя молва, ты не чудо. Ты еще никто — человеческая глина!

Есть молва — есть признание и внимание! Это самый драгоценный экономический ресурс!

Молву можно создавать искусственно.

Но парадокс в том, что художника сделать великим невозможно до тех пор, пока он сам не стал великим мастером.

Искусство априори бесценно! И реальную его стоимость вряд ли представляется возможным выразить в существующих денежных единицах. Этого не может сделать никто!

Но на рынке оно всё-таки имеет свою цену — меновую стоимость. Более того, оно зачастую выступает в качестве второго унивёрсума! Оно может и способно замещать собой и/или подменять реальные деньги.

Это качество искусства зачастую банально используют или предполагают использовать наряду с другими существенными аргументированными обстоятельствами. Сам фактор является весомым в коллекционном деле. Он является основой бизнес-процессов фондов искусства. Кроме того, этот мотив играет решающую роль при принятии решений банками и корпорациями о приобретении тех или иных полотен, холстов, экземпляров, и/или создании собственных художественных коллекций.

Почему же это происходит?

Потому что искусство с годами и веками не дешевеет. Наоборот. Оно имеет колоссальную особенность — возможность не только сохранять стоимости вложенных в него денежных средств, но и приносить дивиденды, значительно опережая инфляцию во времени. Этот феномен связан с тем, что цены на произведения искусства в обозримой перспективе растут значительно быстрее мировых инфляционных процессов.

Деньги же теряют время от времени свою стоимость и значимость!

Искусство — никогда!

Однако, и это также особенность искусства, высокого искусства должно быть всегда в меру. Оно должно быть менее доступным и не представляться на каждом шагу.

Причина в том, что возможно, как и в еде, пресыщение! Это первая причина. И вторая причина в том, что к восприятию искусства нужно созреть, подготовиться, вырасти, образоваться, приложить сознательные усилия в постижении и достижении — предпринять определенные действия. Только в таком порядке и в таком случае человек может и будет готов оценить и благоговеть.

Без оценки и благоговения — искусство бесполезная и даже вредная вещь. Поэтому варвары всегда уничтожают то, что им не понятно и то, что не способны они ни оценить, ни осознать, ни тем более создать!

Искусство самовосстанавливается, и всему причина человек: его стремление к Божественной красоте и ожидание Божественного чуда!

Каждое произведение уникально и неповторимо! Поэтому любое произведение искусства первично может принадлежать лишь одному человеку (владельцу). Вместе с тем, именно для удовлетворения этой жажды в познании и владении человечество изобрело способы тиражирования. Прошло немало веков, утрат и потерь, чтобы копии обрели свою ценность!

К примеру, Римские и Александрийские библиотеки сгорели! Но сохранившиеся копии в Константинополе открыли человечеству его «утраченное сокровище» — знания, накопленные прошлыми поколениями. И именно благодаря этому в новейшее время мы имеем возможность узнать имена многих великих философов, драматургов и ученых и познакомиться с их сохранившимися работами.

Таким образом, и сам процесс тиражирования для цивилизации стал также бесценен, как и процесс создания, сохранения и наслаждения шедеврами подлинного и великого искусства!

Искусство трансформируется в разные формы существования. И в настоящее время его ожидает очередной новый прорыв.

Успех артиста, театра, пьесы, фильма ставит на экономические рельсы только тиражирование (фотографии, мемуары, музыка, плакаты и вся печатная мишура). Тиражирование — способ передачи законсервированного кусочка чуда, у которого были свои свидетели и последователи. Это и создает свою молву. Это заставляет прикладывать усилия и находить время, поскольку молва всегда создает ажиотажный спрос!

Искусство преображает людей и настраивает их как камертон. Счастье — это не то, что плывет в руки. А то, что творится, создается и оберегается! Счастье — это великое творчество и огромная работа! И каждый великий человек старается тиражировать счастье каждый день!

Если бы человек не умел мечтать, он бы никогда не стал венцом природы. Будущее рождается из сказок. Мечта не имеет границ! А человек всегда стремился узнать, что же там за линией горизонта?

Отдельно отметим, что в этом мире счастья не так много. И только те люди, которые готовы найти время, чтобы понять его, прочувствовать и осознать, могут сказать по-настоящему: «Я счастливый человек!».

Если умеешь постичь тайны бытия, создать великие образцы искусства и передать потомкам плоды накопленного знания и мудрости (свои послания в вечность) — ты великий! По этим образцам и знаниям оценят твоё время!

К примеру, И.С. Бах ночами в течение многих лет гравировал свои произведения на свинцовых дощечках. Боялся, что в рукописном виде они могут затеряться в веках. Боялся не случайно, потому что видел, что его наследие не понимают, не воспринимают и не принимают современники по истинному достоинству. И что же?

Спустя столетие великое роскошество человеческого мастерства, духа и веры обнаружил в подвале церкви Мендельсон, и гений Баха воссиял своей безграничностью и бесконечностью для всего человечества!

Подобных примеров в истории искусства достаточно.

Поэтому события и изгибы истории вообще и истории искусств можно оценить и правильно понять, лишь внимательно изучив искусство и знания конкретного времени и конкретных представителей этой эпохи.

Что касается искусства, то оно по принципу фотографии фиксирует и оставляет свой вещественный, чувственный, эмоциональный, ментальный, психологический и звуковой след эпохи в истории! И пока жив сам человек, до тех пор он будет нуждаться в великом искусстве.

И даже когда человека не станет, только искусство способно рассказать каким было исчезнувшее человечество!

Глава IV. Общечеловеческие ценности

Исключительность и уникальность. Альтернатива и Рынок. Цивилизация и толерантность

Современное общество, сформированное на принципах взаимодействия и профессиональной специализации, объективно нацелено на организацию индивидуально-массового потребления, в том числе и специального назначения, что создало предпосылки становления и развития современной арт-индустрии и индустрии арт-перформенса.

Ключевые факторы, играющие сегодня на рынке доминирующую роль, складывались веками, но особенно утвердились за последнее столетие: школы, традиции, интеллектуальные потенции, социально-экономические факторы, идеологии, системы общего и профильного образования, сетевые структуры продвижения, представления и проката продуктов творчества и искусства, системы сдержек и противовесов на государственном и законодательном уровнях.

Многообразие художественных представлений и культурно-творческих традиций сложившихся многовековых социумов играет в современном мире значение самоидентификации.

Доминантой развития мировой цивилизации в различное время и в различных местах выступали отдельные государственно-территориальные образования, создававшие и передававшие остальному миру — провинциям — свои достижения, культуру, образование, философию, религию, стиль жизни, традиции и т. п.

Интеграционные процессы привели к выделению на мировом ландшафте нескольких центров мировой культуры, ряда мировых религий и духовных центров, что в свою очередь привело к формированию и культивированию собственных школ и иных институтов художественно-культурной жизни многих регионов.

Адаптация и развитие знаний, обогащение и взаимопроникновение культур, развитие усвоенных традиций и выделение собственных (свойственных данной исторической общности людей) идей во все времена давало и сегодня дает все новые и новые импульсы поступательному движению в развитии не только художественно-культурной жизни отдельного региона, но и всего мирового искусства.

Мировое богатство — это многогранность творческой мысли, многообразие взглядов, идей и отношений при абсолютном понимании взаимозависимости в контексте осознания самой планеты Земля как общего и абсолютно небольшого Дома. В этой связи России, как многонациональной, многоэтнической и многоконфессиональной стране — центре одной из великих мировых культур, есть чем поражать, есть что предложить, есть что демонстрировать.

Необходимы специалисты.

Огромное значение для реализации творчества играет не только экономическое, политическое, образовательное и мировоззренческое состояние социума, но и наличие альтернативных путей развития как для всей общности в целом, так и для отдельно взятой личности в частности.

Право выбора во всех вопросах человеческого бытия, а также сферах человеческой деятельности, составляет базовую основу права человека на альтернативу.

Реальный рынок, базирующийся на соотношение спроса и предложения, на складывающуюся конъюнктуру и индустриальное производство, дает обществу и отдельной личности реальные возможности иметь реальные альтернативы, а также реальное право на реальный выбор.

И они реальны, нужны лишь:

— общий высокий образовательный и культурный уровень;

— и сознательно реализуемая добрая воля людей.

Опорой и двигателем рынка была и остается частная инициатива, в какой бы области или отрасли она не проявлялась. Именно благодаря частной инициативе в большинстве направлений человеческих устремлений и создается реальная альтернатива. Поэтому жизненно важной задачей государства была и сегодня остается одна единственная задача — задача создания реальных условий развития реального рынка, раскрепощения частной инициативы с целью реализация созидательно-творческого и художественного потенциала своих граждан.

Свобода и ответственность, право и обязанности, равенство в возможностях, личные интересы и самоопределение, общественные нормы, общественные институты, общественная польза, общественное развитие, общественный контроль и гражданское общество, власть: законодательная, исполнительная и судебная, механизмы реализации права и правопорядок и многое другое — это лишь условные атрибуты цивилизованного общества.

Вместе с тем, современная мировая цивилизация всё больше раскрывается и движется к открытой общемировой экономике. В этой связи, созданные в ХХ веке международные институты, такие как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИКАД, ВТО и другие, активно развиваются и расширяются, создавая во многих видах человеческой деятельности общие нормы и стандарты.

Но уже на этом — на общемировом плацдарме искусство выступает как общечеловеческая гуманитарно-коммуникативная функция, которая требует умелого использования и грамотного управления.

Это еще важно и потому, что как бы ни развивалось и не заигрывалось человечество в своих заблуждениях, сегодня, как и во все времена, с одной стороны,

цена человеческой жизни остается безмерной.

А с другой, как бы ни складывались судьбы отдельных государств, обществ и людей, самым актуальным из всех искусств во все времена было и остается:

искусство любить Отечество.

Оглавление

Из серии: Секреты профессии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Том 1. Основы и структура арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я